Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму( изобразительное искусство и окружающий мир)
Наблюдение окружающего предметного мира и природы, явлений природы и создание на основе этого наблюдения художественного образа. Создание цветовых композиций на передачу характера светоносных стихий в природе. Приемы работы красками и кистью. Использование в работе тонированной бумаги и разнообразных материалов. Выбор материалов и инструментов для изображения. Передача в цвете своего настроения, впечатления от увиденного в природе, окружающей действительности. Изображение по памяти и представлению. Гармоничное заполнение всей изобразительной плоскости. Обсуждение картин, выполненных детьми: особенности работы на листе бумаги. Передача в рисунке направления: вертикального, горизонтального, наклонного. Проведение различных линий графическими материалами. Наблюдение за разнообразием цвета,
форм, настроения в природе и окружающей действительности и передача их в рисунке. Использование элементарных правил композиции. Получение сложных цветов путем смешения двух красок. Выполнение этюдов в пластилине или глине по памяти и наблюдению. Создание коллективных композиций из вылепленных игрушек. Изображение предметов в рельефном пространстве: ближе-ниже, дальше-выше. Овладение графическими материалами: карандашом, фломастером. Работа с палитрой и гуашевыми красками.
Развитие фантазии и воображения.
Импровизация в свете, линии, объеме в процессе восприятия музыки, поэтического слова. Отображение контраста и нюанса в рисунке. Создание цветовых композиций по ассоциации с музыкой. Передача настроения и движения в рисунке. Создание творческих работ по фотоматериалов и на основе собственных наблюдений. Передача динамики, настроения, впечатления в цветовых композициях без конкретного изображения. Связь между звуками в музыкальном произведении. Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства с использованием больших готовых форм. Конструирование из бумаги и создание народной игрушки из ниток и ткани. Создание композиций по мотивам литературных произведений.
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).
Представление об изобразительном искусстве, связи искусства с действительностью. Участие в обсуждении тем: «Какие бывают художники-живописцы, скульпторы, графики?». Материалы и инструменты разных художников. Различие жанров изобразительного искусства. Эмоциональная оценка и образная характеристика произведений художника. Выражение своего эстетического отношения к работе. Наблюдение, восприятие и эмоциональная оценка картины, рисунка, скульптуры, декоративных украшений изделий прикладного искусства. Роль и значение музея. Комментирование видеофильмов, книг по искусству. Выполнение зарисовок по впечатлению от экскурсий, создание композиций по мотивам увиденного.
Литература.
1. Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. Изобразительное искусство: интегрированная программа: 1-4 классы/ -3-е издание, перераб.- М.:Вентана-Граф, 2011.
2. Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. Изобразительное искусство: 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.- М.:Вентана-Граф, 2012.
3. Савенкова, Н.В. Богданова . Изобразительное искусство:1-4 классы: методическое пособие для учителя.- М.:Вентана-Граф, 2010.
Календарно – тематическое планирование уроков изобразительного икусства во 2 классе
№ урока | Дата | Наименование разделов | Учебная тема | Вид работы | Характеристика деятельности учащихся |
1-2 | Что значит быть художником? Предметный мир. | Что значит быть художником? Фактура предмета. Снимаем отпечаток с фактуры пред-мета. Учебник с. 6 - 13 | Рисование гуашью ковра-самолёта с применением приёма «отпечаток фактуры листа». | Изображать предметы с натуры и передавать в рисунке форму, фактуру, рефлекс. Использовать для передачи фактуры отпечатки с ткани, листьев и др. Иметь представление о цветовой гамме. Иметь представление о композиционном центре, предметной плоскости, первом и втором планах и находить их в работе. | |
Рефлекс в изобразительном искусстве. Рисуем натюрморт. Учебник с. 14 - 17 | Рисование акварельными красками натюрморта «Дары осени». | Передавать наглядную перспективу, Уметь размещать предметы в изображении открытого пространства. Передавать высокий и низкий горизонт, зрительное уменьшение удалённых предметов, использовать загораживание. | |||
Что могут рассказать вещи о своём хозяине? Учебник с. 18 - 25 | Рисование гуашью «Интерьер жилища сказочного героя». | Осваивать и изображать в рисунке замкнутое пространство. Участвовать в беседах о художниках, о произведениях, на которых изображён интерьер. | |||
