Рекомендательный список трудов выдающихся отечественных искусствоведов

1. Голомшток И. Тоталитарное искусство. М., 1994.

2. Степанян Н. Искусство России XX века. М., 1999.

3. Луначарский А.В. Статьи об изобразительном искусстве: В 2-х т. М., 1967.

3. Тугенхольд Я. Искусство октябрьской эпохи. Л., 1930.

4. Ванслов В.В. Ученый. Публицист. Общественный деятель // Художник, 1978. №12.

5. Волошин М.А. Александр Бенуа // Волошин М.А. Путник по вселенным. М., 1990.

6. Кауфман Р.С. Очерки истории русской художественной критики XIX века. От Батюшкова до Бенуа. М., 1990.

7. Лебедев А.К. Стасов и русское искусство. М., 1998.

8. Мамонтова Н. Игорь Грабарь. М., 2001.

9. Поликарпов В. Русская живопись среди европейских школ. Творчество, 1982. №8 // Рецензия на кн. Д.В.Сарабьянова «Русская живопись XIX века среди европейских школ».

10. Поспелов Г.Д. Опыт творческого портрета // Вст. ст. к кн.: Д.В.Сарабьянов «Русская живопись XIX века среди европейских школ». М., 1980.

11. Роттенберг Е. Памяти Бориса Робертовича Виппера // Искусство, 1988. №3.

12. Современный словарь-справочник по искусству. М., 1999.

13. Эткинд М.Г. А.Н. Бенуа и русская художественная культура конца XIX – начала XX века. Л., 1989.

14. Бенуа А.Н., Русская школа живописи. М., 1997.

15. Кеменов В.С. Василий Иванович Суриков. Л., 1991.

16. Стасов В.В. Избранное: Живопись. Скульптура. Графика: В 2-х томах. М., 1950.

17. Стасов В.В. Избранные статьи о русской живописи. М., 1984.

18. Федоров-Давыдов А.А. Исаак Ильич Левитан: Жизнь и творчество. М., 1976.

19. Федоров-Давыдов А.А. Илья Ефимович Репин. М., 1989.

20. Степанская Т.М. Описание и анализ памятников искусства: учебное пособие. Барнаул, АлтГУ, 2004.

21. Архитектура сибирских городов-заводов XVIII – первой половины XIX века. Учебное пособие.

22. Наследие и современность (Искусство Сибири): Материалы науч.-практ. Семинара / Науч. ред. Проф. Т.М.Степанская. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2005. – 81 с.

23. Бийск православный. К истории Православия в городе Бийске (приложение к альманаху «Бийский Вестник» № 1, 2006 г.). – Бийск: Издательский Дом «Бия», 2006. – 152 с., : ил.

Краткий словарь терминов

Абрис – линейные очертания изображаемой фигуры, ее контур.

Акцент – прием подчеркивания цветом, светом, линией или расположением в пространстве какой-нибудь фигуры, лица, предмета, детали изображения, на которую нужно обратить внимание зрителя.

Алла прима – художественный прием в живописи, состоящий в том, что картина пишется без предварительных прописок и подмалевка.

Блик – элемент светотени. Наиболее светлое место на освещенной (блестящей) поверхности предмета. С переменной точки зрения блик меняет свое место – положение на форме предмета.

Вариант – авторское повторение произведения или каких-либо его частей (деталей) с некоторыми изменениями, в том числе с изменениями, внесенными в композиционное или цветовое решение картины и жесты и позы изображаемых людей, в постановку живой модели или предметов; с изменением точки зрения на тот или иной объект и т.д. В сюжетной композиции встречается и полное изменение изображения при сохранении содержания. При всех условиях вариант предлагает наличие в какой-либо мере сходства с оригиналом.

Воздушная перспектива – изменение цвета, очертания и степени освещенности предметов, возникающее по мере удаления натуры от глаза наблюдателя, вследствие увеличения световоздушной прослойки между наблюдателем и предметом.

Грунт – тонкий слой специального состава (клеевой, масляный, эмульсионный), наносимый поверх холста или картона с целью придания их поверхности нужных цветов и фактурных свойств и ограничения чрезмерного впитывания связующего вещества (масла).

