Предметные и метапредметные УУД

Данные уровни решаются комплексно:

через работу над техникой и выразительностью чтения формировать умение смыслового анализа текста;

развивать творческую речевую деятельность;

навык осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения вырабатывать при размышлении над особенностями текста в процессе его слушания и перечитывания с различными целями;

через многократное перечитывание текста произведения решать познавательную задачу: перечитай с определенной интонацией, в разном темпе, найди завязку и развязку истории;

формировать умение выполнять литературный анализ текста, который направлен на углубление понимания его смысла, позволяет понять, так ли мы его читаем, почему мы читаем именно так, а не иначе;

развивать разные словесные и несловесные средства чтения: модуляцию речи, паузы, логическое ударение, тембр и темп чтения, мимику, жесты.

формировать выразительное осмысленное чтение целыми словами с осознанным выбором интонации;

формировать умение чтения по ролям, чтения наизусть, драматизации произведений;

развивается навык устного и письменного высказывания по образцу, с опорой на картинку и в свободной форме;

наблюдать за художественными особенностями текста, связывать понимание литературы с навыком осознанного чтения.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Й КЛАСС (102 часа)

Разделы курса Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся
Жанры литературы Углубление представления о жанрах народного авторского творчества. Преобладающая тональность повествования в разных жанрах. Выбор жанра и интонации повествования как средство выражения авторского отношения. Выработка жанрового ожидания. Таинственный туман волшебных сказок, очарование чудес. Героическая тональность былин. Сравнение с героикой мифов. Сатирическая интонация бытовых сказок.   Анализироватьособенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения. Сравнивать произведения разных жанров. При пересказеучитыватьжанровые особенности произведения, уделять внимание месту и времени действия, главным и второстепенным героям.
Сюжет Развитие понятия сюжета. Динамизм, событийная насыщенность сказок о животных. Чистота и прямолинейность сюжетной линии. Отличие сказок о животных от небылиц, где животные также творят и действуют по-человечески. Сравнение интонации сказок и небылиц на материале народного и авторского творчества. Единые законы разворачивания сюжета в волшебных сказках. Типичность завязки, кульминации, развязки. Бродячие сюжеты в сказках народов мира. Литературная перекличка сквозь время и пространство. Составлятьплан текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, выделять опорные слова, определять главную мысль (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно). Пересказывать текст подробно (с учетом всех сюжетных линий), кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий), выборочно (отдельный фрагмент, описывать героев произведения). Формулировать единые законы разворачивания сюжета в волшебных сказках. Отличать разное содержательное наполнение одного и того же сюжета, разное осмысление одного и того же мотива в сказках разных народов, в произведениях разных авторов.
Роды литературы Первичные представления об эпическом, лирическом, драматическом произведении; о различении эпоса, лирики, драмы. Былина как эпический жанр. Жанр былины: происхождение, особенности. Событие былины как средство раскрытия мощного характера героя. Можно ли рассказать сказку об Илье-Муромце. Возможна ли частушка о богатыре. Какой жанр, какой тон повествования наиболее близок былинному. Какой наиболее далек. Малые жанры. Углубление представлений о малых жанрах. Жизнерадостность, заразительное веселье малых жанров фольклора и литературы. Тонкий тёплый юмор потешки, считалки, скороговорки, загадки, небылицы. Лирика. Задумчивость, нежная грусть, тяжёлая тоска в народных песнях. Открытое выражение чувства в авторской поэзии. Сюжетное развертывание переживания. Раскрытие внутреннего мира автора в стихотворении. Всегда ли поэт говорит о себе и от себя. Рассказ в стихах и стихотворение в прозе. Эмоциональное воздействие на читателя силой авторских чувств. Создание яркого образа с помощью разнообразных средств художественной выразительности. Представление о риторическом вопросе. Вопросительные и восклицательные зачины народных песен, обращённые к природе. Риторический вопрос в авторской поэзии. Что появилось раньше: стихи или проза. Какие стихи старше, Что важнее ритм или рифма. Бывают ли стихи без рифмы, без ритма. Можно ли стихи пересказать прозой. Музыка в стихотворении. Бывают ли плохие стихи. Художественное открытие, удивление в настоящей поэзии. Басня. Знакомство с новым литературным жанром. Происхождение и эволюция жанра басни: корни басни в сказке о животных. От сказочного схематизма древних басен, от перечисления действий персонажей - к яркой зарисовке картинки: из жизни. Нравоучение пословицы как прототип морали басни. Наблюдение за метафорой в текстах басен. Метафоричность басни. Басня как жанр, объединяющий в себе разные типы повествования. Отношение к изображаемому, скрытое в тексте басни. Явно высказанная авторская оценка в морали басни Знакомиться с эпическим, лирическим, драматическим произведениями. Различатьбылину как эпический жанр, басню как жанр, объединяющий в себе разные типы повествования. Осмысливать происхождение и особенности былин, отношение к изображаемому, скрытое в тексте басни. Характеризовать явно высказанную авторскую оценку в морали басни Анализироватьведущую тональность в поэтическом произведении при наличии оттенков чувств. Характеризовать яркий образ героя произведения с помощью разнообразных средств художественной выразительности. Уметь отличать риторический вопрос в авторской поэзии.  
