Коллекционирование во второй четверти XVIII века
Отечественное коллекционирование, возникшее в ходе петровских реформ, продолжало развиваться после смерти царя-преобразователя, в новых исторических условиях.
Екатерина I и Петр II слишком малое время занимали российский престол, чтобы оставить заметный след в истории коллекционирования. В это время не отмечено формирование крупных новых коллекций.
В царствование императрицы Анны Иоанновны расширяются способы пополнения коллекций живописи. К этому времени в России, в частных руках, уже было собрано значительное количество живописных полотен, и они начинают перераспределяться среди владельцев. Так, в 1730-х годах, частные лица дают объявления в «Санкт-Петербургских ведомостях» о продаже картин; в случае смерти владельца или конфискации его имущества проводились аукционы, на которых можно было приобрести произведения искусства1.
В то же время коллекции произведений искусства, собранные Петром I, из-за отсутствия к ним интереса со стороны императрицы приходили в упадок, хотя и предпринимались некоторые попытки к приведению их в порядок2.
Формирование новых коллекций в 1730-х годах возобновилось, но шло значительно медленнее, чем в петровское время. Сама Анна Иоанновна, всячески стремившаяся подчеркнуть законность своего пребывания на русском престоле, составляла портретную галерею, в которую входили портреты ее родственников-членов царской семьи. В портретной галерее Анны Иоанновны были изображения родителей императрицы: царя Ивана Алексеевича и Прасковьи Федоровны, ее сестер, царевны Софьи, царевны Наталии Алексеевны, будущей правительницы Анны Леопольдовны, а также некоторых сподвижников Петра I. Эта галерея начала формироваться сразу после восшествия Анны Иоанновны на престол. Императрица лично давала указания, где искать портреты, которые представляли для нее ценность семейных реликвий3.
Репрессии, проводимые императрицей Анной Иоанновной в отношении неугодных ей лиц, приводили к упадку и распылению частных коллекций. После заточения в Шлиссельбургской крепости и вскоре последовавшей за этим смерти в 1737 году государственного деятеля, члена Верховного тайного совета Д.М. Голицына пропала значительная часть его коллекции живописи. Я. Штелин отмечал, что в заброшенном имении Д.М. Голицына находилась «целая комната, полная превосходных итальянских и брабантских картин, которые, однако, находились все в таком плохом состоянии, что некоторые из самых больших и дорогих картин висели частью покрытые плесенью, частью продырявленные, другие лежали сваленные в кучу»4. К сожалению, других сведений о живописной коллекции Д.М. Голицына пока не обнаружено.
Не в лучшем состоянии, чем коллекции живописи, находились при Анне Иоанновне и коллекции скульптуры, составленные Петром I. Осматривая Летний сад, Я. Штелин нашел в павильоне бюсты и рельефы, в том числе несколько подлинных античных произведений, и составил их опись5. По-видимому, скульптуры были сняты с пьедесталов и убраны из сада, а затем о них забыли. Сады продолжали украшать скульптурой, но с 1730-х годов она в основном изготавливалась в первую очередь скульпторами-иностранцами, работавшими в России: Б.К. Растрелли, И. Цвенгофом. Русские скульпторы мало допускались к самостоятельной творческой работе, им чаще поручали изготовление пьедесталов и реставрацию статуй6.
Несколько иные тенденции наблюдаются при Анне Ионанновне в нумизматическом коллекционировании. В 1730-е годы резко возросло количество частных нумизматических собраний, причем с особой тщательностью коллекционировались монеты и памятные медали петровского времени, что явилось своего рода демонстрацией отрицательного отношения к бироновщине и напоминанием о славных временах Петра Великого7. В нумизматическом коллекционировании обращаться к славному прошлому Петровского времени было легче и доступнее, чем к скульптуре и живописи. Ведь заказ произведений изобразительного искусства был дорог, и потому доступен немногим. Кроме того, коллекционирование произведений изобразительного искусства по тематике Петровского времени было бы слишком демонстративной оппозицией, что могло привести к серьезным последствиям для коллекционера. Тематика же нумизматических коллекций, как более массовых, в меньшей степени привлекала к себе внимания, а Петровское время оставило после себя большое количество памятных медалей, посвященных выдающимся событиям эпохи преобразований, и украшенных изображением императора.
В связи с активным развитием нумизматического коллекционирования, и, следовательно, роста спроса на коллекционный материал, для нужд коллекционеров на Петербургском Монетном дворе чеканились старыми штемпелями в золоте и серебре нумизматические памятники – новоделы. Таким образом, в нумизматическом собирательстве появился особый вид имитации нумизматических памятников, засорявший коллекции. Причем известны даже случаи чеканки медалей-«гибридов» с лицевыми и оборотными сторонами от разных медалей. Выбор металла также часто бывал произвольным8.
