Гуманизм — высшая цель и смысл эстетики и искусства
В ХХ в. искусство выдвинуло концепцию непрерывно растущего человека. Од-
нако результаты этого роста могут быть и отрицательными. Американский фантаст Д. Шеллиг в рассказе «Чудо-ребенок» прогнозирует непрерывный и ускоренный рост личности, который приводит к страшным последствиям. ...Доктор Эллиот изобрел и применил к ребенку своих друзей стимулятор физического и духовного роста. Результаты сказочны: в шестинедельном возрасте ребенок уже сам ест и разговаривает, в два года — читает книги. Доктор Эллиот утверждает, что ускоренный рост — единственный для ребенка способ выжить в условиях усиливающейся беспощадной конкуренции. Однако шестилетний чудо-ребенок, развиваясь как конкурентоспособный эгоист, все более и более отчуждается от людей. Обеспокоенный происходящим, отец идет к доктору Эллиоту и отнимает у него тетрадь с заголовком «Ребенок будущего. Проспект», в которой читает: «У ребенка будущего... шестой год будет отмечен высоким развитием его стремлений к соревнованию... Он... обратится против своих родителей и быстро уничтожит их, как помеху к своему дальнейшему развитию». Отец в ужасе. Он торопится домой, но, отперев дверь, слышит предсмертный крик своей жены... Таковы результаты «непрерывного роста» личности, если этот рост не освящен гуманистическими идеями и человек эгоцентрически замкнут, не имеет целей вне себя. Развитие характера на эгоистической основе оборачивается деградацией всего человеческого в человеке.
Рост личности вне ее гуманистической ориентации и вне самоценности, а также развитие общества вопреки интересам человека одинаково губительны. Однако с гуманизмом в истории дело обстояло невесело, символом чего служит сервантесовский образ пастушонка, которого хозяин порол за малейшую провинность. Благородный искатель справедливости Дон Кихот заступился за бедного мальчишку и даже пригрозил хозяину расправой, если тот и впредь будет жесток. Но как только рыцарь уехал, хозяин сильнее прежнего поколотил пастушонка. И когда рыцарь вновь появился в этих краях, мальчишка умолял его больше не заступаться за него; поиск добра оборачивается новым, еще худшим злом. Может быть, идея непротивления злу насилием справедлива? А может быть, не теми средствами боролся со злом Дон Кихот?
Научный и технический прогресс — величины векторные (= имеют определенное направление). В истории человечества почти всякое техническое открытие оборачивалось не только новыми благами, но и новыми несчастьями для людей. Средневековый монах Б. Шварц изобрел порошок для фейерверка. Однако вскоре порох превратился в средство разрушения и убийства. Электромагнето, с помощью которого неофашистские «ультра» пытали людей, — такое же дитя технического прогресса, как и холодильник в нашей квартире. Атомный взрыв в Хиросиме и катастрофа
в Чернобыле — тоже порождения прогресса. Однако нет подлинного прогресса общества вне гуманизма.
Какова же роль искусства в современном мире? Когда-то Достоевский провозгласил: «Красота спасет мир». Однако почему же она его до сих пор не спасла? Разве мало было шедевров искусства в истории человечества? Свифт после издания «Путешествия Гулливера» ждал исправления мира, избавления его от зла и был очень огорчен тем, что мир не исправился даже через десять лет. Как же можно надеяться на красоту и искусство, если опыт истории столь печален? «Ревизор» не упразднил ни взяточничества, ни бюрократизма. Шекспир не избавил мир от Яго, Пушкин
— от Сальери, Мольер — от мизантропов и ханжей.
Глеб Успенский рассказал, как Венера Милосская выпрямила одного из угнетенных, согнутых жизнью людей. Но сколько людей остались согнутыми, сломленными в том самом мире, в котором существуют и Венера Милосская, и «Сикстинская мадонна» Рафаэля! Многие охранники фашистских концлагерей были любителями музыки и даже создавали оркестры из заключенных. Музыканты несли гармонию надсмотрщикам, а надсмотрщики музыкантам — смерть. И от коричневой чумы мир спасла не музыка, а сила оружия и героизм людей. В обществе действуют многие силы, и красота, искусство — лишь одна из них. Красота способна «спасать мир», но тогда, когда разрушительные действия других сил не уничтожают на корню все то, что созидает искусство.
Высшая цель науки — давать людям знания. Высшая цель техники — опираясь на знания, добытые наукой, удовлетворять материальные и духовные потребности людей. Высшая цель искусства — всестороннее развитие социально значимой и самоценной личности, удовлетворение ее духовно-эстетических потребностей, наслаждение художественными шедеврами и формирование ценностных ориентаций. Поэтому искусство способно одухотворить научный и технический прогресс, освятить его идеями гуманизма. Развитие человека, его самосовершенствование
— результат духовного труда личности. И в этом труде искусство — помощник человека. Идеал (быть может, недостижимый, но от этого не менее желанный): развитие человека идет через общество, во имя людей, а развитие общества — через человека, во имя личности. В этой диалектике взаимообогащения человека и человечества — смысл и суть истории и высшее гуманное назначение искусства споспешествовать этому взаимообогащению.
Библиография
Аверинцев С. С. Поэтика ранней византийской литературы. М., 1976.
Аверинцев С. С. Риторика в истории европейской культурной традиции. М., 1996.
Адамар Ж. Исследования психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970.
Аксенова О. Русская философия и национальное самосознание // Сборник резюме XIX Всемирного философского конгресса. М., 1993. Т. 2.
Андронников И. Из жизни Остужева // Новый мир. 1959. № 6.
Анненский И. Книга отражений. М., 1979.
Аполлинер Г. Стихи. М., 1967.
Аристотель. Об искусстве поэзии (Поэтика). М., 1957.
Аристотель. Соч. В 4 т. Т. 1. М., 1975.
Арнаудов М. Психология литературного творчества. М, 1970.
Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л., 1963;
Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. М., 1968.
Асмус В Ф. Предисловие к «Античные мыслители об искусстве». М., 1937.
Балашов Н.И. Новый взгляд на различительные особенности западноевропейской литературы и искусства Ренессанса и XVII столетия // Академические тетради. № 1.
Балашов Н. И. Соотношение идеального и жизненно-реального в художественных системах Ренессанса и XVII столетия как критерий развенчания этих систем // Известия Академии наук. Серия литературы и языка. 1993. Т. 52. № 1.
Балашов Н.И. Эстетика Канта // История немецкой литературы. Т. 2. М., 1963; Бальзак об искусстве. М.-Л., 1941.
Бальзак О. Собр. соч. В 15 т. М., 1955. Т. 13.
Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.,1989.
Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979.
Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. 1964.
Бачепис Г. Интеллектуальные драмы Сартра // Современная зарубежная драма. М, 1962.
Белинский ВТ. Полн. собр. соч. В 13 т. Т. 4. М., 1954.
Белый А. Начало века. М. — Л., 1933.
Бердяев Я. Л. Смысл творчества. М., 1989.
Бердяев Н.А. Самопознание. М., 1990.
Берковский Н. Театр Шиллера // Вопросы литературы. 1959. № 11.
Бёрк Э. Философское исследование происхождения наших идей возвышенного и прекрасного. М., 1978.
Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. М., 1991.
Благой Д. Д. Проблемы Просвещения в мировой литературе. М., 1970.
Бласс Ф. Герменевтика и критика. Одесса, 1881.
Блок А. О литературе. М., 1931.
Блок А. Собр. соч. В 8 т. Т. 5. М. — Л., 1962.
Блюменфельд В. Проблема классицизма // Литературный критик. 1938. №9—10.
Бобринская Е.А. Концептуализм. М, 1994.
Бодлер Ш. Об искусстве. М, 1986.
Болингброк. Письма об изучении и пользу истории. М, 1978.
Борее Ю. Искусство интерпретации и оценки (Опыт прочтения «Медного всадника»). М., 1981.
Борее Ю. Комическое или о том, как смех казнит несовершенство мира, очищает и обновляет человека и утверждает радость бытия. М., 1970.
Борее Ю. О трагическом. М., 1961.
Борее Ю. Сталиниада. Чита, 1992.
Борее Ю. Эстетика. В 2 т. Смоленск. 1997.
