Криволинейные бордюры (2.1.0) 16 страница
1.1.2.1.4. В четвертую подгруппу вошли узоры, основанные на прямоугольнике. На рубеже XIX—XX вв. прямоугольник играл роль композиционной структуры, а средством ее воплощения служили параллельные полосы, прочерченные на бересте: полосы шли по верхнему и нижнему краям стенок у сосуда, а кроме того, вертикальными рядами вдоль всей боковой поверхности. Пространство между полосами иногда заполнялось узорами в виде «галочек», тисненными кончиком ножа. Прямоугольная поверхность оставалась свободной либо оформлялась с помощью тех же параллельных контурных полос, заполняющих ее угловые части (рис. 15, 1—2). Фоновые части при этом иногда приобретали вид ромба. Описанным образом орнаментировалась берестяная утварь на Вахе. У салымских хантов в начале века зафиксирован нанизанный из бисера узор, где прямоугольник выступает в качестве орнаментального мотива. В данной технике мотив бытует и по сей
день, но встречается крайне редко и обычно в преобразованном виде: с разомкнутыми или выемчатыми сторонами (рис. 15, 3—4).
1.1.2.1.5. Пятая подгруппа прерывистых бордюров ис
ходной орнаментальной единицей имеет квадрат. Следы этого
элемента-мотива обнаруживаются на протяжении всего XX столе
тия. В начале века он встречается на бересте под названием «след
колонка», а затем перешел в нанизанные из бисера узоры, утра
тив при этом свое имя. Помимо метаморфоз с техникой, узор во
второй половине XX в. претерпел п стилистические изменения;
широкоплоскостную манеру исполнения дополнила контурная.
Иногда внутреннее пространство квадрата принимает ромбичес
кую конфигурацию. Очень редко встречается зигзаговое размеще
ние элемента: один экземпляр такого орнамента относится к на
чалу века, другой — к 1970-м г. (рис. 15, 5—6').
1.1.2.1.6. Шестая подгруппа узоров образована сплош
ной фигурой треугольника, который возникает как следствие ди-
ахромного решения диагонально пересеченного квадрата. Можно
выделить два основных варианта сочетания треугольников. При
персом мотив возникает из пары горизонтально или вертикально
соединенных элементов (рис. 15, 7). В конце XIX в. такие бордю
ры располагались на сумочках и рукавицах в технике аппликации
на ткани и на берестяных вместилищах в технике выскабливания
и аппликации по зачерненной бересте, а также в резьбе по дереву.
На рукавицах и мешочках бордюры располагались двумя верти
кальными рядами, что создавало некоторое сходство с сетчатыми
орнаментами. В наши дни описанная орнаментация рукавиц не
отмечена. Редко можно увидеть парные треугольники на сумочках
и берестяных вместилищах, чаще они наблюдаются в резьбе по
черемуховой коре. Орнаменты бытуют лишь в качестве окаймля
ющих, обрамляя верхний и нижний края стенок, чаще на коробках
из коры. В состав мотива иногда входят и вертикальные полосы,
разграничивающие треугольные пары.
Второй вариант соединения треугольников в мотиве заключается в их четырехкратном повторе, при этом вершины элементов направлены в одну точку, а фоновая часть узора имеет вид косого креста (рис. 15, 8). Такие орнаменты в качестве основных можно было встретить в р_езьбе по кости и дереву, а также на берестяных табакерках— резьба с подкладным фонсгм. На кости и бересте мотив оказывался заключенным в диагонально пересеченном прямоугольнике, образованном из параллельных контуров полос. При отсутствии таковых в орнаменте между треугольниками иногда прорезались вертикальные полосы. В арсенал современных орнаментальных средств узоры из учетверенных треугольников не вошли: лишь один раз они зафиксированы в выскабливании по бересте как окаймление к сложной розетке.
1.1.2.1.7. Седьмая подгруппа бордюров первой группы аметна в современном орнаментальном искусстве сургутских хан-тов и воплощена в бисерных узорах, пришиваемых к поле сака. Ее истоки со всей очевидностью уходят в ажурные металлические нашивки, украшавшие восточнохантыйскую одежду в прошлом веке п фиксировавшиеся еще в начале XX в. (рис. 15, 9). Преемницей традиции использования отливок стала бисерная полоса, узорный рисунок которой воспроизвел наиболее характерную форму отливок, по в видоизмененном виде: квадрат из ромбов разомкнулся (рис. 15, 10). Дальнейшая трансформация мотива пошла по пути слияния половин у соседних мотивов в единую фигуру (рис. 15, 11). Очевидно, отсутствие металлических отливок в декорировании одежды у южных п северных хантов объясняет незнание мастерицами этих групп описанных орнаментов.
