Период организационного становления дизайна в капиталистических странах

Качественно новый период в развитии мирового дизайна —1940 годы — обусловлен новым экон спадом, охватившим большинство гос-в. В эти годы вдет интенсивный период поиска средств повышения конкурентоспособности товарной продукции. В качестве одного из основных факторов, способных придать производимым товарам конкурентоспособность, выделяются эстетические показатели внешнего вида. Дизайн как деятельность становится востребованным промышленностью и приобретает ярко выраженную экон ценность. Именно в этом качестве он начинает развиваться в большинстве индустриально развитых государств (США, Германия, Япония). В послевоенный период создаются специальные общества и дизайн-организации, открываются советы по вопросам дизайна, на-учно-исследовательские институты. Дизайн-практику осуществляют как самостоятельные дизайнерские фирмы, так и официальные отделы в структурах крупных предприятий-производителей.

В Германии возрождается Веркбунд (1945 г.), наблюдается быстрый рост многочисленных независимых дизайн-бюро, дизайн-групп Образуются штатные дизайн-бюро в структуре крупных предприятий-монополистов (электротехнический концерн «АЕГ», автомобильный концерн «Даймлер-Бенц»). Создается «Союз немецких худ-в-конструкторов»

В США в области дизайна активно работают фирмы «Лоуи энд Снайт», «Липпинкот энд Маргулис», «Эллиот Нойес», «Питер Мюллер-Мунк», «Дейв Чемпен», «Годсмит энд Ямасаки», «Серж Чермаефф» и др. Образуются дизайнслужбы предприятий (служба дизайна компаний АЛКОА,«Весгингауз», «Дженерал-Электрик»).

В Италии действуют дизайн-центры компаний «Оливетти», «Монтекатини», «Италсидер», «Фиат». Проектирование промышленных изделий, помимо штатных, осуществляют независимые дизайнеры. В 1956 г. образована «Ассоциация пром дизайна».

Процесс организационного становления дизайна затрагивает и Великобританию. В 1944 г. здесь создается Совет по техн эстетике, а затем открывается Лондонский дизайн-центр (1956 г.).

Дизайн-бюро, хотя и немногочисленные, действуют во Франции (дизайн-бюро «Текнес», «Ателье Патри», «Компа-ни д'эстетик эндюстриель», «Форм техник интернацио-наль»). В 1951 г. в Париже состоялось открытие института техн эстетики.

В Японии создается дизайнерская ассоциация «Джида» (1952 г.). Открывается, на основе преобразования лаборатории пром искусства, научно-исследовательский институт пром искусства. Штатные отделы дизайна формируются в структурах пром корпора-ций «Тосиба», «Мацусьта дэнки».

Почти во всех странах Европы, в США, в Японии издаются специальные журналы по дизайну (во Франции — журнал «Ар прэзан», «Эстетик эндюстриэль»; в Великобритании — «Арт энд индастри»; в Италии — «Домус», «Стиле индустриа»; в Германии — «Верк унд Цайт», «Form»; в Японии — «Тэйкоку когэй», «Когэй ньюсу» и т. д.). Проводятся выставки, демонстрирующие промышленные образцы продукции, разработанные дизайнерами.

В 1940 годы получили развитие общемировые процессы организационного оформления дизайн-деятельности. Весь период, в рамках которого шел процесс самоосознания дизайна как профессии, выработка его целей, методов и средств, формирование его основных организационных структур, следует обозначить как «организационный». Завершение периода можно отнести к началу 1960-х годов, когда процессы институционализации дизайна в большинстве государств были завершены.

К началу организационного становления деятельности в мире устанавливается, за исключением небольших отличий, единая идейная платформа д-на. Она основывается на теоретических положениях функционализма. В новых условиях массового пром производства функционализм стал пониматься как определенная методика худ проектирования, осуществляемая с последовательным учетом факторов функционального назначения вещи, особенностей ее изготовления и реализации на рынке. Эволюционируют и представления о д-не. Наблюдается процесс самоутверждения деятельности, обособлен

деятельности. Единый универсальный метод — нормативный подход — становится средством профессионального общения и играет ведущую роль во всех национальных школах дизайна. Для упорядочения действий дизайнеров создаются международные профессиональные организации. Их возникновение знаменует завершение организационного процесс становления дизайн-деятельности в мире.

Наши рекомендации