Бочаров С. Г. Поэтика Пушкина. М., 1974.
Боэси де ля Э. Рассуждения о добровольном рабстве. М., 1952.
Бояджиев Г. Вопрос о классицизме XVII в. // Ренессанс. Барокко. Классицизм. М., 1966.
Брехт Б. Пьесы. М., 1958.
Брехт Б. Краткое описание новой техники актерской игры, вызывающей так называемый "эффект отчуждения" // О театре. М., 1960.
Бродский И. Нобелевская лекция // Бродский И. Стихотворения. Таллин, 1991.
Брох Г. Дух и дух времени // Называть вещи своими именами. М., 1986.
Буало Д. И. Поэтическое искусство. М., 1957.
Будагов Р. А. Из истории слов «романтический» и «романтизм» // Известия АН СССР. 1968.
Булгаков CH. В 2 т. М., 1993. Т. 2.
Бычков В. В. Византийская эстетика. М.,1977.
Бычков В. В. Зарождение средневековой эстетики числа и ритма // Философия искусства в прошлом и настоящем. М., 1981.
Бычков В. В. Эстетика поздней античности. М.,1981.
Бюхер К. Работа и ритм. М., 1923.
Вакенродер В. Г. Фантазии об искусстве. М., 1977.
Валери П. Об искусстве. М., 1993.
Ван Гог. Письма. М.—Л., 1966.
Ванслов В. В. Эстетика романтизма. М., 1966.
Васильев А. Раб Менона // Академические тетради. № 1.
Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. М., 1930.
Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. М., 1995.
Вельфлин Г. Ренессанс и барокко. СРБ, 1913.
Веселовский А. Н. Историческая поэтика. Л., 1940.
Веселовский А. Н. О методе и законах истории литературы как науки / Журнал Министерства Народного Просвещения. 1870.
Вильмонт Н. Борис Пастернак // Новый мир. 1987. № 6.
Винер Н. Кибернетика и общество. М., 1958.
Виппер Ю. Б. Формирование классицизма во французской поэзии начала XVII в. М., 1967.
Волльман Ф. Гуманизм, ренессанс, барокко и русская литература // Русско-европейские литературные связи. М.—Л., 1966.
Вольтер. Избр. страницы. М., 1913.
Вольтер. Избр. произведения. М., 1947.
Вольтер. Эстетика. М., 1980.
Врубель М.А. Переписка. Воспоминания о художнике. Л., 1976.
Выготский Л. С. Психология творчества. М., 1965.
Вяземский П.А. Полн. собр. соч. В 12 т. Т. 1. СПб., 1878.
Гадамер Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.
Гайденко П.П. Герменевтика // Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
Гегель Г.В.Ф. Соч. В 14 т. Т. XII. М.—Л., 1959.
Гегель Г.В.Ф. Эстетика. В 4 т. М., 1970—1972. Гейне и театр. М., 1959.
Гейне Г. Собр. соч. В 10 т. М., 1959. Т. 6, 9.
Герцен АИ. Об искусстве. М., 1954.
Гершензон М.О. Мудрость Пушкина. М., 1919.
Гете И.В. Избр. произведения. М., 1950.
Гильберт К., Кун Г. История эстетики. М., 1960.
Гоголь Н.В. Собр. соч. В 6 т. М, 1963.
Гончаров И.А. Собр. соч. В 8 т. Т. 8. М., 1955.
Григорьева Т.П. Японская художественная традиция. М, 1979.
Гринцер П. Древнеиндийский эпос. Генезис и типология. М., 1974.
Гринцер П. А. Основные категории классической индийской поэтики. М., 1987.
Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1972.
Данте Алигьери. Божественная комедия. М., 1961.
Декарт Р. Рассуждение о методе. Избранные произведения. М., 1956.
Дидро Д. Избр. произведения. М., 1951.
Дидро Д. Об искусстве. В 2 т. М.—Л., 1936
Дидро Д. Парадокс об актере. М., 1957.
Дидро Д. Соч. В 10 т. М.—Л., 1935—1947. Т. V.
Добролюбов Н.А. Собр. соч. В 9 т. Т. 6. М., 1963.
Достоевский Ф.М. Письма. В 4 т. Т. 4. М., 1959. Древнеиндийская философия. М., 1963.
Еремеев А. Ф. Первобытная культура: происхождение, особенности, структура. В 2 т. Саранск, 1997.
Жан-Поль. Приготовительная школа эстетики. М., 1981.
Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977.
Завадский И.А.,Новикова Л.И. Искусство и цивилизация. М., 1986.
Западное искусство ХХ в. М., 1992.
Зелиг К. Альберт Эйнштейн. М., 1964.
Иванов В. Лик и личины России. Эстетика и литературная теория. М., 1995.
Иконников А. В. Художественный язык архитектуры. М., 1985.
Искандер Ф. Воспоминания о романе // Академические тетради. № 1.
Искандер Ф. Попытка понять человека // Литературная газета. 20.01.1993.
Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994.
История всемирной литературы. В 9 т. Т. 1. М., 1983.
История древнего мира. М, 1937. Т. 1.
История европейского искусствознания. В 3 т. М., 1963—1969.
История французской литературы. М.—Л., 1946.
История эстетики. Эстетические учения XVII—XVIII вв. Т. 2. М., 1964.
История эстетической мысли. В 6 т. М., 1985—1987.
Каверин В. Собеседник. М., 1973.
Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Л., 1971.
Каган М. С. Философия культуры. СПб., 1996.
Кант И. Критика способности суждения. СПб., 1898.
Кант И. Соч. В 6 т. М., 1963—1966.
Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830—1910-х годов. М., 1978.
Клаус Г. Кибернетика и философия. М., 1963.
Козлова О. Т. Фотореализм. М., 1994.
Коллжгвуд Р.Дж. Принципы искусства. М., 1999.
Кошут Дж. История Флеш Арт. 1991. № 1.
Крамер С. Н. История начинается в Шумере. М., 1965.
Кронберг И. Исторический взгляд на эстетику. Харьков, 1830.
Куделин А. Б. Средневековая арабская поэтика. М., 1983.
Кьеркегор С. Наслаждение и долг. Киев, 1994.
Киркегор С. Афоризмы, эстетика // Вестник Европы. 1886. Май.
Лало Ш. Введение в эстетику. М., 1915.
Лев Толстой об искусстве и литературе. М., 1958.
Лекции по истории эстетики. Кн. 1—4. Л., 1973—1980/Под ред. М.С. Кагана.
Леонардо да Винчи. Избр. произв. В 2 т. М., 1935.
Леон-Портилья М. Философия нагуа. Исследование источников. М., 1961.
Леопарди Дж. Этика и эстетика. М., 1978.
Лессинг Г.Э. Избр. произв. М., 1953.
Лессинг. Лаокоон. М., 1957.
Литературно-эстетические концепции в России конца XIX — начала ХХ в. М., 1975.
Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980.
Литературные манифесты французских реалистов. Л., 1935.
Литературные теории немецкого романтизма. Документы. Л., 1934.
Лихачев Д.С. Поэзия садов. Л., 1982.
Лихачев Д. С. Контрапункт стилей как особенность искусства. Л., 1981.
Лихачев Д. С. Заметки о русском // Новый мир. 1980. № 3.
Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л., 1979.
Лосев А. Ф. История античной эстетики. В 6 т. М., 1963—1980.
Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М., 1992.
Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек — текст — семиосфера — история. М., 1996.
Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М., 1970.
Мамардашвили М. К. Классический и неклассический идеалы рациональности. Тбилиси, 1984.
Мандельштам О. Слово и культура. М., 1987.
Манн Т. Собр. соч. В 10 т. М., 1960.
Манн Ю.В. Русская философская эстетика. М., 1969.
Маркес ГГ Сто лет одиночества. М., 1979.
Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Киев, 1995.
Мастера искусства об искусстве. Т. 1—7. М., 1965—1970.
Матье М. Э. Древнеегипетские мифы. М.—Л., 1965.
Матье М.Э. История искусства Древнего Востока. В 2 т. Т. 1. Л., 1941.
Маца И. Л. История эстетических учений. М., 1962.
Мошковский А. Альберт Эйнштейн. М., 1922.
