Криволинейные бордюры (2.1.0) 21 страница
Одним из наиболее ярких показателей восточнохантыйского орнаментального своеобразия является придание криволинейности бордюрным формам. Видами симметрии, упорядочивающими расположение орнаментальных элементов, чаще всего служат а-а:пг и a'.m-m, прочие композиционные формулы мастерицы избирают намного реже.
Первый вид тесно связан с зигзагом, изломы которого заполняют разные элементы, но устойчивее остальных является сочетание зигзага с уголками (2.1.2.4.2). Именно на примере подобных узоров нагляднее всего проявляются стилистические особенности ваковских и александровских криволинейных бордюров. Для первых характерны такие приемы в художественной отделке мотивов, как удвоение вершин у зигзага и уголков; загибы на концах сторон у уголков и разомкнутого зигзага; разъединение зигзага, предстающего в виде наклонных парных параллельных полос. Ва-ховский стиль крив.олинейных узоров, выскабливаемых на бересте, настолько самобытен, интересен и ярко выражен, что нельзя обойти вопрос о возможных путях его формирования. При этом ответ на вопрос следует, очевидно, искать в рамках самой вое-точнохантыйской орнаментальной традиции, поскольку несмотря На широкое использование бересты в быту многих сибирских на,-родов, ее декоративной отделкой выделяются главным образом обские угры, а у последних криволинейные бордюры, как отмечалось выше, присущи только восточной группе. Однако обраще-
ние лишь к берестяным узорам не позволяет определить ту исходную основу, с которой можно начать орнаментальную цепочку превращений с итоговым результатом в виде ваховского орнаментального стиля. Из всех используемых при орнаментации материалов ближе всего к бересте стояла ровдуга, по крайней мере две из стилистических характеристик объяснимы лишь при ее участии.
Во-первых, раздвоенные вершины зигзага и уголков могут быть производными от декоративного оформления взъемной части ровдужных чирков (ил. 17, 1), Зигзаг, шедший по бокам предмета, здесь размыкался, и в образовавшееся пространство вписывалась стилизованная фигура подовальной формы. Криволинейный раскрашенный орнамент на чирках принадлежит к наиболее ранним орнаментальным источникам по этнографическим материалам
Ил. 17. Перенос манеры исполнения зигзага с ровдуги (1) на бересту
ГСм- Messerschmidl D. G., 1968]. На стенках некоторых берестяных коробок рубежа веков встречались узоры, словно перенесен ные с обуви, но в несколько трансформированном виде: зигзаг не размыкался а в одном из своих изломов был срощен с подовальной фигурой, что потребовало образования выемки в вершине. Стилизованное изображение оказалось упрощенным до предела, и о его первоначальной сущности напоминал зигзаг —изобразительный признак живого существа —в центре фигуры, а также вы ступы на сторонах последней в виде черточек пли зубцов, как ъ.
ровдуге (ил. 17, 2). Бордюрные орнаменты обладают собствен-;•' ными симметрическими закономерностями, и ось переносов сделала свое дело: очевидно, сначала в каждом из мотивов была воспроизведена зигзаговая выемка, что дало раздвоение вершины, а затем -стали повторяться и усики с зубцами — все, что осталось от стилизованной фигуры (ил. 17, 3}. Раздвоение вершины у зигзага повлекло за собой соответствующую декоративную операцию и с уголками. Этот прием, наряду с усиками-отростками, прочно укоренился в ваховских криволинейных орнаментах, что л,егко можно обнаружить на бересте, близкой к нам по времени (рис. 18, 4\ 19, 6- 20, 5).
Для того, чтобы попять возникновение загибов на концах у уголков и разомкнутого зигзага, следует вспомнить такую вое-точнохантыйскую особенность ровдужных узоров, как оконтурива-ние оленьим волосом раскрашенных фигур. Вследствие оконтури-вания изгибы орнаментальной линии приобретали на ровдуге усикообразную заостренность (рис. 20, 7—8). Техника выскабливания оказалась благодатной почвой для воспроизведения в ней ^юигур с заостренными оконечностями. Практически все вахов-ские криволинейные орнаменты на бересте отличает усикообразное оформление углов у фигур. На очертании элементов-уголков это сказалось в заострении вершин и незначительном загибе на концах сторон (рис. 19, 5). В дальнейшем именно по пути усложнения загибов пошло развитие указанных элементов, при этом заметную роль сыграла узорная линия с овально-цветочным фоном. Контуры уголков своей конфигурацией стали подражать ее изломам (рис. 19, 9). При разъединении зигзага на составные из наклонных параллельных полос концы последних приобретали те же загибы на концах, что и уголки (рис. 19, 10; 20, /).
