Криволинейные бордюры (2.1.0) 6 страница
Завершая обзор орнаментированных предметов, используемых в трудовой деятельности, остановимся на таком универсальном предмете, как нож. К середине XIX в. относились 'находки ножей с деревянной ручкой, украшенной оловянной инкрустацией. Узор покрывал всю поверхность ручки, его композиционной основой служила квадратная сетка, каждая ячейка которой представала как диагонально пересеченный квадрат с уголками на каждой из его сторон. Соприкосновение уголков и диагоналей в соседних ячейках создавало эффект ромбической сетки [Руденко С., 1914 а]. Второй вариант узоров композиционно близок описанному: по сторонам квадратной ячейки помещены зубцы, при этом узорный негатив давал форму четырехлепесткового цветка (рис. 5, 2). Особенности орнаментальной технологии определяли контурность узорной сетки. На рубеже XIX—XX вв. ручки ножей с обкладкой из олова изготавливались хантами и ненцами, очень ценились последними, ho являлись уже большой редкостью. На исходе нашего века северохантыйские мастерицы не могут припомнить ни умельцев, ни изделий, однако еще обладают информацией о том, что на Ямале мужчины владеют техникой инкрустации.
Для изготовления мужских и женских ножон кежен применялся различный материал, что отразилось на декоративной специфике предметов. На женских берестяных ножнах узор наносился выскабливанием. Вся боковая поверхность казымского экземпляра начала XX в. заполнена вертикальным ширококонтурным бордюром, состоящим из ромбов на треугольном основании. Этот ведущий бордюр обрамлен парой контурных линий'с наклонными полосами между ними [ОГОИЛМ, № 1602]. Мужские ножны из дерева в верхней или нижней части украшал резной узор. В 1920— 30-е гг. на Казыме еще встречались подобные орнаментальные экземпляры: на одном из них двухгранно-выемчатой резьбой исполнен вертикальный бордюр из контурных ромбов [ОГОИЛМ, № 2173], на другом вырезан крест с утолщениями на концах и полукругом с правой стороны [ОХМК.М, № 459/192]. Своеобразный экземпляр ножон, относящийся к началу XX-в., состоял из оленьего рога и. кожи. Нижняя часть ножон имеет вид оленьего ро-г-а и покрыта рисунками в технике гравировки. Линейное изображение оленя отличает реализм, а прочие фигуры выполнены в стилизованной манере [ОГОИЛМ, № 3830].
К реликтам декоративного творчества северных хантов следует причислить редкие образцы предохранительных дощечек для руки. Они вышли из употребления вместе с заменой лучного оружия на огнестрельное. Но во времена их бытования на всю поверхность вещи наносилась контурная резьба в виде стилизованного изображения, например медведя [Руденко С., 1929]. Единичны сведения
и о декоре мужских курительных трубок. Оригинальной формой отличается трубка из оленьего рога, поверхность которой украшена рисунками, нанесенными черной краской. Линейные изображения растительного и зооморфного характера обладают достаточной долей реализма [ОГОИЛМ, № 1692].
Внутреннее обустройство жилища отличалось простотой и лаконизмом, в него входил небольшой круг необходимых в быту вещей. Для их орнаментации типична строгость и скромность. Циновки, постилаемые на пол и нары, украшались геометрическим орнаментом в виде полосы из соединенных друг с другом ромбов или из квадратной сетки, в ячейках которой находились составленные из четырех-пяти квадратов фигуры [Vahter Т., 1953]. Циновки сшивались из нескольких сплетенных полос, поэтому орнаментальный ряд на готовом изделии умножался и создавал либо ярусное расположение бордюров, либо узорную сетку. Узор возникал за счет вплетения в циновку темноокрашенных полос травы или коры с дерева пойив-юхат (предположительно одна из разновидностей ивы), которые, чтобы получить темный цвет, предварительно кипятили или топтали в глине. По краям циновка обшивалась полосками налимьей кожи, окрашенными в красный цвет. Этот предмет не исчез из быта северных хантов и в настоящее время. Как исключительную редкость следует рассматривать покрывало для сундука и покрывало для подушек, встреченные на рубеже веков у усть-обских хантов [Vahter Т., 1953]. Украшение их составляла мозаика из ткани. В трех-четырех квадратных зонах-секциях находились изолированные мотивы непрерывного орнамента, розетки и стилизованные изображения. Цветовое соотношение зон-секций друг с другом и фона с узором строилось по принципу цветового контраста.