Мелетинский Е. М. Возникновение и ранние формы словесного искусства // История всемирной литературы. В 9 т. Т.1.
Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976.
Мережковский Д. С. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы. СПб, 1893.
Миллер О. Лекции. Запись Л. Иполитова. 1863—1864 (рукопись ФБОН).
Мириманов В. Б. Европейский авангард и традиционное искусство (проблема конвергенции) // L'Arbor moundi. Мировое дерево. 1993. № 3. С. 101.
Мириманов В. Черная Африка и новая эстетика // Академические тетради. № 1.
Мириманов В. Б. Первобытное и традиционное искусство. М., 1973.
Митри Ж. Визуальные структуры и семиология фильма // Строение фильма. М, 1984.
Михоэлс С.М. Статьи, беседы, речи. М., 1960.
Мокульский С. С. Французский классицизм // Западный сборник. М; Л., 1937.
Монтескье Ш. Избр. произв. М, 1955.
Мопассан Г.де. Полн. собр. соч. В 12 т. М., 1958.
Морозов А. "Маньеризм" и "барокко" как термины литературоведения // Рус. литература. 1966. № 3.
Морозов А. Проблемы европейского барокко //Вопросы литературы. 1968. № 12.
Моруа А. Литературные портреты. М., 1970.
Набоков В. Лекции по русской литературе. М., 1996.
На грани тысячелетий: мир и человек в искусстве ХХ в. М., 1994.
На грани тысячелетий: судьба традиций в искусстве ХХ в. М., 1994.
На пороге третьего тысячелетия: проблемы художественной культуры. М., 1997.
Никольский В.А. История русского искусства. Берлин. 1923.
Ницше Ф. Полн. собр. соч. В 9 т. Т. 1. М., 1912.
Новерр Ж.Ж. Письма о танце и балетах. Л.; М, 1965.
Обломиевский Г. Французский классицизм. М., 1968.
Олеша Ю.. Ни дня без строчки. М., 1965.
Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.
Осповат Л. Как становятся Маркесом //Маркес Г. Г. Сто лет одиночества. М., 1979.
Оцуп Н. Серебряный век // Числа. 1933. № 7—8.
Памятники мировой эстетической мысли. В 5 т. М., 1962—1968.
Пастернак Б. Л. Об искусстве. М., 1990.
Пастернак Б.Л. Стихотворения и поэмы. М.—Л., 1965.
Никсонов Н. К. Творческая история «Горе от ума». М., 1928.
Пинский Л. Поэтическое и художественное. Выразительное // Вопросы литературы. 1997. Март—апрель. Писатели США о литературе. В 2 т. М., 1982.
Платон. Гиппий Больший. Ион. Федр. Пир // Платон. Соч.: В 3 т. М., 1968.
Плеханов Г. В. Искусство и литература. М., 1948.
Плеханов Г.В. Избр. филос, произв. В 5 т. Т. 5. М., 1958.
ПодгаецкаяИ. Поэтика сюрреализма // Критический реализм ХХ века и модернизм. М., 1967.
Поляков М. Поэзия критической мысли. М., 1968.
Поляков М.Я. О театре: поэтика, семиотика, теория драмы. М., 2001.
Поспелов Г. Н. Сумароков и проблема русского классицизма // Ученые записки МГУ. 1948. В. 127. Кн. 3.
Потебня А.А. Слово и миф. М., 1989.
Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М., 1976.
Потебня А.А. Из записок по теории словесности. Харьков, 1905.
Пригов Д. Стихограмма. М., 1979.
Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М., 1973.
Программные выступления мастеров западноевропейской литературы ХХ в. М., 1986.
Пуанкаре А. Математическое творчество. Юрьев. 1909.
Пуришев Б. И. Литература эпохи Возрождения. М., 1996.
Пушкин Ф.С. Собр. соч. В 10 т. М., 1958.
Рабинович В.Л. Viva mortua в исповедальном слове Августина // Материалы Всемирного философского конгресса. В 2 т. М., 1993. Т. 2.
Радищев А.Н. Полн. собр. соч. В 2 т. Т. 1. М.—Л., 1938.
Раппопорт С. X. Искусствознание и точные науки // Искусство и точные науки. М., 1979.
Раппопорт С.Х. От художника к зрителю. М.,1978.
Ренессанс. Барокко. Классицизм. М., 1966.
Рёскин Дж. Пре-Рафаэлитизм. М., 1902.
Рикёр П. Герменевтика. Этика. Политика. М., 1995.
Рифтин Б.Л. Историческая эпопея и фольклорные традиции в Китае. М., 1970.
Роден О. Сборник статей о творчестве. М., 1960.
Родионова Т. Интонация как инструмент анализа природы мироздания // Академические тетради. № 4.
Роллан Р. Собр. соч. В 14 т. Т. 3. М., 1955.
Розанов ВВ. Сочинения. М., 1990.
Русский футуризм. Теория. Практика. Критика. Воспоминания/Сост. В. Н. Терехина, А.П. Зименков. М., 1990.
Руссо Ж.Ж. Избр. соч. В 3 т. Т. 1. М., 1961.
Руссо Ж.Ж. Об искусстве. М.—Л., 1959.
Саккетти Л. Эстетика в общедоступном изложении. В 2 т. Пг., 1917. Т. 2.
Сакулин П.Н. Проблема «творческой истории». Л., 1930.
Сакулин П. Н. Социологический метод в литературоведении. М,, 1925.
Самосознание европейской культуры ХХ в. М., 1991.
Самсонов Н.В. История эстетических учений. В 3 т. М., 1915.
Свифт Дж. Путешествия Гулливера. М., 1947.
Сб. Литературного центра конструктивистов. М.-Л., 1925.
Сезанн П. Переписка. Воспоминания современников. М., 1972.
Сент-Бев Ш. Литературные портреты. Критические очерки. М., 1970.
Симонов К. Собр. соч. В 10 т. Т. 1. М., 1979.
Смирнов А. Шекспир. Ренессанс и барокко // Из истории западноевропейской литературы, М.—Л., 1965.
Соллертинский И. И. Избранные статьи о музыке. Л.; М., 1946.
Соловьев В. Три речи в память Достоевского. М., 1884.
Спиноза Б. Этика // Спиноза Б. Избр. произв. В 2 т. Т. I. M.—Л., 1957.
Станиславский К.С. Собр. соч. В 8 т. Т. 1. М., 1954.
Столович Л.Н. Жизнь, творчество, человек. М., 1985.
Столович Л.Н. Искусство и игра. М., 1987.
Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина. М., 1994.
Столович Л.Н. Природа эстетической ценности. М., 1972.
Столяров Я. Несколько слов о красоте в технике. Харьков, 1910.
Страда В. Пространство, время, менталитет // Академические тетради, № 1.
Страхов П. Эстетические задачи техники. М., 1906.
Тагер Е. Возникновение модернизма // Русская литература конца XIX — начала ХХ века. Девяностые годы. М., 1968.
Тахо-Годи А.А. Греческая мифология, М., 1989.
Тахо-Годи А.А. Классическое и эллинистическое представление о красоте в действительности и искусстве // Эстетика и искусство. М., 1966.
Твардовский А.Т. Собр. соч. В 5 т. М., 1971.
Теории, школы, концепции. В 6 т. М., 1974—1985.
Толстой А.Н. Собр. соч. В 10 т. Т. 10. М., 1961.
Толстой Л.Н. О литературе. М., 1955.
Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. М., 1995.
Тронский ИМ. История античной литературы.
Трубецкой Е. Умозрение в красках. М., 1916.
Тургенев И. С. Гамлет и Дон-Кихот // Собр. соч. В 20 т. Т. XI, М, 1956.
Тынянов Ю. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.
Тэйлор Э. Первобытная культура. М., 1939.
Тэн И. Философия искусства. М., 1933.
Угринович Д.М. Искусство и религия. М., 1982.
Унамуно М. де. Избранное. В 2 т. Л., 1981. Т. 2.
Флобер Г. Об искусстве. М., 1991.
Флоренский П. Избранные труды по искусству. М., 1996.
Флоренский П. Обратная перспектива//Труды по знаковым системам. Т. 3. Тарту. 1967.
Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997.
Хейзингой. Homo ludens. //Самосознание европейской культуры ХХ в. М., 1991.
