Криволинейные бордюры (2.1.0) 13 страница
Сравнительная характеристика разрядов, приводимая ниже, включает в себя симметрические преобразования и особенности узорного пространства как атрибуты композиции, а также состав орнаментальных элементов.
У I—III разрядов симметрия включает в себя по три элемента: Две оси вращения по бокам и либо плоскость симметрии, либо зеркально-поворотную ось в центре; в IV состоит из одного —
центральной зеркально-поворотной оси (ил. 9, 2). В первых трех разрядах симметрические преобразования осуществляются наклонно и перпендикулярно к оси переносов, в IV — лишь перпендикулярно, т. е. по элементам симметрии заметно сближение I, II и III разрядов друг с другом и отдаление их от IV. Общность первых трех разрядов, равно как и обособленность их от IV, воплощают в себе наклонные оси симметрии. При анализе первичной группировки мотивов обращалось внимание на то, что с утратой боковых осей происходит нарушение зеркальности фона и узора, если взамен не возникает зеркально-поворотная ось в центре. Иными словами, достичь синонимии фоновых и узорных частей в орнаменте можно двумя путями: либо за счет двойных осей по бокам, либо за счет зеркальной оси в центре. В I—III разрядах реализуется первый путь, в IV — второй. Расположение осей вращения относительно осп переносов при этом не постулируется, поэтому наклонный характер осей вращения в (—III разрядах и вертикальный в IV следует считать формой проявления указанного правила.
Сравнение узорных пространств у разрядов также отдаляет IV от первых трех, где существенна роль треугольников, чьи сходящиеся стороны являются ограничителями узорной части бордюрной площади от фоновой (ил. 9, 3). С учетом бордюрного переноса узор оказывается локализованным по одну сторону зигза-говой линии, состоящей из треугольников, а фон —по другую. При переносе же узорного поля у IV разряда-зигзаговая линия не возникает. Итак, анализ композиционных схем показывает большую близость первых трех разрядов друг к другу, чем к IV разряду.
Вместе с тем связь между I, II и III разрядами также неоднозначна. Элементы симметрии роднят I и III разряды и выделяют П. В качестве объединяющего начала выступает плоскость симметрии, а передающего специфику— зеркальная ось. Однако симметричность по вертикали в силу своей древности и универсальности вряд ли может быть достаточным основанием для отождествления I и II разрядов, не будучи дополнена иными композиционными характеристиками. И правильнее вести речь о том, что элементы симметрии подчеркивают скорее оригинальность II разряда, нежели сходство I и III. Иная картина вырисовывается с учетом характера узорного пространства. Наклонные оси симметрии четко обозначены в I и II разрядах, по ним происходит смена фона и узора друг другом, что обусловливает ярко выраженную треугольную форму пространства узора. Композиционный центр приходится па нижнюю точку в мотиве, и узор как бы растет снизу вверх. В III разряде наклонные оси также служат границей между фоном и узором, за которой происходит их смена. Однако узорное пространство сочетает в себе прямо- и треугольность, причем е преобладанием первой, что выступает отчетливее в услож-
ненных вариантах мотивов данного разряда. Композиционный центр приходится в мотиве на его верхнюю точку, соответственно н узор словно спускается сверху вниз. В целом сходные черты у I и II разрядов в области композиции более убедительны, чем у I и III.
Обратимся теперь к составу элементов, из которых слагаются хантыйские непрерывные орнаменты, и попытаемся эволюцнонно упорядочить их н сравнить со вторичной группировкой мотивов. Более половины всего многообразия элементов сводится, по существу, к трем из них: полоса с отростком, крест, Г- или крючкообразный элемент (ил. 10, 1—3). Эти элементы, выделенные в сложных хантыйских узорах на основе математических закономерностей с помощью ЭВМ, хорошо проецируются па эволюционистские воззрения самого народа о природе хантыйского орнамента. Так, к простым, основополагающим узорам хантыйские мастерицы с Казыма относят квадрат на треугольном основании, полосу, зигзаг, крест, полосу с отростком, Г-образную фигуру [См.: Молданова Т. А., 1988]. Последние три элемента фиксируются на различных стадиях своего усложнения; возникают и сложные варианты, имеющие в своем составе, например, фигуру креста п Г-об-разный элемент. Значительная часть этих элементов сосредоточена в I разряде мотивов. Характерны они н для II разряда, но здесь состав элементов дополнен соединительными в виде изогнутой линии, а также оригинальными (ил. 10, 4, 7). I, II и III разряды объединяет всего один элемент — полоса с отростком — в его первоначальном варианте. Только в III разряде ведущую роль в усложнении мотива играют простые элементы: различного вида зигзаги, «головки», реже — треугольники (ил. 10, 5). Элементы IV разряда не характерны для других (ил. 10, 6).