Среди узоров салымской вышивки встречались образцы, состоящие из птиц и деревьев. Они тождественны южнохантыйским орнаментам (см.: 1.1.2.1.4. — рис. 9, 6). В силу своей малочисленности вышитые салымские орнаменты из птиц и деревьев остаются почти незаметными на общем фоне восточнохантыйских бордюров первой группы. Вряд ли было бы-целесообразным их выделение в самостоятельную подгруппу, но оговорить факт наличия подобного рода бордюров необходимо для воссоздания всей полноты орнаментальной картины восточных хантов.
1.1.2.2. Отличительной чертой композиции второй группы прерывистых бордюров-выступает плоскость симметрии в мотиве, перпендикулярная к оси переносов, что соответствует виду симметрии а : т. Репрезентативность этой группы в восточнохантыйских орнаментах значительно уступает первой: здесь нет устоявшихся узорных канонов п почти все мотивы отмечены в единственном числе. Поэтому изложение материала пойдет скорее в описательном, нежели классификационном русле.
Более половины всего количественного состава группы падает на салымскую вышивку, образцы которой одинаковы с южнохан-тыйскимп. В мотивах из птиц, и деревьев наблюдается как полное тождество (рис. 12, 2), так и некоторое несовпадение: порой вос-точнохантыйские образцы обладают большей долей изобразительного реализма. Однако этот реализм не выходит за рамки, характерные для южнохантыйской вышивки и представленные в первой и четвертой группах. Присутствовали в салымской вышивке и окаймляющие бордюры, идентичные южнохантыйским: Х- и Т-образные, ромбовидные и в форме крючкообразной развилки (рис. 12, 9, 10, 13). В последнем случае совпадают и элементы из треугольников, введенные в мотив. К числу оригинальных салымских узоров принадлежат, например, ромбы из квадратиков с продлен-
нымп сторонами (рис. 15, 12]. Техника вышивки — керем ханч — также сближает салымские и южнохантыйские узоры.
Бордюры второй группы попадаются и б других местах, но присутствие их здесь еще более фрагментарно, чем в салымской вышивке. Несколько раз зафиксирован лишь флажкообразный мотив на пимскнх костяных пряжках (рис. 15,13). Узор из стержня с развилкой встречался в первой половине XX в. на Васюгане, исполнялся на берестяных сосудах в технике аппликации с подкладным фоном. Во второй половине века вертикально удвоенный элемент восточными хантами прочерчивается ножом на хлебе. Ряды из разомкнутых треугольников нашивались из бисера на культовые предметы, этой же техникой исполнялся орнамент и на воротнике одежды ваховского шамана (рис. 15,14). Для бересты и бисера бордюры второй группы нехарактерны. Современные мастерицы только начинают осваивать этот вид симметрии, приспосабливая под него хорошо известные непрерывные бордюры. Этим можно объяснить появление нетрадиционных орнаментальных форм в восточнохантыйском декоративном творчестве (рис. 15, 15}'.
1.1.2.3. Третья группа прерывистых бордюров представляет
вид симметрии а • ш, т. е. в узоре присутствует плоскость симмет
рии, параллельная оси переносов. Данная группа, как и предыду
щая, включает в себя небольшое число восточнохантьгйских бор
дюров.
Узоры первого варианта, состоящие из простых уголков, присутствуют у всех групп восточных хантов (рис. 8, 56). В начале века они выскабливались на бересте, тисненные кончиком ножа орнаменты на табакерках также имели форму вертикально-симметричных уголков. Ленты на головном уборе ваховского шамана покрыты бисерными нашивками в виде уголков с лучевидной вершиной. Во второй половине века описанные орнаменты изредка встречаются как вертикальные мозаичные бордюры на меховой обуви.