Холмогорова О. В. Соц-арт. М., 1994.
Хрестоматия по истории западноевропейского театра. В 2 т. М., 1956.
Цветаева М.И. Об искусстве. М., 1991.
Чаадаев П. Я. Философические письма. Казань, 1906.
Чернышевский Н. Эстетические отношения искусства к действительности. Статьи по эстетике. М., 1938.
Чехов А. П. О литературе и искусстве. Минск, 1957.
Чехов А.П. Соч. В 20 т. Т. 11. М., 1948.
Шантен деля Соссей Л.Д. Иллюстрированная история религии. В 2 т. СПб., 1910.
Швейцер А. Культура и этика. М., 1973.
Шевырев С. Теория поэзии. СПб, 1887.
Шекспир У. Гамлет. М., 1964.
Шеллинг Ф. Система трансцендентального идеализма. Л., 1936.
Шеллинг Ф.В. Философия искусства. М., 1966.
Шестов Л. Апофеоз беспочвенности. Л., 1991.
Шефтсбери. Эстетический опыт. М., 1975.
Шиллер Ф. Статьи по эстетике. М., 1935.
Шкловский В. Заметки о прозе русских классиков. М., 1953.
Шлегель Ф. Эстетика, философия, критика. М., 1983. Т. 1.
Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М., 1900. Т. 1. Кн. III.
Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.
Щедрин Н. Полн. собр. соч. В 20 т. М.—Л., 1933—1941.
Эйзенштейн С. Избр. произв. В 6 т. М., 1964—1966.
Эккерман И. П. Разговоры с Гете. М.; Л., 1934.
Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1998.
Элиан. Пестрые рассказы. М.—Л., 1964.
Эллис. Русские символисты. Мусагет. М., 1910.
Элюар П. Стихи. М., 1971.
Энгельмейер П.К. Теория творчества. СПб., 1910.
Эренбург И. Мена всех. Конструктивисты поэты. [Сб.]. М., 1924.
Эстетика американского романтизма. М., 1977.
Эстетика раннего французского романтизма. М., 1982.
Юм Д. О трагедии // Вопросы литературы, 1967, № 2.
Юнг К. Феномен духа в искусстве и науке. М., 1992.
Якобсон Р. Язык и бессознательное. М, 1996.
Ястребова КА. Формирование эстетического идеала и искусство. М, 1976.
Яусс Х. Р. К проблеме диалогического понимания //Вопросы философии. 1994. № 12.
Яркевич И. Литература, эстетика, свобода и другие интересные вещи // Интернет. 1999.
Bahadur W. An Aspect of Indian Aestheties. Madras, 1956.
Bayet С. Précis d'histoire de l'art. P., 1986.
Beckson K., Ganz A. Literary Terms. A Dictionary N. Y. 1989.
Berron F. Creativity and Personal Freedom. Princeton, 1968.
Bollouin J.—L. La poesie surrealiste. P., 1964.
Breton A. Manifeste du surréalisme. P., 1929.
Burnhat J. Alice's Head: Reflections on Conseptual Art // Artforam. February, 1970.
Celant G. Arte Povera. Milano, 1969.
Chateaubriand F.R. de. Les Aventures du dernier Abencèrade. P., 1958.
Derain A. Lettres à Vlamink. P., 1955.
Einstein С. Die Kunst ХХ Jahrhunderst. Berlin, 1926.
Gadamer K.G. Wahrheit und Methode. Tubingen, 1960.
Golding J. Le Cubisme. P., 1965.
Guldendals. Tibinds Leksikons Terms. A Dictionary. Kopenhagen.
Hiesenberg W. Tradition in Science // The Nature of Scientific Discovery. Washington, 1975.
Kindermann H. Meister der Komödie, 1952.
Kosuth J. Art after philosophy // Studio International. October. 1969.
Lecky. History of the Rise and Influence of the Spirit of Rationalism.
Leymarie J. Dasain ou le retour à l'ontologie. Genève, 1948.
Lippard L.R. Pop Art. N. Y., 1966.
Lippard L. Six Years: The Dematerialization of the Art Object. N. Y., 1973.
Lippard L, Chandler J. The Dematerialization of Art// Art international. February. 1968.
Max J. Naissance du Cubisme // Nouvelles littéraire. 1928.
Munro Th. Toward Science in Aesthetics. N. Y., 1956.
Paperi S.A. The Matematical Inconscion // On Aesthetics in Science. Cambridge. L., 1978.
Rose H.L. The Oxford Classical Dictionary. L., 1963.
Rousseau J.J. Œuvres Complètes. P., 1826. V. I.
Rousseau J.J. Œuvres et correspondence. P., 1861.
Rozenkranz К. Aestetik des Hässlichen. Königsberg, 1853.
Schleiermacher F. Hermeneutik. Heidelberg, 1969.
Scott A.F. Current Literary. L., 1980.
Sol Le Witt. Paragraph of Conceptual Art // Art international. January. 1969.
Sola Pinto V. de. Byron's dramatiec prose. Nottingham, 1954.
Vauxelles L. Exposition Braque // Gil Blass. 14. 11.
Vlamink M. Tournant dangereux. P., 1929.
Предметный указатель
А
Абстракционизм — 209, 327—330
Абстракция — 31, 328
Авангардизм — 31, 309
Автор — 105, 210, 212, 197, 226, 231, 300, 301, 310, 318, 380, 393, 471
Акмеизм — 320—321
Актуальное — 127, 128
Алеаторика — 366, 377, 378
Аллегория — 234, 268, 269
Ампир — 282
Анализ — 464—480
— интонационный — 475
— критический — 477, 463—467
— интерпретационный — 468
— семиотический — 474
— стилистический — 474
— структурный — 473, 474
— ценностный — 468, 477
Аналогия — 111
Антитеза — 269
Ассоциативность — 115, 116, 315
Ассоциации — 111, 358
Афоризм — 266
Аффекты — 18, 101, 106
Б
Барокко — 264—270
Барочный народный роман — 265
Безобразное — 98—99
Бессознательное — 112, 221
— индивидуальное — 221
— коллективное — 221
Бестселлер — 478
Благг — 93
Будущее — 223, 296
В
Верлибр — 320
Вечное — 127, 128
Виды искусства — 167
— архитектура — 171—178
— графика — 179—183
— декоративное искусство —178— 179
— живопись — 179—183
— музыка — 195—197
— кино — 202—203
— литература — 186—190
— прикладное искусство — 169
— скульптура — 183—186
— театр — 190—195
— телевидение — 203—205
— хореография — 197—199
— фотография — 199—200
— цирк — 169—171
Вдохновение — 43, 107, 111, 112
Век — 212
Вербальные искусства — 10
Веризм — 312
Вживание — 457
Вкус — 31, 34, 112
Внешние связи — 472, 477, 479
Внутренние связи — 477
Внутреннее освобождение — 112
Внутренние мотивы — 237
Внутренняя организация текста—475, 477
Внутренняя рефлексия — 236
Возвышенное — 12, 14, 18, 20, 26, 28, 32, 55—62, 104, 233
Возрождение — 55—62, 96—97, 446, 447
Волшебство — 233
Воображаемая экспериментальная ситуация — 107
Воображение — 110, 111, 458
