Криволинейные бордюры (2.1.0) 18 страница
В хантыйском орнаменте изображение косого креста отличается статичностью своей конфигурации, поскольку его декоративная проработка, хотя .и весьма развитая, встречалась лишь в южнохантыйской вышивке (рп-с. 8, 38—39). Строгая канонизация присуща и единственной хантыйской разновидности креста -мотиву, снабженному перекрестьями (рис. 8, 37). Устойчивость формы приобретает еще большую значимость, если учесть частое появление данного мотива, особенно среди восточно- и северохан-тынскнх узоров. Динамизм присущ лишь кресту, составленному нз ромбов (рис. 8, 43—50), однако и здесь присутствует исключение: бордюры северных хантов воспроизводят только самый лаконичный вариант. Следовательно, косой крест, простой и с перекрестьями, крест нз ромбов —вот три общехантыйские формы реализации одного из древнейших ' и широко распространенных
мотивов.
Особое внимание в литературе уделено кресту из ромбов как наиболее вероятному прототипу многих современных обско-угор-ских ориаментов/его происхождение, в свою очередь, связывается
с вышивкой [Иванов С. В., 1963]. О степени влияния данного мотива на генезис непрерывных орнаментов хантов п манси речь пойдет в соответствующем обобщающем разделе. Здесь же следует оговорить возможные пути возникновения собственно ромбического креста. Первый связан с саморазвитием бисерных узоров: в них заложены два компонента, соединение которых дает необходимый мотив. Это ромбы, с одной стороны, и крестовидные фигуры, с другой. Второй путь возникает в мозаичных орнаментах на мехе, ткани, ровдуге, где интересующая нас фигура образуется при серьезной трансформации традиционных мотивов (рис. 7, 20—21, 43). Указанные обстоятельства позволяют рассматривать вышивку лишь как один из возможных, но не единственный источник зарождения мотива в виде креста из ромбов.
Уголки на общехантыйском фоне выглядят скупыми и лаконичными шевронами (рис. 8, 56). Декоративное развитие мотива разграничивает хантыйские узоры на групповом уровне, и сквозных параллелей при этом не прослеживается.
Зигзаг как единый элемент хантыйской художественной культуры также обладает строгой и лаконичной конфигурацией (рис. 8, 64—65). Его единственная разновидность связана с размещением на сторонах отростков (рис. 8, 65). Однако роль зигзага в орнаментальном творчестве хантов заметно возрастает с учетом двойственности его функции: помимо элементной роли зигзаг выступает и в качестве композиционной основы. В последнем случае его непосредственное присутствие в бордюре часто заменено, соответствующим расположением элементов (рис. 8, 71—73, 75—76).
Итак, общехантыйский пласт прерывистых бордюров своими
корнями уходит в глубокую архаику. Ромбы, косые кресты, уголки-
шевроны и зигзаг — такой набор элементов в границах сибирского
региона особо характерен для резьбы по кости и дереву южных
народов — саяно-алтайский тип орнамента по классификации С. В.
Иванова (1952, 1961). Саяно-алтайские узоры впитали в себя те
же древнейшие формы, что и хантыйские. Более, того, существо
вало сходство и по техническим показателям, ведь у восточных
хантов на рубеже веков прерывистые бордюры зафиксированы в
резьбе по дереву и кости. Но при этом декоративная отделка ука
занных фигур в тех и других узорах различна. Так, в саяно-алтай-
ском типе не представлен ни один нз хантыйских способов разно
образия исходных форм: ромб не снабжается отростками, не при
нимает вид «решетки» п не дополняется уголками; косой крест не
имеет перекрестий, и в крестовидную фигуру не слагаются ромбы;
зигзаг не обнаруживает отростков на сторонах. Приведенное сопо
ставление показывает значимость такого орнаментального приз
нака, как традиционная стилистика оформления тех или иных
фигур. Этот признак порой превращается в основной разгранпчи-
р. Заказ 2006. «Очерки культурогенеза народов Западной Сибири». 209
тель орнаментальных культур, особенно если речь идет об узорах, созданных на основе простейших геометрических построений.
