Тенденции в развитии русской живописи второй половины 19 века
Илья Ефимович Репин – один из крупнейших русских художников второй половины XIX-начала XX века. Учился в Академии художеств в Петербурге у П.Чистякова. Хорошо усвоив основы традиционной академической живописи, в своём творчестве всё время стремился обновить и освежить её современными техническими приёмами письма и актуальными демократическими идеями. Гражданская позиция Репина сформировалась в Артели Крамского, которая стала основой будущего Товарищества передвижных художественных выставок. Репин был одним из самых ярых приверженцев направления «критический реализм», провозглашённого передвижниками. В 1860-ые годы в связи с движением народничества, в русской живописи первенствующее значение получают социальные темы, в 1870-ых – психологический портрет. В этих жанрах именно Репину принадлежат лучшие произведения русской живописи второй половины XIX века. Правда, позже он решительно порвал с Товариществом, очевидно, разочарованный однообразием тем и метода передвижников, которые полностью отвергали все нововведения современной европейской живописи и требования времени. Величайшая заслуга Репина в том, что ему удалось создать композиционную форму, соединяющую картину бытового жанра с портретом («Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали»), даже с пейзажем, и, как правило, с напряжённым драматургическим действием. Например, «Бурлаки на Волге» - одно из самых «народных» произведений в русской живописи XIX века. Самые известные работы Репина в историческом жанре – «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (можно проще: «Иван Грозный и сын его Иван»), «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ей в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ей прислуги в 1698 г.» (можно проще: Царевна Софья Алексеевна) - поражают правдоподобием реальной жизненной ситуации, даже «натуральностью» изображения конкретных, сиюминутных сцен, создававших «эффект присутствия», ощущение предельной ясности и понятности происходящего. И хотя эти произведения ассоциируются с лучшими достижениями русского искусства XIX века, в ту пору многие критиковали Репина за увлечение натурализмом, за приоритет содержания над решением задач чисто живописного, пластического свойства. Лучшее, что создано Репиным – это, безусловно, его портреты, в которых он достигает предельного психологизма, раскрытия внутреннего мира модели, умеет передать главное, что характеризует человека. Таковы блистательно написанные портреты представителей интеллигенции «Портрет М.П.Мусоргского» (композитора), «Портрет П.А. Стрепетовой (актрисы), «Портрет П.М.Третьякова» (мецената, создателя галереи), «Портрет В. В. Стасова) (художественного и музыкального критика).Выбор моделей не случаен. Для России второй половины XIX века это было показательной тенденцией. Всё это выдающиеся люди, сделавшие немалый вклад в развитие русской культуры, отдавшие свой талант России. Стилистически эти портреты выполнены в соответствии с традицией времени: как правило, нейтральный фон, полуфигура, и всё внимание художника лицу, глазам модели, наиболее полно раскрывающим то, что происходит в душе человека. Есть у Репина и замечательные пленэрные работы – «Осенний букет». Репин отказался примириться с советским строем и с 1903 года жил в Финляндии (сейчас это не территория Финляндии, а пригород Петербурга), в посёлке Куоккала, в усадьбе своей второй жены, писательницы Нордман-Северовой. Свой дом-мастерскую, названную им «Пенаты» (от латинского penates – боги-хранители домашнего очага), он завещал Академии художеств, в которой был на протяжении недолгого времени ректором и преподавателем. Академия художеств в Петербурге носит его имя, так как Репин истинно народный художник, несмотря на то, что его творческий метод и его воззрения не всегда представляются бесспорными.
Со второй половины XIX века в русской пейзажной живописи происходит постепенный переход от классицистического, построенного по правилам академических представлений, пейзажа к реалистическому, свободному. Работают талантливейшие мастера, каждый из которых идёт своим путём.
Глубоким поклонником и знатоком русской природы являлся Алексей Кондратьевич Саврасов,художник второй половины XIX века, учившийся в МУЖВЗ, там же и преподававший. Творчество Саврасова постепенно эволюционировало от традиционного академического пейзажа с элементами западноевропейского романтизма начала XIX века к непосредственному ощущению русской природы. Это самый реалистичный художник в русской пейзажной живописи XIX века. Саврасов являлся передвижником. Особенностью саврасовского пейзажа являлась правдивая передача состояний природы, показ самых обыденных, неярких, неброских уголков средней полосы России. Саврасов обращался к переходным состояниям природы. Поэтому его интересовали оттепели, размытые паводком дороги, тяжёлый пропитанный весенней влагой снег, такой же влажный воздух («Лосиный остров в Сокольниках», «Грачи прилетели»,работа, которая была представлена на первой выставке передвижников в 1871 г., «Распутица», «Оттепель. Ярославль», «Радуга», «Просёлок»).