Таким образом, сравнение состава.элементов между четырьмя .разрядами подтверждает ситуацию, выявленную по композиционным данным: особое место IV разряда п связь между I, II, III разрядами, причем заметнее всего она выражена между I и II.
Непрерывные бордюры составляют неотъемлемую часть орнаментального искусства северных н восточных хантоз на протяже-ши всего XX в. При сравнении творчества обеих групп отчетливо фоступает его общность: тождественны композиционные схемы всех четырех разрядов, а также наполняющие их элементы. Оба этих орнаментальных слагаемых прочно постулированы в художественных традициях групп, что проявляется в полном сходстве не только всех наиболее лаконичных узоров в разрядах, но и большинства их конфигурационно витиеватых вариантов (см. рис. 7). Такая степень сходства орнаментальных традиций может быть объяснима лишь равнозначным участием северных и восточных
Ил. 10. Группировка элементов непрерывных бордюров
хантов в создании и последующем развитии непрерывных бордюров.
Вместе с тем на межгрупповом уровне обнаруживаются некоторые отличия, и о полном совпадении указанных бордюров вести речь нельзя. Во-первых, не имеет восточнохантыйских аналогов одна из подгрупп, составляющих II разряд (1.1.1.4.2). Это тем более интересно, что ее исходный мотив обнаруживает глубокие корни на территории проживания северных хантов, тянущиеся к усть-полуйской керамике [см.; Чернецов В. Н., 1953]. Во-вторых, степень проявления и развитости каждого из четырех разрядов не одинакова у обеих групп этноса. У восточных хантов пик орнаментального творчества падает на II разряд, именно его мотивы отличает самая замысловатая игра орнаментальной линии. Для искусства северных хантов центр популярности —узоры IV разряда, и мастерицы подвергают их декоративной переработке чаще
остальных.
В-третьих, различна приоритетность способов орнаментальной модификации у северных и восточных исполнительниц непрерывных узоров. Процесс создания новых орнаментальных форм у восточных хантов чаще сопряжен с помещением в традиционную схему мотива нетрадиционных для него элементов, и это объясняет сход-
ство самых замысловатых образцов с более лаконичными канонами (1.1.1.2). Творческий поиск северохантыйских мастериц нередко принимает черты упрощения либо предполагает ломку традиционных композиционных правил и создание новых принципов создания элементов (1.1.1.4). Последнее с особой наглядностью реализуется в девятой группе бордюров (1.1.1.9), которая является своего рода орнаментальным модернизмом на фоне устоявшихся узорных форм. Следы проявления этой группы-заметны и на территории проживания восточных хантов — на Ппмс н Тромъегапе. Поскольку восточ-нохантыйскнй путь преобразования узоров прослеживается с рубежа веков, а модернизм северных хантов отчетливо обнаруживает себя со второй половины текущего столетня, то можно заключить, что приверженность традиционным способам характеризует процесс создания новых орнаментов у восточных хантов, а у северных •в ней преобладает дух новаторства.
