Виды учебно-творческой деятельности
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ. Пробуем различные способы получения линий, пятен, объемных форм разного качества (утонченно-линейных, живописно-насыщенных, конструктивно-ломаных, пластически-движущихся) из различных материалов различными инструментами. Пробуем придумать свою оригинальную технику.
УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА. Учимся пользоваться инструментами и материалами в заданном эстетическом ключе. Изучаем особенность технических приемов мастеров способом повтора с образцов, обращая особое внимание на качество исполнения. Открываем тайны мастерства. Пишем с натуры натюрморты, пейзажи с применением точки, линии, силуэтного пятна цветного или черно-белого.
ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Рисуем, пишем, конструируем на заданные или свободные темы на основе задуманного вида народного искусства. Разнообразим творческую деятельность включением коллективных работ в синтетических искусствах. Кукольный, тканевый театр, драматические постановки. Творчески перерабатываем натуру по принципу эстетического подобия (рисунок^сак кружево; натюрморт в технике аппликациидак ковер; иллюстрация к сказке,как лубок или вышивка).
Пользуемся в иллюстрировании эффектами технологии (набрызг, примакивание, нанесение краски губкой, тряпкой и т.д.), дополняя фон элементами сюжета.
БЕСЕДЫ ПО ИСКУССТВУ. Знакомимся с образцами графического, живописного, пластического искусства. Раскрываем особенность графики, живописи как видов искусства, которые по своему отражают красоту природы. Путешествуем по различным городам, деревням, рассматривая фотографии, просматривая фильмы. Находим общее и особенное в облике российских городов.
ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ:
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ
1. Упражнение на составление орнаментального рисунка штрихами с имитацией "Пояс-оберег", вышивки на ткани (гладь).
2. Получение орнаментального ритма чередованием полос разной ширины, пересечением штрихов и графических декоративных элементов на основе ритма. Ритм половика, полотенца, вышивки рубахи.
3. Упражнение на наблюдение орнамента в калейдоскопе и фиксирование его в технике бумажной аппликации.
4. Упражнение по составлению теплых и холодных тонов "Плоские кружочки — объемные шарики".
5. Упражнение на выделение композиционного центра способом наложения и частичного изображения второстепенных элементов. Центр изображен целиком, остальное — фрагментами.
6. Упражнение по выявлению возможностей цвета выступать или отступать по отношению к плоскости листа.
7. Придумываем различные способы нанесения следа на лист, ткань, картон. Накатывание, набрызг, припечатывание и т.д. Наблюдаем эффект графического, строгого, живописного изображения.
8. Пробуем применять масляные краски в декоративных графических и живописных работах. Печатание на стекле (букет цветов, дерево, пейзажи с небом).
9. Играем с цветом и звуком. Находим ассоциативные связи изображения и мелодии. Пробуем выразить музыкальную тему цветом, формой, графическими, живописными или пластическими средствами. "Времена года" П.И.Чайковского.
10. Наблюдаем, как при вращении волчка с раскрашенными в основные цвета тремя секторами (пурпурный-голубой-желтый) образуется белый (или почти белый) цвет.
11. Наблюдаем состав солнечного луча в спектре на воде, на кромке зеркала. Запоминаем их названия.
12. Серия упражнений по топовой раскладке, расчерчению прямыми и кривыми линиями формата с резкими и стушеванными границами. Наблюдаем эффект освещения и выпуклого объема. Сравниваем с резьбой по дереву направленно освещенной.
УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА
1. Учимся передавать объем теплыми и холодными цветами. Раздельный мазок, точка, топовая растяжка. В качестве объекта изображения используем овощи, фрукты, несложные предметы быта.
2. Рисуем букет цветов. Анализируем их форму по типу геометрических тел, осевой и центральной симметрии. Работу выполняем графически.
3.Выполнение фрагмента рисунка резьбы по дереву с передачей светотени. Трехгранновыемчатая резьба на прялках.
4.Графическое, декоративно-живописное, живописно-пространственное решение натюрморта. Постановки организуются по принципу — округлые предметы, плоские и граненые предметы с острыми очертаниями, сочетание округлых, плавных форм с прямыми плоскостями и ломаными складками драпировок. Выявляем характерный для постановки пластический образ.
5. Натюрморт с букетом цветов в вазе. Решение черно-белое, резко графическое. Передаем настроение контрастного освещения, ломающего форму предметов. Объединяем собственную и падающую тени в единое пятно.