Впечатление — 31,107, 110—112,114, 203, 313, 314, 363
Время — 213, 214, 421
Вымысел — 14, 420
Г
Гармония — 14, 18, 31, 38—40, 45, 80, 94,102,109,228,229,233,269,284
Гегг — 93
Гедонизм — 41, 42, 247, 420
Гекзаметр — 232
Генерализация — 119
Гений — 106, 209, 300
Герменевтика — 447—459
Героизм — 229, 235
Герой — 85,294,212,110,109,303,221, 250—251, 256, 225, 229—241, 244, 246, 247, 297—306
Гимн — 226, 227
Гипербола — 269, 129
Гиперболизация — 31
Гиперреализм — 372—373
Гносеология — 288
Гонгоризм — 264
Готика — 234, 186, 309
Готическая новелла — 309
Готический роман — 309
Гражданственность — 204
Гротеск — 90,91,93,129,264,301,344
Гуманизм — 247— 262, 246, 484, 432, 485
Д
Дадаизм — 322—333
Двоемирие — 300
Двойная мотивировка — 237
Действие — 237, 225
Действительность — 220, 299, 312, 363, 459
Декоративность — 269
Демонизм — 269
Демократизм — 314, 316
Дизайн — 28—30, 480
Дионисии — 94, 95
Документальность — 204, 205
Драма — 220, 265, 429
Драматизм — 303
Драматическое — 32
Духовная культура — 210
Духовный мир — 108, 299
Духовные ценности — 393
Ж
Жизненный материал — 285
Жития святых — 242
Заблуждение — 13, 83
Заговоры — 217, 226
Заклинания —- 226
Законы рационального познания —12
Законы художественного восприятия — 10
Замысел — 107—108, 230
Занимательность сюжета — 14, 233
Заумь — 311, 323
Знание — 14, 15, 16
Зрелище — 203, 205, 234, 293
И
Идеал — 31, 83, 84, 85, 89, 90, 92, 93, 97, 232, 296, 298, 390, 457
Идеализация — 119, 301
Идентификация — 458
Идеология — 17,226,244,246,239
Идея — 84, 18, 107, 212, 396
Идиллия — 295, 296
Икона — 242
Иллюзия — 130, 272, 273, 301, 326, 389, 392
Импрессионизм — 313—314, 217
Импровизация — 204
Индивидуализм — 302, 309, 421
Индивидуализированное обобщение — 118—119
Индивидуальность — 121—123, 277, 307, 452
Иносказание — 234
Интеллектуальная пьеса—429—435
Интерпретация — 449, 450, 452, 453, 454, 464
Интонация — 451
Интрига — 84
Интуиция — 113, 114
Информативная насыщенность — 15, 16
Ирония — 82, 92, 97, 301, 307
— интеллектуальная — 92
— романтическая — 92, 301
— скептическая — 92
Иррационализм — 321
Искусство— 102, 103, 108, 109, 110, 142—207, 285, 459
— античное — 227—233
— изобразительное — 284
— изящное — 13
— классическое — 48
— Нового времени — 249
— саморазрушающееся — 366,380
— средневековое — 211, 233
Историзм — 19, 297, 470
Историческая реальность — 236
Историческое членение — 211—212
К
Каламбур — 93
Картина мира — 212
Карнавал — 242—244
Карнавальный натурализм — 242— 246, 235
Катарсис — 70, 80, 192, 292, 250
Категории эстетики — 19, 481—483
Кинетизм — 369
Кларизм — 321
Классицизм — 97, 274—282,
Комедия — 17, 81—98
Комическое — 81—98
Конструктивизм — 332, 349—352
Контекст — 125
Концептуализм — 366, 382—387
Красота— 12, 14—19, 23, 31, 33, 38— 55, 228, 231, 250, 284, 313, 315
Креатив — 108
Критика— 86, 87, 88, 98, 459—480
— художественная — 459—480
— эмоциональная — 87, 88, 98,
Кубизм — 308, 331, 325—327
Кубофутуризм — 324
Культура — 223—227, 389—390
Культ — 224, 221
Л
Легенда — 478
Лиризм — 303
Лирическая поэма — 301
Лирическое стихотворение — 299
Литература светлого настоящего и будущего — 413
Личность — 210, 302, 248, 313, 334, 364, 395
Лучизм — 330
Люмпен интеллигентская литература — 414
М
Мадригал — 276
Магические реалии — 219, 220
Маньеризм — 362—364
Маскировка — 310
Мера — 91, 92, 53, 228, 400, 466
Метазнак — 125
Метафора — 269
Метафоричность — 264, 321
Метод — 208
— художественной критики — 465—470
Миракль — 192
«Мировая скорбь» — 297—303
Мистерии — 192, 240
Мистика — 321
Миф — 221, 222
Мифологизм — 228—233
Мифологический космизм — 222
Модерн — 313, 316—317
Модернизм — 96, 317—319, 98
Монизм — 269, 16
Мораль — 290
— естественная — 290
— официальная — 290
Музыкальный пуантилизм — 206,366, 376, 377
Н
Наскальные рисунки — 220
Натурализм — 217, 311, 312, 414
— неокритический — 414
Наука — 146—147, 205, 297
Национал — большевистское течение — 413
Неоготика — 309
Неоабстракционизм — 364—366
Неомодернизм — 331—332
Неореализм — 219, 418—419
Неоэмигрантская литература — 415
Неоабстракционизм — 364—366
Неомодернизм — 309, 311—312
Неореализм — 310, 418—419
Низменное — 99, 100
Новый роман — 363
О
Образ — 84, 108—112, 114—123, 314, 316, 319, 300, 301, 310, 312, 335, 372, 392, 393
Общество — 85, 211, 220, 300, 459, 459—461
Ода — 276
Одаренность — 105, 107
Оккультизм — 321
Окр-арт — 369
Онтология — 288, 19
Оп-арт — 369
Опыт—10, 20, 107, 111, 113, 190,291, 364
Орнаментализм — 269
Освоение мира— 13,14,20,23,27,28, 37, 147, 148
Остроумие — 90, 91, 269
Очищение — 63, 70, 236, 241, 250
П
Память — 110, 364
Пастораль — 296
Пауза — 376
Пафос — 233, 246
— гражданский— 233, 246, 279
— нравственный — 392
— сакральный — 233, 246
Пейзаж — 309, 328
Перевоплощение — 458
Персонаж — 109, 292, 294, 432
Писатель — 105, 107, 300
Плутовской роман — 265
«Плеяда» — 270—271
Подражание — 17, 18, 142
Подсознание — 112—114
Подходы — 468, 469
— биографический
— гносеологический
— историко-культурный
— социологический
— рецептивный — 476
— сравнительно-исторический
— творческо-генетический — 470, 472
Поколение — 212
Понимание — 449, 450
Поп-арт — 366, 367—372
Постмодернизм — 366, 367
«Поток сознания» — 362—364, 332
Потустороннее — 234
Поэзия — 220, 300, 301
Поэма — 137—141
Поэт — 316, 14, 109, 303
Правдоподобие — 131, 132, 234
Предмодернизм — 311
Прекрасное — 12—17, 32, 37, 55, 99, 103, 104, 228
Прелестное — 103
Прерафаэлиты — 217
Прециозная литература — 264
Примитивизация — 310
Примитивизм — 324—325
Природа —213,221,226,243,257,283, 290, 311
Притча — 266
Произведение — 124, 127, 210, 221, 233, 234, 452, 466
Просвещение — 97
Пространство — 213
Противоречие — 39,84,88,259,306
Прошлое — 223, 296