Второй, более замысловатый по конфигурации вариант бордюров образован уголками с загнутыми крючкообразными сторонами и декоративно оформленной вершиной. Этот вариант отражен лишь в салымской вышивке и аналогичен южнохантыйскому. Некоторые из узоров идентичны у обеих групп (рис. 8, 57, 59). Единственной особенностью салымских образцов является большая доля первой разновидности мотивов из уголков, у которой вершина декорируется внутри, а не вне уголка. В бисерном узоре на воротнике встретился мотив, являющийся упрощенной формой северохантыйских орнаментов третьей группы (см. рис. 8, 60).
1.1.2.4. В четвертой группе прерывистых бордюров вертикаль-
пая плоскость симметрии сочетается с плоскостью скользящего
отражения — а-а: т. В количественном отношении группа уступает лишь первой. Вместе с тем большого разнообразия мотивов здесь не наблюдается.
1.1.2.4.1. Узоры первой подгруппы из птиц и деревьев
в единой композиции с зигзагом у восточных хантов присутство
вали эпизодически лишь в салымской вышивке. При этом в послед
ней были отмечены стилизованные фигуры птиц с криволинейными
очертаниями, не имевшие аналогов у южных хантов. Мотивы из
зигзага и деревьев у салымцев не зафиксированы.
1.1.2.4.2. Подавляющее большинство узоров второй под
группы имеют у восточных хантов скупую конфигурацию зиг
зага—первый вариант, чем и отличаются от разнообразия неус
тойчивых южнохантыйских мотивов. Манера исполнения узора
носит контурный и широкоплоскостной характер (рис. 8, 64—65).
Зигзаг занимает весьма заметное место среди орнаментальных
форм всего XX в.. хотя в наши дни наблюдается сокращение сферы
его приложения. В начале века зигзаг, состоящий из одной или
нескольких параллельных линий, фиксировался на костяных и де-
- ревянных изделиях: частях оленьей упряжи, наконечниках стрел, посуде, музыкальных инструментах. Зигзаг, нашитый из бисерной нити, был превалирующим мотивом на шаманской одежде. Налобные и нашейные украшения нанизывались из бисера в виде ажурной ромбической сетки, но цветовое решение было таковым, что украшение имело вид соединенных Друг с другом горизонтальных зигзаговых линий. Во всех перечисленных случаях зигзаг представал в качестве ведущего мотива. На берестяных табакерках он, дополненный горизонтальными и вертикальными линиями, выступал в роли узорной структуры, поскольку пространство между линиями в определенном порядке занимали штампы или тисненые узоры. Во второй половине века зигзаг преимущественно бытует в тех формах, что оставались мало заметными ранее: в полосах нанизанного бисера на саке, на берестяных коробках как окаймляющие мотивы. При большой устойчивости мотива название ему дается редко. «Полоски на спине брундука», — так определяли узор на рубеже веков.
Усложненных форм зигзага у восточных хантов немного. Одна из них аналогична южнохантыйской — прямые отростки на сторонах (рис. 8, 66). У восточных хантов, однако, нет декоративной двойственности в отношении пространства между-изломами зигзага: оно является фоновым, а не узорным. Более знакома мастерицам вторая форма усложненного зигзага — продление его сторон за вершины в виде развилок (рис. 8, 74). Все"усложненные образцы фиксируются в бисерных орнаментах преимущественно второй половины столетня.
Бордюры второго варианта из уголков также заметнее на общем восточнохантыйском фоне, нежели у южной группы. Среди салымскнх вышитых узоров есть образцы, где уголки располагаются не параллельно, а зеркально относительно излома зигзага. Значительно чаще, однако, уголки гармонично вписаны в зигзаг, повторяя конфигурацию его изломов (рис. 8, 71). Такие орнаменты на Салыме были исполнены в бисере, на Вахе они украшали берестяную утварь, будучи нанесены па поверхность предмета в технике аппликации с подкладным фоном, а на васюганской бересте встречалось выскабливание. Берестяные узоры часто состояли из параллельных уголков или уголков в сочетании с зигзагом. Современные мастерицы редко обращаются к орнаментам из уголков, и если это случается, то мотив подвергается серьезной декоративной обработке в духе непрерывных бордюров (рис. 8, 75).