К числу декоративных реликтов относится и деревянный крюк для колыбелей. Меняется его форма и эстетический вид. На смену сложной конструкции из нескольких частей пришла предельно простая, исчезли узоры из треугольников в технике трехгранно-выемчатой резьбы, покрывающие грани всех частей. Северохантыйские резные крюки близки мансийским, но графически зафиксированы только последние, поэтому более детальное описание этого предмета домашнего обихода содержится в разделе по декоративному искусству манси. Из атрибутов мебели орнаментация была свойственна настенным полочкам.-Резные полочки, хотя и очень редко, встречаются в наши дни. Сведений о характере узоров на них не имеется.
Практически отсутствовала узорная посуда из дерева. Встречается единичное упоминание о ней. К середине XIX в. относилась ложка с орнаментированным концом ручки [Руденко С., 1914 а].
Сам конец оформлен в виде головы животного, и на нем контурной резьбой нанесен бордюр из ромбов, разграниченных верти-' кальными линиями. В первой половине XIX — второй четверти XX в. в хозяйстве казымских хантов для мытья рук применялось деревянное корыто хуры. Сохранился орнаментированный экземпляр подобного корыта [ОГОИЛМ, № 1630]. Орнаментальная композиция близка выскобленному декору берестяных коробок: все стенки и дно покрыты узорами. Разница заключается в том, что на берестяном корытце все узоры нарисованы коричневой краской и не на внутренней, а на наружной поверхности предмета. Зигзаг, простой и с отростками, бордюры из ромбов и развилок на треугольном основании составили изобразительную основу декора. В народной памяти сохранилась информация об орнаментации необычного свойства—узорах на пищевых продуктах. На черемуховые лепешки их наносили ножом, а на хлебе защипывали пальцами, используя при этом различные приемы.
Современные изделия народных умельцев и профессионалов раздвигают привычные границы орнаментации предметов домашнего обихода. Появляются различного рода накидки — на телевизор, кресло, стулья. Они исполнены из сукна, с орнаментальной аппликацией. Узоры заимствованы с традиционных изделий, например, с женских меховых сумочек. Сохраняется и композиционное решение: стилизованное изображение в центральной части и несложные прямолинейные окаймляющие бордюры по краям изделия либо повтор стилизованной фигуры в зонах, отделяемых друг от друга за счет обратного цветового соотношения фона и узора. В изделиях народного мастера Г. Е. Хартаганова представлен набор деревянной посуды, каждый предмет которого оформлен орнаментально: овальное блюдо, ложки, черпак, чашки, блюдо с солонкой в центре [ЯНОКМ, б/н]. Лишь два последних предмета не имеют аналогий в традиционной утвари. Очевидно, отсутствие украшений на деревянной посуде, ставшее правилом декоративной культуры северных хайтов, объясняет сдержанность орнаментации на наборе: простые узоры из зигзага, треугольников, крестов и ромбов окаймляют края чашек и блюда, акцентируются концы ручек у ложек, черпаков и чашек. Техника резьбы — выемчатая, удалению подлежат фоновые части: предварительная окраска изделия, исключая рабочую поверхность, придает рельефным узорам дополнительный цветовой контраст. Среди современных изделий декоративно-прикладного искусства встречается и типич-ный для хантыйского интерьера низкий прямоугольный столик [ЯНОКМ, б/н]. В отличие от традиционных, не орнаментируемых, углы его крышки полукругом огибает резной бордюр из крестов;
центральное, рабочее, поле почти не декорировано, узкий бордюр из крестов расположен и в нижней части ножек.