В-четвертых, неоднороден преобладающий предметный контекст, на фоне которого бытуют непрерывные бордюры у северных и восточных хантов. Впрочем, здесь нет единства и внутри групп, и описываемый показатель хорошо согласуется с их диалектным делением. Так, васюга не ко-ваковские ханты покрывают непрерывным орнаментом берестяные коробки в технике выскабливания, а в начале века и аппликации по зачерненной бересте. Непрерывные узоры покрывают коробки из коры и бересты также на Агане и Югане, но наносятся они с помощью раскраски. Здесь же существует традиция украшения обуви меховой и ровдужной мозаикой, а, кроме того, на Агане встречаются халаты, украшенные бисерными полосами с непрерывным орнаментом. Для хантов рек Пим и Тромъеган характерно исполнение непрерывных бордюров путем нанизывания бисером и размещение их на халатах; распространена- у них меховая мозаика на шубах. У пимских хантов непрерывные бордюры представлены в виде аппликации . на одежде (сак, малица, кумыш). Для северных хантов в качестве предметной основы у непрерывных бордюров выступают меховые женские сумочки и мешки, женские шуба и сах, при этом в среднеобских районах преобладает аппликация из ткани па сахе, а усть-обские женщины слывут мастерицми по меховой мозаике.
Итак, различия между северными и восточными хантами в области непрерывных бордюров не носят принципиального характера и выявляются не по признаку «наличествует — отсутствует», а с учетом преобладания той или иной черты. Эти различия стали оформляться, когда основная масса непрерывных'бордюров былг уже создана. Творчество северных хантов обнаруживает в своем развитии меньшее тяготение к устоявшимся традициям, чем восточных. Среди последних, однако, выделяются пимскне и тромъ>
15!
еганские ханты, которые по своему орнаментальному искусству больше тяготеют к северной группе, нежели к восточной.
§ 3. Прямолинейные бордюры: прерывистые мотивы (1.1.2),прямолинейные розетки (1.2.0), сетки (1.3.0)
Южная группа
1.1.2. Бордюры: прерывистые мотивы
Группировка данных бордюров основан'а на видах симметрии, предложенных А. В. Шубниковым (1972)—ил. 1, и на визуально выделенных элементах, которые в силу своей простоты иногда являются одновременно и мотивами. Именно указанная разновидность орнаментов придает характерный облик южнохантыйским узорам, внушительны ее количественная представительность и разнообразие форм. Исходя из видов бордюрной симметрии, южно-хантыйские бордюры разбиты на семь групп.
1.1.2.1. Первая группа в количественном отношении значительно превалирует над остальными. С точки зрения симметрии ее отличительной особенностью является построение мотива, подчиненное двум плоскостям симметрии: вертикальной и горизонтальной к оси переносов — a-m: m. Неоднородный состав элементов, образующих мотивы данной группы, диктует необходимость внут-ригруппового деления.
1.1.2.1.1. Первая подгруппа первой группы южнохантыйских бордюров основана ромбом в его различной интерпретации. Первый вариант ромбических узоров предельно прост-— сросшиеся уголками фигуры (рис. 8, 1—2). Самым распространенным видом реализации таких узоров являлась плетеная бисерная лента, нашиваемая на края обшлагов у женских рубах. Бисерные узоры из ромбов можно встретить на женских украшениях: воротнике, головной повязке, пакосникс. В вышивке техникой керем ханч п ханты ханч орнамент выполнял роль окаймляющего бордюра п располагался по мысовидному окончанию нагрудной орнаментальной зоны. При использовании ханты ханч у ромбов возникали усикообразные окончания. С таким бордюром в качестве декоративного элемента мы встретимся в сложных узорах четвертой подгруппы (1.1.2.1.4, четвертый вариант). На бисерных лентах присутствуют узоры, созданные из ромба, который подвергается двукратному отражению — в плоскости скользящего отражения и плоскости симметрии (рис. 8, 5).