Исходные фигуры общехантыйских бордюров сближают и композиционное пространство мотивов. Наиболее емкой оказывается структура узорного поля, заданного ромбом (ил. 11, 1). Бордюрная полоса неизбежно дополняет его треугольником. Таким образом, ромб и треугольник очерчивают рамки пространства, в котором размещаются элементы. Орнаментальная структура, определяемая косым крестом (ил. 11, 2), полностью наложима на ромбическо-треугольную. Эти два способа взаиморасположении орнаментальных элементов характеризуют наиболее популярный вид хантыйской бордюрной симметрии — а-т: т. Сопоставима с ними и структура узорного поля у другого популярного вида
симметрии а • а : т, которая задана зигзагом и где элементам отведено треугольное пространство (ил. 11, 3). Несколько оригинальнее композиционная схема бордюров, родственных шевронам (ил. 11, 4), но и она вместе с тем не выпадает из общего структурного контекста хантыйских прерывистых бордюров. Этот контекст создан переплетением трех компонент. Во-первых, ромбическое и треугольное пространство, в котором идет формирование мотива. Во-вторых, излом орнаментальной линии у фигур общехантыйских бордюров осуществляется под прямым углом. Случаи остро- и тупоконечного излома встречаются почти исключительно в вышивке (рис. 8, 57, 59, 73). В-третьих, сочетание первых двух черт имеет результатом наклонное расположение узорной линии с прямоугольными изгибами.
Ил. 11. Композиционные основы хантыйских прерывистых бордюров
Наряду с общехантыйскими орнаментальными чертами существуют и такие, что обнаруживаются отчетливее лишь у двух групп. Так, южную и восточную группы отделяет от северной гораздо большая степень представительности в декоративном творчестве узоров из косого креста и орнаментов, построенных на зпг-заговой основе (1.1.2.1.2, 1.1.2.4 —рис. 8, 39—50, 67—75). Конкретные мотивы, воплотившие в себе указанные тенденции, однако, не столь сходны, сколько отличны. Южнохантыйским вышитым узорам присуща декоративная насыщенность элементов, отделанных усиками, снабженных дополнительной прорисовкой, Элементы
плотно заполняют узорное поле бордюра, и на фоновые части его приходится незначительная доля. Полосы нанизанного бисера у восточных хантов не обнаруживают такой витиеватой конфигурации мотивов. В развитии последних ощутимо влияние непрерывных бордюров, что сказывается как в использовании элементов, так и в заметной роли фоновых пространств, примерно равновеликих узорным. Сходные орнаменты обеих групп (рис. 8, 42, 45—47, 71—72) представлены бисерным нанизыванием и по своей декоративной стилистике тяготеют более к восточнохантыйским об-,-разцам. Еще одно пересечение орнаментальных традиций южных .и восточных хантов приходится на мотивы из сдвоенных уголков (1.1.2.1.3 — рис. 8, 51—55). Их формы сходны как в бисере, так и в вышивке южных и салымских хантов.
Орнаментальную общность восточных и северных хантов отражает больший удельный вес симметрии а-а (1.1.2.7—рис. 8, 83—88). По симметрическим характеристикам эти узоры близки непрерывным бордюрам, а у восточных хантов это сходство усиливают и тождественные элементы. Орнаментальные фигуры север-; ных хаитов в указанной группе обнаруживают значительное своеобразие. Таким образом, одинаковая композиционная база оказывается наполненной различными формами, что дополняется несоответствием орнаментальной технологии: у восточных хантов узоры выполнены раскраской по коре и ровдуге, у северных — выс-Йабливаннем но бересте.
