Эстетические концепции Средневековья
Первые эстетические концепции христианского мира сформировались в Византии в IV – VI вв. (Иоанн Златоуст, Василий Великий, Псевдо-Дионисий Ареопагит). Бог был объявлен источником «абсолютной красоты», которую можно только стремиться постичь (отсюда отказ от авторства в средневековом искусстве). Таким образом, искомым идеалом красоты в средневековой культуре стал Бог, а искусство было призвано раскрывать этот идеал. Красота материального мира не рассматривалась как нечто самоценное, а являлась лишь отблеском неземной красоты. В качестве наиболее значимых в византийской эстетике были разработаны проблемы прекрасного, света, образа, символа, знака, слова, искусства.
VIII и IX вв. стали временем полемики между иконоборцами и иконопочитателями. Первые ратовали за запрет изображений Христа, ибо божественную природу воплотить в искусстве невозможно. Выход они видели в том, чтобы использовать символику для обозначения божественного. Иоанн Дамаскин выступил против этой позиции, считая, что икона – лишь облик первообраза, к которому обращена молитва верующего. Образно-символическое понимание искусства победило, и икона осталась в арсенале художественной культуры Средневековья.
После восстановления иконопочитания искусство изменилось. Оно стало более условным и лаконичным. Всё это служило средством отделения художественного произведения от изображённой в нём действительности. Ведущей категорией средневековой эстетики являлся канон, прочно связывавший любое новое произведение культового искусства с давней традицией.
Роль византийской эстетики заключалась в том, что именно в её рамках были поставлены главные вопросы о средневековом искусстве, о его месте и роли в культуре, об особенностях его художественного языка.
В развитии западноевропейской эстетики выделяют два периода: ранний (V – X вв.) и поздний (XI – XIV вв.) У истоков западноевропейской эстетики стоял Августин Аврелий, разработавший основные эстетические принципы в соответствии с которыми на протяжении средних веков развивалось искусство Западной Европы. Бог в западноевропейской эстетике был объявлен высочайшим художником, а наиболее обсуждаемыми эстетическими категориями стали гармония, число, пропорция, свет. Чувственную красоту в искусстве средневековья в XIII в. реабилитировал Фома Аквинский, он подчёркивал её самостоятельную ценность, способность существовать вне утилитарного назначения.
Эстетические принципы древнерусского искусства первоначально основывались на византийской эстетической традиции, проникнувшей на Русь вместе с принятием христианства в конце Х в. Эстетические принципы искусства менялись на протяжении его развития вплоть до XVII в. Выделяют а) домонгольский период (XI – первой половины XIV вв.) для которого было присуще активное освоение византийского художественно-эстетического наследия; б) период консолидации национальных сил (конец XIV – XV вв.), когда в эстетическом сознании главное место начинает занимать нравственная красота, что в искусстве проявилось в виде сложения идеальных образов народных героев и духовного пастыря, усмотрение в творческом акте единства мудрости, искусства и красоты (А. Рублёв); в) период единого русского государства (конец XV – XVI вв.) – время активизации эстетической мысли (осмысление литургической эстетики Иосифом Волоцким, изложение теории иконы и создание сюжетно-иконографической программы для живописцев, полемика по поводу аллегорических и символических изображений).
Своеобразные эстетические концепции легли в основу восточного искусства, обусловив его своеобразие. В японской культуре термин «эстетика» появился очень поздно, в конце XIX в. Однако традиция философско-художественного осмысления проблемы красоты имеет здесь глубокие корни. Японское эстетическое сознание развивалось в своеобразных формах и не породило стройных философских концепций. Все теоретические построения создавались представителями разных видов искусства, прежде всего практиками (живописцы, каллиграфы, мастера чайной церемонии и др.). Поэтому их трактаты неминуемо приобретали форму практических наставлений, в которых раскрывались секреты мастерства. Эстетическое переживание в японской культуре заключалось в обнаружении сокровенной сути вещей, скрытой от человека под внешней оболочкой. Понятие красоты в японском искусстве и эстетике эволюционировало от сложного и пышного к простому и сдержанному. Традиционное искусство Японии было склонно к многозначным умолчаниям, отказу от детализации и тщательной выписанности, утверждению поэтики фрагмента и недосказанности.