Многообразие открытого пространства | Что такое открытое пространство? Учебник с. 26 - 33 | Рисование гуашью «Моя улица ранним утром» или «Животное, которое можно встретить в пространстве» (по выбору учащегося). | Наблюдать, замечать и передавать изменения цвета, пространства и формы в природе в зависимости от освещения: солнечно, пасмурно. Выражать в картине свои чувства, вызванные состоянием природы, – радость, тревогу, грусть, горе, веселье, покой. Иметь представление о художественных средствах изображения. | ||
Открытое пространство и архитектура. Учебник с. 34 - 37 | Рисование цветными карандашами в технике графики «Куда меня привела лесная тропинка». | Передавать наглядную перспективу. Уметь размещать предметы в изображении открытого пространства. Передавать высокий и низкий горизонт, зрительное уменьшение удалённых предметов, использовать загораживание. | |||
Кто создаёт архитектуру? Учебник с. 38 - 47 | Рисование гуашью «Открытое пространство в сюжете русской народной сказки» | Представлять и объяснять, почему у каждого народа своё природное пространство и своя архитектура: изба, хата, юрта, яранга и др. Участвовать в беседах, исследованиях. Находить в Интернете пейзажи и народные жилища разных стран. Создавать свою коллекцию изображений и фотографий с народной архитектуры. | |||
Волшебство искусства | Какие бывают виды искусства? Учебник с. 48 - 51 | Рисование р различных техниках «Виды искусства». | Иметь представления об изобразительном искусстве, о связи искусства с действительностью; высказывать свои представления и объяснять их. | ||
Сочиняем сказку и показываем её как в театре. Учебник с. 52 - 53 | Работа с разными материалами «Тростевая кукла». | Создавать этюды, зарисовки, композиции по теме. Изображать по представлению и по наблюдению человека в движении кистью от пятна без предварительного прорисовывания. Создавать композиции с изображением человека. | |||
Какие бывают игрушки? Учебник с. 52 - 59 | Рисование гуашью. Роспись народной игрушки. | Находить и объяснять связь образов народной игрушки с темами и персонажами сказок. Использовать выразительные средства декоративно - прикладного искусства. Создавать композиции (лепка из пластилина). Украшать вылепленных героев разнообразными декоративными элементами; использовать для украшения разные материалы: бусинки, стеклярус, пуговицы и др. Уметь проводить коллективные исследования. | |||
О чём и как рассказывает искусство? | Художественно - выразительные средства. Учебник с. 60 - 61 | Рисование гуашью Композиция «Заколдованный лес». | Использовать в работе различные композиционные решения (вертикальный, горизонтальный формат). Понимать и применять в работе равновесие в композиции, контраст крупных и мелких форм в объёме. Овладевать основами декоративной композиции. | ||
О чём говорят на картине цвета? Учебник с. 62 - 71 | Рисование акварелью или гуашью Иллюстрация к сказке П.П. Бажова «Серебряное копытце». | Выражать с помощью цвета различные чувства и настроение (задумчивость, восторг, волнение, ощущение волшебства, тайны), в том числе вызванные от встречи с природой, от наблюдений за природой (два состояния). | |||
Учимся изображать с натуры. Учебник с. 72 - 73 | Рисование карандашами предмета с натуры. | Наблюдать, замечать и передавать изменения цвета, пространства и формы в природе в зависимости от освещения: солнечно, пасмурно. Выражать в картине свои чувства, вызванные состоянием природы, – радость, тревогу, грусть, горе, веселье, покой. Иметь представление о художественных средствах изображения. | |||
Портрет. Учебник с. 74 - 79 | Рисование гуашью Автопортрет. | Создавать этюды, зарисовки, композиции по теме. Изображать по представлению и по наблюдению человека в движении кистью от пятна без предварительного прорисовывания. Создавать композиции с изображением человека. | |||
Такие разные маски. Учебник с. 80 - 83 | Работа с разными материалами «Карнавальная маска». | Определять зависимость выбираемой цветовой гаммы и тип красок от содержания и замысла. Работа по представлению и воображению. | |||
Графическое изображение. Учебник с. 84 - 87 | Рисование гуашью «Иллюстрация к любимой сказке». | Иметь представление о композиционном центре, предметной плоскости, первом и втором планах и находить их в работе. | |||
Контраст. Учебник с. 88 – 90 | Рисование гуашью «Планета чёрного и белого цвета» | Выражать с помощью цвета различные чувства и настроение (задумчивость, восторг, волнение, ощущение волшебства, тайны), в том числе вызванные от встречи с природой, от наблюдений за природой (два состояния). | |||