Второй вариант подгруппы образовали бордюры из ромбов, в треугольном пространстве между которыми размещены иеслож-
ные углообразные фигуры. Вышивке керем ханч свойственны узоры из соединенных ромбов с косым крестом либо крестом из крючков в центре, размещенных между двумя зигзаговыми линиями (рис. 8, 7). Такие узоры шли по краям горловины па спинке, подола, обшлагов у женских рубах. Вышивке ханты ханч соответствовали орнаменты, в которых стороны ромбов представляли собой зигзагообразный элемент, именуемый «шиповником» (рис. 8, 8). Крючкообразные отростки, обрамляющие ромб и образующие уголки, придавали узору легкость и ажурность. Места размещения орнаментов — татарский платок и горизонтальная полоса в середине рукава на женской рубахе. Еще одна стилистическая манера исполнения орнаментов второго варианта представлена вышивкой керем ханч в нагрудной части рубахи: ряд из чередующихся больших и маленьких ромбов, внутри которых чаще помещены кресты с загнутыми концами, а реже — крючкообразные уголки (рис. 8, 9). На иллюстративном образце, самом сложном из всех, узорное пространство уплотнено до предела мелкими элементами: кресты, S-видные детали, уголки с соединенными отростками. Эти мелкие элементы возникают из фоновых частей орнамента. Бордюры из ромбов и уголков, ромбов п треугольников в их простейшей конфигурации зафиксированы у южных хантов в единичных экземплярах.
Третий, не-, очень многочисленный вариант, включает в себя вышитые узоры из входящих друг в друга параллельных ромбов (рис.. 8, /5). Вследствие ограничения узорной площади бордюрной полосой, внешние ромбы деформируются в уголки, а места соприкосновения последних выглядят косыми крестами. Все это создает возможность для иного декоративного прочтения узоров третьего варианта, а именно: уголки, внутреннее пространство которых заполнено ромбиками, а внешнее-—треугольниками. В этом случае соподчиненность ромбов как главных фигур и уголков как производных меняется на противоположную. Такие орнаменты из уголков п ромбов исполнены только посредством бисерного нанизывания {рис. 8, 16}. Только на южнохантыйских материалах установить близкую связь между этими двумя разновидностями мотивов было бы затруднительно, поскольку обе представлены уже сложившимися орнаментальными формдми, а исходная отсутствует. Однако среди восточнохантыйских орнаментов рубежа веков зафиксированы узоры, из которых выводимы мотивы как из параллельных ромбов, так и из сходящихся уголков (рис. 8, 14}.
Четвертый вариант, весомый в количественном отношении, представлен ромбами с продленными в виде развилок сторонами. Последними бывают снабжены лишь две вершины исходной формы (рис. 8, 20}. Подобных узоров немного, п половина их приходится на вышивку керем ханч. Этой лче техникой исполнены бор-IS?
дюры, в которых ромбы описанной конфигурации сочетаются с иной: продление сторон наблюдается на всех четырех вершинах элемента (рис. 8, 38}. Расположены бордюры на обшд-arax женских и по подолу мужских рубах. На различных предметах встречаются орнаменты из ромбов с четырьмя развилками: вязаные шерстяные чулки, бисерные украшения, разные виды вышивки. Самый витиеватый из образцов исполнен техникой ханты ханч (рис. 8, 19), Ромбы здесь нанизаны на горизонтальную полосу и помещены в разомкнутые фигурные шестиугольники. Так называемые решетчатые ромбы характерны дли вышитых орнаментов, украшающих женские рубахи четвертого варианта в области нагрудного разреза и рукавов. Как правило, такие мотивы дополнены уголками, сросшимися или разъединенными. Технические приемы вышивания различны. Для южнохантыйского орнамента мало характерны ромбы с лучевидными отростками на сторонах (рис. 8, 22). Техника — руть ханч, место расположения — обшлага рукавов у женских рубах.
Ромб, продленные стороны которого образуют крючкообразную развилку, лежит в основе пятого варианта. Продленные стороны могут пересекаться в двух углах фигуры (боковых, верхнем и нижнем) либо в четырех (рис. 8, 27). Последний образец носил имя «лягушка». В состав мотивов часто входят простые образцы ромбов четвертого варианта или элементы, сходные с деревьями четвертой подгруппы (1.1.2.1.4). В некоторых случаях крючкообразные отростки разрастаются настолько, что становятся доминирующим декоративным началом в мотиве, оттесняя ромб на второй план (рис. 8, 28). Орнаменты пятого варианта представлены вышивкой в технике керем ханч и руть ханч на женских и мужских рубахах, а также татарских платках. Единственный экземпляр, исполненный в ханты ханч, отличается композиционно и стилистически (рис. 8, 29). Бордюрная структура задана здесь ромбической линией, внутри которой помещены ромбы с крючкообразными развилками на углах и сросшимися треугольниками по сторонам. Бисерным украшениям свойственна сходная с описанной конфигурация ромба с крючками, но за вычетом сросшихся треугольников по сторонам.
