Семинар № 5. Архитектура Новгорода и Пскова 13-16 вв.

Цели:

1. Рассмотреть особенности развития архитектуры Новгорода и Пскова 13-16 вв.

2. Обсудить основные направления и периоды новгородского и псковского зодчества изучаемого времени.

Время: 2 часа

Вопросы для обсуждения:

1. Сложение традиционной формы новгородского храма с трехлопастным завершением.

2. Строительство церквей на старых основаниях и деятельность архиепископов Моисея и Евфимия II.

3. Влияние готики и московского зодчества на новгородскую архитектуру 15-16 вв.

4. Конструктивные и образные особенности классических псковских храмов.

Литература:

Основная

1. История русской архитектуры: Учебник для вузов // А.А. Тиц, Ю.С. Ушаков и др. Спб., 1994.

Дополнительная

1. Архитектурное наследие Великого Новгорода и Новгородской области / сост., науч. ред. М.И. Мильчик. Спб., 2008.

2. Великий Новгород. История и культура IX-XVII веков. Энциклопедический словарь. Спб., 2009.

3. Каргер М.К. Новгород. Л., 1980.

4. Комеч А.И. Каменная летопись Пскова XII - начала XVI в. М., 1993.

5. Новгород: к 1100-летию города. М., 1964.

6. Седов Вл.В. Об иконографии внутреннего пространства новгородских храмов XIII – начала XVI веков // Иконография архитектуры. М., 1990.

7. Седов Вл.В. Псковская архитектура XIV-XV веков. М., 1992.

8. Седов Вл.В. Церковь Николы на Липне и новгородская архитектура XIII в. во взаимосвязи с романо-готической традицией // Древнерусское искусство. Русь. Византия. Балканы. XIII век. СПб., 1997. С. 393-412.

9. Седов Вл.В. Церковь Федора Стратилата в Новгороде // Архив архитектуры. Вып. IX. С. 3-49.

10. Седов Вл.В. Церковь Спаса-Преображения на Ковалеве // Новгородские древности. Вып. V. С. 47 — 80. (тоже: Архив архитектуры. Вып. XI).

11. Стендер Г.М. Исследование и реставрация церкви Николы Белого в Новгороде // Реставрация и архитектурная археология. Новые материалы и исследования. М., 1991. С. 89-109.

Семинар № 6. Фрески и иконы Новгорода, Пскова, Твери, Ростово-Суздальской земли и Рязани 13-15 вв.

Цели:

1. Рассмотреть особенности монументальной живописи и иконописи Новгорода, Пскова, Твери, Ростово-Суздальской земли и Рязани 13-15 вв.

2. Обсудить основные направления и этапы развития русской живописи изучаемого времени.

Время: 2 часа

Вопросы для обсуждения:

1. Расцвет монументальной живописи Новгорода и Пскова в 14-15 вв.

2. Направления монументальной живописи Новгорода второй половины 14 в.

3. Стилистические особенности иконописных образов, написанных в разных художественных центрах.

4. Вопросы иконографии и стилистической эволюции иконописи 13-15 вв.

Литература:

Основная

1. Сарабьянов В.Д., Смирнова Э.С. История древнерусской живописи. М., 2002.

Дополнительная

1. Вздорнов Г.И. Волотово. Фрески церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода. М., 1989.

2. Вздорнов Г.И. Фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения в Новгороде. М., 1976.

3. Голубева И.Б., Сарабьянов В.Д. Собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря. М., 2002.

4. Греков А.П. Фрески церкви Спаса Преображения на Ковалеве. М., 1987.

5. Комеч А.И. Церковь Успения на Волотовом поле в Новгороде: Соотношение канона и творчества // Древнерусское искусство. Византия, Русь, Западная Европа: Искусство и культура. Посвящается 100-летию В.Н. Лазарева. СПб., 2002. С. 230 - 244.

6. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М., 1983. Кн. 3, 4, 6.