6. Выполняем серию декоративных композиций в технике бумажной аппликации. Компонуем геометрические фигуры по типу клейма, расположения враспор, орнаментального (центральная и осевая симметрия), фрагментом (как под увеличительным стеклом) . Даем композиции название по ассоциации. Например: "Движение вверх", "Прыжки фигур", "Танец треугольников", "Ритм войска".
7. Выполняем два натюрморта в теплой и холодной гамме. Исполнение может быть самым разнообразным (гуашь по черному и цветному фону, текстильная аппликация, коллаж).
8. Автопортрет. Изучаем характер формы овала лица и объем головы, сравнивая их с геометрическими фигурами и телами. Обогащаем понимание этой формы, сравнивая их с овощами, фруктами (как груша, как лимон и т.д.). Техника исполнения может быть графической, живописной, пластической (круглая пластика, рельеф) или конструктивной (из проволоки, бумаги, фольги и т.д.). Изучаем пропорции лица.
9. Серия рисунков листьев, веток и деревьев редких пород. Приведение их формы к понятным и выразительным силуэтам и объемам (форма яйца, шара, пирамиды).
10. Рисуем, моделируем, макетируем архитектуру, составляющую городской ансамбль. Пожарная каланча, торговые ряды, парадный въезд в город, беседка (на материалах ансамбля центральной площади Костромы, Нерехты, Галича). Задание ориентировано на мальчиков.
11. Ансамбль городского костюма. Серия типажей городских жителей (городовой, купец, мастеровой, белошвейка, дьякон и т.д.). Варианты исполнения: бумажный костюм на силуэтную куклу-марионетку, тряпичная кукла, резная деревянная фигура. В работе используем образцы.
12.Коллективная работа. Заселяем городской ансамбль. Заполняем архитектурное пространство фигурами людей, деревьями, транспортом. В зависимости от размера изображения находим ему место на рисунке сообразно законам перспективы.
13. Серия кратких рисунков с различных видов транспорта, архитектуры и их фрагментов.
ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ
1. Эскиз головного платка Костромской губернии. Свободное творчество с ориентацией на традицию. Техника исполнения свободная.
2. Иллюстрация к сказке "Аленький цветочек". Техника исполнения — коллаж.
3. Пейзажная композиция на тему "Волжские разливы", "Сказочный лес" (на основе антропоморфизма), "Лесное озеро" (гобелен).
4. Витраж из цветной пленки. В основу изображения закладываем один из архетипов (русалка, лев, птица-феникс) или символы солнца, земли, воды, воздуха, огня — стихий мира.
5. Гравюра на картоне. Пейзажная композиция — "Кружево русского зимнего леса".
6. "Сказочноедерево", "Сказочнаяптица", "Химерическоеживотное". Техника исполнения — гравюра по аппликации. Печатаем на цветной бумаге.
7. Создаем силуэтно-пространственную конструкцию из бумаги на темы: "Древний русский кремль", "Монастырь", "Собор", "Силуэты моего города", "Восточный мотив".
8. Композиция из геометрических фигур на темы: "Выставка", "Лес Бабы-Яги". Техника исполнения — бумажная аппликация.
9. Парки и скверы Костромы. Живописное решение темы в технике акварели по сырой основе с последующей прорисовкой графических деталей (архитектуры, фигурок людей (стаффаж), стволов и веток деревьев).
10. Создаем декорации для кукольных спектаклей "Кот в сапогах", "Снегурочка".
11. Готовим персонажи для теневого театра. "Сцены городской жизни", "Силуэты прошлого века" (по материалам фотовыставки "Старая Кострома").
12. Придумываем и рисуем (лепим, конструируем и т.д.) дом купца, городничего, художника, капитана корабля).
БЕСЕДЫ ПО ИСКУССТВУ
1. Творчество художника Григория Островского. Провинциальный портрет.
2. Деревянное кружево Костромы (Нерехты, Шарьи, Судислав-ля, дер. Шунги и т.д.).
3. Городской ансамбль центра г.Костромы.
4. История города и его художественный облик. Каждый город имеет свое лицо.
5. Пластический узор красносельской скани.
6. Художественный облик велосипеда и автомобиля от "паука" крестьянина Артамонова до "Жигулей".
7. Декоративность ансамбля народного праздничного крестьянского костюма XVIII века.
V КЛАСС