Магия начертанных рун. Одиночные руны
Руническое Искусство многогранно — не только в силу разнообразия приёмов и методов, созданных за века развития традиции применения рун, но и как результат многогранности самого его субъекта, носителя действующей силы — рун. В самой первой главе этой книги мы определяли руны как «знаки Силы» — как в отношении их происхождения (вспомним др.-сев. reginn — «Сила», но во мн. ч. — rogn — «боги»), так и в отношении того магического действия, которое руны, в представлении наших предков, способны оказывать на мир. Но это — всего лишь обозначение; для того, чтобы понимать, как именно действует, будучи начертанным, руническое заклинание (как бы оно ни выглядело), необходимо понимать и сущность рун как субъекта магии.
Так что же такое руны?
1. Знак
Разумеется, каждая руна — это священный графический символ, происхождение которого в большинстве случаев можно проследить сквозь тысячелетия.
Дюжину лет тому назад мне показалось любопытным провести такой анализ для какой-либо руны Футарка; выбрав руну Ингуз, я обнаружил ее прообразы — древние символы плодородия и жизненной силы, иногда именуемые в литературе «символами ряда "ромба с крючками"», — на протяжении последних восьми тысячелетий и на расстояниях от Атлантики до Тихого океана123. Конечно, подобные разыскания по большому счету — лишь игра ума, но они хорошо иллюстрируют сакральность и семантическую устойчивость многих древних графем.
...Итак, первый аспект магии начертанных рун связан с тем, что каждая из них
— древний священный знак, история которого насчитывает тысячелетия. Но, принимая это как факт, задумаемся: даже в классический период развития рунического Искусства (до VII—X вв.) графика рунических знаков не была чем- то раз и навсегда зафиксированным.
Для той же руны Ингуз нам известно как минимум три существенно различающихся варианта начертания; а для руны Соул, например, их много больше (см. рис.), причем некоторые из этих вариантов вообще не имеют между собой ничего общего.
Противоречие? И да, и нет. Да — в контексте того аспекта магии рун, который мы рассматриваем. Нет — подразумевая, что он не единственен.
2. Смысл / связанная Сила
С точки зрения феноменологии магии Младшие рунические ряды представляют собой своего рода нонсенс — особенно это явно для самых поздних вариаций, в которых от изначальной графики Футарка не осталось уже почти ничего. Многие современные авторы (и автор этой книги в их числе) полагают, что Младшие руны серьезно уступают Старшим в качестве магического инструмента. Однако это никоим образом не отменяет того факта, что с помощью Младших рун создавались и амулеты, и инструменты для волшебства; более того, таких артефактов сохранилось больше, чем аналогичных, но созданных с помощью Футарка...
Что же происходит, когда мастер-маг вместо классического зигзага руны Соул наносит на кость, дерево или металл короткий вертикальный штрих сверху, передающий звук s в поздних рунических алфавитах? Полагаю - то же самое, что происходило тысячелетием раньше, когда другой маг вырезал исходный вариант этой руны. Вероятно, древние мастера рассматривали сам акт начертания руны как фиксацию на материальном носителе того сакрального образа и той Силы, которые — внутри их собственного магического пространства
— связаны с данной руной. И в этом отношении действительно всё равно, какой именно графический вариант будет использован мастером.
3. Священное письмо
Наконец, есть ещё и третий аспект магии начертанных рун. До сих пор мы говорили о рунах как об отдельных волшебных знаках, но не будем забывать и о том, что эти знаки — литеры сакрального письма. Сегодня нам сложно представить себе, как воспринимал европеец первых веков нашей эры саму возможность излить произнесённое слово в металл, дерево или камень — поймать его и зафиксировать, связав с той или иной материальной основой. Это было чистой воды магией — высшей магией в его представлении, — и ничего не изменилось с тех пор. Не случайно многие рунические заклинательные надписи определенным образом ритмически структурированы, а иногда и просто являют собой одну или несколько поэтических строк — вещь, бессмысленная с точки зрения графики как таковой.
Записанный заклинательный текст во многом перенимает функции заклинательного текста произнесенного, но добавляет и собственную магию; ek erilaR runo fahido, я — эриль — вырезаю руны о том, что я вырезаю руны; круг замыкается; runo fahi ragina kudo, начертал руны, восходящие к богам; «вырезаю руны» тождественно «творю магию»...