7. Лифшиц Л.И. Монументальная живопись Новгорода XIV-XV веков. М., 1987.

8. Лифшиц Л.И. Очерки истории живописи древнего Пскова. Середина XIII - начало XV века. Становление местной художественной традиции. М., 2004.

9. Попов Г.В. Тверская икона XIII-XVII веков. СПб., 1993.

10. Ростово-Суздальская школа живописи XII-XVI веков / автор-сост. Н.В. Розанова. М., 1970.

11. Сарабьянов В.Д. Иконографическая программа росписей собора Снетогорского монастыря (по материалам последних раскрытий) // ДРИ. Византия и Древняя Русь. К 100-летию Андрея Николаевича Грабара (1896-1990). СПб. 1999. С. 240.

12. Смирнова Э.С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII - начало XV века. М., 1976.

13. Смирнова Э.С. Живопись Обонежья XIV-XVI вв. М., 1967.

14. Смирнова Э.С., Лаурина В.К., Гордиенко Э.А. Живопись Великого Новгорода. XV век. М., 1982.

15. Царевская Т.Ю. Церковь Рождества Христова на Красном поле близ Новгорода. М., 2002.

Семинар № 7. Московская архитектура и живопись 14 – первой половины 15 вв. Творчество Феофана Грека и Андрея Рублева.

Цели:

1. Рассмотреть развитие московской архитектуры и живописи 14 – первой половины 15 вв.

2. Обсудить основные направления, этапы эволюции московской живописи и творчество ведущих мастеров изучаемого времени.

Время: 2 часа

Вопросы для обсуждения:

1. Византийское влияние на московскую живопись 14 в.

2. Формирование особенностей объемно-пространственного решения раннемосковских храмов.

3. Особенности монументального и иконописного творчества Феофана Грека.

4. Проблемы атрибуции произведений, приписываемых руке Андрея Рублева.

Литература:

Основная

1. История русского искусства / под ред. М.М. Раковой и И.В. Рязанцева. Т. 1. М., 1991.

Дополнительная

1. Алпатов М.В. Андрей Рублев. М., 1972.

2. Алпатов М.В. Феофан Грек. М., 1979.

3. Альтшуллер Б.Л. Новые исследования о Никольской церкви села Каменское // Архитектурное наследство, № 20. М., 1972.

4. Андрей Рублев и его эпоха. Сборник статей / Под ред. М.В. Алпатова. М., 1971.

5. Вздорнов Г.И. Феофан Грек: Творческое наследие. М., 1983.

6. Демина Н.А. Андрей Рублев и художники его круга. М., 1972.

7. Ильин М.А. Архитектурное пространство храмов рубежа XIV — XV веков // Древнерусское искусство. ХГЧ — ХЧ вв. М., 1984. С. 113 — 117.

8. Лазарев В.Н. Андрей Рублев и его школа. М., 1966.

9. Максимов П.Н. О композиционном мастерстве московских зодчих начала XV века // Архитектурное наследство. Т. 21. М., 1973.

10. Некрасов А.И. Возникновение московского искусства. М., 1929.

11. Николаева Т.В. Древний Звенигород. Архитектура. Искусство. М., 1978.

12. Огнев Б.А. Некоторые проблемы раннемосковского зодчества // Архитектурное наследство, № 12. М., 1960.

13. Попова О.С. Искусство Новгорода и Москвы первой половины четырнадцатого века. Его связи с Византией. М., 1980.

14. Попова О.С. Русские иконы эпохи св. Сергия Радонежского и его учеников. Православная духовность XIV в. и ее русский вариант // Древнерусское искусство. Сергий Радонежский и художественная культура Москвы XIV — ХV вв. СПб., 1998. С. 27 — 39.

15. Плугин В.А. Мировоззрение Андрея Рублева (некоторые проблемы). Древнерусская живопись как исторический источник. М., 1974.

16. Смирнова Э.С. Московская икона XIV-XVII веков. Л., 1988.