Пятно. Учебник с. 91 | Рисование акварелью «Небо». | Осваивать, гармонично заполнять всю поверхность изобразительной плоскости. Рассматривать и обсуждать картины, выполненные детьми, обращать внимание на особенности работы на листе. Передавать с помощью линии и цвета нужный объект. | |||
Тон. Учебник с. 92 – 93 | Работа гуашью по замыслу учащегося «Работа в светлых или тёмных тонах». | Уметь импровизировать в цвете, линии, объёме на основе восприятия музыки, поэтического слова. | |||
Штрих. Учебник с. 94 – 95 | Работа цветными карандашами «Музыкальный отрывок в штрихе». | Уметь импровизировать в цвете, линии, объёме на основе восприятия музыки, поэтического слова. | |||
Набросок. Учебник с. 96 - 99 | Работа с бумагой (аппликация) «На перемене». | Создавать этюды, быстрые цветовые зарисовки на основе впечатлений. Создавать свою коллективную пополняемую коллекцию фактур. | |||
Придаём бумаге объём. Учебник с. 100 – 101 | Работа с бумагой «Объёмная аппликация дерева» | Уметь наблюдать и замечать изменения в природе и окружающей жизни. Вносить свои изменения в декоративную форму. Работать с готовыми формами. Создавать коллективные работы. | |||
Пейзаж. Учебник с. 102 - 105 | Рисование акварелью «Пейзаж». | Изображать предметы в рельефном пространстве: ближе — ниже, дальше — выше. Передавать простейшую плановость пространства и динамику. | |||
Работаем в смешанной тех-нике. Учебник с. 106 - 107 | Рисование акварелью «Весенний пейзаж». | Выполнять работы различными художественными мате-риалами: гуашью, акварелью, карандашом, пастелью, тушью, пером, цветными мелками, с помощью аппликации. | |||
Животные в произведениях художников. Учебник с. 108 – 115 | Рисование красками (по выбору учащихся) - насекомое или птица. | Уметь импровизировать в цвете, линии, объёме на основе восприятия музыки, слова, художественного движения. | |||
Сюжет. Учебник с. 116 - 121 | Лепка из пластилина сюжетной аппликации «Человек и животные». | Наблюдать за окружающими предметами, деревьями, явле-ниями природы, настроением в природе и конструктивными особенностями природных объектов. | |||
Природа – великий художник. | Удивительный мир растений. Учебник с. 122 - 123 | Рисование карандашами «Букет цветов в вазе». | Передавать контрастные и нюансные цветовые отношения в небольших композициях в техники отрывной аппликации, с помощью гуаши или акварели. Привносить свой предмет в создаваемое пространство, не нарушая его целостности. | ||
Человек учится у природы. Учебник с. 124 - 125 | Рисование гуашью «Машинки для жителей Цветочного города". | Уметь наблюдать и замечать изменения в природе и окружающей жизни. Передавать в рисунке форму, цвет предметов и явлений, наблюдаемых в природе. | |||
Природные формы в архитек-туре. Учебник с. 126 - 127 | Лепка из пластилина с использование различных материалов «Сказочный дворец». | Отображать в рисунке и живописной работе свои наблюдения за состоянием и настроением в природе. Использовать в работе разнообразные художественные материалы (графика, живопись, аппликация). Передавать в рисунке планы, композиционный центр, динамику, контраст и нюанс цвета и формы. Осваивать возможности компьютерной графики (линия, пятно, композиция). | |||
Собираем коллекцию камней. Учебник с. 128 - 133 | Рисование гуашью «Украшение морского камня узором». | Наблюдать природные явления, особенности объектов природы, настроения в природе. Уметь замечать и передавать в рисунке разнообразие цвета, форм и настроений в природе. | |||
Симметрия в природе и искусстве. Учебник с. 134 - 137 | Аппликация из бумаги «Сказочный дворец». | Иметь представления о симметрии в изобразительном искусстве, о связи искусства с действительностью. Высказывать свои представления и объяснять их. | |||
Орнамент. Учебник с. 138 - 139 | Работа с различными материалами «Закладка для учебника». | Иметь представления об орнаменте изобразительном искусстве, о связи искусства с действительностью; высказывать свои представления и объяснять их. | |||
Слушаем и наблюдаем ритм. Учебник с. 140 - 143 | Работа с бумагой «Воздушный змей». | Иметь представления о ритме в изобразительном искусстве, о связи искусства с действительностью; высказывать свои представления и объяснять их. | |||
Смотри на мир широко открытыми глазами. Учебник с. 144 – 145 | Рисование гуашью «Летние зарисовки». | Воспринимать и эмоционально оценивать образную характеристику произведений художника. Высказывать своё эстетическое отношение к работе. Наблюдать и эмоционально оценивать картину. Выражать своё отношение и объяснять роль и значение искусства в жизни. Участвовать в беседах о красоте пейзажа в природе и искусстве. Иметь представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство, уметь передавать его в рисунке. |