Тема 8. Рождение российского и советского кино (8 часов). 7 страница
Шометт, Анри (1896-1941) – французский режиссер, актер, кинокритик, теоретик кино, старший брат Рене Клера. Появившись в качестве статиста на студии «Фильм д’ар» в 1922 году, Ш. снялся в нескольких сценах фильма «Роже-Стыд» (1922) Жака де Баронселли. Впоследствии этот режиссер назначил Ш. своим ассистентом и работал вместе с ним на картинах «Полночные куранты» (1922) и «Неизвестная» (1923). В том же качестве Ш. сотрудничал в 1926 году с Луи Фейадом. В историю кино Ш. вошел прежде всего как один из авторов идеи «чистого кино», что отразилось в двух его главных фильмах: «Игра световых отражений и скоростей» (1925) и «Пять минут чистого кино» (1926). Ш. писал, что в его фильмах «изображения следуют друг за другом не так, как фразы в повествовании, а как фразы музыкальной сюиты». По странному стечению обстоятельств ни одна из двух главных работ Шометта не вошла в т.н. «Антологию сюрреализма».
Шрек, Макс (1879-1936) – немецкий актер театра и кино. Начинал с исполнения характерных ролей. Вскоре превратился в одного из крупнейших мастеров немецкой сцены. С его именем связан расцвет Берлинской театральной труппы Макса Райнхардта, а также громкий успех ряда постановок в берлинском Staatstheater и мюнхенском Kammerspiele. Затем он поступил в Мюнхенский камерный театр, где обратил на себя внимание ролью ведущего шоу уродов Глубба в дебютной пьесе Бертольда Брехта «Барабаны в ночи». Пройдя в Москве актерскую школу переживания и первоплощения, Ш. стал адептом системы Станиславского. Благодаря своей удивительно мрачной и пугающей внешности актер получил приглашение на роль вампира графа Орлока в ставшую затем классической ленту «Носферату. Симфония ужаса» Ф.В.Мурнау. Сухопарый, сутулый, длиннорукий, с длинными ногтями – Ш. произвел на публику неизгладимое впечатление. А его восстание из гроба на глазах у обезумевшего Хуттера до сих пор остается одной из самых жутких сцен в мировом кино. Работа Ш. в «Носферату» не только обессмертила его имя, но и стала эталонной, заставив всех последующих исполнителей роли Дракулы (Бела Лугоши, Кристофер Ли, Клаус Кински, Гэри Олдман, др.) работать с оглядкой на нее. О жизни Ш. почти ничего не известно, его имя отсутствовало в справочнике «Немецкие киноактеры» (Л. «Академия, 1926) даже несмотря на то, что в середине 1920-х он уже был звездой первой величины. Кошмарный облик Ш. не мог не породить великого множества легенд и домыслов, часть которых была отражена в фильме «Тень вампира» (2000). Ш. умер от сердечного приступа в Мюнхене.
Шуб, Эсфирь Ильинична (1894-1959) – советский кинорежиссер, сценарист, монтажер, киновед. В 1910-1917 гг. изучала русскую литературу на Высших женских курсах в Москве. В 1919-1921 гг. работала в Наркомпросе, была личным секретарем Всеволода Мейерхольда. С 1922 года – на киностудии «Госкино». Была монтажером иностранных фильмов, готовящихся к советскому прокату, каждый из них она превращала в агитационный киноплакат, монтировала игровые ленты своей киностудии, а также картины дореволюционной эпохи. С 1926 года – режиссер киностудии «Мосфильм» (тогда – «Совкино»). В 1942-1953 гг. – режиссер Центральной студии документальных фильмов. Автор выпусков киножурнала «Новости дня».
Документальные фильмы: «Падение династии Романовых» (1927), «Страна Советов» (1937), «Испания» (1939) и др.
Эйзенштейн, Сергей Михайлович (1898-1948) – российский и советский режиссер, сценарист, теоретик кино и педагог, доктор искусствоведения.