Зарисовка – рисунок с натуры, выполненный преимущественно вне мастерской с целью собирания материала для более значительной работы или как упражнение. В отличие от подобного по техническим средствам наброска исполнение зарисовки может быть очень детализированным.

Картина – живописное произведение, самостоятельное по назначению. Картины различаются по жанрам. В отличие от этюда картина может отразить действительность с наибольшей глубиной, в законченной и продуманной в целом и в деталях форме.

Колорит – особенность цветового и тонального строя произведения. В колорите находят отражение цветовые свойства реального мира, но при этом отбирают только те из них, которые отвечают определенному художественному образу. Колорит в произведении представляет собой обычно сочетание цветов, обладающее известным единством. Колорит воздействует на чувство зрителя, создает настроение в картине и служит важным средством образной и психологической характеристики.

Константность цвета – тенденция воспринимать предметный цвет (его локальную окраску) независимо от изменяющихся условий освещения, его силы и спектрального состава (дневное, вечернее, искусственное).

Контраст – распространенный художественный прием, представляющий собой сопоставление каких-либо противоположных качеств, способствующих их усилению. Наибольшее значение имеет цветовой и тональный контраст. Цветовой контраст обычно состоит в сопоставлении дополнительных цветов или цветов, отличающихся друг от друга по светлоте. Тональный контраст – сопоставление светлого и темного.

Контур – см. Абрис.

Лессировка – художественный прием в живописи, в котором используется прозрачность красок. Лессировки применяют в живописи для придания цвету новых оттенков, иногда для создания нового (производного) цвета, а также для усиления или приглушения интенсивности цвета. Лессировка имеет также большое распространение в акварельной живописи. В масляной живописи лессировка широко применялась старыми мастерами.

Локальный цвет – 1) цвет, характерный для окраски данного предмета; постоянно изменяется под воздействием освещения, воздушной среды, окружающих цветов и т.п. 2) в живописи – взятый в основных больших отношениях к соседним цветам, без детального выявления цветовых оттенков.

Материальность – передача материальных качеств предмета его тональными и цветовыми отношениями, характером светотени, бликами и рефлексами.

Набросок – быстрый рисунок, трактовка форм в наброске обычно отличается значительно обобщенностью, так как его цель – дать лишь общее представление о натуре. Набросок часто имеет самостоятельное значение, но могут быть и подготовительные наброски для картины.

Натура – в изобразительном искусстве объекты действительности (человек, предметы, ландшафт и т.п.), которые художник непосредственно наблюдает при их изображении. В выборе натуры и ее интерпретации проявляются мироощущение художника, его творческая задача. Непосредственно с натуры выполняются этюды, наброски, зарисовки, часто – портрет, пейзаж, натюрморт.

Образ – форма отражения явлений действительности в искусстве, форма художественного воспроизведения действительности. В изобразительном искусстве образ является чувственно-конкретным, наглядным выражением идеи.

Отмывка – 1) акварельная техника с использованием очень жидкой краски или туши. 2) прием осветления краски или удаления ее с бумаги при помощи кисточки, смоченной в чистой воде, и сбор отмоченной краски промокательной бумагой.

Оттенок – 1) изменение цвета натуры под воздействием окружающей среды; 2) небольшое различие в красках по светосиле, насыщенности, цветовому тону, 3) различие в каком-либо цвете при его переходе от холодного к теплому и наоборот.

Пленэр (пленер) – работа на открытом воздухе в естественных условиях, а не в стенах мастерской. Термин пленэр обычно употребляется в применении к пейзажу, а также для обозначения произведений любого рода живописи, отличающихся многообразием и сложностью цветовых и тональных отношений и хорошо передающих световоздушную среду.

Полутень – один из элементов светотени. Полутень как в натуре, так и в произведениях искусства – это градация светотени на поверхности предмета, промежуточная между светом и глубокой тенью.

Полутон – тон, переходный между двумя соседними малоконтрастными тенями в освещенной части предмета. В произведениях искусства: средство выразительности художественного образа.