До тех пор пока мастер, наносящий на тот или иной предмет руны, воспринимает это как волшебный акт превращения слова в знаки, руническое письмо само по себе остается магическим инструментом, а любая фраза, записанная рунами, становится в рамках данной культуры действующим заклинанием. Именно так простая металлическая пластинка, на которой рунами начертано — «изнутри» Традиции — всего лишь auja, «Удачи!» — превращается в приносящий Удачу амулет...
* * *
Все три эти компоненты — священный знак, образ и связанная с ним Сила, магия записанного слова — участвуют в формировании рунических заклинаний, с которыми мы знакомы по археологическим данным. И все же древнейший их тип
— это именно использование рун как сакральных графем. С указанием на применение магии отдельных рун мы сталкиваемся уже в Старшей Эдде:
Руны победы, коль ты к ней стремишься, вырежи их на меча рукояти и дважды пометь имен именем Тюра!
Руны пива познай, чтоб обман тебе не был страшен!
Нанеси их на рог, на руке начертай,
—руну Науд—на ногте.
Речи Сшрдривы, 6—7
Под «именем Тюра» здесь подразумевается руна Тейваз; выше, там, где мы говорили о рунических надписях на холодном оружии, мы приводили примеры исторических мечей, на деталях рукоятей которых действительно начертана эта руна. Ещё более древние подобные памятники были обнаружены при раскопках в Нидамском болоте, где были погребены четыре корабля. На борту одного из них было найдено более сотни обоюдоострых мечей с деревянными рукоятями, покрытыми серебром, бронзой или костью. Там же было найдено около полутысячи наконечников копий и стрел, древки многих из которых несли руны Тейваз и Альгиз. Захоронение датируется примерно рубежом III и IV веков.
Разумеется, применение отдельных рунических знаков как сакральных графем не ограничивается теми регионами, где эти знаки использовались как литеры
алфавитного письма. Пример тому — довольно многочисленные древние кельтские и славянские амулеты, на которых начертаны рунические или близкие к ним символы. Это не может вызвать удивления, если вспомнить о том, что сами по себе знаки, вошедшие в раннесредневековые рунические алфавиты, на несколько тысячелетий старше любой известной системы письма
Последовательности рун
Одной из основных форм рунических заклинаний является линейная последовательность рун. Собственно говоря, это даже не просто «одна из основных форм», а важнейший способ структурирования рунической магии, который находит применение как на специально под данную руническую последовательность созданных амулетах-таувах, так и на произвольных предметах, которым с помощью нанесения рун придаются волшебные свойства. Довольно часто такая последовательность рун имеет «целевой» характер, представляя собой объединение заклинательной формулы и имени собственного; несколько примеров таких надписей мы рассматривали в предыдущей главе, когда говорили о рунических кольцах.
Магическое слово, составленное из нескольких рун, иногда называется рунетейнн. Слово это состоит из двух основ: руна и тейнн (др.-исл. teinn — «палочка» или «священное слово»). Термин рунетейнн является современным нововведением, однако самое слово teinn действительно употреблялось в древней Скандинавии для обозначения имеющей магическое или сакральное значение комбинации алфавитных символов.
Отметим, что сочетание в одном слове teinn значений «палочка» и «слово» далеко не случайно, но связано с тем, что некогда руны — будь то магическое заклинание или простое письмо, — вырезались на специальных палочках или жезлах. Именно поэтому руническое слово, в том числе заклинательное, мы и называем «рунической палочкой», рунетейнном.
В качестве одного из древнейших примеров использования рунетейннов, линейных последовательностей рун, не имеющих иного, кроме магического, предназначения, можно привести надпись Vimose III — две комбинации рун, вырезанные на бронзовой пряжке III—V веков из Вимосе, остров Фюн:
aadagasu laasauwija
Скандинавские маги, владевшие искусством составления и применения заклинательных рунических слов, называли себя эрилями. Это слово (само по себе магическое в записи рунами) мы нередко встречаем на древних брактеатах и иных ювелирных изделиях, некогда принадлежавших самим магам. Таков, например, известный костяной амулет из Линдхольмена (Швеция, VI век), руническая надпись на котором гласит:
ek erilaR sa wilagaR hateka,
что в переводе означает: «я, эриль, — хитрым прозываюсь».