Родился в семье инженера и архитектора, с 1917 года действительного статского советника и дочери купца. С детства изучал три иностранных языка. Окончил Рижское реальное училище, учился в Петроградском институте гражданских инженеров. Весной 1918 года вступил добровольцем в Красную армию. Учился на восточном отделении Академии Генерального штаба. Затем поступил на работу художником в Первый рабочий театр Пролеткульта. В 1921-1922 гг. обучался в Государственных высших режиссерских мастерских (ГВЫРМ) под руководством Всеволода Мейерхольда. Был режиссером театра Пролеткульта («Мексиканец», «Слышишь, Москва», «Противогазы», «Мудрец»), преподавал различные дисциплины. Тесно сотрудничал с группой Владимира Маяковского, в его журнале «ЛЕФ» опубликовал в 1923 году свой творческий манифест «Монтаж аттракционов». В 1924 году снял полнометражный фильм «Стачка», высоко оцененный в 1925 году на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже (серебряная медаль). Комиссия Президиума ЦИК СССР поручила Э. постановку эпопеи «1905 год». В связи со сжатыми сроками режиссер сократил замысел до эпизода восстания моряков на броненосце «Князь Потемкин Таврический». Картину показали 24 декабря 1925 года в Большом театре на торжественном заседании в честь 20-летия революции 1905 года. В 1952 году в списке десяти лучших фильмов всех времен и народов, составленном 58 кинорежиссерами Европы и Америки по предложению Бельгийской Синематеки, «Броненосец «Потемкин» занял первое место.
В 1927 году Э. снял фильм «Октябрь», в котором впервые в кино был создан образ Ленина (в исполнении рабочего Никандрова). В октябре 1928 года Э. вместе со своей съемочной группой, куда входили Григорий Александров и оператор Эдуард Тиссэ, отправился в путешествие за рубеж с целью изучения западного опыта и звукового кино. В течение следующих двух лет Э. много путешествовал, выступал по берлинскому радио, читал лекции в Гамбурге, Берлине, Лондоне и Кембриджском университете, Антверпене, Амстердаме, сделал доклад «Интеллектуальное кино» в Брюссельском университете. В 1930 году он заключил контракт с кинокомпанией Paramount Pictures на экранизацию романа Теодора Драйзера «Американская трагедия». Вместе с Айвором Монтегю и Григорием Александровым при содействии Драйзера он начал писать сценарий. Но через месяц Paramaunt отказалась от его работы. С помощью писателя Эптона Синклера Э. приступил к съемкам фильма «Да здравствует Мексика!». Однако после того, как было отснято 75 тысяч метров, Сталин направил ему телеграмму с предложением вернуться в СССР. Тем не менее, эта незавершенная лента положила начало национальнрому кино Мексики. На родине Э. продолжил режиссерскую, теоретическую и педагогическую работу. Огромное теоретическое наследие Э. охватывает основные проблемы художественого творчества – от общих вопросов эстетики до конкретных задач практики кино. Ему принадлежат также публицистические статьи, очерки и мемуары. Рисунки Э., ставшие известными по посмертным выставкам, подтвердили его талант незаурядного графика. С 1928 года Э. преподавал в Государственном техникуме кинематографии (с 1938 года – ВГИК), профессор (с 1937). В 1935-1937 гг. работал над фильмом «Бежин луг», фабула которого основывалась на истории гибели пионера Павлика Морозова. Фильм не был завершен. Крупной творческой победой Э. стала картина «Александр Невский» (1938). Последний фильм – киноэпопея «Иван Грозный» в 2 сериях (1-я – 1945, 2-я серия была выпущена на экран только в 1958),— трактующий тему власти, с его глубокой исторической проблематикой и всесторонним использованием выразительных средств кино, стал вершиной творчества Э. За первую серию режиссер получил Сталинскую премию первой степени , вторая серия была запрещена, а съемки третьей прекращены. Умер от сердечного приступа в ночь с 10 на 11 февраля 1948 года, когда работал над статьей «Цветовое кино».