Как явно новационное явление современности следует рассматривать появление настенных декоративных изделий. Новая форма, однако, оказывается насыщенной традиционным содержанием. На круглом деревянном панно с выемчатой резьбой по предварительной окраске красуется криволинейный узор, который можно встретить на берестяных коробках [ЯНОКМ, № 17]. Этот же предмет прямоугольной формы украшает великолепная фигура глухаря в центральной части, а по краям от нее •— прямолинейные бордюры, которые бытуют и на женских меховых шубах, и на сахах [ЯНОКМ, № 1202]. Аппликативный узор такого же свойства использован в качестве декора на коврике. Классическим образцом слияния творческого поиска мастерицы А. М. Сязи с традиционными канонами орнаментирования может служить панно, выполненное путем нанизывания бисера [ЯНОКМ, б/н]. В декорировании вертикально вытянутых поверхностей у северохантыйской орнаментальной традиции опыт мал. Решение найдено за счет деления площади на горизонтальные ярусы с помощью двух горизонтальных бордюров. Каждый из ярусов оформлен в соответствии с устоявшимися правилами: деление на зоны, в которых располагаются либо бордюры в вертикальном ритме, либо изолированные мотивы ленточных бордюров в виде розетки. Такое композиционное решение тем более интересно, что орнаментальная традиция северных х'антов содержит в себе возможности для иного, казалось бы, более логичного решения с помощью вертикально идущих узоров.
Пожалуй, ни на каком другом северохантыйском предмете орнаментация не достигает такой насыщенности, как на дневных берестяных колыбелях. На некоторых образцах нет буквально ни одного сантиметра, свободного от узоров, разнообразных технически, композиционно, стилистически и по конфигурации (рис. 5, 10). Внешние поверхности спинки и бортов делятся с помощью планок из черемуховых прутьев на зоны, в каждой из которых размещен узор. Сами планки украшены глухой резьбой по коре черемухи; орнамент не отличается сложностью: сомкнутые вершинами треугольники или широкие вертикальные полосы. Орнаментальная композиция на спинке колыбели имеет следующий вид: с помощью горизонтальной планки, идущей поперек всей спинки в нижней ее части, выделяется горизонтальная полоса, которая, в свою очередь, иногда делится вертикальными перегородками на три квадратные зоны, где выскабливаются прямолинейные розетки. Верхняя часть спинки делится перекрещивающимися планками на четыре сектора; в них также находятся выскобленные узоры (рис. 5, 8). Последние могут быть в виде криволинейных стилизованных изобра-
жений, геометрических прямолинейных фигур. При этом обязательно помещают.в верхнем секторе изображение птицы. Порой в верхней части спинки присутствует ярусное членение поверхности, сочетающееся с секционным (рис. 5, 9). Стенки колыбели разделены на прямоугольные зоны вертикальными планками. Эти. зоны отведены под выскобленные ленточные прямоугольные бордюры, часто в виде отдельно взятого мотива. Иногда внутреннее пространство зоны дополнительно обрамлено простейшими узорами типа зигзага или наклонных полос. Особенностью окаймляющих бордюров является их контурный характер, в то время как все остальные орнаменты, выскобленные на колыбели — ширококонтурные. Иногда наличествуют не только окаймляющие бордюры, но и окаймляющие зоны, в которых находятся бордюры с вертикальным ритмом. Ночные колыбели, в отличие от дневных, если и орнаментировались, то минимально: выскабливались простые ленточные бордюры.
Функциональным определителем большинства орнаментированных предметов из категории бытовых является роль вместилищ для самых разнообразных вещей: от сыпучих и жидких продуктов питания до одежды и обуви. При изготовлении разного рода вместилищ используются природные материалы, главным образом это береста и мех. Самыми искусными изделиями из бересты отличаются казымские ханты. Избирательность в пользу меховой утвари обнаруживается у самых северных оленеводческих групп. На берестяных сосудах и коробках, принимающих у северных хаитов разные формы и размеры, бытуют орнаментальные композиции двух вариантов. У первого поверхность предмета членится на прямоугольные зоны-секции, которые затем орнаментируются индивидуальным порядком; у второго узоры идут сплошной полосой.
