Эстетическое: его сущность и структура
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.М.ГОРЬКОГО
УТВЕРЖДАЮ:
Проректор по учебной работе
_________________________
профессор В.П.Прокопьев
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
курса
«Эстетика»
Общее количество часов – 48 часов
В том числе:
Лекций –36
Самостоятельная работа - 12
Отчетность – зачет, 5 семестр
Екатеринбург - 2006
Эстетика Программа учебной дисциплины психологического факультета / Автор: Юрлова Светлана Валерьевна, кандидат философских наук, доцент кафедры эстетики, этики, теории и истории культуры.
Екатеринбург, 2006 – 13 страниц.
Утверждено:
На заседании кафедры Эстетики, этики, теории и истории культуры
Уральского государственного университета,
Протокол № 7
От 01.02.2006 года
Юрлова С.В. Уральский государственный университет им. А.М.Горького, 2006
Введение
Эстетика – важная мировоззренческая, историко-теоретическая и методологическая составляющая современного социально-гуманитарного знания. Являясь важным разделом философского знания, эстетика обращена и к актуальным проблемам современного культурного бытия, в первую очередь к проблемам современного искусства.
Цель курса
Приобщение студентов к основным проблемам и методологическим подходам эстетики как философско-гуманитарной науки, формирование у них осмысленного, понимающего восприятия и объяснения мира эстетических отношений искусства как необходимых компонентов культуры общества и человека.
Задачи курса
1. Раскрытьсущностные основания , фундаментальную роль и специфику эстетической и художественной сфер жизни общества и личности
1. Освоение основных методологических подходов к эстетическому и художественному, выработанных в эстетике прошлого и современности
2. Раскрытие механизмов развития и функционирования искусства как феномена культуры
3. формирование у студентов потребности понимания разнообразия художественных явлений как классического, так и современного искусства.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Студенты должны:
владеть понятиями: эстетическое отношения , эстетический вкус, эстетический идеал, прекрасное , возвышенного, трагическое , комическое, художественное сознание, художественный образ, художественное восприятие, художественное творчество,
знать основные закономерности
механизмов и структур эстетического и художественного сознания возникновения, развития и функционирования искусства, современных художественных процессов
иметь представление об основных исторических этапах развития эстетики,, разнообразии языков искусства и художественных феноменов, специфике и психологии художественного творчества.
· уметь анализировать эстетическую и художественную сферы культуры, объяснять и интерпретировать произведения искусства
Место курса в профессиональной подготовке
Курс читается на психологическом факультете в 5 семестре. Содержание курса органически связано с блоком дисциплин гуманитарного цикла: философией, культ урологией, этикой, историей Отечества. Кроме того, курс эстетики взаимодействует с рядом специальных дисциплин – этнопсихология, психология личности, психология творчества.
Содержание курса
Раздел I.Эстетическое и его модификации.
Эстетика как наука.
Эстетика как философская наука. Обоснование эстетики как самостоятельной сферы философии и как учебной дисциплины А.Баумгартеном («Эстетика, предназначаемая для лекций», 1750) и И.Кантом («Критика способности суждений».1790).
«Эстетическое» и «художественное» как макрообъекты эстетики. Всеобщие основания и закономерности эстетического и художественного отношения человека к миру как предмет эстетики.
Основные этапы развития эстетической мысли. Зарождение эстетики, ее существование в недрах философии, теологии, искусствознании. Классическая, неклассическая, постнеклассическая эстетика.
Единство философско-мировоззренческих, ценностно-нормативных и аналитически-герменевтических аспектов в эстетическом знании. Единство личностного, историко-культурного и всеобщего в эстетических теориях и оценках. Связи эстетики с гуманитарными и естественными науками. Прикладное значение эстетики.
Эстетическое: его сущность и структура
Природа и сущность эстетического как фундаментальная проблема эстетики. Основные типы решений этой проблемы в истории эстетики. Парадокс эстетического.
Эстетическое как субъект объектное ценностное отношение, направленное на универсальную гармонизацию мира человека, создание положительной чувственно-эмоциональной предметно-вещной среды и атмосферы самоутверждения человека.
Становление объекта и субъекта эстетического отношения в процессе формирования «мира человека». Генетическая связь утилитарного и эстетического. Эстетическая ценность, ее самодовлеющий «бесцельно-целесообразный» характер. Эстетическая ценность как выражение богатства предметных свойств объекта. Чувственная форма объекта как носитель эстетического значения и самостоятельный источник эстетического.