Эйснер, Лотта (1896–1983) – немецкий историк кино и первая в Германии женщина-кинокритик, первые работы которой были опубликованы в 1927 году в берлинской газете «Фильм-курьер». Со многими кинотворцами Э. связывала многолетняя дружба (напр. с Фрицем Лангом). Она покинула Германию в 1933-м, когда к власти пришли нацисты. Тридцать лет проработала во Французской Синематеке, была правой рукой Анри Ланглуа. Собирала по всему свету фильмы, устраивала показы, предваряла их лекциями, участвовала в организации выставок, сопровождала Ланглуа на конференциях. Помимо множества статей написала фундаментальные монографии о Фрице Ланге и Ф.В. Мурнау. Ее главный труд «Демонический экран» был опубликован в 1955 году. Вторая классическая книга о немецком киноэкспрессионизме (наряду с книгой Зигфрида Кракауэра «От Калигари до Гитлера») неоднократно переиздавалась и переводилась на многие языки – кроме русского. Избранными главами (о Фрице Ланге) эта книга публиковалась в журнале «Киноведческие записки» (N 58, 2002).
Элюар, Поль (1895-1952) наст. имя Эжен Эмиль Поль Гриндель – французский поэт. В юности заболел туберкулезом, прервал учебу и уехал
лечиться в Швейцарию. В санатории познакомился с Еленой Дьяконовой, которую называл Гала. Она стала его музой, которой он посвящал свои стихи. В 1917 году они поженились, через год родилась дочь Сесиль. Поэт участвовал в Первой мировой войне как санитар в госпитале, написал на фронте сборник стихов, впервые подписавшись именем Поль Элюар. В 1918 году он познакомился с Бретоном, Арагоном, Максом Эрнстом. Вместе с ними стал одним из основателей дадаизма, а затем сюрреализма. В 1923 порвал с дадаизмом, поссорился с Тристаном Тзарой. В 1926 году вместе с другими сюрреалистами вступил в компартию, из которой был исключен через 7 лет за антисоветские высказывания. В 1929 году познакомил свою жену с Сальвадором Дали, после чего она решила покинуть супруга Впоследствии женился на Марии Бенц (Нуш), ставшей его новой музой. Во время гражданской войны в Испании сблизился с Пабло Пикассо. Именно «Герника» вдохновила Элюара на написание поэмы «Победа Герники». В начале Второй мировой войны обосновался в Париже и начал активно участвовать в дивжении Сопротивления. Писал стихи, чтобы поддержать дух партизан. Листовки с текстом одного из самых знаменитых произведений Элюара «Свобода» сбрасывались с английских самолетов над Францией. В 1942 году, уже в подполье, был вновь принят в компартию. После войны путешествовал по всему миру, участвуя в различных конгрессах, посвященных миру, и как представитель движения сюрреалистов.
Эпштейн, Жан (1897-1953) — французский кинорежиссер, теоретик, критик.
Брат режиссера и сценариста Мари Эпштейн. Родился в Варшаве (Российская империя), но большую часть жизни провел во Франции, где с 1922 года начал свою деятельность в кино. Одним из первых французских режиссеров попытался подойти к кинематографу с точки зрения теории и определить его место среди других искусств. Первая книга Э. «Поэзия современности — новый этап в развитии сознания» вышла в 1921 году, а последняя, «Дух кино» издана посмертно в 1955 году. Основные положения эстетической концепции Э. сложились под сильнейшим влиянием интуитивизма и сюрреализма. Он утверждал, что кино, в отличие от других искусств, способно передать поток бытия. Кино освобождает восприятие от схематики интеллекта, возвращая современному человеку непосредственное и наивное чувство жизни. В начале творческой деятельности Э., находясь под сильным влиянием Деллюка, старался подражать ему и следовать принципам «фотогении». Примером тому могут служить две его картины – «Верное сердце» (1923) и «Прекрасная нивернезка» (1923). «Верное сердце» принято считать наиболее характерным фильмом, отражающим программные установки Э., а в «Прекрасной нивернезке» можно заметить характерные черты нового направления, названного Марселем Л’Эрбье «Авангардом» французского кино.
