Ниже приведены русские пословицы и поговорки. Перепишите отдельно поговорки, а отдельно пословицы.
Бог долго ждет, да больно бьет
Трусливому зайке и пенек — волк
За мной не заржавеет
Худо тому, кто не делает добра никому
Не в свои сани не садись
У самого рыло в пуху
Без году неделя
Не в коня корм
У страха глаза велики
Без вины виноватый
За морем веселье, да чужое, а у нас горе, да своё
Глупый ищет большого места, а умного-то и в углу знать
Седьмая вода на киселе
И близок локоть, да не укусишь
Подливать масла в огонь
Бог вымочит, Бог и высушит
Худая та птица, которая гнездо свое марает
Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает
3.2. Подведите итог: чем пословицы отличаются от поговорок?
3.3. Выберите любую пословицу и объясните, как вы понимаете ее смысл. Ваше объяснение должно иметь форму мини-сочинения: связного текста, объемом не менее 10 предложений. Сочинение должно быть написано литературным языком, без грамматических, стилистических и лексических ошибок.
4. Прочитайте стихотворение С.Я.Маршака «Словарь» и выполните задания:
Словарь
Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
На всех словах - события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: "Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать, век заживать чужой..."
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
4.1. О каком словаре идет речь? Мотивируйте свой ответ, опираясь на текст стихотворения.
4.2. Объясните, как вы понимаете смысл метафоры «в подвалы слов не раз сойдет искусство, держа в руке свой потайной фонарь…»
Найдите в стихотворении фразеологизмы, образованные от слова ВЕК, и объясните их значение.
Напишите небольшое сочинение о стихотворении. В работе вы можете использовать ответы на приведенные выше вопросы.
5. Расшифруйте анаграммы, расставив буквы в верном порядке, и вы получите имена героев приключенческих романов, традиционно входящих в круг детского и юношеского чтения. Назовите писателей, придумавших этих героев, страну, из которой родом каждый из авторов, а также название романа. Какие еще произведения этих писателей вам известны? (Учтите, что в анаграммах могут быть зашифрованы имя и фамилия героя.)
ОГИАГСЛЕФФ
ЗОРКИНБУРОЗОН
МЮЛЕКБАКСТИЛЛВ
ЛЭЛВЕРГЕЛУМИЛЬЮ
ЙОАГНЕВ
7. К каким произведениям русской литературы выполнены эти иллюстрации? Укажите название произведения и автора.
1. 2. 3.
4. 5
8. Представьте, что вы – сотрудник литературного журнала. Вас попросили подготовить к печати литературный сборник. Цель этого сборника – познакомить иностранцев (в вашем случае, китайцев) с лучшими произведениями русской литературы. По условиям данного выпуска, вы можете представить вниманию иностранного читателя только 5 произведений. Сегодня вы должны представить вниманию редакции ваш проект, а именно: заглавие вашего сборника, его состав (какие именно произведения вы включили) и предисловие, в котором вы должны объяснить принцип отбора произведений. Итак, мы вас слушаем…
Вариант названия сборника_________________________________________________________
Состав сборника:
1.________
2.________
3.________
4.________
5.________
Ваше предисловие, обращенное к читателям (связный текст, написанный на литературном русском языке, объемом не менее одной страницы)
Для того чтобы отправить работу, надо:
1.Оформить ответы в виде файла в формате «Документ Word 97-2003».
Внимание: имя Вашего файла с ответами должно содержать название предмета, Вашу фамилию, имя и класс. Например: Лит-Сидоров-Петр-8-9.doc.
2. Зарегистрироваться на сайте олимпиад по ссылке http://aksios.pravolimp.ru/ (Ученики 5 классов сдают работу учителю и регистрируются в кабинете 26)
3. Загрузить файл с работой.