Параллель, проходящая сквозь творчество северных и южных хантов, строится на основе как мотивов, так и орнаментальной стилистики. Первая составная представлена узорами из горизонтально-симметричных уголков (1.1.2.3—рис, 8, 57—62). Однако южнохантыйская вышивка и севере хантыйские узоры на бересте и аппликация из ткани отражают различные подходы к орнаментации. Если для южной группы характерно стремление к предельному насыщению узорной конфигурации, то у северной доминирует строгость и лаконизм форм. Вторая составная имеет вид крючкообразных отростков, служащих средством разнообразия узора. У южных хантов отростки воплощены в вышивке чаще в виде усиков, .у северных хантов они входят в состав мотивов на правах элементов (рис. 8, 27—28, 31, 87).
Таким образом, внутригрупповые параллели на о.бщехантый-ском орнаментальном фоне проявляются в виде тенденций, касающихся либо основ симметрии, либо самих орнаментальных мотивов, либо стилистики их исполнения. Степень выраженности этой тенденции и вносит в орнаментальную палитру групп оттенки одинаковой или разной насыщенности. Общий фонд хантыйских прерывистых бордюров видоизменялся в рамках группы под поядей-
ствием различных факторов, которые определяли направление декоративной трансформации и силу его проявления. Так, широкое внедрение в орнаментальную орбиту бисера у южной и восточной групп привело как к консервации в этом материале простых орнаментальных форм, построенных на зигзаге, так и к созданию сходных новационных образований — узоры из сдвоенных уголков. Меньшая интенсивность культурных контактов в силу географической отдаленности восточных и северных хантов, прежде всего с русским населением, определила сохранность здесь многих черт традиционной культуры, в том числе и художественной: узоры на ровдуге и бересте со своеобразной симметрией. Факторы, обусловившие орнаментальную параллель южные—северные ханты и практически исключившие из нее восточных, в настоящий момент установить трудно. Можно лишь констатировать, что определенные орнаментальные формы проявились в творчестве указанных групп значительно сильнее. И формы эти древнего происхождения. Уголки с загнутыми концами и продленной вершиной генетически связаны с татуировкой северных хантов, исчезнувшей к середине XX в., а меандроподобные элементы хорошо представлены в орнаментах усть-полуйской керамики— исторической предвестнице северохантыйского этноса [см.: Чернецов В. Н., 1953]. В области прерывистых бордюров наблюдается и этногруппо-вая специфика узоров. Оригинальные восточнохантыйские мотивы выполнены в бисере и состоят из несложных фигур прямоугольников и квадратов с их минимальной переработкой, из ромбических сцеплений и ромбов определенной стилистики (ил. 12). Узоры и;, квадратов и прямоугольников фиксируются с глубокой древностп. датируются эпохой неолита и встречаются в декоративном искусстве многих народов. На территории Сибири они весомее всего представлены у народов, заселяющих ее северную окраину, и составляют основу северосибирского орнаментального типа. Круг бытовых предметов, на которых первоначально вырабатывался данный тип, включал в себя одежду из кожи или меха, посуду п утварь из бересты, дерева, глины [Иванов С. В., 1963]. Поскольку орнаментация одежды у восточных хантов развита слабо, то, очевидно, посуда и утварь послужили той основой, с которой узоры были перенесены в бисер. Это предположение находит подтверждение в современных этнографических реалиях: среди технических приемов исполнения бордюров из квадратиков и прямоугольнике" преобладает нанизывание, бисера, по иногда встречается резьба по черемуховой коре, бересте, кости. Истоки еще одной группы специфичных восточнохантыйских мотивов, созданных из ромбических сцеплений (ил. 12, 3), следует искать в ажурных металлических нашивках на женских суконных саках XIX в. Форма этих нашивок в несколько трансформированном виде была перенесена б по
лосы нанизанного бисера. При этом предметная область и композиция на одежде остались незыблемыми. К восточнохантыйскому своеобразию мотивов следует добавить и особую конфигурацию ромба: прямые отростки на сторонах фигуры — общехантыйская .основа —дополнены Г-образными развилками на боковых вершинах (ил. 12, 4).