Эрнст, Макс (1891-1976) – немецкий и французский художник, видная фигура мирового авангарда. Начал изучать философию в Бонне, но бросил университет ради занятий искусством. В 1913 году познакомился с Аполлинером, переехал в Париж и поселился на Монпарнасе. В годы Первой мировой войны служил в немецкой армии. В 1919 году начал экспериментировать с различными материалами и техникой коллажа. Основал в Кельне группу дада. В 1922 году вернулся в Париж. Изобрел технику фроттажа – переноса различных фактур, позволяющую фиксировать непроизвольные изображения и напоминающую «автоматическое письмо» сюрреалистов. В 1926 году оформлял спектакли труппы Сергея Дягилева. Вошел в круг сюрреалистов, но вскоре был отлучен от него Андре Бретоном. Появился в качестве актера в «Золотом веке» (1930) Луиса Бунюэля, который позднее снял его в фильме «Симеон-столпник» (1965). В 1935 году обратился к скульптуре. В 1938 году Пегги Гуггенхайм приобрела значительную часть его работ и выставила их в своем музее в Лондоне. В начале Второй мировой войны Эрнст был арестован как подданный страны-противника, но с помощью той же П. Гуггенхайм перебрался в 1941 году в США, где и женился на ней. Тесно общался с Марселем Дюшаном и Марком Шагалом, повлиял на формирование абстрактного экспрессионизма в американской живописи. В 1946 году расторг брак с Гуггенхайм и женился на художнице Дороти Таннинг. В 1948 году опубликовал эссе «По ту сторону живописи». В 1950 году вернулся во Францию. В 2005 году музей Эрнста был открыт в его родном городе Брюль.
Яннингс, Эмиль (1884-1950) наст. имя Теодор Фридрих Эмиль Яненц – немецкий актер, продюсер. Родился в Швейцарии в семье германо-американского купца. В 1901-1914 гг. выступал в качестве актера в провинциальных театрах Германии. В 1914 году переехал в Берлин, где был принят в театр Макса Рейнхардта. В 1916 году осуществил свою первую самостоятельную постановку в «Дойче театре». Начиная с 1917 года, исполнял только крупные роли. Регулярно снимался в кино. В 1919 году исполнил роль Людовика XV в фильме «Мадам Дюбарри» Эрнста Любича. Международный успех этй картины превратил Я. в кинозвезду. Работа в театре отошла на второй план. Крупнейшие работы Я. этого периода: разжалованный портье в фильме «Последний человек» (1924) и Мефистофель в «Фаусте» (1926) Фридриха Вильгельма Мурнау. В октябре 1926 года Я. отправился в Голливуд, где стал исполнять роли, ориентированные прежде всего на «Последнего человека», то есть людей, лишившихся положения в обществе и живущих в нищете. С приходом звука положение Яннингса в Голливуде усложнилось из-за его немецкого акцента, и в 1929 году он вернулся в Германию, где вскоре получил роль профессора Унрата в экранизации романа Генриха Манна «Голубой ангел». Этот фильм, обещавший стать бенефисом Я., дал толчок голливудской карьере затмившей его Марлен Дитрих. 1930-1936 гг. Я. провел на театральной сцене. В период национал-социализма он снова стал кинозвездой и директором компании «Тобис», что позволило актеру работать в качестве режиссера и продюсера. В январе 1945 года из-за болезни Я. съемки его последнего (незавершенного) фильма «Где господин Берлинг?» были завершены. В 1947 году, по окончании процесса денацификации, он получил австрийское гражданство.
Второй семестр
Выходные данные и аннотации к основным фильмам,
Представленным на лекциях
«Андалузский пес» / Un chien andalou
1928, Франция, 16 мин.
