Набивная доска. Конец XVII в

Набивная доска. Конец XVII в - student2.ru

образные и прямые линии, крестики, ромбики, кружочки и т. д. — все это определенная информация, которая выстраивается в поло­се, на плоскости или на объеме, рождая тем самым орнаменты, смысл которых нам теперь по большей части не ясен. Но они до сих пор привлекают своей неповторимой декоративностью. Метри­ческие композиции широко используются в декоративно-приклад­ном искусстве. Это связано не только с потребностью человека ок­ружать себя предметами, которые создают определенный психоло­гический климат, но и с технологией изготовления того или иного произведения. Возьмем, к примеру, процесс нанесения рисунка на ткань. Исстари такие ткани назывались набивными, или «набойка­ми». На деревянной доске вырезался рельеф или набивались гвоз­дики, затем наносилась краска и путем накладывания доски на ткань отпечатывался рисунок. Такая доска и является метром: то есть один раз отпечатали, затем вновь нанесли краску и опять по­вторили наложение на ткань рядом, ниже и так далее. Рисунок за­думывался таким образом, чтобы как можно меньше были заметны линии стыков. Конечно, сейчас технология изготовления ткани, обоев, оберточной бумаги существенно изменилась. Но тем не менее, создавая композиции, в основе которых лежит метр, не­обходимо продумывать пластические связи одного метра со следу­ющим. Такого вида метрические композиции называют еще рап­портом, или раппортными композициями. В основном они приме­няются для создания рисунка на тканях. Различают три вида таких композиций: сетчатый, полосообразный и клетчатый. Обычно в композициях на тканях используются растительные, животные и геометрические мотивы. Для метрических композиций характерна статика. Статика — это состояние покоя, равновесия. Лучше всего это состояние реализуется с помощью симметричных геометриче­ских мотивов. Метрическая композиция строится на строгом от­счете времени и пространства.

В отличие от метра ритм придает композиции динамизм и по­рождает движение с более сложной характеристикой. Динамика ритма обусловливается закономерным чередованием однород­ных элементов и пространства. В искусстве ритм понимается как синтез количества и качества в выражении художественной фор­мы. Для зрителя, воспринимающего произведение искусства, су-



___________________________________________________________ СРЕДСТВА ГАРМОНИЗАЦИИ КОМПОЗИЦИИ

ществует два типа ритма: активно-динамический и пассивно-ди­намический. К первому относятся звуковые (музыкальные), тан­цевальные, световые и другие ритмы, то есть ритмы, которые по­являются и исчезают в определенных временных рамках. Ко вто­рому (пассивному) типу относятся ритмы в архитектуре, живо­писи, скульптуре, графике, где пластические формы находятся постоянно и ощущение ритма возникает из соотношения реаль­но существующих элементов. Воздействие на зрителя активно-динамического ритма во многом зависит от продолжительности его восприятия. В пассивно-динамическом ритме главным стано­вится характер каждого элемента, его пространственное положе­ние, выразительность композиционных фраз.

Ритм бывает простым, когда меняется какая-то одна законо­мерность (форма, цвет, фактура или расстояние между элемента­ми), и сложным, когда изменения происходят сразу по несколь­ким параметрам. Например, меняется конфигурация формы и происходит насыщение по цвету, или изменяется расстояние меж­ду элементами и одновременно уменьшается форма, которая так­же изменяет свою фактурную характеристику. Ритм не только обогащает композиции, но и помогает их организовать. Без ритма трудно обойтись как в плоскостной композиции, так и в объем­ной, пространственной. Ритм может выражаться с помощью всех изобразительных средств: существуют ритмы форм (точки, линии, пятна и их сочетания), ритмы цвета (ахроматические и хроматиче­ские), ритмы, выраженные фактурой. В одной композиции может оказаться большое количество композиционных фраз, построен­ных на ритме и развивающихся относительно друг друга парал­лельно, пересекаясь или даже двигаясь в противоположном напра­влении. За счет ритмического построения активно организуется центр плоскости или объема, а в объемно-пространственном ре­шении выявляется доминанта. Количественные или качественные изменения могут происходить весьма своеобразно: со своим ин­тервалом в каждой композиционной фразе, с изменением изобра­зительных средств. Знание закономерностей ритмического по­строения во многом решает проблемы создания композиций лю­бого вида, их единства и соподчинения, равновесия, как целого произведения, так и его частей.

Набивная доска. Конец XVII в - student2.ru

Наши рекомендации