Примеры использования искусства построения рунических заклинательных слов можно найти в древнескандинавской литературе. Вспомним, например, Сагу об Эгиле, тот её фрагмент, где Эгиль исцеляет больную девушку, уничтожив неверно подобранную комбинацию рун на тауве из рыбьей кости и начертав на нем новую.
Рун не должен резать Тот, кто в них не смыслит.
В непонятных знаках Всякий может сбиться.
Десять знаков тайных Я прочел и знаю,
Что они причина Хвори этой долгой.
«Десять знаков тайных» — это именно тейнн, «рабочая» заклинательная последовательность рун.
Археологические находки и письменные источники представляют довольно обширный материал по применению в древности этого раздела рунической магии. Мы можем выделить, по крайней мере, три типа рунетеиннов, известных по данным археологии и эпиграфики.
Во-первых, это рунетейнны «общего типа» — линейные последовательности рун, создававшиеся «с нуля» в каждой конкретной ситуации по одной из более или менее стандартных схем. Рассмотрению этих схем посвящено несколько следующих разделов данной главы.
Здесь следует, вероятно, сказать несколько слов о таком современном нововведении, как рунескрипт. К рунической традиции это имеет весьма отдаленное отношение, но — раз уж прецедент создан, — стоит хотя бы упомянуть о нем. По определению, например, Лизы Пешель, рунескрипт — это «группа рун, выстроенных вдоль прямой линии и указывающих своим расположением на определенный результат»[68]. Т.е. фактически, речь идет о новой схеме построения рунетейнна; в большинстве случаев при этом подразумевается, что первая в рунескрипте руна задает первое по времени требуемое действие, а последняя, соответственно, — последнее. Лично мне такое увязывание последовательности рун в надписи с последовательностью событий представляется более чем уязвимым и, главное, не имеющим никакого отношения
к сакральной рунической Традиции . Действительно, рунескрипты многим специалистам представляются весьма неоднозначными и неустойчивыми образованиями. И уж тем более невозможно согласиться с мнением той же Лизы Пешель, написавшей, что «всё, что требуется для эффективного конструирования рунескрипта-талисмана, — это знание магических свойств
каждой руны и немного здравого смысла». Впрочем, «знания рун» и «здравого смысла» недостаточно не только для создания рунескриптов...
Вторая известная техника — это использование рунических сакральных слов — устойчивых комбинаций рун, созданных за тысячелетие развития рунического Искусства. Такие сакральные слова обнаруживаются на многих древних предметах, но достоверно восстановить их значение удается далеко не всегда; более того, вполне возможно, что в разных ситуациях рунические сакральные слова могли играть разную роль. С этим может быть косвенно связана известная традиция включения этих рунических комбинаций в рунетейнны «общего типа».
Подробнее мы рассматриваем известные на настоящее время рунические сакральные слова в следующем разделе этой главы.
Наконец, третьим вариантом рунетейннов являются записанные рунами имена богов и их атрибутов (например, Мьёллнир, Гунгнир, Одрёрир и т.д.), а также другие сакрализованные или просто связанные с магией слова. Так, например, Найджел Пенник в своей «Магии Севера» указывает на магическое значение многих скандинавских слов, некоторые из которых я приведу здесь, процитировав этого автора: «Словами могущества служили также имена тех, кто практиковал нордическую Традицию: Erilaz, повелитель рун; Gothi, служитель культа, жрец; Vitki, маг, колдун, повелитель рун [...] Магическими свойствами обладают также надписи — добрые пожелания. Основными традиционными понятиями являются следующие: Alag, «присутствие, влияние»... Auja, «удача»... Gina, «наделенный божественным могуществом»... Hailagaz, «исполненный божественного могущества»... Salu, «объятый солнцем, здоровье»... Ungandiz, «неуязвимый для магического нападения» [и тд.]»126.
Так, например, в приведенной выше надписи на пряжке из Вимосе использовано сразу несколько таких слов: dag, «день»; asu (от *ansuR «бог»); auwija, вероятно, вариация auja, «Удача».
