Живопись первой половины 18 века

До начала 18 столетия в русской живописи развивались преимущественно иконописные традиции. В 18 в. живопись постепенно стала приобретать европейские черты: художники осваивали линейную перспективу, позволяющую передать глубину пространства, стремились правильно изображать объём предметов с помощью светотени, изучали анатомию, чтобы точно воспроизводить человеческое тело. Распространялась техника живописи маслом, возникали новые жанры.

Особое место в русской живописи 18 в. занял портрет. Наиболее ранние произведения этого жанра близки к парсуне XVII в. Персонажи торжественны и статичны. Статичность позы портретируемой модели, плоскостная трактовка формы, интерес к орнаменту давали себя знать в подобных произведениях. Постепенно портрет начинал все глубже передавать внутреннее содержание человека. Уже в первой четверти ХVIII века появились портреты, в которых правдиво запечатлены образы многих выдающихся современников.

Художники:

1)Иван Никитич Никитин –портрет. Портретное искусство Никитина - вершина в истории развития русской живописи первой половины 18 века. Никому из его современников - художников не удалось достичь такого глубокого проникновения в существо человеческой психологии, такого артистизма и высокого профессионального мастерства.

2)В Петровскую эпоху в России обосновалось немало иностранных мастеров, работавших в разных стилях и жанрах. Иоганн Готфрид (батальный жанр, портрет) «Пётр I в Полтавской битве»

3)Луи Каравакк портрет Анны Иоанновны в коронационном платье

4)Андрей Матвеевич Матвеев (1701 — 1739)-портреты, мифологический, исторический жанры. «Портрет супругов». Возглавлял школу(«живописная команда»), в которой учились художники до открытия Академии художеств. Известен как автор ряда портретов, а так же картин и декоративных росписей, которые он исполнил для Петропавловского собора, Зимнего дворца и других зданий Петербурга. Большинство этих росписей не сохранилось,

5)Иван Яковлевич Вишняков (1699—1761). Портрет

6) А. Антропов.Учился у Матвеева. Портретист.

Живопись второй половины 18 века

Классицизмом называют стиль и направление в искусстве 17 начала 19 в., ориентировавшегося на наследие античной культуры как на норму и идеальный образец. Для искусства классицизма характерна тяга к выражению большого общественного содержания, возвышенных, героических нравственных идеалов. Главная тема искусства классицизма - торжество общественных начал над личными, долга над чувством.Во второй половине ХVIII века в русском искусстве формируется стиль классицизм. Своеобразие русского классицизма заключалось в том, что его мастера обращались не только к античности, но и к родной истории, что они стремились к простоте, естественности и человечности.
Хотя полной зрелости классицизм достигает в начале ХIХ век, но уже во второй половине ХVIII портретное искусство достигает подлинного расцвета.

Во второй половине 18 столетия в живописи русских мастеров появились новые жанры — пейзажный, бытовой и исторический, который Академия художеств считала главным. Однако самые значительные произведения по-прежнему создавались в жанре портрета.

Начинает преобладать реалистическое направление. Герой искусства-- живой и мыслящий человек. В это время формируются новые жанры живописи: исторический, пейзажный, бытовой. Разнообразие и полнота жанровой структуры получили развитие в последние десятилетия XVIII в. Живопись широко распространяется. Первые художественные выставки и продажа произведений.

Во второй половине XVIII века художники начинают уделять внимание изображению жизни и быта крестьян. Крестьянской теме посвятил свои работы крепостной художник графа Потемкина Михаил Шибанов.

Портретная и историческая живопись XVIII века была пронизана идеями гражданственности, патриотическим пафосом, чувством общественного долга. Эти идеи найдут дальнейшее развитие в искусстве последующего столетия.

Художники:

1) Ф. Рокотов. Камерные портреты. Ученик, а затем и преподаватель академии художеств, потом уезжает в Москву. Там расцвет его творчества. Художник любил изображать человека без парадного окружения, не позирующим.

2) Д. Левицкий. Сначала учился у отца(священник), брал уроки у иностранцев, выставлялся в академии художеств.Его картины больше всего похожи на европейские.

3)В. Боровиковский.

4) Лосенко – историческая живопись.

Наши рекомендации