При орнаментальной композиции первого варианта верхние и нижние края коробки опоясывает обруч из черемухи, на коре которого выемчатая резьба создает контрастный по цвету узор из зубчатого ряда. Черемуховые планки с аналогичным узором или в форме полос, сросшихся вершинами треугольников, служат и в качестве вертикальных разграничителей боковой поверхности коробки. Вертикальные перегородки прикрепляются к коробке с помощью сухожильных нитей, шов которых также может быть художественно оформлен в виде диагонально перекрещенных квадратов. Кроме перегородок, выполненных из иного материала и иным техническим способом орнаментации, расчлененность орнаментируемой поверхности на прямоугольные зоны подчеркивается несложными выскобленными бордюрами, расположенными по периметру этих зон. Такие окаймляющие узоры контурны и образованы зигза-
гом, простым и с отростками на одной из его сторон, наклонными и вертикальными полосами. Центральное поле в зонах-секциях занимают выскобленные непрерывные бордюры., ширококонтурные и сложные по конфигурации. На наиболее ранних образцах коробок, рубежа XIX—XX вв., для секционных узоров характерен вертикальный ритм (рис 5, б), для современных коробок — горизонтальный. В силу ограничения орнаментальной площади по горизонтали узор зоны-секции в. последнем случае вмещает в себя один или два мотива бордюрной полосы. В орнаментальной зоне может располагаться не один горизонтальный бордюр, а несколько, например, два-три в ярусном порядке, и тогда сама зона-секция становится структурно сложной. В композиционной иерархии зон-секций встречается и элемент равенства, когда центральные мотивы в них по размерам и сложности формы эстетически равнозначны^ и элемент соподчинения в том случае, если орнаментальные зоны разграничиваются на основные и окаймляющие.
Как особый случай в рамках орнаментальных композиций первого варианта следует рассматривать и такую компоновку узоров, при которой границы орнаментальной зоны совпадают с конструктивно выделяемой поверхностью предмета, например, боковые стенки, внутренняя и наружная поверхности дна, крышка. Центральная часть орнаментальной площади отводится под стилизованное изображение, чаще-медведя '['МАЭ, IV/1159—2, 13] и др. Это изображение заключается в двойную орнаментальную рамку, квадратную или круглую, в соответствии с формой декорируемой поверхности. Бордюры, составляющие рамку, отличаются сложной конфигурацией и ленточным характером, число их вариаций на одном орнаментальном поле может достигать четырех-пяти. Усиление декоративности рамки сопровождается иногда приглушением эстетического звучания обрамляемой орнаментальной фигуры. На рубеже XIX—XX вв. стилизованное изображение в орнаментальной рамке выскабливалось на берестяных вместилищах, имеющих магическую направленность, например «изображение медведя, стоящего на звездах», — на коробках, где хранились культовые предметы, или на кузовах, в которых жили духи и на которых гадали [Молданова Т. А., 1992]. Узорная линия стилизованного изображения представляла собой двойной контур с внутренней прорисовкой, окаймляющих бордюров — ширококонтурную ленту. Относящиеся к этому же времени кузова утилитарного свойства орнаментировались скромнее: одинарная контурная рамка из наклонных полос и ширококонтурная центральная фигура в виде отдельно взятого бордюрного мотива [Vahter Т., 1953]. Рост орнаментальной насыщенности бытовых коробок и сосудов, господство ширококонтурной манеры в исполнении стилизованных изображений
отличают современные орнаментальные композиции рассматрива
емого варианта. .
Второй вариант компоновки узоров на декорируемой поверхности берестяных вместилищ отличает отсутствие зон-секций, вследствие чего узор свободно и беспрепятственно растекается по предмету. Естественным ограничителем орнамента становится здесь сама поверхность предмета. Круглая форма набирок для ягод — именно ими чаще всего представлен второй вариант — это бесконечная лента, и для ее орнаментации наилучшим образом подходит бордюр. Стенки набирок во всю их ширину могут быть заполнены одной орнаментальной полосой, узор при этом выглядит крупномасштабно. Конфигурация мотивов сложна и разнообразна. Иное декоративное звучание приобретает орнаментальное оформление, если полосками, зигзагом или бордюрами из наклонных полос стенки предмета делятся на горизонтальные ярусы, в которых размещаются ширококонтурные прямолинейные узоры разной конфигурации. Последние могут быть равнозначны по силе эстетической нагрузки, возложенной на них. Такая ситуация наблюдается при трехъярусной композиции, вместе с тем предпочтительное положение по художественной насыщенности может занимать средний бордюр (рис. 5, 3). При членении орнаментальной поверхности на два яруса декоративно более весомым оказывается нижний бордюр. В любом случае, однако, ярусная композиция создает изящный и миниатюрный декор. Техническим приемом орнаментации служит выскабливание, много реже встречается раскраска и как исключение следует рассматривать наличие аппликативного окаймляющего бордюра из треугольников по верхнему краю берестяного ведерка.