Рельефное изображение – энергичная лепка объемной формы тоном или цветом.

Рефлекс – 1) в живописи – оттенок цвета более сильно освещенного предмета на поверхности, соседней с ним. Цветовые рефлексы возникают в результате отражения лучей света от окружающих предметов; 2) в рисунке – отражение света от поверхности одного предмета в затененной части другого.

Рисунок – какое-либо изображение, выполняемое от руки с помощью графических средств – контурной линии, штриха, пятна. Различными сочетаниями этих средств в рисунке достигаются пластические моделировки, тональные и светотеневые эффекты.

Ритм – одна из особенностей композиционного построения произведений. Простейший вид ритма представляет собой равномерное чередование или повторение каких-либо частей (предметов, форм, элементов узора, цветов и т.п.); чаще всего проявляется в монументальном, декоративно-прикладном искусстве и архитектуре.

Свет – в изобразительном искусстве элемент светотени. Как в натуре, так и в произведениях искусства термин служит для обозначения наиболее освещенных частей поверхности.

Светотень – градации светлого и темного, соотношение света и тени на форме. Светотень является одним из средств композиционного построения и выражения замысла произведения. Благодаря светотени воспринимаются зрительно и передаются в произведении пластические особенности натуры. В натуре характер светотени зависит от особенностей формы и материала предмета.

Силуэт – теневой профиль, очертание, абрис предмета, одноцветное плоскостное очертание предмета или человека (темное на светлом фоне, светлое на темном), нарисованное или вырезанное из бумаги или другого материала.

Тема – круг явлений, выбранных художником для изображения и раскрытия идеи его произведения.

Тень – элемент светотени, наиболее слабо освещенные участки в натуре и в изображении. Различают тени собственные и падающие. Светотеневыми называют тени, принадлежащие самому предмету. Размещение этих теней на его поверхности обусловлено формой данного предмета и направлением источника света. Падающие – это тени, отбрасываемые телом на окружающие предметы.

Тон – степень светлоты, присущая цвету предмета в натуре и в произведении искусства. Тон зависит от интенсивности цвета и его светлоты. Тон в рисунке является в рисунке одним из ведущих художественных средств, так как рисунок обычно одноцветен (монохромен). При помощи отношений различных тонов передается объемность формы, положение в пространстве и освещение предметов.

Тоновое изображение – изображение с различными тоновыми переходами от света к тени, то есть с участниками, имеющими разную силу тона. Типичным примером тонового изображения является масляный или акварельный рисунок или цветом (гризайль), а также рисунок карандашом, выполненный прием тушевки.

Цветовые отношения – различия цветов натуры по цветовому тону (оттенку), светлоте и насыщенности. В натуре цвет воспринимается в отношениях с окружающими его цветами, с которыми он находится в строгом взаимодействии и зависимости. Поэтому цветовые отношения этюда должны передаваться профессионально цветовым отношениям натуры.

Штрих – одно из изобразительных средств в рисунке. Каждый штрих представляет собой линию, проведение одним движением руки. Приемы работы штрихом разнообразны. Используются штрихи разной силы, длины и частоты, положенные в различных направлениях. При этом, в зависимости от характера работы, штрихи могут выглядеть как отдельные линии или сливаться в сплошное пятно.

Эскиз – подготовительный набросок к произведению, отражающий поиски наилучшего воплощения творческого замысла. Эскиз может быть выполнен в различной технике. В процессе работы над картиной, скульптурой и т.д. художник обычно создает несколько эскизов. Наиболее удачные, с его точки зрения, он использует в дальнейшем, развивая и дополняя ранее найденное решение.

Этюд – работа, выполненная с натуры. Нередко это имеет самостоятельное значение. Иногда он является упражнением, в котором художник совершенствует свои профессиональные навыки и овладевает более глубоким и правдивым изображением натуры. Этюды могут служить вспомогательным и подготовительным материалом при создании произведений. С помощью этюда художник конкретизирует замысел произведения, первоначально более обобщенно переданный, прорабатывает детали и т.п.

Источник

1. Современный словарь-справочник по искусству. М., 1999.

Наши рекомендации