Ил. 12. Прерывистые бордюры, отражающие специфику восточных хантов (1 — ТГОИАМЗ, № 1704, 2—4 — Лукина Н, В., 1979. Рис. 156, 8,
192, 5, 189, 2а)
Особенности северохантыйских мотивов состоят в определенной стилистической обработке ромбов, которая имеет две разновидности. Первая представлена бисерными полосами и заключается в том, что ромб с прямыми отростками на сторонах обладает также отростками, направленными внутрь фигуры, а кроме того, выемчатыми вершинами (ил. 13, Г). Вторая разновидность предполагает ромб лишь с внутренними отростками, и обязательным элементом здесь выступают уголки с отростками (ил. 13, 2). Материальной формой воплощения подобных узоров служит береста. В основе целой серии своеобразных орнаментов северных хантов лежит приспособление бордюров из треугольников и зигзага к технологическим особенностям аппликативных узоров на ткани (ил. 13, 3). Зигзаг и ряды из треугольников представлены у всех групп хантов, по лишь северная выработала определенную манеру их исполнения, так как именно у нее аппликация по ткани является одним из ведущих средств практической реализации бордюров, как прерывистых, так и непрерывных. Оригинальный штрих в северохантыйскую орнаментальную картину добавляют и окаймляющие бордюры берестяных вместилищ: в общехантыйский мотив из вертикальных полос здесь введены елочкообразные элементы (ил. 13, 4). Выскабливание в данном случае представлено контурной манерой исполнения.
Ил. 13. Прерывистые бордюры, отражающие специфику северных
хантоз (1 — МЭЭ ТГУ, 1980; 2,4 — МАЭ, № 2383—15, И—1159—1-
3 — ОХМКМ, № 1216)
Сравнивая орнаментальную специфику восточных н северных хантов, нельзя не отметить, что она во многом базируется на различных формах проявления единого начала —ромба как одного из общехантыйских мотивов. Неповторимый вид узоров может возникать под воздействием орнаментальной технологии. Степень сохранности архаичных форм, их воспроизведение наряду с более сложными мотивами также сообщает орнаментальному искусству определенные отличительные черты. В целом, однако, прерывистые бордюры северных и восточных хантов имеют больше общего, нежели различий, и это проявляется даже на уровне их специфики: костяк оригинальных мотивов в обоих случаях составляют основополагающие геометрические фигуры.
Совершенно иная ситуация выясняется при обращении к специфичным орнаментальным мотивам южных хантов. В области прерывистых бордюров их своеобразие выступает самым наглядным образом, поскольку именно на этот вид орнамента приходится подавляющая часть вышивки. Она образует обширную, яркую и 'самобытную область хантыйского декоративного искусства со своей внутренней структурой н упорядоченностью н достойна самого пристального внимания. Существовало четыре способа исполнения вышивки: керем ханч — «продернутая вышивка», ханты ханч — «хантыйская вышивка», 'руть ханч—-«русская вышивка», севем ханч — «плетеная вышивка». Каждая из указанных техник обладала своеобразием, проявлявшемся на уровне мотивов, стили-стикп их исполнения, взаимосвязи с определенным кругом предметов.
Для техники керем, ханч показательны узоры из уголков с декоративными сторонами и вершиной, ступенчатых ромбов, фигур <-' зубчатым краем и S-образным фоном, пальметок, стреловидных
элементов, наклонных полос с загнутыми краями и отростками, орнитоморфных мотивов (ил. 14, 1—7). Почти все мотивы явля-
;ются представителями серий сходных узоров, объединенных устойчивой манерой исполнения. Подробно речь шла об этом при классификации орнаментального материала. Здесь же отметим стилистические особенности, типичные для вышивки керем ханч в целом.