реж. Луис Бунюэль
сцен. Луис Бунюэль, Сальвадор Дали
опер. Альбер Дюверже, Джимми Берлиет
прод. Луис Бунюэль
в ролях: Симона Марей, Пьер Бачефф, Луис Бунюэль, Сальвадор Дали,
Фано Мессан, др.
«Андалузскими псами» испанские студенты презрительно называли южан. Это прозвище означало также: слюнтяй, маменькин сынок, недотепа.
В основу сценария фильма легли два сновидения его создателей, которые представляют собой последовательность разноплановых, зачастую шокирующих сюрреалистичных образов. Картина открывается известной сценой, в которой Бунюэль последовательно: точит лезвие бритвы, выходит на балкон, смотрит на полную луну, а затем делает лезвием надрез по глазу девушки, сидящей в кресле. «Моя подруга любит нежность легких разрезов скальпеля на выпуклости зрачка» (Сальвадор Дали). Для съемок эпизода с проведением лезвия по глазу девушки использовался коровий глаз. Эта знаменитая сцена считается одной из самых жестоких в истории мирового кино.
Затем тонкое облако пересекает диск луны. Далее мы видим оторванную руку, облепленную муравьями; мужчину, который тащит за собой два рояля с полуразложившимися мертвыми ослами и двумя прявязанными к роялю священниками; человека, стреляющего в другого человека… На премьере фильма в Париже в карманах у Бунюэля лежали камни, чтобы в случае скандала отбиваться ими от разъяренных зрителей. Однако опасения режиссера оказались напрасными. Андре Бретон провозгласил «Андалузского пса» первым сюрреалистическим фильмом в ту же минуту, когда увидел его. Фильм не демонстрировался публично вплоть до октября 1929 года. Бретон посетил частную премьеру, которая состоялась в Театре урсулинок, где в числе других зрителей присутствовали Пикассо и Ле Корбюзье.
Съемки ленты заняли пятнадцать дней, в них участвовала команда из шести человек. На съемочной площадке царила напряженная и эмоциональная атмосфера. Актер-наркоман Пьер Бачефф покончил с собой в последний день съемок. Дали шел к нервному срыву, и даже на самого Бунюэля настолько подействовала сцена, где по девичьему глазу полоснули бритвой, что ему потом было не по себе в течение нескольких дней. Дали появился на экране как один из монахов братства Пресвятой Девы Марии, а также участвовал в съемке сцены с дохлыми гниющими ослами и роялями. Фильм вызывал у зрителей ощущение шока, которое ни на миг не ослабевало. Много лет спустя Бунюэль объяснил свои намерения следующим образом: «Говоря исторически, фильм представляет собой неистовое выступление против того, что в те дни называлось «авангардом», который был нацелен исключительно на артистическую восприимчивость и разум аудитории».
«Анемик синема» / Anemic cinema
1926, Франция, 7 мин.
реж. Марсель Дюшан
опер. Ман Рэй
Марсель Дюшан – изобретатель стиля “ready made”, в недрах которого созревал поп-арт, вызывал восхищение сюрреалистов, прославлявших художника и поэта Д. за то, что забросив литературу и изобразительное искусство, он посвятил себя шахматам и математике. По вкусу сюрреалистам пришелся и киноопыт Д. Фильм «Анемик синема» («анемик» - анаграмма слова «синема») виделся им изощренным нагромождением геометрических фигур и шахматных комбинаций. «Дюшан ввел в свой фильм фрагменты из «Броненосца «Потемкин». Безусловно, в 1926-1927 годах он хорошо понимал, что С. М. Эйзенштейн, как и Маяковский, представлял своим творчеством авангардистское искусство, очень близкое во многих отношениях к сюрреализму (или дадаизму)» (Жорж Садуль).
«Анна Болейн» / Anna Boleyn
1920, Германия, ”Messter Film” / “Union-Fil” / “Universum Film” (UFA),
118 мин.