Процесс зарождения разомкнутого зигзага реконструируется по узорам из параллельных уголков или уголков и ломаной линии (рис. 19, 8, 9). Стороны уголков, соединенные перемычками, и создали разнонаклонные пары параллельных полос, напоминающие разомкнутый зигзаг. Строго говоря, их появление в ваховоких криволинейных орнаментах есть результат разъединения не зиг-заговой линии, а уголков.
Особенностью александровского стиля служит минимальная декоративная проработка основных элементов — зигзага и уголков,— а основным средством насыщения орнаментальной поло,-сы является введение в узор большого количества разнообразных Дополнительных элементов. Соединяя основные элементы друг с Другом и заполняя фоновые части, они значительно уплотняют узорное поле орнамента, порой сводя его до минимума (рис. 19, ?)• Исполнительскую манеру александровских мастериц отличает от ваховской и невыраженность узорной линии с овальным фоном
24?
в качестве элемента, вводимого в мотив из зигзага и уголков. Данная линия присутствует в берестяных орнаментах александровских хантов лишь в виде свободной композиции.
Орнаментальные материалы с Васюгана свидетельствуют о том, что их исполнительницы владели как александровской, так и ваховской манерой декоративной обработки берестяных вместилищ [Лукина Н. В., Рындина О. М., 1984]. Это согласуется с высказанным в литературе положением о Васюгане как о месте, откуда началось расселение хантов по берегам Оби и Ваху [Лукина Н. В., 1972].
Вид бордюрной симметрии а:т-т представлен у восточных хантов узорами из ромбов (рис. 18, 1—5). При этом наблюдается устойчивая традиция развития мотива за счет присоединения к серединам его сторон отростков, направленных вовне, и за счет помещения уголков между ромбами (2.1.2.1.1).
Таким образом, орнаментальная специфика восточных хантов в области криволинейных форм заключается в бордюрной организации узоров, составленных из зигзага и уголков, а также из ромбов. Если выйти за рамки условных ограничений, необходимых на начальном этапе группировки материала, и посмотреть на криволинейные узоры восточных хаптов в контексте орнаментального искусства в целом, то обнаруживается, что они теснейшим образом связаны с прямолинейными прерывистыми бордюрами общехантыйского уровня. Общими являются не только такие основополагающие бордюрные мотивы, как ромб и зигзаг, имеющие древнейшие истоки на территории Сибири, но и приоритетные направления в развитии этих фигур: для ромба —это отделка сторон отростками и введение в бордюр уголков, а для зигзага -заполнение его изломов различными элементами, в том числе и уголками. Сходство фигур, определяющих структуру и облик бордюров, имеет следствием совпадение композиционных основ у криволинейных бордюров восточных хаптов с общехантыйскими прямолинейными: полоса, сочетающая в себе ромбическое разбиение пространства с треугольным, а также зигзагово-треугольное пространство, которое отведено для размещения в нем мотив;.! (ил. 11, 1—3).
Криволинейные формы восточнохантыйских розеток также хорошо проецируются на общий орнаментальный фонд северной и восточной групп, выделенный выше с учетом прямолинейности. В нем доминирует розетка из составленных крестообразно уголков (рис. 16. Л, а у восточной группы встречается ее усложненный вариант (рис. 16, 3), который обнаруживает полные аналогии в криволинейных формах (рис. 21, Г). Сам факт наибольшей популярности вида симметрии 4 • т среди криволинейных розетчаты>: орнаментов также, видимо, объясняется тем, что по правилам
данного вида строилась самая консервативная форма прямолинейной крестовидной розетки. .Хорошо знакомые мастерицам ро-зетчатые каноны при соединении с фактором новизны и творчества привели к образованию иных форм— розеток из сдвоенных неравнозначных пар уголков с симметрией 2-т (2.2.0.2.1).-Фигура ромба прекрасно отвечала требованиям, постулируемым на протяжении не одного столетия —четырехкратному повтору симметричного элемента. Изолирование ромба из характерного для него бордюрного контекста и превращение в розетку сопровождалось декоративными новшествами на его сторонах и углах (2.2.0.1.2).