Округлая поверхность крышек у берестяной утвари способствует не бордюрному, а иному решению композиции — в виде розетки. На изделиях рубежа XIX—XX вв. она ажурна и предельно лаконична: декорируемая поверхность делится перекрещивающимися линиями на четыре сектора, каждый из которых заполняется входящими друг в друга уголками, разрозненными или соединенными перемычками. По мере приближения к современности внешний вид розеток меняется в сторону усложнения. На крышке середины XX в. центральное перекрестье линий и уголки дополняются многочисленными отростками. Орнаментация на более поздних изделиях предстает_в форме сложной розетки из ромба с изображениями птиц по его углам [ОХМКМ, № 8]. Связь с лаконичными-прототипами проступает лишь в одинаковом количестве повторов при вращении исходного элемента — четыре. Представляет интерес и бордюр, окаймляющий края крышки. Он не претерпел изменений на протяжении сотни лет: вертикальные утроенные полосы и елоч-
ikh между ними. Орнаментируются крышки с помощью выскаблива-. ния, розетки образованы ширококонтурной линией, окаймляющие бордюры — контурной. В качестве нехарактерной для северохантыйской орнаментальной традиции предстает следующая композиция на крышке коробки: два бордюра делят круглую поверхность пополам, перпендикулярно к ним с обеих сторон располагаются орнаментальные полосы.
В целях удобства при транспортировке к некоторым берестяным вместилищам прикрепляются ручки. В настоящее время они имеют древесную основу, а на рубеже веков бытовали костяные, поверхность их украшали резные узоры. Характер резьбы — выемчатый. На зафиксированном образце орнаментальный мотив предстает в виде зигзага из трех параллельных контурных полос и точечных треугольников в его изломах [ГМЭ, № 1711—150]. К исчезнувшим орнаментальным реликтам можно отнести и табакерки-рожки, бывшие в употреблении в XVIII в. [Иванов С. В., 1963]. Часть из них покрыта циркульным резным орнаментом с точками в центре. Стенки других табакерок-рожков украшены оловянной инкрустацией. Орнамент создала контурная линия с поперечными отростками, которая образовала на поверхности предметов бордюр из квадратов и квадратную сетку, искривленную вследствие конусообразной поверхности вещи. Фоновые части при этом приобрели причудливые очертания, например, в виде учетверенного прямоугольного трилистника или прямоугольника с зубчатыми краями. Встретился и мотив из квадратно расположенных зубцов, где фон принял вид креста. У хантов с реки Таз отмечена табакерка с круглыми стенками, орнаментальное оформление которых сведено к нашиванию бисерных нитей, повторяющих форму предмета [Vahter Т., 1953]. Здесь же была зафиксирована сумка для огнива, украшение которой составляли нанизанные из бисера бордюры с мотивами в форме круга [Vahter Т., 1953]. Бордюры располагались углообразно на боковой поверхности изделия, все оставшееся от них пространство покрывали свисающие .бисерные нити, цветовое решение которых также воспроизводило форму уголка. Исключительную редкость представляют в настоящее время казым-ские коробки-корневатики с узорами, полученными при использовании в процессе их изготовления окрашенных корней. На боковой поверхности выплетался узор ширококонтурный, например, в виде креста с перекрестьями, на крышке — симметрично расположенные скобообразные фигуры [ОХМКМ, № 9/9].