реж. Эрнст Любич
сцен. Ганс Крали, Норберт Фальк
опер. Теодор Шпаркюль
в ролях: Хенни Портен, Эмиль Яннингс, Пауль Хартман, Людвиг
Хартау, Од Эгеде Ниссен, Мария Райзенхофер, Фердинанд фон
Альтен
Анна - бывшая фрейлина, которую возжелал король Генрих VIII. Чтобы добиться ее, он был вынужден жениться на Анне, после того как заставил представителей церкви развести его с первой женой Екатериной Арагонской. Его не остановил даже отказ Римского папы, угрожавшего королю Англии отречением и проклятием. Однако, процарствовавшая 1000 дней, Анна не принесла трону наследника (хотя именно она родила будущую великую королеву Елизавету I), и в 1536 году Генрих VIII обвинил ее в измене. Сначала заключил в Тауэр, а затем просто обезглавил, чтобы в очередной раз жениться.
«Антракт» / Entr’acte
1924, Франция, ”Les Ballets Suedois”, 22 мин.
реж. Рене Клер
сцен. Рене Клер, Франсис Пикабиа
опер. Джимми Берлиет
прод. Рольф де Маре
в ролях: Жан Борлен, Инге Фрис, Ман Рэй, Марсель Дюшан, Франсис
Пикабиа, Эрик Сати, Марсель Ашар, Жорж Орик, Жорж Шарансоль
Экспериментальный фильм, снятый Клером в содружестве с композитором-авагардистом Эриком Сати, художниками Франсисом Пикабиа (одним из лидеров дадаизма и сюрреализма начала 1920-х годов) и Марселем Дюшаном, а также балетмейстером труппы «Шведский балет» Иоганном Бьорленом. Но, несмотря на то, что именно Антракт» резко выделил Клера из числа начинающих режиссеров, ничего подобного он больше в кино не делал.
Фильм состоит из двух неравных частей. Первая из них, Пролог – короткая, чуть менее двух минут, представляла собой увертюру балета Сати “Relache” («Спектакль отменяется»), по сюжету которой и выстраивался фильм. Вторая, Антракт, продолжительностью примерно 18 минут, показывалась в зрительном зале театра во время антракта. Сюжет: Клод Бейли определяет его как набор гэгов и визуальную чехарду: мужчины прыгают вокруг пушки на крышах Парижа, бородатая балерина, шахматисты, играющие под дождем, яйцо, удерживаемое на водяной струе тирольским охотником… После чего мы присутствуем при шутовских похоронах: в дрожки запряжен верблюд, кортеж медленно трогается, ритм ускоряется, и участники процессии переходят на сумасшедший бег. Гроб падает и раскрывается, из него выскакивает труп в смокинге, который размахивает волшебной палочкой и все, включая его самого, исчезают.
«Это не только набор авангардистских приемов, но и обращение к традициям Люмьера, Мельеса и Мака Сеннета. А такие цели не ставили перед собой авангардисты, убежденные в том, что все создают заново. В «Антракте» можно выделить два направления: дадаистское, проявляющееся в необычности ассоциаций, и традиционалистское – в эпизоде похоронной процессии, завершающемся безумной погоней в стиле старых «комических» (Ежи Теплиц). В кинокритической литературе этот фильм часто называют «поэтическим апофеозом чистого кино», «манифестом французского авангарда», «фильмом-эссе». Правда, в отличие от «Андалузского пса», созданного четыре года спустя, «Антракт» стремился не шокировать публику, а только развлекать ее.
«Арсенал»
1928, СССР, ВУФКУ, 73 мин.
реж. Александр Довженко
сцен. Александр Довженко
опер. Даниил Демуцкий
в ролях: Семен Свашенко, Амвросий Бучма, Дмитрий Эрдман, Сергей
Петров, Николай Надемский, Георгий Харьков, Петр Масоха
Третий по счету фильм режиссера. Также имел название «Январское восстание в Киеве в 1918 году». Революционная эпопея и кинопоэма, в основе которой лежала трагедия январского восстания в Киеве в 1918 году.