* * *
Как уже упоминалось, создание рунетейнна — линейной последовательности рун — является наиболее распространенным приемом традиционной рунической магии. В рунетейнн могли включаться, помимо алфавитных, вязаные и
126 PennickN. Practical Magic in the Northern Tradition. Wellingborough, 1989.
127 См. соответствующие разделы данной главы.
кодированные руны ; известны и заклинательные последовательности, целиком состоящие из неалфавитных или зашифрованных рун.
Кроме того, при создании рунетейннов довольно часто использовались приемы мультиплицирования рун, цель которых — усиление магического воздействия рун путем их одно- или многократного дублирования.
Простейший из таких приемов — использование «зеркальных» рун, т.е. рун, удвоенных путем отражения. В качестве примера интересно вспомнить два металлических амулета- таува, найденных при проведении раскопок в Городище (земли Новгорода Великого, зона активных славяноскандинавских контактов).
Амулет I представляет собой металлическую пластинку около 10 см длиной, на обе поверхности которой нанесены рунические надписи. Надписи выполнены в разное время; изначально амулет нёс только одну надпись (А, на рисунке
— сверху). Эта, ранняя, надпись выполнена коротковетвистыми рунами, но в ней использованы как минимум четыре руны Старшего Футарка, а последний знак надписи является кодированной руной. Е.А. Мельникова, предположительно, транслитерирует надпись как
gwaRifarl ad
(без последней руны) и предлагает две близкие, по сути, её интерпретации: «защищённый [на пути] в опасную землю» и «защищённый [на пути] в отдаленную землю», допуская, таким образом, что назначением амулета является «сбережение» его владельца в дороге.
Надпись В, более поздняя и нанесённая, вероятно, другим мастером на уже давно существующий амулет, содержит 12 знаков, большая часть которых представляет собой Младшие руны, усложненные различными способами, в основном — все тем же «зазеркаливанием». Мельникова дает следующую, неверную как минимум в прочтении первого и последнего знаков, транслитерацию:
^arnisk^aRkiu
и ни на чем не основанную интерпретацию: «Да не будешь ты лишен мужской силы».
Второй городищенский амулет также представляет собой прямоугольную металлическую пластинку; руны находятся только на одной его стороне и образуют надпись, полностью аналогичную надписи В на предыдущем амулете. Скорее всего он моложе предыдущего и является его копией без надписи А; вероятно, местный мастер не смог разобрать эту надпись и предпочел не рисковать — не использовать неясное заклинание.
Отметим «техническую» деталь: те руны, для которых в силу их симметричности невозможно удвоение за счет отражения относительно вертикальной оси, например руна Дагаз, удваиваются за счет отражения «сверху вниз».
Говоря вообще, такой приём усиления действия рун мог применяться не только к надписи в целом. Так, например, в рунической надписи на круглой медной броши из Боарли (Кент), датируемой началом VII века, удвоена только первая руна — а или ж. Возможно, мастер, вырезавший надпись, хотел подчеркнуть значение именно этой руны, что тем более вероятно, учитывая значение данной руны — Ас, бог.
Другой приём мультиплицирования рун в ✓ I 1ч^ заклинательн°й надписи связан с использованием ^1^ Iv I Iчисла 3, сакрального в традиционной культуре г I I ^ I I вообще, а в руническом искусстве имеющего особое I I S I I значение. В простейшем случае каждая руна I I > I I банально записывается три раза подряд; в качестве
примера приведем деревянную плашку из Лодосе (Швеция), использовавшуюся, возможно, в качестве амулета и несущую утроенную запись имени Отар (начало I тыс.).
Более сложный
пример — руническое заклинание на палочке из того же Лодосе, явно созданной с некими магическими целями. Магической основой надписи является
трехчастное руническое заклинание ^no; по своему значению эта комбинация рун совершенно не походит на привычные охранные или приносящие благо
заклятья: оппозиция понятий «Турс» и «Ас», соединенных руной принуждения, говорит о том, что создававший этот амулет мастер ставил перед собой цель, мягко говоря, непростую и необычную. Руны в надписи утроены, но в дополнение к этому первые три знака являются еще и вязаными рунами, каждая из которых — на втором уровне — также является заклинанием ^no.