Формой бытования меховых и ровдужных вместилищ являются женские сумочки и мешки самых разных размеров, от миниатюрных до крупногабаритных. Традиция их орнаментального оформления устойчиво прослеживается, по меньшей мере, с рубежа XIX—
XX вв. Мешок для меховых заготовок одежды и обуви, орнаментированных мозаичных полос называется ерна хыр. Этот мешок шьется из камусов, имеет, две узкие и две широкие стенки. Одна из широких стенок, узкие стенки, а иногда и дно украшаются прямолинейными мозаичными орнаментами. Их края и узорная линия бывают окантованы тканью, обычно красного цвета, встречается и двуцветный кант. По мнению мастериц, красные канты в швах — сравнительно недавнее явление, а лет двадцать назад и «сукна-то не было». На широкой стенке располагается либо симметричная орнаментальная фигура, либо асимметричная, возникшая в результате вычленения ее из ленточного бордюра. Последний служит для окаймления по бокам и вверху центрального узора, а также для художественного оформления дна и стенок, которые могут .быть украшены и вставленными в швы полосками сукна. Материалом для изготовления мешка для хранения обуви вай хыр служат ровдуга и сукно. Ровдуга окрашивается, сукно является предметной и орнаментальной основой широких стенок, где пришит аппликативный узор. В композиционном отношении данный мешок тождествен орнаментированным меховым.
Для хранения предметов женского рукоделия предназначена и меховая сумка тутчан (рис. 5, 4). В композиционном и техническом плане ее орнаментация не отличается от той, что характерна и для мешков. Декоративной особенностью тутчана является обилие разного рода подвесок: нити из бисера и бус, ровдужные полоски с нашитыми на них бусами, бисером, колокольчиками. Подвески прикреплены вкруговую к верхней части сумочки и посередине соединены Друг с другом при помощи цепочки. Подвески иногда образуют настолько плотную декоративную завесу, что полностью скрывают меховую мозаику на тутчане. Чтобы увидеть последнюю, нужно «вывернуть» наизнанку покрытие из подвесок. Женские меховые сумочки без подвесок имеют и своеобразие в топографии орнамента на поверхности изделия. По верхнему краю сумочки, почти через всю широкую стенку, идет горизонтальный мозаичный бордюр, иногда сложной конфигурации. " Под ним в трех, реже Двух, зонах-секциях помещены либо мозаичные бордюры в вертикальном ритме, либо одиночный мотив такого рода бордюров. Декоративным разграничителем орнаментируемой поверхности на прямоугольные зоны-секции выступают полосы контрастного по цвету меха и окантовка их разноцветной тканью. Орнаментация таких сумочек на узких стенках минимальна — фигурный кант в виде полосы из треугольников в швах.
К новационным образованиям последних лет следует отнести сумочки, сшитые из ткани с контрастным аппликаТивиым орнаментом (рис. 5, 5). Двум широким орнаментальным полосам, состоя-
щим из основного и двух окаймляющих ленточных бордюров, задан вертикальный ритм, они пересекают предмет по всей его ширине и локализованы по краям. Второе новообразование в орнаментальной традиции северных хантов, связанной с предметами-вместилищами, охватывает не только технические навыки, но и включает в эту сферу новый предмет — кошельки, выполненные путем нанизывания бисера. Узоры на них прямолинейны, ширококонтурны, имеют бордюрный характер, горизонтальный ритм и представлены сложными, ленточными орнаментами или составлены из отдельных фигур: кресты с перекрестьями, декоративно оформленные ромбы [ПМ Н. В. Лукиной, 1987]. .
Одежда — вот та предметная область, где орнаментальное искусство северных хантов реализует в максимальной степени почти все тенденции, заложенные в нем. Самое искусное шитье меха — приоритет усть-обских хантов, а лучшими мастерицами по ткани считаются казымские и среднеобские. Таково мнение знатоков орнаментальных традиций своего народа.
В предлагаемой характеристике орнаментированной одежды речь пойдет вначале о женских ее видах, а затем о мужских. Древним элементом женской поясной одежды являлся пояс-повязка ворып из кожи или бересты, описанный исследователями XVIII в. На рубеже последующих столетий встречались берестяные пояса-повязки, содержащие на своей поверхности выскобленное изображение птицы ронжи [Прыткова Н. Ф., 1953]. В настоящее время эта деталь одежды у северных хантов вышла из употребления.