Треугольники под воздействием плоскости скользящего отра-• жения характеризуют третий вариант подгруппы (рис. 8, 72). С рубежа веков по 1930-е гг. узоры наносились главным образом на берестяные вместилища в технике аппликации с подкладным фоном. Реже наблюдались выскобленные узоры. Последние демонстрировали большую свободу выбора орнаментальных форм. Встречались треугольники с вертикально скошенными сторонами . и сложная композиция из зигзага и треугольников, которые горизонтальными рядами заполняли пространство между изломами зигзага. Треугольники именовались по-разному: «голова», «след выдры», «ступня птицы и дикого зверя». 3 1970-е гг. мотивы из взаимоотраженных треугольников внедряются только в узоры, нанизываемые из бисера. Светлая часть в форме зигзага образует фон — таково традиционное соотношение темных и светлых частей в бисерных орнаментах. На выскобленных берестяных узорах цветовой определитель иной: узором служит светлая часть. Поэтому аналогичные по конфигурации узоры в зависимости от техники и материала имеют различные мотивы — треугольник в бисере и зигзаг на бересте.
Салымская вышивка обнаруживает параллели с южнохан-тьшскон. Обеим присущи орнаменты из ступенчатых треугольников (рис. 8, 73) и из утроенных треугольников.
1.1.2.5. Пятая группа прерывистых бордюров строится па основе одного элемента симметрии —параллельного переноса а:
Подавляющее большинство восточнохантыйскнх орнаментов группы соответствует первой подгруппе южнохантыйских бордюров, созданных параллельными полосами (1.1.2.5.1). У восточных хантов данные орнаменты встречаются в большем количестве, поскольку речь идет об окаймляющих бордюрах, присутствующих на каждой орнаментируемой емкости из бересты. Края крышек и сте-иок очерчены одной или двумя параллельными полосами, которые
19(1
ужат ограничителями пространства, заполняемого контурными вертикальными полосами. Композиционное упорядочение полос насчитывает три варианта: равномерное чередование, группировка по две и по три полосы (рис. 15, 16—18). Все три варианта прослеживаются с рубежа веков, из них наиболее часто встречается мотив утроенных параллельных полос, а наименее распространен мотив удвоенных полос. .Первый вариант состоит как из наклонных, так и из вертикальных полос, а два остальных, как правило, из строго вертикальных. Помимо узоров, выскобленных на бересте, первый вариант встречается в резьбе по коре и кости, в нанизанных из бисера полосах и на тканых повязках к обуви. Во всех перечисленных случаях вертикальные полосы выполняют функцию основного, а не окаймляющих бордюров. В аналогичной роли они изредка встречались на рубеже веков и на берестяной утвари.
Из прочих узоров пятой группы у восточных хантов зафиксированы Х- и S-образные мотивы, сходные с южнохантыйскими (рис. 13, 6—8). Встречается и узор из полосы с отростками (рис. 15, 9). Все образцы можно отнести к редко встречаемым и быто- • вавшим лишь в салымской вышивке. Таким образом, количественная значимость группы не подкрепляется разнообразием орнаментального рисунка —эта восточнохантыйская ситуация не согласуется с южнохантыйской, где при меньшей численности наблюдается большее разнообразие узоров.
1.1.2.6. Бордюры шестой группы- состоят из мотивов, созданных с помощью вращения и двукратного совмещения элемента — а:2. У восточных хантов данная группа малочисленна и выражена единообразным мотивом с более чем столетней историей бытования. Мотив строится из зигзага и художественно оформленного уголка в его изломах. Обязательным атрибутом в конфигурации уголка является вершина в виде крючкообразного загиба. Внутреннее пространство уголка имеет причудливые очертания, и его фоновые части предстают как непрерывный бордюр. В начале века фоновый бордюр состоял главным образом из простейших мотивов первой, второй и третьей групп непрерывных узоров (1,1.1.1—3). Вторая половина столетия отмечена усложнением фоновых бордюров, конфигурация внутреннего пространства уголков содержит мотивы непрерывных бордюров в качестве не только фоновых, но и узорных элементов, иногда исчезает п зигзаг (рис. 8, 79). Описанные мотивы характерны для коробок из коры и исполнены в технике раскраски, а местом их локализации служат реки Аган и Юган. Известен лишь один случай фиксации орнамента па Тромъегане. Новацией можно считать превращение асимметричного мотива в симметричный путем изъятия крючкообразного отростка па вершине уголка. Созданный таким образом узор попадает под четвертую группу прерывистых бордюров (1.1.2.4.).