Криволинейной конфигурацией у восточных хантов оказались охвачены и S-образные розетки (2.2.0.3), чье исполнение в прямолинейной манере фиксировалось как у восточной, так и у северной группы (рис. 16, 16).
Особняком среди восточнохантыйских криволинейных форм стоит серия узоров, создаваемых зубцом. Ей нет аналогов среди прямолинейных орнаментальных форм ни на уровне группы, ни на уровне этноса в целом. А между тем подобные бордюры — явление отнюдь не эпизодического свойства в орнаментальной культуре восточных хантов, поскольку узоры из зубца построены с учетом разных видов симметрии, в том числе и самых популярных (2.1.2.1.2, 2.1.2.3, 2.1.2.4.1, 2.1.2.6.1). Сквозь все эти виды проходят единые правила построения орнамента. Основными из них являются: во-первых, расположение мотива в зоне-секции и, во-вторых, превалирование фоновых частей над узорными. При завершенности конфигурации последних они в качестве узора более приемлемы для глаза, чем собственно выскобленная поверхность бересты. У соседних с хантами народов узоры из зубца входили в орнаментальный фонд нарымских селькупов, где встречались на вместилищах из бересты. Поэтому целесообразнее будет вернуться к описанным бордюрам после рассмотрения нарымско-селькупско-го орнаментального материала.
Наибольшее своеобразие казымским криволинейным розеткам придают стилизованные изображения птиц, именуемые обычно «глухарем», «трясогузкой», «чайкой». Изображения асимметричны и попадают под вид преобразований 1-п.
В орнаментальной ситуации хантов стилизованные изображения птиц дважды выступают на передний план. Помимо крнво-шнейных изображений на казымской бересте, их роль особо ощутима в прямолинейной вышивке южных хантов. Хотя облик птиц очерчен разными по характеру линиями, основные черты профильного стиля, реализуемого на казымской бересте, легко угадываются и в вышивке: схематично очерченная голова; удлиненная шея; две лапы, прямые или крючкообразные; крылья в положении
взмаха; хвост, конфигурация которого аналогична отмеченной у лап. Туловище принимает очертания различных фигур: полукруга, треугольника, их сочетания, ромба (ил. 25, 2 н рис. 23, 9). Такие параллели, наблюдаемые на различных материалах в неадекватной технической манере исполнения и стилистически неоднородно оформленные (в вышивке птицы входят неотъемлемой частью в прямолинейные бордюры, а на бересте предстают в виде самостоятельных фигур с криволинейными очертаниями), безусловно, не являются случайными. Тем более, что орннтоморфпые сюжеты в рисунках па бересте, а та'кже в несвойственной для хантов графике строятся на одинаковой с орнаметами основе [См.: Руденко С., 1929]. Очевидно, что в творчестве хантов присутствовал устоявшийся образ птицы, а причиной его канонизации могла служить та функциональность изображения, что была заложена в остяцких знаменах, так как среди последних далеко не последнее -место занимало профильное изображение птицы (ил. 25, 3— 4). Номинативная характеристика подтверждает сходство изображений на знаменах, рисунках и орнаментах: обычно профиль-, ные фигуры птиц именовались «тетерями», а на Казыме они часто соотносились с обликом глухаря. Рисунки сохранили довольно реалистичный характер прототипа, а в орнаментах южных х*нтов и тех, кто проживает на Казыме, он подвергся схематизации. Направления этой схематизации оказались не тождественными. Если в вышивке южных хантов она сопровождалась максимально возможным упрощением орнитоморфных фигур с их последующей модификацией, то па берестяных изделиях казымцев реализм растворился в витиеватых отростках, помещаемых на месте крыльев и хвоста.
