Русская живопись второй четверти 20 века
В первые два десятилетия после Великой Отечественной войны страна переживала трудные годы восстановления, осознания победы, происходило формирование новых взглядов на свою историю. Большие надежды всего народа и творческой интеллигенции возлагались на время, получившее название «оттепель», после вышедшего романа Ильи Эренбурга «Оттепель». Это было время хрущёвских реформ и развенчания культа личности Сталина. Но пафос преобразования и нетерпение ожидания перемен обернулись вскоре тяжёлыми разочарованиями. Именно горечью разочарований и крушения надежд пронизано искусство этой поры. Но эти переживания, касающиеся всего народа, и в большей степени, самой восприимчивой части народа – творческой интеллигенции – не позволили упасть духом, поддаться этим настроениям. Образный строй многих произведений искусства как раз говорил об обратном, о готовности строить новую жизнь, прийти к новым открытиям, новым идеалам. Но чувствовалось, что для этого нового понимания людям, пережившим коллективизацию, индустриализацию, культ личности, войну необходимо вновь найти в себе силы, даже героизм, что бы пережить новые трудности. Все эти умонастроения отразились в поэзии, прозе, изобразительном искусстве того времени. Возникает интерес к будням, к скудной жизни большей части населения страны, потребность романтизации характеров современников и их повседневного труда, потребность выразить оставшуюся в тени тему народного горя, разрушенных судеб. Появляются произведения искусства, широко использующие форму рассказа о людях и событиях, но новые по тематическому репертуару и по подходу к пластической выразительности. Направление было названо «суровым стилем» - термин, являющийся в большей мере крылатым выражением, метафорой, нежели научным определением.
В творчестве Гелия МихайловичаКоржева суровый стиль проявился ярче и значительнее, чем у других его современников. Он окончил институт им. В.И.Сурикова в Москве, по направленности творчества был и остаётся убеждённым реалистом. Триптих «Коммунисты» - его первое значительное произведение, поднимающее тему войны, революции. Центральная часть триптиха – «Поднимающий знамя» - символ решимости, воли к победе человека, встающего на врага со знаменем в руках. Правая часть – «Интернационал» - посвящён также героизму красноармейцев. «Гомер» - решимость другого порядка, желание трудом и настойчивостью познать тайны творчества и стать художником. Вместе с ощущением героизма, трудности победы зрителю передаётся тот внутренний романтизм, который всегда наполнял волю и сердца людей, стремящихся к победе. Живопись Коржева, пластически мощная, убедительная и эмоционально насыщенная, отличается рваной фактурой, некоторой общей грубостью письма, но эти качества отвечают требованию героизации народных характеров. Тема войны в творчестве Коржева – самая сильная и представлена очень широко. В работах серии «Опалённые огнём войны» Коржев обращается к общим ценностям человеческой жизни. Без лишних эффектов, просто, сурово, лаконично Коржев говорит о войне, о чувствах и переживаниях людей («Заслон», «Прощание»). «Мать»- одно из самых психологически глубоких произведений Коржева. Всегда в произведениях Коржева зритель угадывает тот внутренний пласт, глубокий смысл, который заставляет размышлять и который никого не оставляет равнодушным. Это правда о войне, не о полководцах, а о солдатах и выбитых из норм мирной жизни людях, не о фанфарах победы, а о её цене.
Таир Салахов (род. в 1928) также является выпускником Суриковского института. В его творчестве суровый стиль проявился не менее выразительно, чем у Коржева, но совсем иными пластическими средствами. Героические характеры, к которым обращался Салахов, буквально тянули за собой укрупнение форматов, упрощённую линию рисунка, столкновение локальных цветов, активную ораторскую интонацию, прямолинейность и обобщённость, приближающую произведения искусства к плакатному творчеству. «Героизированный бытовой жанр» - так можно назвать произведения Салахова на тему быта простых рабочих, тружеников, женщин, своим ежедневным нелёгким трудом поднимающих русскую землю из послевоенных руин («Нефтяник», «Ремонтники», «Женщины Апшерона»).В этих произведениях значимым становится характерный для сурового стиля так называемый «мотив предстояния» - психологически точная передача состояния людей, глубоко переживающих момент и понимание торжественности, важности этого момента. Салахов – тот художник, в творчестве которого суровый стиль наиболее полно выразился в портретах. Это портреты творческой интеллигенции, озабоченной судьбами России, размышляющих над особенностями русской истории («Портрет композитора Кара Караева», «Портрет композитора Дмитрия Шостаковича»).