1.1.2.7. Последняя, седьмая группа восточнохантыйских прерывистых бордюров характеризуется присутствием в мотиве плоскости скользящего отражения — а • о. Эта группа еще более малочисленна, чем предыдущая, образована тем же элементом, но подвергаемым не вращению, а отражению (рис. 8, 83). Узор встречался па рубеже веков, а в наши дни практически исчез, поэтому конфигурация мотива здесь более статична, чем в шестой группе, п не представлена усложненными образцами. В 1970-е гг. на Тромъегане встречен орнамент с обратным соотношением фоновых и узорных частей. В роли узора здесь выступает зигзаг с крючкообразными отростками на сторонах, а в изломах помещены парные мотивы «заячьих ушей», но не в их обычном, а в перевернутом положении. Узоры седьмой группы, помимо раскраски на коре, встречались и в технике выскабливания по бересте.
1.2.0. Розетки
Заметим, что в орнаментальном творчестве восточных хап-тов место их намного скромнее, чем бордюров. Вместе с тем симметрия вращения при создании узоров описывается здесь более разнообразными формулами, чем у южной группы.
1.2.0.1. Первая группа розеток обладает симметричным мотивом, число совмещений которого равно четырем —4- т.
1.2.0.1.1. Первая подгруппа обнаруживается лишь в салымской вышивке — узоры из стилизованных птиц и деревьев, сходные с южнохантыйскими образцами (рис. 14, 1—2).
1.2.0.1.2. Вторая подгруппа розеток, состоящих из уголков, также имеет редкие образцы среди вышивки, бытовавшей на Салыме. Уголки здесь соединены друг с другом через ромбическую вершину и образуют узор такой же конфигурации, как и у южных хантов (рис. 14, 3). Однако большая часть орнаментов второй подгруппы выскоблена на берестяных вместилищах. Крышки берестяных коробок на рубеже веков содержали розетки из входящих друг в друга уголков. Центральная часть узора принимала вид креста (рис. 16, 1). Во второй половине века подобные розетки уступили место модифицированным вариантам: пространство между перекрестьями занимают уголки с отростками — «заячьи уши» (рис. 16, 2). Среди прямолинейных форм изредка встречаются розетки in параллельных уголков с загнутыми концами (рис. 16, 3).
1.2.0.1.3. Третья подгруппа принадлежит к числу самых распространенных у восточных хантоз. В роли розетки здесь выступает фигура косого креста с перекрестьями, являющаяся одновременно и популярным бордюрным мотивом (рис. 16, 5). Частое появление данного узора обусловлено тем, что он является веду-
щим при украшении игольников, кисетов и меховых сумочек. Его технические характеристики разнятся: мозаика и аппликация из ткани, расшивание бисером, меховая мозаика. Орнамент носит имя амп ляголь — «лапа собаки».
1.2.0.1.4. Четвертая подгруппа розеток—-сборная, и к ней причислены редко встречающиеся восточнохантыйские орнаменты. Среди них — бляшки и оловянные отливки в виде диагонально пересеченных ромбов или учетверенных ромбов, служившие в начале века украшением для кос и одежды. На некоторых экземплярах игольников центральная часть оформлена в виде мозаичного разноцветного квадрата, смена цветов у которого происходит по диагоналям либо срединным линиям. Элементами при этом выступают либо треугольники, либо маленькие квадратики. К единично представленным формам относятся розетки в виде ромба с продленными сторонами; круга, в который вписан крест с треугольниками" в его перекрестьях, а также оригинальная розетка из креста, чьи окончания выглядят как сдвоенные стрелообразные элементы. Все эти розетки бытовали в начале века соответственно в вышивке, на деревянных ножнах и берестяном сосуде.