В царствование Елизаветы Петровны коллекционирование развивается более активно, чем при Анне Иоанновне. При ней была осуществлена покупка в 1746 году картин в Праге, ставших украшением Картинной галереи в Царском селе9.
Елизавета Петровна всячески подчеркивала, что является дочерью Петра Великого и продолжательницей его дел. Одним из проявлений этого был интерес к петровским коллекциям, в создание которых царь вложил много сил и которые пришли в запустение при Анне Иоанновне. По распоряжению Елизаветы Петровны разыскивают заброшенные картины галереи Летнего сада10. Художник Г.Х. Гроот, хранитель всех дворцовых картин, занимался реставрацией и размещением их в помещениях императорских резиденций и ведал пополнением коллекций императрицы.
В послепетровское время в России П.Б. Шереметев, продолжал пополнять семейную коллекцию11. С 1740-х годов значительные коллекции создавались крупными государственными деятелями, получившими хорошее образование, знакомыми с западноевропейской художественной культурой. К таким коллекционерам относится президент Академии Наук, гетман Малороссии К.Г. Разумовский12, дипломат, вице-канцлер М.И. Воронцов13. И.И. Шувалов,особо близкое лицо к императрице Елизавете Петровне, первый куратор Московского университета, поддерживал многие начинания М.В. Ломоносова, способствовал развитию отечественной культуры, был ценителем живописи. Именно по его замыслу в Петербурге была в 1757 году основана Академия художеств, президентом которой он был до 1763 года. К середине 1750-х годов И.И. Шувалов обладал значительным собранием итальянской, французской, фламандской и голландской живописи. В середине 1750-х годов И.И. Шувалов передал значительную часть коллекции Академии художеств, для учебного копирования. При Екатерине II И.И. Шувалов потеряет свою политическую власть, и его финансовое положение станет тяжелым. В 1763 году он через Г.Г. Орлова обратится к Екатерине II с просьбой купить его дом с находящимися в нем картинами за 12 000 рублей. И.И. Шувалов будет вынужден отправиться в почетную ссылку за границу (1763 – 1773 годы), где продолжит коллекционерскую деятельность14.
Великий князь Петр Федорович,племянник императрицы Елизаветы Петровны, выбранный ею в качестве наследника престола, будущий император Петр III, по мнению Я. Штелина «вообще очень ценил хорошие картины и, будучи еще великим князем, уже собрал превосходную коллекцию и основал в Ораниенбауме большую картинную галерею». Коллекция живописи Петра Федоровича насчитывала 457 полотен и была сопоставима с императорскими собраниями в Петергофе и Царском селе. Она была сформирована как из полотен, купленных им самим, так и из полученных им в подарок и взятых из числа полотен, приобретенных в первой половине XVIII века для императорских резиденций, а также из произведений живописи из конфискованного имущества осужденных15. В составе коллекций 1740 – 1750-х годов прослеживается лучшее, чем в предшествующее время, знакомство коллекционеров с искусством, более развитый вкус к живописи.
Процесс коллекционирования произведений живописи способствовал притоку в Россию значительного количества произведений, которые создадут «фонд искусства Нового времени» (термин, принятый в исследованиях по истории искусства)16.
Продолжается развитие частного коллекционирования скульптуры. По мнению Я.Штелина, при Елизавете Петровне «все изящные искусства, так и скульптура, особенно декоративная, особенно сильно продвинулись вперед». Золоченая резьба и скульптура украшали императорские резиденции, прежде всего Петергофа и Царского села. Царские резиденции определяли моду, поэтому, по замечанию Я. Штелина, вельможи «начали украшать свои дома и дворцы скульптурой и резьбой снаружи и внутри»17.
Во второй четверти XVIII века был внесен существенный вклад в систематизацию нумизматического материала. Было предпринято издание на латинском языке каталога мюнцкабинета Кунсткамеры (1745). Восточная часть собрания была описана Г.Я. Кером, описание западноевропейской части предположительно принадлежит Х. Крузиусу. Наиболее вероятный автор описания русской коллекции – А.И. Богданов, помощник М.В. Ломоносова в исторических исследованиях. Разработанные А.И. Богдановым основы научной классификации русских монет до XVI века, установление им основных центров русского монетного чекана явились важнейшим вспомогательным материалом для коллекционеров вплоть до первой половины XIX века18.
