Изделия из керамики и их применение в строительстве.
Художественная керамика.
Древнейший материал керамика появился на заре цивилизации – середине каменного века. Сначала он использовался для бытовых изделий, в дальнейшем становился строительным материалом, а затем – одним из основных материалов для нужд многих отраслей промышленности, науки и техники. Особенно значительно его место в строительстве, архитектуре, монументально-декоративном и декоративно-прикладном искусстве.
Древнюю керамику археологи находят в Европе, Азии, Африке и Америке. Высокого развития искусство «глины и огня» (как называют иногда керамику)
Достигло в Древнем Египте, Мессопотамии, в Древней Греции, на Крите.
Вавилоняне умели покрывать кирпичи цветной глазурью и использовали глиняные плитки для написания текстов и создания рисунков. Большое внимание керамике уделяли в древних Индии, Японии, Китае, Корее.
Искусство декорирования и облагораживания глиняного черепка достигло здесь совершенства.
На территории нашей страны о керамике впервые узнали около пяти тысяч лет назад. Люди, жившие в низовьях Днепра, на берегах Буга и Днестра, одними из первых применили керамику в строительстве. На рубеже IX-X вв. гончарное дело приобрело на Руси характер ремесла. В XI в. был возведен Софийский собор в Киеве – выдающееся произведение архитектурного творчества, - где были использованы плоский кирпич-плинфа и керамическая цветная мозаика.
Керамические изделия применялись также в архитектуре Владимира, Суздаля, Углича. Шедеврами русского кирпичного зодчества стала церковь в селе Коломенском под Москвой и Покровский собор (храм Василия Блаженного) в Москве, возведенные из кирпича.
Керамическими плитками, покрытыми глазурью и узорами, гладкими и рельефными, так называемыми кахлями (в России – изразцами), еще в XI-XII вв.
Облицовывали внутренние стены и полы. Позднее они изготовлялись в украинском местечке Опишня, называемым « Афинами украинской керамики ».
Богатство форм, обогащение декора орнаментом, использование глазурей и ангобов, применение штампов, освоение ножного гончарного круга – таков путь развития украинской керамики. Традиции народного искусства являются неиссякаемым источником совершенствования художественной керамики по сей день.
В России, на Украине, в Прибалтике при возведении кремлей, крепостных стен, церквей и жилых домов кирпич часто применялся в сочетании с отделочной керамикой (изразцы, майолики, терракота).
Появление высококачественных видов керамики – фарфора и фаянса – расширило возможности прикладного искусства. В 1744 г. В России был основан первый фарфоровый завод. Честь создания отечественного фарфора принадлежит талантливому русскому ученому-керамику Д. И. Виноградову.
Керамика сегодня – это не только строительные и отделочные материалы, но и огнеупоры для обжиговых печей, сопла ракетных двигателей, топливные стержни ядерных реакторов, изоляторы линий электропередач и т.д. Производство керамики превратилось в одну из развитых механизированных отраслей промышленности. Созданы поточно-автоматизированные конвейерные линии, осуществлен переход основных предприятий керамической промышленности на прогрессивный шликерный способ изготовления сырьевой массы, позволяющей сократить технологический процесс на 50-70 минут (время изготовления керамических плиток 80-100 часов) с переходом на одноразовый обжиг. Условия скоростного обжига предъявили новые требования к качеству керамических масс и глазурей, поставили вопрос о снижении температуры обжига.
Использование местного сырья, освоение новых видов глазурей, сокращение времени технологического цикла – таковы пути повышения экономического эффекта производства керамики.
Керамика прочно вошла в интерьер общественных, промышленных и жилых зданий.
Это наиболее распространенный и дешевый материал для выполнения декоративных работ.
Изделия из керамики и их применение в строительстве.
В интерьере жилых, общественных и промышленных зданий применяется архитектурно-строительная и сантехническая керамика.
а) Архитектурно-строительная керамика бывает конструкционной и отделочной - деление это в некоторой степени условно, так как часто конструкционные изделия или являются одновременно отделочными, или просто используются в качестве отделочных. Так, обыкновенный кирпич может применяться в отделке интерьеров и в крупных декоративно-монументальных работах. Декорирование кирпича различными способами исключает последующую отделку интерьера.
Конструкционная архитектурно-строительная керамика – это изделия, служащий для устройства стен, перегородок и декоративных стенок: кирпич глиняный обыкновенный, кирпич строительный легкий, камни керамические, кирпичи и камни лицевые с офактуренной поверхностью, сплошные, пустотелые, гладкие, рифленые и профильные.
Отделочная керамика – это материалы для отделки поверхностей внутренних и наружных: плиты и плитки облицовочные, мозаика, керамические изделия для полов, архитектурно-художественные изделия.
Сравнительно новый вид керамических изделий, получивших распространение в последнее время в архитектуре, в том числе и в интерьерах – объемная декоративная керамика. Это керамическая скульптура, вазы, капшо.
б) Сантехническая керамика по своей форме является продуктом дизайна. Изделия изготавливаются из фарфора и фаянса. Встроенные керамические изделия, вешалки, полочки, крючки, сантехническое оборудование, вентиляционные решетки используют при решении бытового интерьера. Сантехническую керамику обязательно покрывают цветными или белыми глазурями.
Увеличение в последние годы выпуска керамических изделий вызвано их экономическим преимуществом перед другими материалами и распространенностью сырьевой базы. По долговечности и устойчивости цвета керамика фактически не имеет соперников среди других строительных материалов. В отделке интерьеров этот материал позволяет создавать самые разнообразные декоративные композиции. Определен круг помещений, функциональное назначение которых требует применение того или иного вида керамики. Это объекты промышленного и гражданского назначения, к которым предъявляют требования устойчивости к повышенной влажности (прачечные, бани, лечебные помещения), особой гигиеничности (объекты общественного питания, детские учреждения), повышенной огнеустойчивости (промышленные предприятия), повышенной химической устойчивости (лаборатории, научно-исследовательские пункты), повышенной прочности (переходы в метро) и т.д. Выбор вида керамики для интерьера должен соответствовать не только функциональному назначению помещения, но и его архитектурным формам, общему композиционному решению, а также материалам, используемых в данном интерьере. Керамические изделия, применяемые в интерьерах, должны отличаться высоким художественным уровнем решения формы и декора. Недостатком изделий из керамики является их относительная хрупкость.