17. Смирнова Э.С. Образ монашества в русской живописи второй половины XIV века // Древнерусское искусство. Сергий Радонежский и художественная культура Москвы XIV - XV вв. СПб., 1998. С. 63 – 78.

18. "Троица" Андрея Рублева. Антология. М., 1981.

19. Филатов В.В. Описание фресок Успения на Городке в Звенигороде (Новые открытия) // Древнерусское искусство. Балканы. Русь. СПб., 1995. С. 379 — 410.

20. Щенникова Л.А. История иконы "Донской Богоматери" по данным письменных источников // Советское искусствознание. 1982, № 2. М., 1984. С. 321 - 358.

21. Щенникова Л.А. О происхождении иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля // Советское искусствознание. 1981, № 2. М., 1982. С. 81 - 129.

22. Щенникова Л.А. Творения преподобного Андрея Рублёва и иконописцев великокняжеской Москвы. М., 2007.

Семинар № 8. Московская архитектура и живопись второй половины 15 – 16 вв. Творчество Дионисия.

Цели:

1. Рассмотреть развитие московской архитектуры и живописи второй половины 15 – 16 вв.

2. Обсудить основные периоды и типологию архитектуры и живописи изучаемого времени.

Время: 3 часа

Вопросы для обсуждения:

1. Строительство московского кремля и деятельность итальянских зодчих в России конца 15 – начала 16 вв.

2. Проблемы атрибуции произведений, приписываемых руке Дионисия.

3. Типология русского храмового зодчества 16 столетия.

4. Вопросы стиля и иконографии русской монументальной живописи и иконописи 16 в.

Литература:

Основная

1. История русского искусства / под ред. М.М. Раковой и И.В. Рязанцева. Т. 1. М., 1991.

Дополнительная

1. Архангельский собор / под руков. А.Л. Баталова. М., 2008.

2. Баталов А.Л. К полемике о времени строительства собора Новодевичьего монастыря // Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции. К 2000-летию христианства. М., 2005. С. 599 - 620.

3. Баталов А.Л. Многопридельные храмы XVI века и проблемы иконографии древнерусской архитектуры // Вопросы искусствознания. М., 1994. № 4. С. 313 - 334.

4. Баталов А.Л. Московское каменное зодчество конца XVI века: проблемы художественного мышления эпохи. М., 1996.

5. Баталов А.Л. Строительство московского Успенского собора и самоиндентификация Руси: К истории замысла митрополита Филиппа I // Древнерусское искусство. Византия, Русь, Западная Европа. Искусство и культура. Посвящается 100-летию В.Н. Лазарева. СПб., 2002. С. 353 - 361.

6. Баталов А.Л., Беляев Л.А. Сакральное пространство средневековой Москвы. М., 2010.

7. Брунов Н.И. Храм Василия Блаженного в Москве (Покровский собор). М., 1988.

8. Голейзовский Н.К. Дионисий и его современники. Ч. 1. М., 2005.

9. Дионисий и искусство Москвы XVI-XVI столетий. Каталог выставки. Л., 1981.

10. Ильин М.А. Каменная летопись Московской Руси. Светские основы каменного зодчества. XV-XVII вв. М., 1966.

11. Ильин М.А. Русское шатровое зодчество. Памятники середины XVI века. М., 1980.

12. Нерсесян Л.В. Дионисий иконник и фрески Ферапонтова монастыря. М., 2002.

13. Подобедова О.И. Московская школа живописи при Иване IV. М., 1972.

14. Подъяпольский С.С. Венецианские истоки архитектуры московского Архангельского собора // Древнерусское искусство. Зарубежные связи. М., 1975. С. 252-279.

15. Подъяпольский С.С. О деятельности Алевиза Нового в России // Древнерусское искусство. Проблемы атрибуции. М., 1993. С.170 - 193.

16. Попов Г.В. Живопись и миниатюра Москвы середины XV — начала XVI века. М., 1975.

17. Успенский собор Московского Кремля. Материалы и исследования. М., 1985.

Наши рекомендации