1.2.0.2. Вторая группа розеток по периоду вращения сходна с первой, а отличием служит асимметричность мотива—4 • п. Декоративным лейтмотивом обеих групп являются розетки из входящих параллельных уголков. Асимметричность мотиву придают перемычки, соединяющие элементы (рис. 16, 7). Введение перемычек преобразует срединную часть мотива в косичкообразную. Иногда пространство между уголками заполняют простые мотивы из наклонных параллельных полос или косых крестов. Крышки берестяных коробок служили декоративным полем для подобных розеток, в качестве технического приема применялось выскабливание, а хронология имела нижней границей начало XX в. Все прочие орнаментальные формы, входящие в рамки-второй группы, отражены в имеющихся материалах единичными экземплярами. Салымская вышивка содержит розетку из крестов с загнутыми концами. Насыщение композиционной схемы бордюрными элементами отличает розетки современных мастериц: четырехкратный повтор сложно-оформленного уголка создаст насыщенный узор на берестяном кузове, а в центральной части игольника помещена розетка из треугольников.
1.2.0.3. Третью группу восточнохантыйских розеток описывает
формула 2 • m — двукратное совмещение симметричного мотива.
В количественном отношении группа представлена слабо, ее орна
менты отличаются нестабильностью: повторы мотивов если и встре
чаются, то максимум дву- или трехкратные. На Лгапе в настоящее
время бытует розетка, форма которой отличается сложностью и
соразмерностью. Мотивы орнамента воспроизводят формы, попу-
13. Заказ 2006. «Очерки культурогеиеза народов Западной Сибири». !93
лярные среди непрерывных бордюров (рис. 16, 8). Стенки берестяных кузовов и меховых сумочек отделаны описанным узором. На женских рукавицах рубежа веков зафиксированы розетки, напоминающие стилизованные изображения животных (рис. 16, 9). Изменение фигуры состояло в конфигурационном уравновешивании головы и ног, в оформлении тулова в виде ромбической розетки и в увеличении числа декоративных отростков. Техническим приемом'нанесения узора служила раскраска по ровдуге, а местом обнаружения подобного рода рукавиц была река Бах. При изго-'товлении современных тромъеганских корневатиков выполняется узор, в конфигурации которого.ведущую роль играет прямой крест (рис. 16, 10). Сдвоенные уголки с загнутыми концами, напоминающие Х-образную фигуру, встречаются в наши дни на берестяных куженьках и игольниках. В последнем случае информатор определила фигуру как казым-ими — «казымская женщина», дух реки Казым.
1.2.0.4. Четвертую группу розеток представляют однократно-симметричные фигуры— 1 • т. У восточных хантов таковые встречались крайне редко на Вахе и состояли они из ломаных и знгза-говых линий, иногда дополненных «головками» (рис. 16, 12]. Приведенная фигура носила имя «чум». К началу XX в. подобные розетки исчезли.
1.2.0.5. Пятая группа розеток состоит из асимметричных фигур — / -п. У восточных хантов эта группа включает в себя узоры на рукавицах, в основе которых лежит S-образный элемент (рис. 10. 16). Хотя подобные узоры встречались у восточных хантов на рубеже XIX—XX вв. и до наших дней почти не дошли, все же зафиксированные образцы позволяют вести речь об устойчивости орнаментальных форм. Неизменными оставались сложные отростки из ломаных линий, отходящие от основы, а также углообразный отросток в верхней ее части. Второй орнаментальной формой, входящей в состав пятой группы розеток, является асимметричная фигура па современных тромъеганских коробках— корневатиках (рис. 16, 17).
1.3.0, Сетки
Анализируемая категория симметрии представлена у восточных хантов такими же двумя группами, что и у южных. Однако наполнение групп конкретными орнаментальными формами различно как по степени сложности мотивов, так и по их техническим характеристикам.
1.3.0.1. Первая группа включает в себя сетки с квадратно-прямоугольной системой'узлов. .Чередование в шахматном порядке светлых и темных квадратов на сумочках и мешочках служит
украшением последних на протяжении всего XX в. (рис. 15, 20). Эти предметы являются основной формой воплощения квадратных сеток в творчестве восточных хантов. Для начала века была характерна и такая сфера приложения орнамента, как одежда: нанизанные из бисера сетчатые узоры располагались на манжетах платьев, а свисающие прямоугольные концы воротников у детских рубах декорировались рядами металлических отливок кв.адратной формы. В настоящее время узоры из квадратиков в шахматном порядке изредка встречаются на свисающих концах воротников у женских шуб. Техникой их исполнения служит меховая мозаика. На Югане в 3970-е гг. зафиксированы жестяные ножны, поверхность которых отделана в виде прямоугольной сетки, а техникой при этом послужила резьба с подкладным матерчатым фоном. Наиболее, замысловатые образцы 'квадратной сетки были воплощены на циновках рубежа веков, но в наши дни такие .орнаменты отсутствуют.