Психический автоматизм — 365
Психологическая повесть — 301
Психологическая характеристика — 237
Путешествия — 295
Р
Развязка — 225, 364
Разум — 294
Рассказчик — 239
Рационализм — 268, 285 Реализм — 209, 294, 295, 300
— волшебный (магический) — 219, 306, 419—423
— интеллектуальный — 219, 306, 428-436
— крестьянский — 416—418
— критический — 97,98,306,387— 400
— просветительский — 282—288
— психологический — 219, 306, 423—428
— ренессансный — 244—258
— социалистический — 98, 309, 400—416
Реальность — 85, 208, 233, 235, 236,
Религия — 208, 226, 227, 299
Рецептивный диалог — 210
Рецепционная установка — 445
Рецепционный горизонт — 107
Рецепция — 308, 442—447
Реципиент— 125, 210, 310, 437—442, 476
Речь — 140
— обыденная — 140
— одическая — 140
Ритм — 197, 220
Риторика — 463
Ритуал — 221, 224
Ритуальные присловия — 226
Рококо — 271
Романтизм — 97, 296—309
— рыцарский — 235—239
Романс — 296
Рондо — 276
Руссоизм — 288—293
С
Сага — 221
Сакральный аллегоризм — 239, 242, 247
Самоирония — 301, 307, 394
Сарказм — 92
Сатира — 92, 231—233, 394, 307, 129, 285, 287
Сатурналии — 96, 243
Сверхъестественное — 234, 240
Свобода — 48, 229, 285
Свободный стих — 320
Сентиментализм — 288—296
Серебряный век — 404
Символ — 317, 242
Символизм — 319—320, 217
Синкретизм — 220
Синтез — 111, 190, 234, 301
Сказка — 222
Слайдизм — 375
Слово — 226
Словотворчество — 323
«Смерть автора» — 318
Смех — 81—98, 245, 391
— сатирический — 92, 245
— синкретический — 391, 243
— карнавальный — 92
Смысл — 125, 234
— аллегорический — 234
— анагогический— 234
— буквальный — 234
— моральный — 234
Содержание—18,45—115,125,213
Сознание — 112—114
Сонет — 276
Сонористика — 366, 375, 376
Сотворчество — 125
Соц-арт — 366, 380—382
Социалистический либерализм — 413—415
Социально-бытовой роман — 285
Способности — 105
Стиль — 132—141
Стихи в прозе — 320
Страшное — 100, 284
Структура художественного произведения — 211
Субъективизм — 321
Субъективность — 301
Супрематизм — 330
Сюжет — 224, 226, 307, 372
Сюжетная линия —117, 364
Сюрреализм — 308, 332—342
Т
Талант — 14, 106, 107
Творческая задача — 13
Творческий кризис — 13
Творческий процесс — 9, 105—114
Творческое воображение — 105
Творческое приращение — 114
Творчество — 27, 105—114
Теология — 234
Теософия — 321
Текст — 124, 125
Течение — 211
Типизация — 119, 395
Трагедия — 17, 62—80
Трагизм — 303, 306, 307, 421
Трагическая коллизия — 307
Трагическое — 62—80, 267
Трогательное — 102
У
Ужасное — 100—102, 267
Условный мир — 430
Утопия — 296
Ф
Фактографичность — 203
Фантазия — 107, 109, 113, 222, 326,
362, 423 Фарс — 84
Фовизм — 330—331
Фольклор — 90, 347, 480
Фонокультура — 207
Форма — 18, 45, 213, 269, 330, 347, 478
Фотореализм — 373—375
Функции искусства — 154—165
Футуризм — 321—324
X
Хаос — 102, 225, 310, 320
Хеппенинг — 378—380
Хроникальность — 203
Хронотоп — 214
Художественная концепция — 128—131, 208—211, 477, 474
Художественная правда — 18, 117, 131, 132
Художественное мышление — 115, 309
Художественное направление— 208—211, 478
Художественное развитие — 208,479
Художественная реальность — 128—131, 108—110
Художественная эпоха — 213, 271
Художественное восприятие — 437—447
Художественная стадия — 213 Художественное наслаждение — 445-447
Художественный образ — 114—123
Художественный период — 212
Художественный смысл — 19, 310
Художник — 15, 105—123, 459
Ц
Ценностная установка — 477
Ценность — 10, 13, 20, 34—36, 446, 447, 470, 474
Ч
Чувствительная повесть — 295
Чувство — 290, 291, 294, 295, 308
Чудесное — 103, 234, 335, 419
Ш
Шедевр — 127, 477
Школа — 211
Шутка — 92—93
Э
Эвтуризм — 263
Экзистенциализм — 68,332,352—362
Эклектизм — 269, 314—316
Эксперимент — 319, 359, 413
Экспрессионизм — 332, 342—349
Эл-арт — 369
Элегия — 295
Эмоции — 148, 221, 320, 321
Эпиграмма — 276
Эпос — 220, 223, 225
Эпоха сновидений — 221
Эра — 213
Эстетика — 12—25, 462
— искусства — 20
— действительности — 20
— теоретико-информативная—21
— рецептивная — 22, 462
— техническая — 23 практическая — 24
Эстетическая деятельность — 26—28
Эстетическое — 19, 20, 32—37
Эстетическое наслаждение — 14, 18,
19, 43, 111, 310 Эстрада — 205—207
Эффект отстранения — 311
Ю
Юмор — 90—92
Именной указатель
А
Абуладзе Т. — 411
Аввакум — 266
Августин Блаженный — 45
Аверенцев С. С. — 140
Агапов Б.Н. — 350
Адамар Ж. — 449
Адамович Г. — 321
Аддисон Дж. — 280
Адорно Т. — 331
Адуев Н.А. — 350
Айзенк Г. — 447
Айтматов Ч. — 409, 410, 411
Аксенов В. — 415
Александ I — 141
Альберти Л.-Б. — 182
Альтенберг П. — 314
Альфиери В. — 280
Амманати Б. Н — 263
Ансельм Кентерберийский — 56
Антониони М. — 202, 372, 423, 426, 427
Ануй Ж. — 282
Аполлинер Г. — 159, 333
Аппиа А. — 193
Арагон Л. — 334
Ариосто Л. — 265
Аристотель — 12, 17, 18, 33, 41, 44, 60, 63, 82, 88, 95, 99, 103, 132, 142, 143, 160, 161, 162, 179, 194, 228, 236, 258, 268, 277, 440, 442
Аристофан — 13, 84, 95, 98, 232
Арп Ж. — 332, 337
Арто А. — 194, 334
Архимед — 15
Асеев Н. — 323
Асмус В.Ф. — 38
Act Ф. — 453
Астахов И. Б. — 34
Ахматова А. А. — 162, 225, 227, 321, 407, 408, 416
Б
Бабаевский С.П. — 402
Бабель И.Э. — 126, 402
Багрицкий Э. — 350, 406
Баиф Ж. А. — 270
Байард И. Г. — 341
Байнбридж Дж. — 383
Байрон Дж. — 74, 301, 301, 302, 303, 304, 305
Базиле Д. — 265
Балашов Н. — 249, 250, 262
Балдуин М. — 383
Балланш Ж. — 300
Бальзак О.де — 55, 75, 200, 264, 384, 388, 397
Балль — 332
Барро А. — 340
Барток Б. — 343
Баттё Ш. — 276
Баумгартен А. — 12, 47, 143
Бах И.-С. — 136
Бахадур В. — 163
Бахтин М. М. — 17,27,28,96,213,243, 244, 245, 295, 394, 449
Беккет С. — 195, 362
Бексон К. — 401
Белинский В. Г. — 13,18,119,145,152, 253,256,257,298,451,460,462,474
Белле Ж. — 270, 271
Белло Р. — 270
Белль Г. — 122, 423