Женские домотканые рубахи ернас, зафиксированные у сред-необских хантов в XIX в., выглядели нарядно и красочно за счет вышивки, композиционно и технически близкой южнохантыйской. [ТГМЗ, № 2115]. Отличительной чертой является орнаментация подола с помощью разноцветных горизонтальных полос. Вместе с тем существовал и иной тип композиционного решения вышивки: бордюры разной степени сложности образовывали широкие орнаментальные полосы, идущие по низу подола и поперек всей длины рукава; края разреза на груди и обшлагов отделывались полосами нанизанного бисера. Для этого же времени характерны и рубахи из бумажной ткани, декоративная выразительность которых достигнута за счет аппликативных узоров, разноцветных и контрастных цветовому фону изделия, (рис. 6, /)•. Топография последних на предмете была аналогична описанной выше: широкие полосы из бордюров на рукавах и подоле, бисерная отделка разреза и обшлагов. Отличие проявлялось в характере самих бордюров. Со сложной конфигурацией вышитых узоров контрастировала почти предельная простота аппликативных: полоса, зигзаг, крест. Одна-
ко строгость линий, многократные повторы и цветовой контраст аппликативных бордюров прекрасно сочетались с иной фактурой, яркой расцветкой орнаментируемой вещи и создавали эстетический эффект не меньший, чем вышитые холщовые образцы. Развитие среднеобских рубах в XX в. шло по пути изменения их покроя, а соответственно-видоизменялась и орнаментация. Но в случае соблюдения традиций старого кроя сохранялись нетронутыми и основы орнаментации, лишь совершенствовались технические моменты: на аппликативные полосы нашивались сдвоенные бисеринки.
Пл. 4. Северохантыйское платье (фото Н. В. Лукиной, 1987) |
Уже в начале XX в. у северных хантов появился тип рубахи-платья пормайынг ернас — рубаха с оборкой (ил. 4), вытеснивший позднее рубаху. К особенностям его кроя относится кокетка и широкая оборка внизу. В северных районах декоративный арсенал мастериц при отделке платьев отдает предпочтение различиям в цветовом решении конструктивных деталей вещи. У шурышкар-ских хантов с помощью цветового эффекта выделяется оборка. У усть-обских украшение платья составляет цветовой контраст кокетки и рукавов относительно стана, дополнением к этому служат обычно две полосы разной ширины на стане выше оборки. Они изготовлены из той же ткани, что и кокетка, рукава. Манжеты платья расшиты бисером. В последнее время на севере у хантыйских женщин становится элементом моды единая цветовая гамма для всего платья и нашивание в несколько рядов волнистой тесьмы по линии кокетки и в нижней части стана, а .также от-Делка аппликативными полоса-Ми в соответствии со схемой раскроя (рис. 6, 2).
Основным средством ук-
Ил 5 Манжеты северохантыйского платья, украшенные бисером (фото ' Н. В. Лукиной, 1988) |
рашения платьев в южных районах служит орнаментация. Аппликация подчеркивает все конструктивные детали кроя: воротник, разрез, кокетку, манжеты, стан над оборкой, низ подола. Главным орнаментальным кирпичиком стала при этом полоса многократно повторенная и идущая параллельно конструктивным швам. В последние годы декоративное звучание полосы усиливается нашиванием на нее бисера в виде одиночных, парных и утроенных бисеринок. В сочетании с полосой часто выступают несложные бордюры: зигзаг, ряд из треугольников, ромбов, крестики. Особенно популярны ряды из скошенных треугольников, одиночных или парных. Как новацию можно рассматривать перенесение в аппликативные узоры на платье простых непрерывных бордюров. Низ подола очень часто расшивается бисером в виде узоров из простых геометрических фигур^. Это придает ему тяжесть и большую устойчивость при ветреной погоде. Самая маленькая деталь платья — манжеты — имеет и самое изысканное оформление. Часто таковым является расшивание бисером, в наборе по пять штук, всей поверхности (ил. 5). Узор состоит из многослойных ромбов и уголков. Аппликация принимает здесь наиболее усложненные формы сравнительно с узорами на
других деталях. В случае присутствия полосы, она обильно расшивается бисером. Наличие на манжете бисерного узора, хотя бы по краю, — обязательное правило декорирования этого элемента платья.