Вопрос Музыка Ars Nova во Франции
«Ars NOVA» - то есть «Новое искусство» (по латыни) – так называлось теоретическое сочинение (около 1320г) Филиппа Де-Витри епископа в Мо, крупного французского композитора 1-й половины 14в (ок 1290-1361гг). Под Ars nova он подразумевал новые приемы изложения, распространившиеся в то время: введение мелких длительностей в мензуральную систему, применение двухдольного деления и т.п.. Но очень скоро вслед за Филиппом Де-Витри музыканты 15 века стали обозначать этими словами (Ars nova) новое творческое направление, которому подчинялись новые приемы изложения. Таким образом, под Ars nova в этом смысле понимается музыкальное творчество на заре Ренессанса: Французская и Итальянская музыка 14 века. В противопоставление Ars antiqua - Ars nova обозначает, прежде всего, дальнейшее развитие многоголосного стиля в новых условиях.
Современник Филиппа Де-Витри , крупный муз писатель Иоанн де-Мурис горячо восставал против Ars nova, обвиняя новое поколение музыкантов в отказе от хороших старых традиций. В большом теоретическом трактате “Speculum musicae” Иоанн де-Мурис жестоко обрушивается на певцов.
Если во Франции новое музыкальное движение было лучше подготовлено, то в Италии оно началось на более определенной культурной основе раннего Ренессанса.
Новое значение получает музыкальная лирика в эпоху раннего Ренессанса; она выходит за пределы поэзии трубадуров и становится важной областью творчества как у парижских, так и у флорентийских мастеров. Аналогично живописи того времени, музыка стремится воспроизвести внешний мир: обрисовать жанровые сценки, по-своему передать зрительные и слуховые впечатления. Новая тематика определяет и развитие нового стиля изложения. Композиционные масштабы музыкального произведения расширяются; крепнет значение многоголосной песни, новый индивидуальный смысл получает мелодия (особенно в итальянском мадригале), наряду с развитием полифонии идет осознание композиционно-гармонических закономерностей. Музыкальная теория постепенно освобождается от схоластических догматов. Филипп Де-Витри считает, что каждый тон можно разделить на 2 полутона, что без «фальшивой» музыки «нельзя спеть ни одного мотета»(«Ars nova»).
Но результаты нового движения с особой силой сказались в музыкальной науке лишь к концу 15в, когда в этой области выдвигались такие ученые как нидерландец Иоганн Тинкторис, испанец Рамис ди Пареха, итальянец Франкино Гафори.
Франция и Италия этой эпохи создают свои творческие школы, которые отличаются определенностью художественного облика, индивидуальностью – в большей степени, нежели это было ранее.
От 14в сохранился чрезвычайно интересный трактат о музыке, написанный Иоанном Де-Грохео. Рассматривая различные музыкальные жанры в из связи с парижским бытом Иоанн Де-Грохео дает, таким образом, яркую картину французской музыкальной жизни. В музыкальном искусстве он различает 3 области: простую или народную, «гражданскую» музыку, ученую, «правильную» и церковную. Народная музыка служит, по его мнению, для облегчения людских несчастий. К ней он относит Cantus gestualis (chanson de geste), то есть эпические сказания, Cantus coronatus («увенчанные» песни), Cantus versiculatus и разные виды cantilena – отличающиеся особой песенной замкнутостью композиции («наподобие круга»), возвращением к основной мысли. Существовали произведения, специально предназначенные для инструментов – это ductia и stantipes. Их тоже можно спеть, но без слов. Ductia побуждает человека к танцевальному движению. Stanpies состоит из нескольких частей различного движения. К «ученой» музыке Иоанн де-Грохео относит мотеты, органум и гокет. Мотет подразумевает «несколько голосов» и «несколько текстов». Под органумом Грохео разумеет как церковное многоголосие вообще, так и кондукт, который поется на пирах и празднествах. «Гокет» - прерывистое пение, по его мнению, «более всего нравится крестьянам и молодежи из-за своей подвижности». Музыкальная действительность в те времена еще давала основание для такого разграничения «народной» и «ученой» музыки. Если первая наследовала традиции жонглеров и особенно трубадуров, то вторая – традиции парижских дискантов. Для эпохи ars nova характерно взаимодействие «бытовой» и «ученой» музыки: песни и мотета. Крупнейший композитор и поэт 14в Гильом Машо – это музыкант нового типа: он владеет художественным наследием трубадуров, но в то же время становится выдающимся мастером многоголосного письма.
Мотет поддается новым влияниям. Характерным явлением в этой области нужно признать так называемый изоритмический мотет 14 века. Метро-ритмическое «мензуральное» начало торжествует в нем, определяя большую или меньшую цельность его композиции. Определенная ритмическая мысль, как некая формула, проводится в басовом голосе, служа основой для всей композиции. На практике почти не заметно для слуха. Само установление ритмической периодичности роднит такой мотет с бытовой песенно-танцевальной музыкой, но трактовка этой периодичности в мотете носит пока лишь умозрительный характер.
В ряде случаев полифоническим приемам придавался в 14 в не отвлеченный, а напротив конкретно-изобразительный смысл. Каноническое движение в так называемой “Chace” («Охота») рисовало погоню охотника за зверем. Шуточно-изобразительная трактовка канона вообще была известна в народной музыке средневековья. В 14 в она привела к созданию этого особенного жанра «Охоты» ( chace - во Франции, caссia – в Италии), получившего бытовое значение.
Развитие песенного жанра крупными композиторами-мастерами, а с другой стороны творческое влияние песни на мотет – таковы были важнейшие тенденции французского Ars Nova.
К самому началу столетия относится цикл песен Жеанно де-Лекюреля (Jehannot de Lescurel), приложенный к сатирическому «Роману Фовель». Это первое во Франции большое собрание песен (31) одного автора. Композитор вносит в песенные жанры большую индивидуальную свободу.
Эти новые творческие тенденции заметные у Адама де-ля Галь, у Лекюреля, полностью определяют художественный облик Гильома де-Машо (1300-1377). Разграничение бытовых и ученых жанров теряет свое значение для него. Машо пишет и песни (баллады, рондо, вирелэ), и мотеты, и церковную музыку. Его еще нередко называют трубадуром, но он, в сущности, связывает традиции трубадуров с новым профессиональным искусством 16 века.
В многоголосных балладах, рондо, вирелэ Машо выступает не только как наследник трубадуров, но и как продолжатель французской школы многоголосия. Он мыслит линеарно.
Те многоголосные сочинения Машо, которые он сам называет балладами, в сущности, представляют собой мотеты нового типа с инструментальной трактовкой нижних голосов. Машо оставил один из ранних образцов католической мессы. От 14 века сохранились только 3 цикла музыкальных частей мессы : так называемая месса Турнэ (город во Франции), месса итальянского происхождения и месса Машо, написанная им для коронации Карла V. В богослужебной музыке Машо не отходит от композиционных принципов мотета или баллады.
По-новому претворяя художественные тенденции одноголосной песни и ученого многоголосия, Машо создал новый музыкальный стиль. Он расширил композиционные масштабы вокальных жанров и внес в них индивидуальную свободу выражения.
Творчество французских композиторов после Машо – в конце 14-нач 15 вв. почти совсем не известно нам. Известны имена: Бод Кордье, Гюго де-Лантен, Гренон, Таписсье, Кармен, Цезарис и др.