Формулировка авторской позиции
ПОДГОТОВКА К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ ЧАСТИ 3 (С)
I. Инструкция по выполнению задания С1 и критерии его оценки
Третья часть Единого государственного экзамена (часть С) представляет собой сочинение по приведённому тексту. Задание формулируется следующим образом:
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Задание С1 оценивается по 12 критериям.
Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1-К12) - 23.
Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается (оценивается нулём баллов), задание считается невыполненным.
При оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов число допустимых ошибок четырёх видов (К7—К10) уменьшается. Высший балл по критериям К7—К12 за работу объёмом от 70 до 150 слов не ставится.
II. Памятка: «Как писать сочинение?»
Ваше сочинение должно иметь следующий план:
1. Введение в проблему.
2. Формулировка проблемы, поставленной в предложенном тексте.
3. Комментирование обозначенной проблемы.
4. Формулировка авторской позиции.
5. Высказывание собственного мнения и подкрепление его аргументами.
Прежде чем начать сочинение, необходимо вспомнить о композиции текста. Именно знания о построении текста помогут вам написать лаконичное и логично построенное сочинение. Как известно, сочинение состоит из вступления (введения), основной части и заключения.
Введение
Введение е проблему
Целью введения является подготовка читателя к восприятию написанного вами текста.
При написании введения можно использовать следующие приёмы:
1.Цепь вопросительных предложений. Несколько вопросительных предложений в начале сочинения позволят зафиксировать внимание на ключевых понятиях исходного текста, выделить главное в нём, а также помогут сделать логичный и плавный переход к основной части сочинения.
Зачем люди убивают китов? Почему эти могучие животные должны гибнуть из-за человеческой небрежности, глупости? Такими вопросами задаётся автор текста В. Конецкой.
2.Небольшое обобщение. Покажите, что проблема текста актуальна.
3. Мама!.. Это слово было, есть и будет самым главным словом на земле. Всё человечество обязано своим существованием матери.
4.Цитата в качестве зачина. Конечно же, для зачина подойдёт далеко не каждая цитата. Цитированный фрагмент не должен быть объёмным, а главное — он должен иметь прямое отношение к теме. «Нет ничего сладостнее Отчизны— гласит старая истина. Именно так начинается текст, в котором автор размышляет о Родине.
«Все мы родом из детства» — эту фразу знает каждый из нас. Но что скрывается за этой фразой?
Помните! Введение должно быть небольшим.
При определении объёма введения руководствуйтесь формулой: введение + заключение = 1/3 объёма сочинения.
При объёме сочинения в 150—300 слов на введение приходится oт 25 до 50 слов, то есть 3—4 предложения.
Основная часть
Формулировка проблемы
Необходимо помнить, что верная формулировка проблемы является залогом получения высокого балла.
Чтобы правильно определить проблему текста или выявить из не скольких проблем основную, задайте себе вопрос: почему вам предложен именно этот текст? Вероятно потому, что в нём поднимается важная общечеловеческая проблема или проблема, которая непосредственно связана с вами, молодыми людьми.
Итак, проблемой текста мы будем считать вопрос, который поднимает автор и на который он ищет или даёт ответ.
Чтобы правильно определить проблему текста, нужно внимательно прочитать его и найти предложения, которые, на ваш взгляд, несут основную смысловую нагрузку. Предлагаемые на экзамене тексты относятся, как правило, к публицистическому стилю, и в них обычно поднимаются философские, политические, социологические, экологические и нравственные проблемы.
При формулировке проблемы постарайтесь использовать само слово «проблема». Посмотрите, какие конструкции можно применить для этого.
«Что такое подвиг? Над этой проблемой размышляет С. Сергеев - Ценский, рассказывая нам о судьбе девушки Даши» — формулировка проблемы в виде вопроса, ответ на который и будет комментарием проблемы.
«В. Солоухин не раз обращался к проблеме непознанности природы» — использование конструкции «проблема чего?» с глаголами: обращается к..., поднимает, раскрывает, затрагивает, размышляет над..., обращает внимание на... и т. д.
«Одна из важных проблем современного общества — это проблема патриотизма» — обозначение проблемы как самой актуальной среди других проблем.
Комментирование проблемы
Прокомментировать проблему — это значит объяснить, почему именно эту проблему поднимает автор, в чём заключается её важность. При комментировании проблемы не допускайте пересказа текста, а также помните, что вам нужно прокомментировать только одну проблему, поднятую в данном тексте.
Формулировка авторской позиции
Позиция автора проявляется в его отношении к поставленной им проблеме, и может быть выражена в тексте прямо (словесно), либо определяется по косвенным признакам, то есть отдельным репликам, тональности текста (грустная или радостная).