Фасовое изображение птицы именуется на Казыме «трясогузкой» (рис. 24, 3). Для него характерна передача состояния полета. Трактовка головы и шеи аналогична профильному изображению, туловище имеет ромбическую конфигурацию, подчеркнуты расправленные крылья и хвост. Симметричная трактовка последних сообщает соразмерность всему облику птицы — Л • т. Ближайшим изобразительным эквивалентом трясогузки, выскабливаемой на бересте, служат тамги хантов и манси, которые они именовали точно так же и наносили на руки в виде татуировки [См.: Руденко С., 1929]. Тамги имели тот же набор характерных черт н ту же меру схематизма, что и изображения на бересте. Отличие состояло лишь в том, что хвост и крылья при татуировке принимали очертания трезубца. Тамга, татуируемая на руке, в свою очередь, возводится к литым изображениям птиц усть-полуйского времени, и ее графический шаблон начинает складываться с XVIII в. [Симченко Ю. Б., 1965]. Фасовые рисунки птиц на бересте н бумаге имеют меньше сходства с орнаментальными, по-
скольку обладают значительной долей реализма, и в них обязательным изобразительным атрибутом являются ноги, часто трактуемые в форме, сходной с крыльями. Названия к рисункам давались следующие: орел, лебедь, утка, кукушка и др. [См.: Руденко С., 1929].
Таким образом, декоративно оформленные казымскне изображения глухаря-тетери и трясогузки имеют прямые аналогии среди тамг и знамен обских угров, а следы тетери выявляются и в южнохантыйской вышивке. Из прочих стилизованных орнаментов хантов реки Казым ни один не обнаруживает столь заметных корней в изобразительном искусстве народа. «Чайка», «пополам сломанное животное», «червяк» и др. не отмечены среди хантыйских рисунков. Это, наряду с их конфигурацией, свидетельствует о вто-ричности подобных сюжетов по сравнению с двумя вышеупомянутыми. Оговорку необходимо сделать лишь для оленя. Его орнаментальный вариант близок изобразительному, однако популярность первого среди казымских узоров несопоставимо мала по сравнению с орнитоморфными сюжетами.
Первостепенное место узоров, основанных на изображении птиц, является одним из наиболее ярких отличий казымских криволинейных орнаментов от восточнохантыйских. Вторая особенность не та>к заметна, но тем не менее заслуживает упоминания. Казымскнм женщинам не чуждо построение узора на основе овала; такие мотивы, как «солнце» и «шишка», свидетельствуют об этом. Восточнохантыйским розеткам не свойствен овал, и его присутствие наблюдается лишь в качестве фоновых частей у ломаной линии.
РАЗДЕЛ 2
МАНСИ
Глава 1 ОРНАМЕНТИРОВАННЫЕ ПРЕДМЕТЫ
§ 1. Восточная группа*
Различные категории предметов отражены в имеющихся орнаментальных материалах по восточной группе манси неравномерно. Нет сведений о декоре на орудиях труда, минимум информации имеется по утвари, и на этом скудном фоне исходных данных своей репрезентативностью выделяется материал, характеризующий одежду.
Орнаментированная утварь восточных манси представлена круглой берестяной коробкой для соли [Vahter Т., 1953]. Поверхность ее стенок отделана резными ажурными узорами с подкладным фоном. Центральный бордюр имеет ромбическую структуру и состоит из уголков и треугольников. Верхний, более узкий узор нанесен на профилированную по краям полосу бересты и прикреплен к коробке. В составе его элементов наклонные полосы и крестовидные фигуры. О знакомстве восточной группы этноса с техникой выскабливания свидетельствуют берестяные пластинки, покрытые узорами в указанной технике. Орнамент здесь имеет бордюрное, розетчатое и сетчатое строение.
Среди орнаментированных предметов восточных манси самым оригинальным, безусловно, является полотенце. Вовлечение этого предмета в круг декоративных традиций произошло под влиянием русской культуры. Однако манси внесли в орнаментальную отделку предмета черты, соответствующие их художественным канонам. Концы полотенец украшала квадратная сетка, узоры ее ячеек приобретали вид звездчатых фигур и выполнялись «мансийской вышивкой». Собственно узловая основа сетки состояла из ромбов, вышитых квадратным способом. В случае обрамления сетчатого орнамента сверху и снизу бордюрами они принимали очертания ромбов на ножке или крестиков.
* Сведения о предметах взяты из литературных источников: Sirelius U. Т. (1904); Scmayer W. (1908); Vahter T. (1953); 'Иванов С. В. (1963); Федорова Е. Г. (1978, 1987, 1988а, 1992); Гемуев И. Н. (1990), а также из музейных материалов: ГМЭ (С. И. Руденко), ГЭМ ЭССР (Э. Саара), МАЭ (И. К. Зеле-нова), МАЭС ТГУ (В, Н. Чернецова), ОХМКМ, ТГОИАМЗ, ЯНОКМ.