НЗо-первых, это — двойной контур узора, иногда с внутренней прорисовкой. Во-вторых, плотное заполнение узором орнаментируемой площади. В-третьих, максимальное насыщение конфигурации прежде всего за счет отростков (прямой или крючковидной формы), присоединяемых к мотивам. Две последние черты служат слагаемыми такого явления, как переход фоновых частей в узорные. Крест с загнутыми концами в качестве мотива не прижился в хантыйских узорах, а вот с S-образным фоном подобная трансформация произошла. Правда, на технику керем ханч приходится лишь самое начало этого процесса, и S-образные мотивы здесь крайне редки, но в других техниках их присутствие отмечается чаще. Появление в южнохантыйской вышивке креста из ромбов также может восходить к фоновым частям керем ханч. Устойчивой формой отличается и негатив пальметок (ил. 14, 4], причем имен-
;'но ему, а не собственно мотиву давалось название «голова медведя». За исключением орнитоморфного мотива, все прочие встречаются лишь на вышитых женских рубахах с орнаментальной композицией первого варианта, т. е. на тех, где вышивкой украшено
::все переднее полотнище и рукава.
Несколько особняком среди узоров керем ханч стоят мотивы из парных птиц и деревьев (ил. 14, 7J. Они утрачивают столь показательные для данной вышивки черты, как двойной контур и внутренняя прорисовка фигур. Область их размещения — тоже женские рубахи, но с орнаментальной композицией третьего варианта: орнамент располагается полосообразно на груди и рукавах,
^в виде розетки на плечевой части. Конфигурация птиц и деревьев в основе имеет образец вышивки ханты ханч (ил. 15, 6), но переработанный с учетом особенностей иной техники вышивания. Отростки, прямые и крючковидные, с исчезновением двойного узорного контура оказались размещенными не внутри орнаментальной фигуры, а продолжили ее линии, в результате чего хвост у птицы оказался загнутым, а на голове появилась развилка. Подобным образом были изменены и деревья (ил. 14, 7 и ил. 15, 6). Как исключительная редкость в керем ханч встречаются орнаментальные сюжеты из парных птиц, имеющие фоновое оформление.
Техникой, всецело связанной с орнаментами из птиц и деревьев, следует признать ханты ханч. Именно благодаря этому виду вышивки в хантыйской декоративной среде и сформировался ор-нитоморфный стиль, пронизавший все прочие способы вышивания
Ил 14 Мотивы, характерные для хантыйской вышивки керем ханч (/—
4, 6—7 — Vahter Т., 1953. Ав. 27,/, 41,/, 39,2, 43,2, 47,5; 5 — Ostjakische
Stickereien, 1921. Табл. 12,2)
и превратившийся в художественный символ южнохантыйской культуры. Птицы и деревья бытовали здесь в различной степени стилизации, их декоративное оформление отличалось насыщен ностью замысловатыми формами или являлось аскетичным. Устой-чивое триединство дерева и пары птиц иногда нарушает пальме-тообразный элемент, но он имеет явно второстепенное положение, так как встречается значительно реже и всегда вписан в орнаментальный контекст, характерный для птиц и деревьев. Но при всем
Ил. 15. Мотивы, характерные для хантыйской вышивки ханты ханч
(1,3—8 — Ostjakische Stickereien, 1921. Табл. Tie, I, 26,2, 14,/, 28fl,/,
ЗОв, 2, 29е,4, 29а,2; 2 — ТГОИАМЗ, № ТМкп 7846}
многообразии проявления орнитоморфных сюжетов упорядочивающим их началом служат сухие формулы, описывающие симметрические преобразования в узоре. Каждый из видов бордюрной симметрии, наполненный мотивами из птиц и деревьев, обладает своими особенностями.
Вид а • а : m (ил. 15, 1) содержит наиболее реалистичные изображения птиц, а дерево здесь имеет явно усеченную форму, про-
иззодную от крестовидной розетки. Отсутствие каких-либо дополнительных элементов свидетельствует о большой степени канонизации мотива. Резко очерченный зигзаг является неотъемлемой составной узора. Он задает композиционный топ, так как в его изломах размещены птицы и деревья. Компоновка последних в подчеркнуто треугольном пространстве усиливает впечатление производности мотива от розетки ромбического характера с крестовидным пересечением деревьев и птицами между ними. В хантыйской вышивке, однако, подобные розетки (рис. 14, 1—2) распространены значительно меньше, чем бордюры. Место геральдического сюжета з полосовом орнаменте нередко бывает заполнен], либо одним деревом, либо мотивом из пальметок (ил. 15, 2—3). 1; любом случае остается нетронутой орнаментальная структура: зигзаг и заключенные в треугольном поле между его изгибами мотивы, имеющие характер усеченных розеток.