Иван Иванович Шишкин – тот художник в объединении «Товарищество передвижных художественных выставок», который по справедливости считался «царём русского леса». Только ему удавалось передать в полной мере красоту дремучих зарослей, корабельных сосен, дубовых рощ, ельников. Он знал жизнь леса, трав, деревьев как никто другой. Метод реализма Шишкина иной раз перерастал в натурализм, многим казалось, что Шишкину недостаёт обобщённости, но при этом, никто не оставался равнодушным, красота леса Шишкина завораживала, манила к себе своей дремучей стихией. Он много путешествовал, каждое лето выезжал на этюды на Волгу, предгорья Кавказа, считая, что краше российской природы ничего нет. В этих поездках он выполнял много рисунков и фотографий тех мест, которые ему приглянулись. Шишкин, в отличие от Саврасова любил устойчивые состояния природы, чаще всего писал лето, солнечные поляны, ясную погоду. Обращения к зимним пейзажам у Шишкина не часты, но есть ряд работ и на «зимнюю» тему. («Рожь», «Дубовая роща», «Корабельная роща», «Утро в сосновом лесу», «Ручей в берёзовом лесу», «На севере диком», «Полдень. В окрестностях Москвы»).
Исаак Ильич Левитан в русской живописи второй половины XIX века является мастером психологического пейзажа. Состоял в обществе передвижников. Через природу, её состояние он умел передать настроение человека, его мысли, чувства, то светлые и жизнерадостные, то хмурые и совсем мрачные. Пользуясь немногочисленными мотивами, подчас довольно сдержанной палитрой, он, будучи сам человеком философского склада, выражал то, что он чувствует и думает. Как говорили его коллеги и современники, Левитану как будто бы удавалось выразить всю многовековую боль еврейского народа через настроение в его картинах. Его пейзажи – это пейзажи-настроения, они и писались не ради природы как таковой, а ради передачи этих сложных настроений. Левитан довольно тяжело болел и страдал депрессией, вероятно, поэтому покончил жизнь самоубийством. «Владимирка» (дорога, по которой ссыльных отправляли в Сибирь), «У омута», «Над вечным покоем», «Озеро. Русь», «Март», «Золотая осень».
Архип Иванович Куинджи также состоял в ТПХВ. В пейзаже интересовался, прежде всего, проблемами освещения и света, возможностью иллюзорными средствами выразительности достичь необычной эффектности в своих работах. Отсюда преобладание декоративного начала во многих его работах. Его манили солнечные блики, загадочное сияние луны, фосфоресцирующее мерцание месяца, слепящий свет снега в горах, ритм пятен солнца на деревьях и траве. На выставках его работ зрителям порой казалось, что Куинджи устанавливает искусственное освещение позади своих холстов. «Берёзовая роща», «Лунная ночь на Днепре», «Солнечные пятна на инее», «Эльбрус вечером».
Верещагин Василий Васильевич– выдающийся русский живописец-баталист второй половины XIX века. Родом из провинции (г. Череповец), из дворянской семьи. Окончил Кадетский Морской корпус в Петербурге, но ещё в бытность кадетом заинтересовался рисованием и начал посещать Рисовальную школу петербургского Общества поощрения художников. В 1861 г. поступил в Академию художеств, но через три года, разочарованный рутиной академического воспитания, отправился во Францию, где проучился ещё три года в Парижской Академии художеств у Жерома. Со студенческих лет почувствовал неуёмную страсть к путешествиям и приключениям. Получив очень хорошую профессиональную подготовку как художник, Верещагин в душе оставался военным, и поэтому всю свою жизнь ездил по всему миру, по «горячим точкам» (особый интерес у него вызывали страны Востока), где в прямом смысле слова участвовал в военных действиях, отличался бесстрашием и безудержной смелостью. Из этих поездок привозил картины-впечатления, объединённые в серии («Самаркандская серия», «Балканская серия», «Отечественная война 1812 года»)- своеобразные документы-фоторепортажи о том, что он видел и в чём участвовал. Свои работы представлял на персональных выставках во всех городах Европы и Америки, куда собирались массы народа, привлечённые необычностью сюжетов и личностью самого автора, о смелости и храбрости которого ходили легенды. Заложенный в его картинах протест против жестокости войны никак не соответствовал бесстрастному натурализму выполнения, что шокировало европейскую публику двусмысленностью впечатления. Хотя его работы пользовались бешеной популярностью у публики, многие профессиональные художники упрекали Верещагина именно за этот натурализм исполнения, холодно фиксирующий все впечатления автора. Но как раз таким приёмом Верещагин и хотел привлечь внимание общества к социальным бедам, так он выражал своё неприятие войны. Лучшие работы Верещагина: «Апофеоз войны (Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим)», «Представляют трофеи», «Смертельно раненный», «Побеждённые. Панихида», «Шипка-Шейново (Скобелев под Шипкой)».Обязательными работами в каждой из серий становились и картины-наблюдения, достоверно передающие этнографические и культурные особенности каждого народа (костюм, атрибуты, обычаи) – «Двери Тамерлана». Есть у Верещагина и изумительные по мастерству исполнения архитектурные пейзажи – «Мавзолей Тадж-Махал в Агре». В возрасте 63 лет Верещагин отправился на русско-японскую войну к адмиралу Макарову, где погиб на крейсере Петропавловск. По воспоминанию чудом уцелевшего капитана крейсера, Верещагин как истинный солдат-художник до самого конца что-то спешно зарисовывал в блокноте. Уникальность творчества Верещагина заключается в приверженности теме несправедливости войны, в показе войны без приукрашивания. Несмотря на отчасти справедливые упрёки в излишнем натурализме, Верещагин восхищает своей человеческой и гражданской позицией.