Одежда восточных манен в этнографических собраниях представлена почти исключительно женскими рубахами из холста. Их покрой, технические и композиционные черты декора аналогичны южнохантыйским образцам и описываются тем же набором признаков, что соответствует второму варианту вышитых женских рубах, выделенному на основе орнаментальных материалов по южным хантам (рис. 2, 2). Основные черты этого варианта сводятся к следующему: обильное декоративное убранство нагрудной части рубахи и рукавов, орнаментация верхней части спинки. Вместе с тем проявляется некоторое декоративное своеобразие мансийских рубах. Во-первых, здесь чаще фиксировалась сетчатая структура орнамента, украшающего нагрудную часть и рукава, при этом мысообразное окончание узорного поля на груди выдерживалось далеко не всегда (рис. 25, 7). Во-вторых, украшение нагрудного разреза двумя парами вертикальных бордюров не несло в себе четкой иерархичности последних: оба узора выглядели равноправно. Кроме того, в бордюрах не превалировала зигзаго-образность построения, а композиционный тон задавали вытянутые 6-угольные фигуры. И в-третьих, наряду с «мансийской вышивкой», в плане технологии равнозначной ханты ханч, па мансийских образцах второго варианта присутствует и керем ханч, т. е. «продернутая вышивка». Орнаментация спинки с помощью вертикальных и горизонтального бордюра; два горизонтальных узорных ряда на обшлагах, основной и окаймляющий сверху, а также отделка узкими полосками, сплетенными из бисера, краев нагрудного разреза, а иногда и краев рукава,— все это имело место в декоративных 'канонах как хантов, так и мапси.
Отмечено у восточных манси и убранство женских рубах из хлопчатобумажных тканей, пришедших на смену холщовым, с использованием лишь бисерных лент. Узорные полосы с конфигурационно насыщенными .мотивами нашивались вокруг нагрудного разреза и по краям обшлагов. Бисерные ленты, состоящие из разноцветных полос, располагались в области проймы и на рукавах. Описанная композиция мансийских рубах полностью соответствует пятому варианту южнохантыйских, также отделанных бисером.
Неотъемлемой составной женской рубахи являлись пришивные воротники, выполняющие роль шейного украшения. Жесткая основа указанной детали покрывалась тканью, на которую по определенным композиционным правилам нашивался бисер: по краям предмета шли три полосы (темная в центре и светлые по краям); центральное поле либо делилось подобными полосами на" прямоугольные зоны-секции, либо оставалось нерасчлененным. )3 обоих случаях узор образовывали бисерные фигуры в виде косого или прямого, креста, а также лучистые. Нашиваемые металлические отливки размещались обязательно в зонах-секциях. Не-
большой участок в центре воротника оставался свободным от украшений, поскольку это место было занято косами. К концам воротников иногда крепились с помощью бисерных петель пуговицы или крупные бусины, а широкие бисерные ленты со сложным узором редко встречались в качестве подвесок к воротникам. В целом пришивные воротники восточных манси и южных хантов (рис. 1, 5) — явление, несомненно, одного порядка, но специфика .мансийского декора заключается в большей простоте и лаконизме как мотивов собственно па воротнике, так и оформления подвесных украшений.
Еще одним декоративным атрибутом женской рубахи являлось нагрудное украшение: две ленты нанизанного бисера соединялись в верхней части через бисерные петельки узким шерстяным жгутом. Отделку их нижних концов составляли металлические подвески круглой формы на таких же бисерных петельках. Изредка ленты в середине дополнительно связывала узкая бисерная лента или нить. Орнаментальный мотив вертикальных бордюров, исполненных во всю ширину нагрудных лент, не отличался особой замысловатостью и состоял обычно из ромбов, простых или решетчатых, реже — из крестовидных фигур. Если спроецировать нагрудные украшения восточных манси на южнохантыйские аналоги (рис. 1, Л, то они предстанут как более лаконичный и упрощенный вариант: здесь нет сложных бордюров и дополнительных лент, играющих роль подвесок; менее тщательно и скрупулезно выполнена работа по соединению бисерных лент с основой из ткани, что выражается в отсутствии тройной окантовки краев у всего изделия.