При Елизавете Петровне продолжает активно развиваться нумизматическое коллекционирование, принимая все более массовый характер.
Среди многочисленных коллекционеров-нумизматов послепетровского времени особый интерес представляет М.Г. Головкин, как деятель, непосредственно связанный с монетным делом и медальерным искусством. В 1734 году он был назначен главным директором Монетной канцелярии в Москве и канцелярии Монетного управления, что позволяло ему общаться с медальерами и контролировать изготовление памятных медалей. Головкин в то же время собирал нумизматическую коллекцию, в составе которой были представлены медали на события петровского времени. Наибольший интерес представляют медаль на смерть Анны Иоанновны и три рублевые монеты с изображением Ивана Антоновича. Медаль на смерть Анны Иоанновны работы И. Лефкина, на которой была изображена возносящаяся на небо императрица, представляющая России младенца Иоанна Антоновича, была при Елизавете Петровне запрещена, и все выданные ранее на руки экземпляры подлежали изъятию, как и монеты с изображением Иоанна Антоновича. Возможно, эти редкие нумизматические памятники М.Г. Головкин смог получить на Монетном дворе19.
Процесс перехода частных коллекций в категорию государственных, начавшийся при Петре I, продолжился при его преемниках. Крупнейшей была конфискация в пользу казны имущества светлейшего князя А.Д. Меншикова в 1727 – 1728 годах, принадлежавшие ему многочисленные коллекции впоследствии влились в состав императорского собрания. Например, 17 статуй из его коллекции украсили Летний сад20. К сожалению, в результате конфискации предметы из коллекций Меншикова не только пополняли императорские собрания, но некоторые из них были безвозвратно утрачены. Многие выдающиеся памятники нумизматики были переплавлены для создания серебряной раки любимой сестры Петра II Наталии Алексеевны21.
Академия наук имела право отбирать из конфискованного имущества наиболее интересные вещи для Кунсткамеры. Благодаря этому, в Мюнцкабинет Кунсткамеры попал ряд крупных нумизматических собраний. К ним относится коллекция А.П. Волынского, казненного в 1740 году. Формирование коллекции было начато еще в Петровское время и продолжалось на протяжении 1730-х годов. В ее составебыло много западноевропейских медалей XVII века, 18 золотых восточных монет Нового времени (турецких, бухарских, персидских и индийских), почти 300 восточных серебряных монет, больше половины которых составляли монеты Золотой Орды, 14 различных допетровских монет, наградная медаль участникам персидского похода 1722 – 1723 годов, за взятие Баку и наградная солдатская медаль за Полтавскую победу22.
Коллекции Кунсткамеры пополнились нумизматическим кабинетом герцога Антона Ульриха, поступившим в нее после падения «Брауншвейгского семейства». Эту коллекцию герцог начал собирать еще в Германии и привез с собой в Россию23.
Приход к власти Елизаветы Петровны положил конец карьеры видного государственного деятеля перовой половины XVIII века А.И. Остермана, занимавшего важные политические посты при Анне Иоанновне. В 1741 году он был приговорен к смертной казни, замененной ссылкой. Его коллекция была конфискована и поступила в Кунсткамеру. В ее состав входили русские и китайские монеты. Примечательно, что она имела каталог24.
* * *
При преемниках Петра I получили развитие основные направления коллекционирования, характерные для первой четверти XVIII века: живописи, скульптуры и нумизматики. При Анне Иоанновне наблюдается некоторый спад в развитии художественного коллекционирования. В то же время нумизматическое коллекционирование принимает все более массовый характер, и в его тематике прослеживается особое предпочтение памятникам петровского времени, что являлось своего рода оппозицией по отношению к бироновщине.
При Елизавете Петровне значение коллекционирования возрастает, так как воспринимается как продолжение начинаний Петра I. В это время создается ряд крупных коллекций, в составе которых наблюдается развитие художественного вкуса, зарождается эстетизация коллекционирования, умение оценить, проникнуться красотой художественного произведения.
К середине XVIII века в российских коллекциях было сконцентрировано значительное количество произведений искусства, в том числе живопись и скульптура работы лучших западноевропейских и отечественных мастеров.
В послепетровское время продолжается процесс перехода частных коллекций в категорию государственных. Коллекционные предметы из конфискованного имущества пополняют музейные коллекции Кунсткамеры.
В 1740-х годах, в связи с формированием музейной нумизматической коллекции Кунсткамеры и развитием нумизматического коллекционирования, был внесен важный вклад в систематизацию нумизматического материала.
Глава III