Елена Рубисова, писательница и художественный критик
Студия С. Рериха, большая и светлая, образует душу дома. Здесь мы видим его картины, композиции, портреты, эскизы и этюды. Он настолько великолепно владеет техникой живописи, что это дает ему абсолютную свободу в выражении своей художественной индивидуальности.
Почетное место в студии занимает большой, написанный во весь рост, портрет Девики Рани. Он полон жизни. Черты ее лица, гармоничное движение ее тела, удачно схваченное на лету, равно как и композиция и цветовое решение полотна – все подчеркивает ту лучезарную мягкость, но также и внутреннюю силу, которые характеризуют в целом облик Девики Рани.
Выполненные преимущественно гуашью и темперой эскизы образов "мира бренного" (так японцы называют то, что на Западе обозначается словом "жанр") обнаруживают знание Индии и любовь к этой стране, а также передают ощущение того неосязаемо-характерного, которым отмечена жизнь именно этих людей и именно этой страны.
Но, несмотря на то что Святослав Рерих любит и знает, как изображать текучий цвет "быстротечного мира", его главная цель – предмет его поисков – показать то, что скрывается за внешними формами, что составляет их содержание и смысл. Формы и цвета – эти своего рода "знаки". Они имеют свое значение. Такой символизм отнюдь не является вольным изобретением человеческого ума. Он обусловлен самой Природой, самим характером природных явлений и жизни. К примеру, символизм (значение) света есть естественная антитеза символизма тьмы. Значение темного, тяжелого, неподвижного камня отлично от значения (символизма) полета, цветка, луча – легкости, быстротечности, бесплотности, проницаемости. Символизм цвета и формы естественным образом граничит с мистицизмом; в действительности мистицизм есть не что иное, как признание внутреннего содержания во внешних формах жизни, понимание, истинное толкование которого превышает возможности человеческого разума, а также чувство, вызываемое таким признанием.
Глубоко символичны как по теме, так и по цвету и форме три больших полотна Святослава Рериха, которые образуют триптих – картину, состоящую из трех частей.
Первая часть – "Куда идет человечество" – написана в серо-зелено-коричневых и серо-лиловых тонах. На фоне холодного неба, обложенного мрачными тучами, возвышаются острые очертания скал. Ниже согбенные человеческие фигуры стоят неподвижно, скованные мрачным предчувствием. Во всем одно лишь чувство безнадежности. И только вдали, в узком просвете ущелья появляется голубоватый свет, в то время как по скале скользит розовый отсвет креста.
Вторая часть – "Распятое Человечество" – испытание огнем, трагедия развязанной войны. Небеса разверзлись, и излились чаши гнева. Города объяты пламенем, освещены огнями движущиеся колонны солдат и, в параллельном потоке, – толпы беженцев. На этом фоне изображена символическая фигура распятого Человечества, образуя как бы живой крест.
В третьей части – "Освобождение" – крест изображен в сердцевине мистического цветка света, который расцвел из ночной глубины неба и тянется, раскрываясь, вниз, по направлению к земле. Навстречу ему, со дна земной бездны, поднимается освобожденное Человечество.
С Индией Святослава Рериха связывают еще более крепкие и продолжительные связи, чем его отца. "Я уже стал частью этой страны", – говорит он. Представители индийской культуры, ее интеллигенция, писатели, художники считают его своим. "Святослав Рерих – западный художник, но он такой художник, который отвечает понятиям, законам и идеалам Востока, – пишет о нем Г. Венкатачалам. – Его искусство – это род Йоги – путь к познанию Высшего через раскрытие красоты мира... Одна из Йог (путей), которая ведет к Освобождению".
[1950-е гг.]
СВЯТОСЛАВ РЕРИХ
С. Санджива Дев
Святослав Рерих – очень глубокая и созерцательная натура; кажется, что он всегда пребывает в каких-то запредельных далях, которые часто открываются его погруженному внутрь себя экстатическому взору; в его глазах виден тот неземной свет, который вечно горит, истребляя тьму времени и пространства, отделяющую его от Высшего. Его искусство, подобно искусству его именитого отца, слишком хорошо известно, чтобы нуждаться в каком-либо представлении. Он показал мне некоторые из его портретных этюдов и несколько великолепных пейзажей и архитектурных этюдов Катхиавара. Его "Заклинатель змей" и "Радуга водопада", висящие на стенах [института] "Урусвати", необычайно пленительны по цвету и композиции. Показывая свои работы, он сказал мне: "До сих пор мои работы были довольно реалистическими. Реализм, как Вы знаете, – это основа всего искусства, в то время как его развитие и высшая точка лежат только в идеализме. Подражание, копирование Природы необходимо до известной степени, но все высшее искусство начинается там, где кончается подражание Природе, копирование натуры. С развитием творческой способности и ничем не скованного воображения художник уже не жаждет следовать внешним формам, но находит удовольствие в том, чтобы изображать их согласно своему внутреннему видению".
"Youngman Weekly"
[1940-е гг. ]