Головным убором восточных манси, декор которого достигал наибольшей выразительности, являлись большие квадратные платки из холста (рис. 25, 6). Они зафиксированы и в качестве прикладов духам. Все поле платка, за исключением узкой полосы по краям, заполняла сетчатая вышивка с подчеркнутой ромбической структурой. В ячейках сетки находились сложные мотивы, значительную часть которых составляли учетверенные изображения птиц. Помимо ведущего орнитоморфного сюжета, мотивами вышивки служили звездчатые фигуры, ступенчатые ромбы, крестообразные фигуры из «елей», розетки из декоративно оформленных 6-угольииков и некоторые другие. Цветовая палитра включала в себя два основных цвета: красный и синий, а технические приемы исполнения характеризовались «мансийской», реже «продернутой» и исключительно редко «русской» видами вышивки. Края холщового полотнища занимали вышитые полосы: в центре обязательно помещалась красная зигзаговая линия с шипами, а сверху н снизу ее обрамляли швы-«косички», одиночные или удвоенные. Цвета последних включали в себя красно-коричневый и синий
(голубой). Более сложные узорные окаймления сетчатого орнамента являлись редкостью. Холщовую основу платка обрамляла широкая пришивная полоса нз хлопчатобумажной ткани; уголки платка иногда отделывались квадратиками иного цвета. Завершающим аккордом в декоре этого головного убора служила бахрома из шерстяных красно-коричневых ниток.
Лишь па одном из более чем тридцати платков зафиксировано другое композиционное решение вышивки. В центре находится квадрат, заполненный квадратной сеткой, мотив которой — ромб с продленными сторонами. По периметру этого квадрата идут пять широких бордюрных рядов, каждый со своим узором. Бордюры разделены швамк-«косичками» [см.: Vahter Т., 1953].
В состав головного убора также входила' налобная повязка. Ее конструктивные п декоративные характеристики сходны с южнохантыйскими образцами: прямоугольная полоска ткани с завязками, отделанная бисером. Бисерное убранство представлено ор-• наментальиой нанизанной полосой, пришиваемой к краям повязки. В отличие от южных хантов, восточные манси украшали данный атрибут' только одной бисерной полосой. У них зафиксированы также экземпляры, чье убранство заключалось в нашивании би-,сера на ткань: по периметру всего изделия крепились в порядке контрастного чередования темные и светлые бисерные нити, а центральное поле занимали бисерные фигуры, лучистые или в виде косого креста (рис. 25, 5). С нижнего конца повязки свисала узкая ажурная полоса, нанизанная из бисера. Декоративные черты подобных налобных повязок очень близки жестким воротникам женских рубах.
Оригинальность бисерным украшениям восточных манси на фоне массовых аналогий с южнохантыйским материалом .придавало сложное убранство, включающее в себя налобную полосу подвески к ушам и нагрудные ленты (рис. 25, /). Налобное украшение в данном случае богаче декора на самостоятельных налобных повязках, так как имеет металлические подвески. Бисерные украшения, имитирующие длинные серьги, в качестве самостоятельного декоративного атрибута не фиксируются у обских угров в целом. Своеобразием отличается и нагрудное украшение: два полукружия из бисерных лент, крестообразно соединенных Друг с другом. Лишь один раз отмечено подобное нагрудное украшение, бытовавшее вне контекста всего описываемого комплекса.
Убранство волос у восточномансийскнх женщин осуществлялось двояко, Первый способ, связанный с искусственным удлинением кос, па рубеже XIX—XX вв. проявлялся слабо. Отмечен лишь один экземпляр ложных кос, сопоставимый с южнохантыйскими Украшениями (рис. 1, 2], по более простой по исполнению. На кон-
пах жгута, сплетенного из шерстяных ниток, нашиты по шесть фигур цветочного вида из бисеринок; сверху и снизу от них спускаются пучки бисерных нитей (Vahtcr Т., 1953],. Гораздо чаще использовались в указанный период подвесные украшения, вплетаемые в косы. Однако и их оформление по сравнению с южнохантыйскими изделиями являлось более унифицированным. В единый пучок соединялось несколько одинаковых по величине лент из нанизанного бисера. В том случае, когда бисерные полосы отличались шириной и сложностью орнаментального рисунка, число их в пучке достигало трех. При ослаблении указанных признаков декоративная насыщенность украшения компенсировалась увеличением числа бисерных лепт или сложно оформленных нитей до четырех или шести. В любом случае на концы накосных подвесок прикреплялись раковины каури с одной или несколькими бисерными петельками.