Белый А. — 320
Беме Я. — 267
Бенвиль де Т. — 388
Бенсерад де И. — 264
Беранже — 91
Берг А. — 348
Бергман И. — ПО, 423, 425
Бергсон А. — 88, 343
Бердяев Н. А.—100,102,115,326,353
Бернини — 269
Беренс П. — 23
Бернхейм Д. — 386
Берри Р. — 383
Берше Д. — 299
Бетти Э. — 456
Бетховен Л. ван— 15,61,100,157,162, 396
Бехер И. — 335
Биркгоф Дж. — 447
Блиш Р. — 379
Блок А. А. — 135, 320
Блум И. — 363, 368
Бовуар С. — 353
Бодлер Ш. — 99, 307, 320
Бокаччо Дж. — 247
Бомарше П. О. — 285
Бонавентура — 45
Бонд В. — 370
Борев К. — 370
Борев Ю. — 32, 84
Боске А. — 370
Боттичелли С. — 181
Брак Ж. — 325
Браун Т. — 265
Бретон А. — 333, 334, 335, 336, 337, 338, 341
Брион М. — 365
Брейгель П. — 100, 152
Брентано Ф. — 33
Брехт Б. — 92,194,243,380,428,433
Брик О. — 323
Бродский И. А. — 31, 109, 408
Бронзино А. — 263
Брунеллески Ф. — 182
Брю Ш.-П. — 365
Брюсов В. — 320
Буало Н. — 12, 15, 46, 57, 63, 83, 99, 192, 272, 275, 276, 277
Бубеннов А. А. — 402
Булгаков М. А. — 75,145,243,402,416
Булез Ш. — 377
Бунюэль Л. — 339
Буркхардт Я. — 264
Бурлюк Д. — 368
Буссотти С. — 375, 376, 377
Бэкон Ф. — 247
Бютор М. — 363
Бюхер К. — 220
В
Вагнер Р. — 157, 190, 348
Вайатт Т. — 247
Вазари Ж. — 262
Валери П. — 165, 460, 466
Ван Гог В. — 182, 313, 314
Ванслов В. — 32
Васильев А. А. — 191, 195, 411
Вахтангов Е.Б. — 193
Вейнер Л. — 383
Вейсбах В. — 264
Велде Х.Ван де — 23
Вельфин Г. — 247, 264
Вергилий — 234, 258, 275
Верлен П. — 320
Верн Ж. — 158
Вертов Д. — 202
Веселовский А.Н. — 20
Вивальди — 269
Вико Дж. — 152
Винер Н.Н. — 132
Винкельман И. И. — 47
Виланд — 107
Вильмонт Н.Н. — 150
Витрак Р. — 340
Витран Р. — 334
Вламинк М. — 330, 331
Воген Г. — 263
Водсворт — 295
Войнович В. — 415
Волошин М. — 313
Вольтер —46, 81,87,91, 104, 146, 157, 198, 283, 285, 294, 428
Вольф X. — 143
Врубель М. А. — 110, 317
Вуатюр В. — 264
Выготский Л. С. — 148
Высоцкий B.C. — 117, 402, 439
Вяземский П. А. — 209, 460
Габрилович Е.И. — 350
Гадамер Г.Г. — 16, 28, 448, 455, 456, 457
Гайдн Й. — 86
Галич Ю. — 402
Галятовский И. — 266
Гаман И. — 58
Гамильтон Р. — 369, 370
Гамсун К. — 314
Ганди М.К. — 77
Гаррисон Д. — 161
Гартман Н. — 33, 58, 81, 88, 343
Гаспаров М.Л. — 235
Гац А. — 401
Гевара А. — 263, 265
Гегель Г. В. — 12, 13, 18,32,48, 49, 57, 64, 67, 72, 75, 77, 80, 84, 88, 102,118, 123, 143, 144,155, 157,158, 167, 168, 187, 213, 225, 253,285, 296, 386, 387, 396, 397
Гейне Г. — 74, 91, 97, 301, 302, 307, 443, 444
Гельфрейх В. Г. — 350, 352
Гераклит — 39, 40, 142, 298
Гердер И.Г. — 48, 143, 152, 169
Герловин В. — 386
Герловина Р. — 386
Геродот — 94, 143
Герцен А.И. — 81, 87, 151, 188, 428, 452
Гете И. В.— 13,64, ПО, 112, 118, 131, 150, 157, 189, 288, 308, 438
Гиббон — 262
Гинзбург М.Я. — 23
Гиппиус 3. — 320
Гитлер А. — 76
Гладков Ф. — 406
Глинка М.И. — 86, 153
Гоббс Т. — 266, 289, 354
Гоген П. — 313, 314
Гоголь Н.В. — 75, 86, 89, 92, 98, 106, 122,149,151,152,232,388,389, 390, 395, 399, 472
Гойя Ф. — 91
Гольдсмит — 308
Гомер — 107, 112, 127, 143, 155, 189, 231, 275, 299
Гомес И. — 376
Гонгора-и-Артоге Л. — 264
Гончаров И.А. — 110, 151, 394
Гончарова Н. — 330
Гораций — 258, 272
Городецкий С. — 321
Гороховский Э. — 374
Горки А. — 365
Горький М. — 76,77,399,402,404,406
Готье Ж. Д. — 353, 388
Готье Т. — 264
Гофман Э. Т. А. —103,110,301,302
Гофмансвальдау Х.Г. — 267
Гофмансталь — 314
Грабарь И.Э. — 183
Грак Ж. — 340
Грей Т. — 295
Грез Ж. Б. — 294, 295
Грибоедов А. С. — 451, 472
Григ Э. — 389
Гриммельсгаузен Г. — 265
Грин А. — 161, 406, 407
Грин Р. — 263
Гринцер П. А. — 223, 24
Грис X. — 327
Грифиус А. — 265, 267
Гриффит Д. — 202
Гропиус В. — 23, 29
Гроссман В. — 402, 410, 412
Грюневальд М. Н. — 344
Гуддон Дж. — 295,301,324,343,401
Гумбольт В. — 152, 153
Гумилев Л.Н. — 219, 223, 321, 06
Гундольф Ф. — 478
Гуссерль Э. — 342, 478
Гюго В. — 127, 301, 307, 471
Гюйо Ж.М. — 145
Д
Давид Ж. Л. — 212
Дагер Л. —199
Дайн Дж. — 370
Дали С. — 110, 334, 336, 340, 341
Данте А. — 57, 70, 71, 112, 128, 157, 188, 211, 242, 246, 247, 248
Де Сика — 418
Дебюсси К. — 314, 443
Дега Э. — 200, 314
Дедалус С. — 363
Декарт Р. —74,146,192,194,275,448
Делакруа Э. — 212
Деларош П. — 199
Демокрит — 40, 41
Дерен А. — 330, 331
Державин Г. Р. — 151, 266
Деснос Р. — 334
Дессуар М. — 27
Дефо Д. — 285, 428
Джамболонья — 262
Джеймс У. — 362
Джойс Дж. — 147, 362, 363, 369
Джонсонс Б. — 265, 280
Джорджоне — 103, 257
Дземидок Б. — 161
Дидло Ш.Л. — 199
Дидро Д. —34,46,47,64,100,193, 194, 198, 283, 284, 285, 428
Дильтей В. — 334, 449, 455
Диккенс Ч. — 75, 148, 156, 388, 392, 397
Дмитриева Н. — 34
Добролюбов Н.А. — 18, 152
Довлатов С. Д. — 415
Долматовский Е. — 163
Домбровский Я. — 410
Домье О. — 91
Донн Дж. — 148, 265
Дора Ж. — 270
Достоевский Ф.М. — 13, 75, 76, 77, 100, 103, 114, 115, 146, 147, 157, 243164, 189, 200, 255, 362, 388, 392, 393, 394, 395, 398, 399, 426, 460
Драйден Дж. — 263, 280
Дьркс Л. — 388
Дэкс П. — 326
Дюбо Ж.-Б. — 143, 196
Дюрер А. — 344
Дюжардан Э. — 363
Дюррематт Ф. — 98,158,194,435,436
Дюфрен М. — 155
Дюшан М. — 339, 383
Е
Еврипид — 157, 229, 299
Ермилов В. В. — 33
Есенин С. — 151, 406
Ефремов О.Н. — 411
Ж
Жакоб М. — 326
Жданов А. А. — 13, 152, 407
Жермен де Сталь — 296
Жироду Ж. — 282
Жодель Э. — 270
Жоффруа Н. — 57
Жубер Ж. — 272, 300
Жуковский В. А. — 308, 474
Завадская Е. — 313
Зайцев Б. — 415
Замятин Е.И. — 158
Зелинский К. Л. — 350, 406
Земпер Г. — 23, 29
Зенкевич М. — 321
Зенон — 211
Золя Э. — 312
Зощенко М.М. — 407
Зриньи М. — 266
И
Ибера Ж. — 340
Ибсен Г. — 106, 193, 200, 389
Иванов Вс.Вяч. — 126, 250, 409
Иванов Г. — 321
Изер В. — 441
Измайлов А.Е. — 295
Иконников А. В. — 176
Ильинский И. — 381
Инбер В.М. — 350
Ионеско Э. — 98, 436
Исаковский М. В. — 163
