Категории эстет-й оценки. Прекрасное и безобразное

С древнейших времен термин «Красота» употреблялся в контексте космологии, метофизики, богословия. В античной Гр-и «прекрасное» имело широкий оценочный хар-р –Гомер наз-т «прекрасным» красота людей, соверш-е формы и нравственную красоту своих героев («калос»). «нефер» (егип.) – все прекрасное. У Сократа ант-я эстетика отходит от космологизма. Он поставил проблему прекрасного, как проблему сознания, разума (красота из хар-ки превратилась в идею, понятие прекрасного. Калокагатия – прекрасное и доброе. Создание образа ид-го чел-ка. Соразмерность души и тела (Платон). Эстетическая красота подразумевает этич-ю красоту (Аристотель).

3 ступени красоты: высшая ступень; ид. прекр; чувств. воспр. красота. Левнец – формула единств-го многообр-я. Кант отделил прекрасное от совершенства. Гегель – прекрасное в себе самом, бесконечное и свободное.

Безобразное. Категория «безобразного» возникла как антипод «прекрасного». Область, связанная с негативными эмоциями, чувством неудовольствия, отвращения. Проявляется практически во всех сферах бытия: в природе, в чел-ке , в морали и т.д. Рассматривалось еще в ант-ти: в действительности, в иск-ве. Безобразное в иск-ве – Аристотель признавал, что изобр-е безобр-х предметов допустимо. Телесное сов-во обратно пропорционально духовному сов-ву. Классицисты выводили безобразное за рамки эстетики. Взаимопереход – Гадкий утенок в прекр-го лебедя.

Категории эстет-й оценки. Трагическое и комическое.

Категории были утверждены классической европейской эстетикой, ведущих происхождение от главных жанров древнегреческого драм-го искусства. К эстетике имеет отношение только «трагические», реализовавшие в конкретном жанре драм-го искусства – в трагедии. Сущность феномена трагического в изображении неожиданно возникших страданий и гибели героя, случившиеся как неизбежное следствие его вначале неосознанных поступков, или вины, обычно предопределенных судьбой, роком. Сопереживая зритель к концу трагедии испытывает эстетической катарсис, эстетическое наслаждение. Аристотель – трагедия как вершина искусств. Платон не включает трагедию в рамки эстетики. Кант считал, что трагедия возбуждает чувство возвышенного, а комедия – чувство прекрасного. «Комическое» не является ни антиподом, ни модификацией трагедии. Роднит их только историческое происхождение. «Комическое» - более широкая и более древняя категория. Предполагает вызывание смеха, вызываемого интеллектуально-смысловой игрой. Смех вносит в сущ-е человека гармонию. Кант говорил, для комических ситуаций всегда подходит эффект неожиданности. Иронический взгляд на мир позволяет человеку существовать и не сойти с ума (модернизм).

Категории эстет-й оценки. Возвышенное и низменное.

«Возвышенное» - категория эстетики, характеризующая эстетическую ценность предметов и явлений, которая обладает большой положительной значимостью и таит в себе огромные потенциальные силы. Если прекрасное – сфера свободы, то «возвышенное» - сфера относительной несвободы человека. В античную эпоху- возвышенное далеко от мирской суеты. В средние века возвышенное связывали с Богом. Бог – высшее благо. Бытие - зло. Возвышенное –трагедия; низменное –комедия. Кант считал, что возвышенное содержится только в нашей душе. В наше время возвышенное –есть прекрасное. Возвышенные образы соответствуют поэзии, музыке. 1-й вар-т – возвышенное – превосходная степень прекрасного;

2-й вар-т – возвышенность противоположность прекрасного.

«Низменное»- Эстетическая категория, противоположная возвышенному. Хар-т природные и социальные предметы и явления, им-е отриц-ю общ. знач-ть . Негативная Эстетическая ценность, крайняя степень безобразного. Тирания- то низменное, которому человек не сопротивляется.

Эстетической вкус.

Эстетической вкус – главный элемент эстетической коммуникации (способность воспринимать). В историческом аспекте эта тема сформировалась в середине 17в. Его выделил Б. Грассиен в произведении «Карманный оракул» в 1646г. В эпоху Просвещения – Юм в произведении «О норме вкуса», в кот-м изложены все осн-е проблемы, современные по сей день. Э.в.– сп-ть судить о прекрасном (Кант). Э.в. – спасобность чел-ка дифференц-но почувствовать удовольствие и неудовольствие оценивать эстетические объекты, отличать прекрасное от безобразного (Кант).

Юм (проблемы):

1. Врожденным или приобретенным является эстетической вкус? Э.в. явл-ся приобретенной способностью, которая дана только чел-ку. Эмоционально -интуитивен, формир-ся в теч-и жизни естественным образом. Внешний вкус- традиции, распространение в обществе; особенности предметно- пространственного окружения; среда, в который мы живем; архитектура. Инициатива – целенаправленная деятельность человека по формированию вкуса.

2. Зависит ли суждение вкуса от этич-й оценки? Эстетические и этические аспекты разводятся, два разных взгляда на одну вещь: эстетической аспект- внеш-е содерж-е, этич-й аспект – внутр-е содерж-е.

3. Объективен или субъективен вкус? (спорят о вкусах или не спорят?) Если вкус объективен, то спорят; если субъективен, то не спорят (проблема была поставлена в 18в. «О вкусах не спорят»). Кант считал, что э.в. (противоречив), т.е. явл-ся и объективным, и субъективным.

Наши рекомендации