Жанры авторской прозы: рассказ и повесть Драматизм рассказа. Событие в рассказе - яркий случай, раскрывающий характер героя. Хроникальное движение повествования в повести. Повороты сюжета, нарушения в последовательности изложения событии. Выявление авторского отношения. Ирония в авторской литературе. Сопоставление характеров по контрасту. Возможно ли волшебство в рассказе и повести. Всё ли фантастично в фантастических рассказах и повестях. Юмористический рассказ. Комическая ситуация или комический характер героя. Сочинение сюжетов для "Ералаша" и их постановка. Героические рассказы и повести. Могут ли соседствовать в одном произведении юмор и героика. Выявление авторского отношения. Раскрытие внутреннего мира героя. Портрет, поступки, речь. Роль пейзажа.   Характеризовать текст: представлять, предполагать (антиципировать) текст по заголовку, теме, иллюстрациям; определятьтему, главную мысль произведения; находитьв тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Объяснятьвыбор автором заглавия произведения; выбирать заголовок произведения из предложенных учителем, детьми класса. Анализировать фантастическое в рассказах и повестях, уметь объяснить комичность ситуации в произведении, сценарии сюжета. Характеризовать героя произведения, его внутренний мир.
Драма Понятие драматического произведения. Представления о пьесе, постановке. Внешняя устраненность автора в драматическом произведении. В чём он проявляет свое отношение к изображаемому. Можно ли превратить рассказ в драму, стихотворение в драму. Можно ли сделать из драмы рассказ, стихотворение. Литература в театре. Работа актёра и режиссёра. Отличие зрителя от читателя. Инсценировка литературного произведения. Посещение театральных постановок. Искусство кино. Отличие художественного и мультипликационного фильма от научно-популярного, документального. Постановка художественного произведения в кино. Право режиссёра на интерпретацию. Создание собственных мультфильмов по мотивам литературного произведения. Отличается ли постановка в театре от постановки в кино. Знакомитьсяс драматическим произведением как жанром литературы. Анализироватьлитературу в театре, в кино: находить отличия художественного и мультипликационного фильма от научно-популярного, документального. Инсценировать художественные произведения (его части), участвовать в драматизации. Передавать особенности героев, используя различные выразительные средства (тон, темп, мимику, жесты), мизансцены. Создаватьсобственные мультфильмы по мотивам произведений литературы.
Автор и читатель Почему автор всё знает о своих героях. Почему иногда автор передоверяет повествование другому рассказчику. Многотемность и многоаспектность литературных произведений. Широкая гамма чувств, испытываемых читателем. Возможность каждому читателю найти в произведении близкий себе аспект восприятия. Творческий портрет любимого писателя. Есть ли у него любимая, тематика, характерные приёмы изображения, особенности в языке произведений. Пересказывать текст от лица автора, третьего лица, первого лица. Рисовать творческий портрет любимого писателя.    
Представление о стилизации и литературной пародии Практическое освоение стилизации: написание сочинения, имитирующего стиль конкретного писателя. Автобиографическая повесть. Сочинения автобиографического характера в серьёзном и юмористическом плане. Возможна ли автобиографическая драма. Автобиографично ли стихотворение Конструироватьнебольшие тексты, имитирующие стиль конкретного писателя (с помощью учителя), автобиографическую повесть. Анализировать возможность юмористичности и драматичности в сочинениях автобиографического характера.
Навыки чтения Совершенствование навыков выразительного и осмысленного чтения. Дальнейшее развитие навыков свободного владения устной и письменной речью; формирование навыков целенаправленного доказательного высказывания; творческого отношения к устной и письменной речи Выразительно читать вслух литературные произведения, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста. Читать про себя: осознавать прочитанный текст, выделять в тексте основные логические части; отвечать на вопросы, используя текст. Уметь доказывать свою позицию по обсуждаемому вопросу, творческое отношение к письменной и устной речи.  
Круг чтения
Устное народное творчество Былины. Русские народные волшебные и бытовые сказки: "Иван-крестьянский сын и чудо-юдо", "Семь Симеонов", "Солдат и смерть", "Солдат и чёрт", "Кобылье яйцо", "Петухан Куриханыч", "Каша из топора". Басни: Эзоп, Л. Толстой, И. Крылов, С. Михалков. Классики русской литературы: И. Тургенев, А. Блок, С. Есенин, В. Брюсов, К. Бальмонт, В. Ходасевич, В. Хлебников, Н. Гумилёв, М. Цветаева, А. Ахматова, Б. Пастернак; А. Пушкин "Сказка о Попе и его работнике Балде", А, Погорельский "Чёрная курица"; А. Чехов "Белолобый", "Каштанка", "Ванька", Н. Гарин-Михайловский "Детство Темы", А. Толстой "Детство Никиты", С. Аксаков "Детские годы Багрова-внука"; М. Светлов, Н. Рубцов, Д. Кедрин, Н. Заболоцкий, А. Твардовский, М. Симонов, В. Соколов, Б. Окуджава, В. Высоцкий;    
Русские и зарубежные авторские сказки Л. Чарская "Сказки", Е. Шварц "Два брата", К. Паустовский "Стальное колечко"; Г. X. Андерсен "Гадкий утёнок", В. Гауф "Карлик Нос", "Маленький Мук", "Калиф-аист", О. Уайльд "Мальчик-звезда", Э. Т. А Гофман "Щелкунчик", А Сент-Экзюпери "Маленький принц", Л. Кэрролл "Алиса в стране чудес";    
Приключения и фантастика   В.Некрасов "Приключения капитана Врунгеля", Ю. Коваль, Ю. Сотник, Ю. Яковлев, В. Железников, В. Каверин, Л. Кассиль, А Алексин, А Рыбаков, А Митяев, А Маркуша, С. Сахарнов "Рассказы и повести"; Л. Лагин "Старик Хоттабыч", К. Булычёв, Е. Велтистов, А. Мошковский "Пятеро в звездолёте", М. Твен "Приключения Тома Со-йера", Д. Дефо "Приключения Робинзона Крузо", Д. Свифт ``Путешествие Гулливера", Ж. Верн "Дети капитана Гранта", Л. Стивенсон "Остров сокровищ".      

литературное чтение

Развернутое тематическое планирование

Наши рекомендации