Раннеминойский период. 3 тысячелетие до н. э.
Поселения. В начале раннеминойского периода мелкие поселения были разбросаны по всему Криту и состояли из глинобитных хижин на простейших каменных фундаментах. К концу периода (РМ III) образуются значительные поселения; в восточной части Крита (в Василики) сохранились развалины большого дома с несколькими помещениями, сложенными из обтесанных прямоугольных камней, что говорит о развитии строительной техники.
Керамика. Древнейшая минойская керамика исполнялась без гончарного круга; сосуды лепились руками и обжигались на очаге. Формы их разнообразны (кувшины, горшочки). Украшения состоят из росписи или процарапанной орнаментации в виде штрихов, концентрических полукругов, зигзагов, перекрещивающихся линий. В раннеминойском II и III периодах керамика формовалась на круге и обжигалась в специальной печи, что позволяло придавать сосудам более разнообразные формы: излюбленными становятся сосуды типа чайника с вытянутым носиком, чаши, кубки. Поверхность покрывается тонким слоем обмазки и расписывается как темной краской на светлом фоне, так и белой и желтой на темном. Рисунки усложняются, обогащаются спиральными узорами, волнистыми линиями.
Скульптура малых форм. Образ человека и животного в искусстве известен еще в неолитическом Крите; это были лишь примитивные фигурки из глины.
В раннеминойский период также создаются только мелкие статуэтки. Фигуры человека трактованы схематично, более выразительны и реалистичны изображения животных, например фигурный сосуд в виде птенца (из Кумассы), или изображение собаки на крышке небольшого сосуда из стеатита (из Петсофа)
Среднеминойский период. Первая половина 2 тысячелетия до н. э.
Дворцы.Создаются большие жилые комплексы — первые дворцы, резиденции правящего рода и позже владыки — царя. В дворцах все постройки располагаются по сторонам большого двора и обращены входами внутрь. Стены сложены из кирпича и камня, здание освещается системой световых колодцев. В комлекс сооружений включены и хозяйственные помещения: амбары, рабочие помещения, маслодавильные и керамические мастерские. Значительная часть дворца отводится для женщин, около дворца сооружается зрелищная площадка. Этот тип дворца лучше всего сохранился в Кноссе.В конце среднеминойского периода стены дворцовых помещений начинают украшаться росписями по штукатурке.
Искусство Крита носит гораздо более светский характер, чем искусство Древнего Египта. Роль критских культов в развитии искусства была тоже велика, но их значение яснее чувствуется в сюжетах, чем в строгой канонизации формы.
Керамика. Большого совершенства достигает в среднеминойском II периоде керамика. Вазы стиля «камарес» имеют разнообразную форму в виде маленьких чашечек и больших округлых сосудов, оригинальные орнаменты в виде спиралей, зигзагов, вихревых розеток, лепестков. Полихромные рисунки покрывают стенки вазы ковровым узором.
Скульптура малых форм. Особенно яркого расцвета достигает искусство в среднеминойский III период. Изображение человеческой фигуры отличается правильным пропорциональным построением, выразительностью движения. Изображение лиц на рельефах условна: так на стеатитовой вазе с шествием молотильщиков лица у всех одинаковы и повернуты только в профиль, причем глаз показан в фас.
Живопись. Как сказано выше, стены критских дворцов были украшены фресками. Эти росписи преследуют не только декоративные цели ; сцены, изображенные на них, имеют и культовое значение. Такова, несомненно, так называемая «миниатюрная фреска» с культовой сценой праздника женщин. Критские фрески представляют собой скорее контурный раскрашенный рисунок, где нет светотени, полутонов