Орнаменты из ступенчатых ромбов создают шестой вариант. Они представлены лишь вышитыми образцами и украшают нагрудную часть женских рубах. В зависимости от техники исполнения разнятся и стилистические особенности бордюров. При керем ханч внутреннее пространство ромбов, соединенных друг с другом прямой линией, занимает крючковидный крест. На плоша-дн между ромбами находятся сдвоенные уголки со сросшимися треугольниками внутри. Все выступающие части узора и фона декорированы уголками. Узорная линия состоит из нескольких
параллельных линий (рис. 8, 32). Применение техники руть ханч сопряжено с исчезновением или заменой крючковпдного креета; слиянием треугольников в узорную линию, из которой строятся ромбы и уголки; численным ростом ступенчатости у основных фигур орнамента.
Последний, седьмой вариант образовали самые сложные бордюры третьей подгруппы. Ромбы задают здесь общий композиционный тон узору, но сами теряются в том обилии элементов, которыми отделаны они сами и все пространство полосы, отведенное под узор. Кресты, кресты из ромбов, маленькие ромбики, треугольники— все эти элементы наряду со сложной конфигурацией узорной линии, что достигается путем изгибов, отростков, параллельности линий, создают причудливый и очень плотный орнаментальный рисунок, в котором фон сведен к минимуму (рис. 8, 33—34). Если первый из приведенных образцов напоминает бордюры первой группы, в которых декоративно гипертрофирована срединная часть деревьев, а птицы заменены треугольником со сложной узорной линией (1.1.2.1.4), то второй имеет в основе ромб с крючкообразными отростками. Встречаются и такие узоры, что не имеют аналогов в других подгруппах и являются результатом творческого поиска создавшей его мастерицы. Новаторский характер всего варианта в целом, построенного на основе переработки традиционных форм либо создания оригинальных, проявляется и в том, что здесь нет узора, аккумулирующего в себе особенности всех прочих орнаментов. Бордюры данного варианта вышиты в технике руть ханч на полах у женских халатов и на мужских штанах.
1.1.2.1.2. Вторая подгруппа первой группы составлена крестообразными фигурами, разновидности которых представлены тремя вариантами.
Наиболее весом первый вариант как в количественном отношении, так и с точки зрения разнообразия форм. Косые кресты, его формирующие, бытуют в предельно лаконичном виде на бисерных полосах, окаймляющих края женских рубах и служащих на-груднымн украшениями (рис. 8, 35). Это — главная сфера приложения описываемых мотивов. Кроме того, в качестве вышитых они украшают мужскую одежду и женские халаты; техника при этом единообразна — руть ханч. Несмотря на простоту конфигурации узоры выполняют роль основных и в вышивке окружены окаймляющими. Косой крест с перекрестьями на концах встречается в южнохантыйских орнаментах нечасто п главным образом в виде вышивки севем ханч на женских и мужских рубахах (рис. 8, 37), иногда его присутствием отмечены бисерные узоры.
До сих пор речь шла о контурной манере исполнения косых крестов, однако более характерна для южнохантыйских узоров широкоплоскостная манера со сплошным либо декоративным за-
полнением узорного пространства. В первом случае фигура именовалась «мухомором» и дополнялась элементом, сходным по конфигурации с деревьями (рис. 8, 36). Узор отличает как статичность форм, так и стабильность технико-прикладных черт: вышитый канты ханч орнамент расположен исключительно на обшлагах женских рубах, выполняя роль основного бордюра. Во втором случае, при орнаментальном заполнении, различаются косые кресты, вышитые ханты ханч и керем ханч. Для одних характерно создание крестообразных форм из треугольников (рис. 8, 38). Эти элементы помещены в зонах-секциях, создаваемых еще одним элементом орнамента — сросшимися друг с другом деревьями. Для керем ханч. свойственно решетчатое оформление косых крестов, между которыми находятся ромбы с крестом из крючков либо же кресты расположены в середине. Края таких узоров обрамлены элементами в виде зигзаговой липни или ромба на треугольном основании (рис. 8, 39). Вышивка располагается в разных местах на женских рубахах, в том числе на груди и обшлагах рукавов. В бисерных узорах нагрудных украшении косой крест нашел меньше применения и отличался простотой; ромб или контурный крест в его срединной части.