Вид симметрии а-т: т содержит самые замысловатые оп-разцы орнитоморфных вышитых бордюров. Фигуры птиц и деревьев перемежаются в мотиве с пальметками, тюльпанообразнымп элементами, рядами из ромбов. Помимо этого сложной конфигурацией отличается фигура самих деревьев: ромб с внутренними и внешними отростками помещен в середине стержня, создающего дерево, а концы стержня венчают замысловатые развилки (ил. 15. 4). Место птии иногда занимают пальметки (ил. J5, 5). Узоры описываемого вида связаны с сетчатой структурой, которая воз никает в южнохантыйской вышивке либо вследствие вертикального умножения бордюров, либо к ней приближаются мотивы, разрастающиеся по обе стороны от ромбической середины деревьев (рис. 10, 4, 14, 7). Именно бордюры, симметричные по вертикали и горизонтали, дают наиболее полную картину схематизации птиц и внешних деревьев, поскольку содержат как самые реалистичные их изображения, так и значительно упрощенные. При описании'орнаментов этому уделялось особое внимание, так что необходимость в сводном рисунке отпадает. К тому же подробнейшие подборки различной формы птиц и деревьев приведены в монографии С. В Иванова (1963, рис. 42, 45).
Наиболее лаконичные образцы орнитоморфных мотивов встречаются не только у вида симметрии а- т: т, но и переходят б иной вид — а:т (ил. 15, 7—8). В последнем канонизация орнаментальной формы минимальна, и несложные изображения птиц п деревьев подвергаются различным модификациям, например, разного рода слияниям, что дает начало нетрадиционным узорам и вышивке. Если при этом нарушается симметричность мотива, т< возникает новая характеристика бордюров — вид а.
Связующим все виды симметрии началом помимо геральдической композиции из птиц п деревьев является и единая стилп-
стика исполнения, обусловленная орнаментальной технологией. При вышивке ханты ханч сначала на ткань наносится ступенчатый контур узора, а затем 'внутреннее поле последнего заполняется гладью. В результате этого элементы получаются шпрококонтур-ными. Средством, увеличивающим витиеватость узоров, служат контурные усики, чаще прямые или крючкообразные, которыми обильно снабжаются орнаментальные фигуры.
Мотивы, вышитые ханты ханч, покрывали женские рубахи с орнаментальной композицией первого варианта, где соседствовали с керем ханч, ими декорированы почти все рубахи второго варианта, частично третьего и четвертого, а также мужские рубахи второго и третьего вариантов. Самые богато орнаментированные женские рубахи, таким образом, связаны с двумя способами вышивания: керем ханч и ханты ханч. Причем на отдельно взятом предмете использовалась только одна из них; совмещение двух способов вышивки исключалось. Два различных орнаментальных стиля некоторое время существовали в рамках одной композиции параллельно. Далее их пути разошлись, п если техника керем ханч все больше забывалась, то ханты ханч применялась все чаще и была основным способом украшения, по крайней мере женских рубах, вплоть до исчезновения самой орнаментальной традиции. Период сосуществования двух техник вышивки не обошелся без их взаимовлияния: птицы и пальметки в керем ханч, мотивы из уголков, ступенчатых ромбов и .крючкообразные усики в ханты ханч. Вместе с тем каждая из вышивок стойко сохраняла свою оригинальность. И если ведущий мотив керем ханч —уголок с декоративными сторонами и вершиной — воплотился в бисере, на бересте, в аппликации по ткани, а в модифицированном виде и в меховой мозаике, то геральдические сюжеты ханты ханч остались характерны лишь для вышивки.