«Лентами для волос» именовались у восточных -манси украшения, крепившиеся вокруг головы с помощью суконной ленты и спускавшиеся на спину (рис. 25, 4], Края этих лент обшивались бисерной ниткой таким образом, что возникал зигзаг или ромбический ряд. В центральной части украшения пришивалась еще одна нитка из более крупного бисера. Ей придавалась извилистая конфигурация. Верхние концы лент иногда отделывались металлическими нашивками, а на нижних сохранились лишь бисерные петельки. Возможно, что к ним крепились раковины каури. «Ленты для волос», а по существу наспинные украшения, сопоставимы с южнохантыйским головным украшением из длинной полосы ткани, расшитой бисером и спускающейся на спину.
Предметы одежды, связанные на синцах из шерстяной- пряжи — рукавицы и чулки,— также подлежали орнаментальному оформлению у восточных манси. На наружной поверхности рукавиц вязальщица размещала ромбическую сетку с узорами из крестов, с перекрестьями или загнутыми концами, а также из решетчатых ромбов. Ладонная поверхность, .за исключением большого пальца, имела более простой рисунок, в основе которого лежала опять-таки ромбическая сетка. Очень редко здесь встречались горизонтальные бордюры, расположенные ярусно, как на северо-хантыйских образцах (рис. б, 8). У шерстяных чулок узор вывязывался в верхней части изделия и возникал из сложнооформлен-пого зигзага или уголков. Рптм узора мог быть как горизонтальным, так и вертикальным. Последний служит отличительной чертой декора восточных манси, так как не встречается на орнаментированных чулках южных и северных хаптов. Второй оригинальной особенностью восточномансийских экземпляров является отсутствие декоративной иерархии среди узоров: здесь не встречается членение бордюров пп основные и окаймляющие.
Кб
Из шерстяных ниток восточные манси вручную плели узкие опояски, которые носились с рубахами. Сохранился лишь один экземпляр плетения. Чередование пряуки темного и светлого тонов в шахматном порядке создает на нем несложный узор. Прямых аналогий описанным опояскам у обских угров не имеется, и наблюдается лишь некоторое технологическое сходство между ними и плетеными широкими поясами из разноцветной шерсти у северных хантов.
§ 2. Северная группа
Степень репрезентативности орнаментальных материалов по данной этнической группе достаточно высока, однако они далеко не равнозначно характеризуют .различные группы предметов. Практически выпадают из сферы освещения этнографическими данными орудия труда и средства передвижения. Известно лишь, что встречались орнаментированные экземпляры костяных предо-хранительных пластин для руки, деталей оленьей упряжи, муж-ких ножей [Федорова Е. Г., 1992]. В поэтической народной памяти закодирована информация о «разрисованном седле ... в образе золотой утки, в образе золотого гуся», об «украшенном изображениями животных» женском ноже [Мифы ... 1990. С. 276, 325]. Материал, находившийся в моем распоряжении, из всего перечисленного содержит лишь орнаментированные ножны из дерева. Вся продолгова'тая поверхность одних поделена перегородками на три зоны, п боковые стороны каждой из них украшает трехгранно-выемчатая резьба, а центральное поле занято резными полосами с ромбиками по бокам [ГМЭ, № 1710—118]. Другие, найденные на культовом месте, обиты жестью, и на ней две параллельные линии точечного штампа создают зубчатый орнамент [См.: Гему-ев П. Н., Сагалаев А. М., 1986].
Относительно средств передвижения фольклорные данные сообщают о раскрашивании бортов у челнока охрой и о. веслах с изображением тетерева [Мифы..., 1990]. В фактологическом материале рубежа XIX—XX вв. запечатлены украшенные выемчатой резьбой и погремушками свадебные весла невесты. На рукояти весла нанесена та же орнаментальная композиция, что была опи-Сана на ножнах, а лопасть украшали вертикальные бордюры из Удвоенных в различных сочетаниях треугольников (рис. 26, 6). Обычные весла декорировались скромнее: на ручке вырезались косые кресты, разделенные перегородками [МАЭС, № 869—60]. У манси отмечены орнаментированные пояса, которые дополняли оленью упряжь в том случае, если ездоком являлась женщина. Пояс представлял собой широкую мозаичную 'полосу сукна с не-