Искандер Ф. А. — 76,79,391,394,410
Истомина А. — 199
Й
Йейтс У. — 325
К
Каган М.С. — 27, 33
Калидаса — 115, 163
Кальдерон П. — 265
Каменев Г. П. — 295
Камю А. — 13, 146, 195, 353, 354, 355, 356, 358, 360, 361, 431
Кампанелла Т. — 46
Каналетто Дж.А. — 374
Кандинский В. В. — 327
Кант И. — 13, 47, 50, 51, 55, 57, 64, 83, 89, 106, 107, 143, 440
Караваджо М. — 269
Карамзин Н.М. — 294, 295
Кардаш Л. — 336
Карузо — 207
Кафка Ф. — 100, 159, 343, 344, 345, 347, 348, 355
Кеведо Ф. — 265
Кейдж Дж. — 377
Кеннеди Дж. — 369
Кено Р. — 334
Кепроу А. — 378
Керби М. — 379
Кинг Г. — 263
Киндерманн X. — 280
Кириченко Е. — 316
Кирсанов С. — 323
Кирхнер Э.Л. — 343, 344
Китс Дж. — 295
Клейн И. — 383
Кливленд Дж. — 263
Комар В. А. — 382, 411
Конрад Г.М. — 312, 313
Кокошка О. — 343, 344
Кокто Ж. — 282, 340
Кольридж — 295
Кольцов М. — 151, 402
Констан де Ребек Б. А. — 299, 300
Коонен А. — 402
Коппе Ф. — 388
Коровин К. — 314
Корнель П. — 192, 275, 277, 279
Коуэлл Г. — 376
Кошут Дж. — 383, 384
Крамер C.H. — 38, 50
Креймер Б. — 423, 424, 425
Кронберг И. — 275, 276
Кроче Б. — 157
Крученых В. — 323, 329
Крэг Г. — 193, 428
Крус де ла Г.-Х.И. — 264
Крэйн С. — 312
Крэшо — 263
Ксенофонт — 41, 42
Кукольник Н.В. — 314
Кульман К. — 267
Кунинг Д. — 364, 379
Куприн И. — 415
Курбе Г. — 325, 388
Курбас Л. — 193
Кутузов A.M. — 157
Кусевицкий С. А. — 162
Кьеркегоре —54,100,352,353,397
Кюхельбекер — 451
Л
Лавджой А. О. — 296
Лавуазье А. Л. — 122
Лало Ш. — 33, 50
Ламартин А. — 199
Лаплас — 32
Ларионов М. — 328, 330
Лафонтен — 145, 277
Лахор Ж. — 388
Лашоссе П. — 293
Левек Б. — 57
Леви-Стросс К. — 51
Левитан И. И. — 151, 395
Левкипп — 40
Леже Ф. — 326
Лейбниц Г. В. — 122, 195
Ленин В. И. — 77
Леонардо да Винчи — 12, 13, 46, 181, 182, 247, 257
Леонидов И. И. — 23, 350, 351
Леон-Портилья М. — 67
Лепешинская О. — 199
Лермонтов М. Ю. — 151, 302, 389, 395
Лесаж А. — 285
Лессинг Г. Э. — 48, 64, 83, 84, 85, 104, 157, 160, 193, 284, 285, 428
Лили Дж. — 263
Липпс Т. — 33, 93
Липшиц Ж. — 325
Лисицкий Л.М. — 23
Лихачев Д. Д. — 27, 149, 150
Локк Д. — 111, 291
Ломоносов М.В. — 122, 151, 266
Лопе де Вега — 104, 192, 247
Лорка Ф.Г. — 341
Лоренс А. — 325
Лосев А.Ф. — 17, 231
Лотман Ю.М. — 17
Лоэнштейн — 265
Лукас Ф.Л. — 296
Лучюк Ю. — 375
Любимов Ю. — 194
Лютер М. — 150
М
Магритт Р. — 339
Мазаччо — 212
Майер Т.Ф. — 453
Макиавелли — 247
Маканин В. — 411
Макаров П. И. — 295
Маклюэн М. — 189, 204, 206, 374
Малларме С. — 320, 377
Малевич К. — 327, 329
Мандельштам О.Э. — 111, 188 321, 402
Мане Э. — 182, 325
Манисирер А. — 364, 365
Манн Г. — 428
Манн Т. — 150, 158, 159, 428
Манро Т. — 15, 24
Мао — 13
Марвелл А. — 263
Марини Б. — 262
Маринетти Ф. — 321
Марино Д. — 265
Марк Ф. — 348
Марке А. — 330
Маркес Г. — 419, 420, 421, 422,
Маркиш П. — 402
Маркс К. — 49,76,77,84,109,398,401
Маркс X. — 445
Марсель М. — 352, 353
Матисс А. — 314, 326, 327, 330
Матье Г. — 131, 365
Матье Ж. — 379
Матье М.Э. — 38
Маяковский В. В. — 81, 98, 107 153, 188, 323, 404
Медичи — 25
Мейерхольд В.Э. — 190, 193, 194, 402
Мейман Э. — 33
Меламид А. — 382, 411
Мелетинский Е.М. — 221
Менделеев Д. И. — 16
Мережковский Д. — 320
Мерло-Понти — 353
Мерсье Л. С. — 293, 295
Мертисен — 131
Метерлинг М. — 320
Мийо Ж. — 340
Микеланджело Б. — 28, 157, 179, 180, 247
Миллер О. — 267
Мильтон — 262
Минье О. — 298
Мириманов В.Б.— 186,212,311,318, 319, 326
Митри Ж. — 202
Михайлов А. Д. — 235
Михоэлс С. — 118, 402, 452
Могали-Надь Л. — 23
Мондриани П. — 328, 329
Молина Т. — 265
Мольер Ж.-Б. — 91, 192,277, 280,292, 485
Монастырский А. — 384
Моне К. — 182, 200, 313, 314
Монтень М. — 247, 291
Монтескье Ш. — 89
Мопассан Г. — 314, 451А
Мор Т. — 247
Мореас Ж. — 320
Морган Э. — 383
Морен Э. — 155
Морозов А. — 265, 266
Моррис У. — 23
Морштын 3. — 266
Моцарт В. А. — 61, 100, 396, 38
Мошерош — 265
Мошковский — 164
Мунк Э. — 343, 344
Мусоргский М.П. — 86, 92, 390
Мутезиус Г. — 23
Н
Набоков В.В. — 147, 415
Некрасов Н.А. — 146
Неруда П. — 342
Нижинский В.Ф. — 199
Низами — 122
Никифоров А. — 222
Нилин П. — 409
Ницше Ф. — 107, 108, 343, 398
Нифо А. — 46
Новалис — 13, 334
Новвер Ж. Ж. — 197
Нокс Р. — 46
Новерр Ж. Ж. — 15
Норрис Ф. — 312
Нуриев А. — 199
Ньепс Ж. — 199
Ньютон И. — 122
О
Овсянников М.Ф. — 34
Окуджава Б.Ш. — 402
Олеша Ю.К — 19, 55, 252, 402
Оливье Л. — 120
Ольденбург К. — 370
Ортега-и-Гассет X. — 129, 183
П
Паален В. — 313
Павезе Ч. — 418
Павлова А. П. — 199
Пазолини П. — 202
Палнер Р. — 456
Панди К. К. — 162
Паскаль Б. — 150
Пастернак Б. Л. — 52, 111, 137, 401, 402, 408, 412, 450
Паунд — 310
Пачиолио Л. — 45
Пейперт С. — 114
Перголези Д. Б. — 86
Перс С.-Ж. — 337
Петипа М. — 199
Петрарка — 247
Петров-Водкин К. С — 405
Пикабиа Ф. — 337
Пикассо П. — 182, 311, 325, 326
Пиксанов Н.К. — 472
Пильняк Б. — 402, 412
Пиндар — 13, 112, 299
Пирасманишвили Н. — 324
Платон — 12, 13, 32, 42, 43, 82, 112, 142, 179, 328
Платонов А. — 75, 402, 410, 412
Плиний — 258
Плисецкая М. — 199
Плотин — 44
Плучек В. — 404
Покровский М. — 233
Поллак Дж. — 364
Поло М. — 171
Полоцкий С. — 265, 266
Поль Ж. — 33, 85, 88
Понтормо Я. — 263
Потебня А. А. — 160
Потоцкий Я. — 266
Птоломей — 258
Превер Ж. — 334
Прево А.Ф. — 295
Прокопович Ф. — 266
Прокофьев С. — 444
Пруст М. — 110, 147, 363
Прюдомм С. — 388
Псевдо-Лонгин — 14, 56, 234
Пуанкаре Ж. А. — 114
Пуссер А. — 377
Пушкин А. С. — 13, 14, 59, 61, 62, 74, 75, 77, 107, 108, 109, 116, 119, 122, 127, 131, 132, 137, 138, 139, 140, 141, 146,150,151,152,157,161,162,166, 188, 242, 252, 253, 281, 297, 301, 302, 308, 384, 389, 390, 395, 397, 400, 438, 452, 460, 464, 484
Р
Рабле Ф. — 72, 87, 91, 95, 96, 98, 242, 247, 262, 268, 288
Равель М. — 314
Радивиловский А. — 266
Радищев А. К —127,145,157,428
Ратон М. — 3