1.3.0.2. Вторая группа объединяет ромбические сетки. Как и в первой группе, большая часть узоров представлена здесь предельно лаконичными по форме образцами, в которых внутреннее пространство сетчатой ячейки не заполнено мотивами. Подобные сетки встречаются на нагрудных бисерных украшениях; иногда на циновках. Ромбическая сетка на шаманской атрибутике подлежала дополнительному цветовому оформлению, в результате чего узлы ее переплетений принимали вид косого креста. На женских поясах и манжетах платья ромбическая сетка имеет простые мотивы в виде ромбов (рис. 15, 21).
Полоса как главное декоративное средство мало характерна для восточнохантыйского орнамента. Чаще всего полосовые орнаменты бытуют на традиционной меховой обуви, где цветовое сочетание различных частей выкройки дополняется контрастными полосками меха или ткани, вставляемыми в швы. Параллельными аппликативными полосами из ткани иногда отделываются манжеты платья н сака. На рубеже веков существовал такой способ украшения нагрудного разреза женской рубахи, как нашивание вдоль него полос из бисера. Срединная полоса состояла из пуговиц. По этому же принципу декорировались женские шейные украшения в начале века. Ряды из пуговиц встречались также на полах кафтана и воротнике платья. Варьирование размерами данного орнаментального -средства создавало декоративные ряды из пуговиц. При этом самые крупные из них образовывали центральный ряд. Аппликативные полосы ткани составляют основное убранство некоторых экземпляров женских поясов из ровдуги. Дополнительным украшением служит нашивание бисера.
Помимо одежды полоса декорировала костяные пряслица н микровместилища из бересты— табакерки. В прошлом веке поло-
сы стали широко использоваться в украшении берестяной утвари, служа основным орнаментальным средством при создании на-поверхности предмета зон-секций.
Северная группа 1.1.2. Бордюры: прерывистые мотивы
1.1.2.1. В основе первой группы прерывистых бордюров лежит один из самых популярных видов симметрии у северных хантов. Он обусловлен вертикальной и горизонтальной плоскостями симметрии— a-m: m. Репрезентативность материалов, входящих в данную группу, имеет не качественную, а количественную природу, что явствует из сопоставления с южно- и восточнохантыйскон ситуацией (см. рис. 8).
1.1.2.1.1. Первая подгруппа мотивов, образованных из ромбов, представлена значительным количеством орнаментов. Они, однако, в подавляющем большинстве единообразны и предельно скупы по конфигурации: ряд из ромбов, соприкасающихся углами (рис. 8, 1—2). Это первый вариант мотивов, сближающий орнаментальное творчество северной группы с южной и восточной. Ромбы бытуют главным образом на женской одежде в виде ап-пликативных узоров или бисерной нашивки. В первом случае в силу технических особенностей мотивы отличает сплошное заполнение узорного пространства, во втором — контурное. В апплика-тивных орнаментах ряды из ромбов могут выполнять роль как основных, так и окаймляющих бордюров и соответственно сочетаться с полосами или сложными узорами непрерывного характера. Бисерные узоры состоят из одних ромбов и средством повышения их эстетического звучания становится цветовое решение узора. Среди других способов разнообразия узоров из ромбов следует указать на вертикальное удвоение последних (рис. 8, 6).
Ромбы с уголками и треугольниками как дополнительными элементами, заполняющими пространство между ромбами, —второй -вариант мотивов — мало характерны для северохантыйских орнаментов. Это отличает их от восточной и южной групп, где такой набор элементов представлен значительно шире и разнообразнее. Северохантыйскому орнаментальному творчеству присуща оригинальная форма воплощения для мотивов второго варианта (рис. 8, 13). Ромб получает дополнительное оформление в виде отростков, расположенных на его сторонах и обращенных внутрь фигуры. Уголки также снабжены отростками, в результате чего образуется фигура, характерная для непрерывных бордюров — «заячьи уши». Орнаментальные комбинации ромбов с треугольниками встречались лишь в начале XX в. Бордюр, образованный из них, входил в состав розетки. Для вышивки крестом и квадратной