Ансамбль афинского акрополя
Основные особенности культуры Древней Греции складываются, начиная с 11 века до н.э. Но основные её достижения приходятся на период высокой классики, (5 век до н. э.), поздней классики (4 век до н. э.) и эллинизма (с 330-ых годов до н. э. до 1 века до н. э.). Древнегреческая культура является самой высокоразвитой среди стран Средиземноморья в эту пору. Это языческая культура, и о древнегреческих богах многое известно, поскольку о них были сложены многочисленные мифы. Богам посвящались храмы и ставились в их честь статуи. Древняя Греция – родина многих философских школ, театра, спорта. Она является родоначальницей классических принципов в области архитектуры, живописи и скульптуры, тех принципов, которые «воскресали» позже, в эпоху Ренессанса и классицизма.
Храмы в Древней Греции являются ведущим типом в архитектуре. В основном храмы были прямоугольными в плане, реже встречались круглые. Главными типами храмов являются: (трепещите, несчастные! Этото возглас на госе произносить не надо, но некоторые, наверное, произнесут, то-то будет комиссии весело)
1. Периптер – прямоугольник, по всему периметру которого идут колонны.
2. Амфипростиль – прямоугольник, у которого по переднему фасаду 4 колонны и по заднему фасаду 4 колонны.
3. Храм в антах – прямоугольник с двумя колоннами, находящимися между выступами стен на переднем фасаде.
4. Диптер – прямоугольник, по всему периметру которого идёт двойной ряд колонн.
5. Толос – круглый в плане храм.
От гомеровского периода (11-8 века до н.э.) сложилась ордерная система в архитектуре Древней Греции. Но храмы гомеровского периода до нас не дошли, первые из дошедших относятся к периоду архаики(7-6 века до н.э.). Ордер – это художественно осмысленная система пропорциональных взаимоотношений несущих и несомых элементов в стоечно-балочной конструкции. В Древней Греции разрабатываются три основных разновидности ордера – дорический, ионический и коринфский. Но дошли до нас лишь примеры дорического и ионического ордера. Дорический ассоциировался с пропорциями мужской фигуры, так как он отличался массивностью форм. Его особенности: база отсутствует, ствол разделён каннелюрами, капитель в виде квадратной плиты абаки и круглой подушки эхина; антаблемент (состоит из архитрава, фриза и карниза) имеет фриз, состоящий из двух элементов – метоп и триглифов. Ионический ордер выше и стройнее дорического, поэтому ассоциировался с пропорциями женской фигуры. Его особенности: есть база, каннелюр больше, капитель в виде волют, фриз в антаблементе может быть рельефным (зофорным). Коринфский ордер ещё стройнее ионического, его особенность – капитель в виде стилизованных листьев аканта (аканфа). Вообще же, античных ордеров 5. По мере возрастания они располагаются в таком порядке: тосканский (создан этрусками, выглядит как дорический, но без каннелюр), дорический, ионический, коринфский и композитный (его капитель представляет собой смесь листьев аканта и волют, по пропорциям такой же, как коринфский, использовался чаще в древнем Риме).
В 5 веке до н. э. по проекту архитектора Либона был построен храм Зевса в Олимпии. Он практически не сохранился, и известен по остаткам фундаментов. Наиболее известный памятник древнегреческого зодчества – ансамбль Афинского Акрополя. Основные элементы ансамбля Афинского Акрополя сложились в 5 веке до нашей эры (высокая классика). Руководителем работ и автором проектной идеи считается великий мастер древнегреческого искусства, известный скульптор Фидий. Афинский Акрополь – это площадка, находящаяся на высоте 150 метров размерами 300 метров на 150. Он был обнесён стенами. На акрополь вела лестница, проходя по которой греки могли увидеть справа поставленный под углом к основной оси ансамбля маленький храм Нике Аптерос (бескрылой победы, чтобы не улетела). Его автор – Калликрат, по типу это амфипростиль, ордер ионический. Далее посетители проходили через Пропилеи – здания библиотеки и пинакотеки, созданные архитектором Мнесиклом в дорическом ордере. По мере движения к Парфенону посетители видели несохранившуюся до нашего времени бронзовую 9-метровую статую Афины Промахос (Афины Воительницы) скульптора Фидия. Парфенон (храм Афины Парфенос – Афины Девы) являлся главным элементом ансамбля. Его построили Иктин и Калликрат. Это дорический периптер, правда, с элементами ионического ордера в виде скульптурного фриза на наружной части стен. В Парфеноне находилась знаменитая статуя Афины Парфенос (Афины Девы) Фидия, выполненная в хризоэлефантинной технике (корпус статуи из дерева, пластины золота и слоновой кости). Она не сохранилась. Ещё один важный элемент ансамбля – храм Эрейтейонсо знаменитыми портиком кариатид – женских фигур, использовавшихся в качестве колонн. Созданный в период высокой классики, ансамбль Афинского Акрополя является самым лучшим произведением древнегреческой архитектуры.
От IV века до н. э. (поздняя классика) дошёл Театр в Эпидавре, спроектированный Поликлетом Младшим. От II века до н. э. (эллинизм) частично дошёл Пергамский алтарь Зевса(в Берлинском музее создана реконструкция, в которой использованы и сохранившиеся элементы алтаря).