Фламандское Искусство 17 Века
В 17 веке исключительно крупное значение принадлежит искусству Нидерландов, разветвляющемуся на две большие национальные школы — фламандскую и голландскую. Обе эти школы характеризуются ярко выраженными и в основном противоположными чертами, обусловленными особенностями социально-экономического развития Фландрии и Голландии.
В 1477 году Нидерланды, находившиеся ранее под властью бургундских герцогов, становятся наследственным владением Габсбургов. При разделе в 1555 году империи Карла V они отходят к Испании. Являясь в экономическом отношении одной из передовых стран тогдашней Европы, Нидерланды были в силу этого важнейшим финансовым источником для монархии Габсбургов. Постоянно нуждаясь для своих войн в денежных средствах, Карл V вынужден был в известной мере считаться с местными интересами и, в частности, с игравшей уже тогда значительную роль буржуазией. При его преемнике, Филиппе II, дела приняли другой оборот. Крайняя реакционная политика этого короля, всячески поддерживавшего контрреформацию (католическую реакцию), была направлена против всего, что, так или иначе, противоречило началу абсолютизма и господству католической церкви. Посланный им в Нидерланды в качестве наместника с особыми полномочиями герцог Альба повел путем жесточайшего террора борьбу, как против протестантизма, так и местных националистических тенденций. Эта политика вызвала оппозицию среди всех слоев нидерландского населения, переросшую затем в мощное революционное движение. Борьба приняла крайне напряженный характер и грозила полным отпадением Нидерландов от Испании. Испанскому правительству удалось, однако, использовать некоторые противоречия местных интересов и обеспечить тем свое влияние в южных Нидерландах — Фландрии. Северные нидерландские провинции оказали, напротив, исключительно стойкое сопротивление и образовали в 1581 году буржуазную республику, обычно называемую затем, по имени главнейшей вошедшей в нее провинции, Голландией. После длительных военных действий перемирием 1609 года Испания признала ее независимость, что было окончательно закреплено Вестфальским миром 1649 года.
Утратив навсегда северные Нидерланды, Испании удалось все же удержать под своей властью Фландрию. Эта победа была обусловлена не только тем, что здесь протестантизм пустил менее глубокие корни, но и реакционной ролью местной буржуазии и дворянства. В народном движении, выдвинувшем крестьянство и низы городского населения, буржуазия и дворянство увидели реальную опасность для своего господствующего положения и стали искать опоры в поддержке испанского абсолютизма. К началу 17 столетия Фландрия представляет собой страну, в которой феодально-католическая реакция нашла в лице местного феодального дворянства и высших слоев бюргерства прочную базу для своего развития. Господствующая роль принадлежит здесь феодальным элементам и церкви. Дворянство, экономическая основа которого уже была подорвана, меняет, однако, свой характер. Оно теряет остатки старой феодальной независимости и превращается в значительной степени в городское сословие, группирующееся вокруг двора наместников, назначаемых из членов королевского дома. Экономический упадок, вызванный расстройством всей хозяйственной жизни в период революционной борьбы, сказывается на умалении роли средней и мелкой буржуазии. Торговое значение городских коммун Фландрии слабеет, хотя они и не утрачивают своей экономической роли. Промышленность падает, в частности, из-за того, что масса фламандских ремесленников-протестантов выселяется за пределы родины. Антверпен перестает быть мировым очагом торговли, но сохраняет все же значение крупного денежного рынка. В связи с этим немногочисленный, но богатый городской патрициат продолжает занимать видное положение. В своих вкусах и стремлениях он тянется, впрочем, за дворянством и пополняет своими выходцами его ряды.
Торжество католицизма приводит к укреплению положения представителей церкви, получающей всевозможные привилегии и обладающей огромными богатствами. Ее опору составляют иезуиты, оказывающие сильнейшее влияние на все области умственной и духовной жизни и захватившие научное образование в свои руки. Однако ни поражение революции, ни феодальная реакция не могли парализовать творческие силы фламандского народа. Подъем национального самосознания, связанный с недавней освободительной борьбой, нашел свое выражение в сравнительно недолгом, но ярком расцвете искусства, и преимущественно живописи.