II. Базилика как базовая модель западной церкви.
КУРСОВАЯ РАБОТА
ТЕМА:
ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КАТОЛИЧЕСКОГО ХРАМА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ ПЕРИОДА РАСЦВЕТА АРХИТЕКТУРЫ РОМАНСКОГО СТИЛЯ
Выполнила:
студентка группы 14 ФБР заочного отделения РХГА
Лесникова Н.Н.
Содержание
I. Введение 3
II. Базилика как базовая модель западной церкви. 4
1. Модификация римской базилики 5
III. Основные архитектурные элементы, определившие новаторскую эстетику романского стиля 10
1. Общee композиционное решение 10
2. Арочная конструкция 13
3. Романский свод 16
4. Опорные элементы: столбы и колонны 18
5. Внешний вид храма: фасад, колокольня, башни 21
IV. Список использованной литературы 27
I. Введение
ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ
Термин «романское искусство» появился впервые в 1818 году в частной переписке и закрепился впоследствие для обозначения существенного влияния римского античного зодчества на искусство стран Западной Европы (Франция, Испания, Англия, Германия, Скандинавия) в период с Х-Хlll веков.
Новый стиль стал первым художественным языком Европы и проявил себя прежде всего в области культовой архитектуры, так как зодчество в средние века стало ведущим искусством, и грандиозное строительство по всей территории Европы церквей, соборов, монастырей ярко об этом свидетельствует. Стремление людей к единению, к прекращению войн и раздоров, которыми полна была история предыдущего столетия, выразилось в созидательном строительстве. Именно Храм призван был воплотить идею мира, объединения под эгидой торжества и универсальности христианской веры.
Основой единства романского стиля стала интернациональная сущность католической церкви, которая в ту эпоху была на вершине своего могущества. На историческом фоне ослабления власти королей Церковь, объединенная вокруг Папы, проявляет необыкновенную активность и динамизм почти во всех областях жизни общества. Особенно ярко это видно на примере ведущей роли церкви в организации крестовых походов. Паломничества и крестовые походы 11-13 веков создали объективную потребность в строительстве церквей и монастырей на пути следования паломников к святым местам. Монастыри, в свою очередь стали строить дороги, мосты, гостиницы, госпитали.
Это развивало не только европейскую экономику и торговлю, но и культуру, искусство, обогатив их элементами и мотивами античного, византийского, арабского искусства. Нужно отметить также, что монастырские ордена были главными покровителями искусств и заказчиками храмов, а строителями, рабочими, живописцами, декораторами – монахи. Лишь в конце 11-го века появились бродячие артели каменотесов, строителей и скульпторов-мирян. Монастырские, а затем и светские ремесленники переходили из города в город, принося с собой свой опыт и свои традиции, тем самым создавая фундамент для единого стиля при сохранении местных особенностей художественных школ.
II. Базилика как базовая модель западной церкви.
Христианство как религиозное движение зародилось в Римской империи во 2-ом тысячелетии. Но вплоть до 4-го века не обнаружено ни одной постройки, предназначенной специально для совершения христианского культа, так как эта религия официально не признавалась Римом. Первые культовые собрания проходили тайно, непосредственно под крышей собственных жилищ участников или в катакомбах, подземных кладбищах, разместившихся на перифирии античных городов. Ситуация меняется в 4-ом веке. 306-337 годы отмечены началом признания новой религии правителями высшей власти. Первые культовые постройки появляются после Миланского эдикта, подписанного императором Константином Великим в 313-ом году, - закона, положившего конец гонениям христиан.
Для возведения своих первых церквей христиане в качестве образца выбрали не античные культовые здания-храмы, а гражданские сооружения – римские базилики.
Это обширное прямоугольное сооружение, разделенное на несколько частей, где заседали суды, шла торговля и заключались коммерческие сделки. Внутри оно имело форму большого просторного зала четырехугольной формы, разделенного по продольной линии на три части : нефы. Нефы разделялись между собой двумя рядами колонн, связанных арками. Центральная зала называлась неф или корабль, так как придавал зданию вид могучего корабля. Неф заканчивался слегка приподнятым над полом глубоким полукруглым выступом ( апсидой), где располагались места для представителей императорской власти и трон императора. Ясность и простота конструкции, отсутствие сложных декоративных украшений, огромные размеры внутренних залов, способных вместить огромное количество людей, - все это выражало идею сильной императорской власти.
Рис. 1 - рисунок внутреннего вида базилики Сятого Петра . Рим. 320-330 н.э.)
Рис. 2 и 3 - Внутренний и внешний вид базилики г. Треве(Италия), 310г н.э. высота : 30, 5м
Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3