В 1925 году Лесем Курбасом на Одесской киностудии был снят фильм «Арсенальцы». Через два года Довженко приступил к созданию своей картины на ту же тему на основе значительно переработанного сценария, переданного ему ранее Н.Патлахом.
Фильм рассказывает о восстании рабочих киевского оружейного завода «Арсенал» против правительства Украинской Народной Республики Центральной Рады в январе 1918 года. В картину также включены эпизоды, повествующие о положении украинского крестьянства при царизме, события последних месяцев Первой мировой войны, революционные процессы на фронте. Восстание должно было облегчить наступление большевисткой армии на Киев. С помощью оставшихся верными правительству войск мятеж был подавлен.
Среди других работ Довженко эта – одна из самых богатых на кинематографические находки: провокации зрителя, психологические паузы, работа с непрофессиональными актерами. На роль главного героя Тимоша, работника завода Арсенал, Довженко утвердил Семена Свашенко, ранее игравшего в фильме «Арсенальцы» Курбаса.
«Аэлита»
1924, СССР, «Межрабпом-Русь», 113 мин.
реж. Яков Протазанов
сцен. Федор Оцеп
опер. Юрий Желябужский, Эмиль Шюнеман
в ролях: Юлия Солнцева, Николай Баталов, Николай Церетелли, Игорь
Ильинский, Михаил Жаров, Вера Орлова
Вольная экранизация одноименной фантастической повести Алексея Николаевича Толстого. Действие фильма начинается в декабре 1921 года, вскоре после окончания Гражданской войны и начала НЭПа. Страна в разрухе, города полны голодающих людей. Инженеры Лось и Спиридонов (обоих играет Николай Церетелли) получают таинственный радиосигнал «АНТА… ОДЭЛИ… УТА…» и пытаются разгадать его смысл. Разыгравшееся воображение Лося рисует ему картины марсианской цивилизации. Задача Протазанова оказалась достаточно сложной. Ему была чужда идея романа: противопоставление умирающей цивилизации далекой планеты Марс (мир буржуазный) нарождающейся цивилизации планеты Земля (Страна Советов). Поэтому режиссер ограничился изобразительным решением. Художник Виктор Симов создал конструктивистские декорации в тех пизода, где действие происходило на Марсе. Это были геометрические плоскости, косые площадки, винтовые лестницы. Иными словами, все чуждое быту землян.
«Аэлита» была первым фильмом режиссера после возвращения из эмиграции. Марсианские декорации были выполнены в духе конструктивизма, а дизайн костюмов разработан художниками по костюмам МХАТа. Организаторы первой в СССР экспериментальной мастерской по мультипликации при Государственном техникуме кинематографии предлагали Протазанову ввести в фильм мультипликационные эпизоды, но режиссер на такой эксперимент не пошел. В итоге подготовленные эскизы были использованы для создания научно-фантастического мультфильма «Межпланетная революция» (1924).
Фильм вышел на экраны с музыкальным сопровождением, специально написанным Владимиром Кручининым. Этому предшествовала беспрецедентная рекламная кампания в газетах, которая началась примерно за полгода до премьеры. Несмотря на широкий зрительский успех, фильм был принят советской критикой довольно холодно. Такая реакция во многом была обусловлена тем, что «Межрабпом-Русь» являлась кооперативной («нэпманской») кинокомпанией. В опубликованной в «Известиях» рецензии было сказано: «Гора родила мышь». 3 декабря 1924 года на заседании комиссии ЦК ВКП(б) по политическому руководству работой компании «Межрабпом-Русь» в ходатайстве о вывозе «Аэлиты» за границу было отказано. Тем не менее, этот фильм стал общепризнанной классикой кинофантастики за рубежом и считается важным явлением в истории киноискусства в целом. Фредерик Пол пишет о нем так: «„Аэлита“, при всех ее недочетах, является одним из лучших научно-фантастических фильмов эпохи немого кино. Лишь полвека спустя (с появлением «Соляриса») советское кино смогло предложить нечто столь же впечатляющее».