Вышивка руть ханч впитала в себя мотивы, типичные как для ханты ханч, так и для керем ханч. Среди узоров, исполненных в данной технике, встречаются ступенчатые ромбы, уголки, мотивы из птиц и деревьев (ил. 16, 2—4). Собственными оригинальными мотивами данная техника не обладает и предстает как эклектичное соединение традиционных форм, выработанных в других способах вышивки. Наряду с этим «русская вышивка» отличается и относительным своеобразием, тройственным по своей природе. Первая оригинальная черта вышивки касается особой избирательности в пользу мотивов из ромбов. Ни в какой другой технике не встречается такое разнообразие ромбических бордюров, как в руть ханч. Причем традиционное оформление ромбов, например с •использованием ступенчатой конфигурации (ил. 16, 2), часто соседствует с творческим решением. Внутреннее пространство ром-
бов и фигур, помещенных между ними, плотно заполняется различными элементами (ил. 16, /). Вторая отличительная черта вышивки руть ханч связана со стилистикой исполнения традиционных мотивов. В дайной вышивке они принимают наиболее витиеватый вид за счет, во-первых, усложненного контура, состоящего из квадратиков, во-вторых, за счет широкого использования дополнительных элементов и нестандартного сочетания основных. Так, например, узор из сросшихся уголков оказывается совмещенным со стилизованными формами непарных птиц, (ил. 16, 4). Третья оригинальная составная руть ханч связана с предметной областью бытования вышивки. Женские рубахи с орнаментальной композицией третьего и четвертого вариантов, холщовые сахи, «татарские платки», мужские рубашки с декоративной схемой первого варианта и холщовые штаны.
Суммируя особенности данной вышивки, следует указать ш отсутствие в ее багаже оригинальных мотивов и связь с орнаментальными композициями далеко не самого архаичного образца, что особенно наглядно демонстрирует женская одежда. Эти наблюдения не позволяют присоединиться к мнению Т. Вахтер о первичности руть ханч и вторичности ханты хан ч [Vaster Т., 1953]. Круг своеобразных орннтоморфных мотивов, связь с древней композиционной схемой женских рубах позволяют предположить обратное временное соотношение этих двух техник вышивки. Само название «русская вышивка» указывает на источник ее появления, тем более, в русском декоре она, как хорошо известно, несет отпечаток архаики. Однако в русских орнаментальных материалах рубежа XIX—XX вв., относящихся к территории Сибири, данная вышивка не фиксируется, следовательно, обогащение одной орнаментальной культуры за счет другой произошло в более ранние времена, чем хронологический диапазон имеющегося этнографического материала. Обстоятельством, способствующим внедрению этой техники в хантыйскую вышивку, могло стать исполнение росписью (русское название вышивки) изобразительных сюжетов нл полотенцах. Л среди этих сюжетов не последнее место занималг геральдические изображения птиц н деревьев, но в характерно для русского искусства манере, отличной от хантыйской [см.-Изобразительные мотивы..., 1990].
Вышивка севем ханч представлена редкими образцами вышп тых женских рубах четвертого варианта. Ею исполнялись орнито-морфные мотивы. При этом стилистика явно копировала ханть-ханч: темный контур, даже намечены отростки в виде крестиков; сплошное заполнение внутреннего поля элементов. Учитывая невыраженность данной техники в вышивке хантов, ее явно подчиненное положение относительно ханты ханч, а также бытование на женских рубахах с поздней орнаментальной композицией, мож-
но предположить трансформированный путь ее проникновения в декоративное творчество. Перекрестное расположение нитей было хорошо знакомо южным хантам по нанизыванию и нашиванию бисера. В первом случае перекрестно переплеталась основа у ниток, а во втором сам перекрестный набор из пяти бисеринок предшествовал их нашиванию на ткань/ Название «плетеная вышивка» также говорит в пользу того, что описанные процессы орнаментальной технологии, применяемые при работе с бисером, послужили стимулирующим фактором для появления вышивки крестом. Особенности свеем ханч свидетельствуют о позднем внедрении данной вышивки в хантыйскую орнаментальную среду и о том, что овладение ею оказалось прерванным гораздо более сильным процессом—исчезновением традиционной культуры при ассимилятивном воздействии русской.