Второй вариант бордюров с прямым крестом в основе слабо представлен в южнохантыйских орнаментах. Основной элемент сочетается здесь с уголками или треугольниками. Техническим средством исполнения узоров служило нанизывание бисера (рис. 8, 42), а предметной областью приложения — нагрудные и пакосные украшения. Образец вышивки, в элементный состав которой входила фигура прямого креста с перекрестьями, -— нетрадиционный для южных хантов орнамент. Подобная вышивка севем ханч украшала нагрудную часть женских рубах с орнаментальной композицией четвертого варианта.
Третий вариант, также численно незначительный, вобрал в себя узоры, образовавшиеся за счет крестов из ромбов. Орнаменты вышиты pijTb ханч прежде-всего на татарских платках и выполняют функцию окаймляющих бордюров. Узор предстает в виде полосы из сросшихся элементов (рис. 8, 43). Изредка описанный ромб снабжен перекрестьями, дополнен ромбами на треугольном основании, принимающими необычный вид вследствие особенностей вышивки (рис. 8, 44]. Такие усложненные образцы высту-пяют в качестве основных узоров. Как исключение, описанный набор элементов встречается и в технике к'ерем ханч (рис. 8, 45). Па бисерных полосах уголки из ромбов сочетаются с треугольниками и маленькими ромбиками (рис. 8, 46).
1.1.2.1.3. Границы третьей подгруппы первой группы распространяются па бордюры, возникшие за счет сросшихся вершинами уголков. 160
Первый вариант составили узоры, в 'которых уголок имеет стрелообразную конфигурацию: в его вершине помещается ромб с присоединенным к нему треугольником (рис. 8, 5/). Данный узор именовался как «изображение медведя». Более развитой формой мотива отличаются орнаменты, в которых уголки приобретают крючкообразные отростки по сторонам, а соединение элементов происходит через фигуру ромба. Узоры первого варианта отличает небольшое количество при высокой стабильности мотивов. Их предметно-техническая реализация — бисерные нагрудники и накосные украшения.
Мотивы второго варианта образованы сросшимися уголками с загнутыми крючкообразными сторонами (рис. 8, 52). Будучи выполнены путем нанизывания бисера, они часто приобретали криволинейные очертания. Если предыдущие узоры второго варианта украшали воротнички к женским рубахам и налобные повязки, то юследующие встречаются на накосниках и нагрудных украше-шях. Их художественная специфика — усиление декоративности: появление у уголков соединительного ромба, крючкообразных загибов (рис. 8, 53). Этот путь усложнения мотива встречался и в первом варианте. Своеобразие модификации второго варианта отражает соединение уголков через перемычку, что отдаляет их друг от друга."В подобного рода орнаментах наличествуют элементы, напоминающие ромбы с продленными вершинами. Уголки с перемычками нашли воплощение и в вышитых южнохантыйских платках; техника —руть ханч (рис. 8, 54). В отличие от бисерных образцов элементам вышитых орнаментов придана более замысловатая конфигурация. Особенно показателен в данном плане иллюстративный образен: стороны у уголков и продленные вершины ромбов вытягиваются и закручиваются меандрообразно, а перемычка между уголками оформляется в виде деревьев,
1.1.2.1.4. Четвертая подгруппа первой группы включает в себя один из самых популярных у южнохантыйских мастериц мотивов — стилизованные изображения птиц и деревьев. Эти узоры расположены преимущественно на женских вышитых рубахах. Местом их композиционной локализации являются края переднего и заднего полотнищ в области проймы у рубах первого варианта, широкие горизонтальные полосы в середине рукава у рубах третьего и четвертого вариантов п на полах у халатов. Степень сложности форм у двух ведущих элементов находится в широких пределах: от лаконизма до витиеватости. Соответственно этому речь пойдет о семи вариантах в -пределах четвертой подгруппы.