«Барышня и хулиган»
1918, РСФСР, «Нептун-фильм», 44 мин.
реж. Владимир Маяковский, Евгений Славинский
сцен. Владимир Маяковский
опер. Евгений Славинский
в ролях: Владимир Маяковский, Александра Ребикова, Федор Дунаев
Экранизация рассказа Эдмондо Де Амичиса «Учительница рабочих». Место действия перенесено в дореволюционную Россию. Рассказ подвергся существенным переделкам. Маяковский сделал акцент на противоречиях в характере героя: сочетание бунтарства с трогательной самоотверженной любовью к учительнице. Вступившись за честь любимой, герой гибнет от удара ножа…
Фильм отражает предчувствие Маяковского трагичности своей судьбы. Гибель из-за несчастной любви к женщине сходится с одной из версий причины самоубийства поэта. Кадры с запрокинутой головой умирающего хулигана напоминают страшную фотографию, сделанную 14 апреля 1930 года после рокового выстрела.
«Безрадостный переулок» / Die freudlose Gasse
1925, Германия, ”Sofar-Film”, 143 мин. (реставр. версия: 175 мин.)
реж. Георг Вильгельм Пабст
сцен. Вилли Хаас
опер. Роберт Лах, Курт Эртель, Гвидо Сеебер
прод. Роман Пинес, Михаэль Залкинд
в ролях: Рената Браусветтер, Григорий Хмара, Яро Фюрт, Агнес Эстерхази,
Грета Гарбо, Карл Этлингер, Роберт Гаррисон, Аста Нильсен
В центре художественных интересов Пабста находилась реальная жизнь, которую он начал осваивать в этом фильме, экранизации одноименного романа Гуго Беттауэра, скоро обретшем популярность в Германии и за ее пределами. В нем изображалась Вена времен инфляции, при этом особо подчеркивалось обеднение мелкобуржуазного класса. Реалистическая суровость Пабста, воссоздавшего это обнищание на экране, неприятно поразила многих его современников. В Англии запретили прокат этой картины, ее копии, демонстрировавшиеся в Италии, Франции, Австрии и других странах, подверглись значительным сокращениям.
В «Безрадостном переулке» противопоставлены друг другу бесстыдные спекулянты и мелкобуржуазная публика, живущая в тисках нужды. Живя незавидной жизнью, престарелый советник Румфорт (Фюрт) видит, как тают его последние сбережения, и понимает, что впереди голодная смерть. Вероятно, он умер бы от недоедания, если бы на помощь не пришла его дочь Грета (Гарбо в своей первой значительной роли), которой удалось найти сомнительную работенку в ночном варьете. Разорение этой буржуазной семьи Пабст воссоздал с такой социальной трезвостью, что оно выглядит в его фильме подлинным обобщением. Аста Нильсен в роли содержанки Марии, демонстрирующей бескомпромиссную любовь, готова погибнуть в обществе, где покупные блага вытеснили подлинные. Большинство представителей мелкобуржуазного класса в фильме просто уступают всеобщему растлению. Впервые с позиций реалистически настроенного наблюдателя в «Безрадостном переулке» воссоздан лихорадочный конец послевоенного мира. Пабст аранжировал реальный жизненный материал во имя единственной цели – правдоподобия. Его работа в этом фильме чужда живописности, она по сути своей фотографична. Фильм не уступает самым изощренным немецким картинам, но мастерство Пабста не столь нарочито; оно заставляет зрителя почувствовать, «какая в этом правда!», а не «какая красота!» (Зигфрид Кракауэр).
«Белый ад Пиц-Палю» / Die weiße Holle vom Piz Palu
1929, Германия, ”Sokal-Film GmbH”, 120 мин.
реж. Арнольд Фанк, Георг Вильгельм Пабст
сцен. Арнольд Фанк, Ладислаус Вайда
опер. Зепп Альгайер, Рихард Ангст, Ганс Шнеебергер