Первый вариант отличает устойчивость п лаконизм формы у элементов (рис. 9, 1). Фигура птицы..состоит пз треугольной головы п сплошного туловища, прямого длинного хвоста с мысовпдным окончанием и прямой ноги. Расположение птиц в мотиве отличает
1-.Заказ 2006. «Очерки культурогенеза народов Западной Сибири». Ifil
двойное противостояние: попарно-горизонтальное и вертикальное в каждой из двух пар. Между противостоящими фигурами птиц помещен элемент, который условно назовем «внутренним деревом», поскольку он находится в центре мотива. Еще одному элементу, разграничивающему мотивы из пар противостоящих птиц, дадим название «внешнего дерева». В первом варианте роль внутреннего дерева выполняет фигура ромба, а внешнее предстает в форме стержня с развилками на концах, простыми или имеющими загнутые концы. Б срединной части бордюр имеет горизонтальную полосу, на которую -как бы нанизаны составляющие мотив элементы. Бордюры первого варианта представлены лишь в вышивке, главным образом на женских рубахах. Узоры отличает устойчивая локализация в пределах общей композиции — расположение по краям переднего пли заднего полотнищ в области плеча, реже — в виде горизонтальной полосы в средней части рукава. Техническими приемами исполнения мотивов являлись ханты ханч, руть ханч и севем ханч. Во всех случаях использования последнего, вида техники элементы обильно снабжались отростками-усиками в виде коротких прямых стежков, крючкообразных или крестиков. При дальнейшем описании эта черта особо оговариваться не будет.
Второй вариант бордюров имеет более сложную конфигурацию элементов. Туловище птицы приобретает квадратно-прямоугольную форму с полостью внутри, а развилка на концах дерева— форму отростков (рис. 9, 2). Усложненные образцы узоров отличает конфигурация внутренних деревьев — крест из ромбов, звездчатая фигура, ступенчатый треугольник, а также большая реалистичность в изображении птиц за счет изображения двух крючкообразных ног. В единственном экземпляре - зафиксирован узор, декоративная насыщенность которого достигается путем заполнения дополнительными фигурами фоновых частей у элементов, в том числе и птиц. Это деформирует конфигурацию последних п •ведет к измельчению мотивов орнамента. Такая манера исполнения не характерна для южнохантыйской вышивки.
Топография узоров на предмете и технические характеристики бордюров второго варианта аналогичны первому за исключением двух моментов. Во-первых, здесь не используется техника руть ханч, и, во-вторых, отростки у элементов более витиеваты. В одном случае изображению птицы, характерному для данного варианта, было дано название «тетерка».
Третий вариант рассматриваемого, мотива отличается усилением декоративной роли элемента, по сторонам которого размещаются птипы — внутреннего дерева: ромб увеличивается в размерах и в его внутреннем пространстве помещается изображение креста с перекрестьями пли с загнутыми концами (рис. 9, 5). Аналогичные фигуры появляются п в развилках внешних деревьев,
срединная часть последних дополняется ступенчатыми квадратами. Исполнение птиц отличается схематичностью. Все образцы данного варианта вышиты техникой руть ханч и расположены либо горизонтальной полосой в середине рукавов у женских рубах, либо на полах сахов. Иное направление принимает усложнение внутренних деревьев в узорах с техникой ханты ханч: к ромбу присоединяются две крючкообразные развилки. Фигура ромба возникает и в средней части внешних деревьев. Стилизация птиц усиливается, достигая той же меры, что и в первом варианте. Место узоров в общей декоративной композиции строго не определено, но чаще находится на краях заднего полотнища в области проймы.
Четвертый вариант включил в себя бордюры с внешними деревьями усложненной формы. Изображения птиц не претерпевают изменений сравнительно со вторым вариантом. Насыщение, конфигурации деревьев связано с появлением ромба в их средней части, внутри которого находится фигура еще одного ромба с продленными сторонами либо креста. Техника вышивки — руть ханч и севем ханч. Применение ханты ханч связано с более замысловатой конфигурацией орнаментов (рис. 9, 4), покрывающих почти всю поверхность рукава либо нагрудную часть рубахи. В основе