Глава 4 Выявление природы комического в эстрадном номере
Почему именно комическому в эстрадном номере посвяще11;1 целая глава? Конечно же, потому что на эстраде веселый, ироничный, сатирический номер встречается гораздо чаще, чем дра~1;lтический, грустный.
Умение искать и выявлять комизм для режиссера эстрадного номера - важное профессиональное качество.
Причиныприоритета комического на эстраде Эстрада всегда была связана с праздником. А на празднике человек ищет развлечений.
В этом смысле развлечение - средство спасения от монотонIЮСТИ труда. Причины поиска развлечений очень разнообразны 110 своей природе. Рабочий хочет оторваться от тяжелой физи'IССКОЙ работы, деревенский житель к этому может добавить желание раздвинутЬ однообразие жизненного пространства, ра(jотник музея или артист - от привычных культурных ценностсЙ. Общее здесь то, что развлечение - это отрыв от обыденности.
Может быть, поэтому появившиеся в последнее время и расIIpocTpaHeHHbIe среди молодежи жаргонные выражения «тащить(:я~ И %оттянуться~ В основе своей содержат все тот же глагол %тащить~: имеется в виду вытащить себя из привычной борозды, то ссть - развлечься.
Там, где развлечение, - всегда радость. Там, где радость, всегда смех.
Поэтому, когда мы говорим, что эстраде присуща праздничность, то должны И продолжить - развлекательность, чувство радости и удовлетворения, смех.
Это связано еще и с тем, что эстрада - искусство очень демократичное, народное. А как справедливо заметил Г. Козинцев:
«Народная мудрость никогда не выражалась в искусстве благочестивыми проповедями, чинными поучениями. Она всегда возникала в шутке»'.
Именно поэтому эстрадное искусство в очень большой мере - это искусство смешного.
Конечно, бывают эстрадные номера и патетического, и философского, и патриотического содержания, но даже эти темы в эстрадном номере чаще всего (бывают и исключения) решаются через нахождение в номере природы юмора, природы смешного. «Смех, - писал Р. Юренев, - может быть радостный и грустный, добрый и гневный, умный и глупый, гордый и задушевный, снисходительный и заискивающий, презрительный и испуганный, оскорбительный и ободряющий, наглый и робкий, дружественный и враждебный, иронический и просто сердечный, саркастический и наивный, ласковый и грубый, многозначительный и беспричинный, торжествующий и оправдательный, бесстыдный и смущенный. Можно еще и увеличить этот перечень: веселый, печальный, нервный, истерический, издевательский, физиологический, животный. Может быть даже унылый CMex!~2
Режиссер эстрады должен уметь заставить зрителя смеяться. И это не ограничивает, не суживает рамки режиссерского творчества. Думается, в этом смысле искусство эстрады предъявляет более жесткие требования к режиссеру номера. Вообще, режиссеры, которые умеют ставить комедии, «делать смешно~, очень ценятся.
Комическое возникает в результате специфического осмысления действительности.
Клоун - это не приделанный нос, нелепый костюм, ужимки, ненатуральный грим и т. п., клоун - это прежде всего необычный инеординарный, необыденный взгляд на мир.
I~ этом необычном взгляде есть несколько постоянных фактов: вы всегда замечаете в происходящем какое-либо несоответствует, во-вторых, вы что-то воспринимаете преувеличенно (слов11'1 сквозь увеличительное стекло), в третьих, - здесь всегда при-
\ ,,'твует какое-то намеренное искажение действительности.
I Та этом, кстати, основан знаменитый аттракцион «комната , "Н'ц», или «комната кривых зеркал~. Предмет изображения (вы "'111) вроде бы остается похожим, но, оттого что в зеркальном , 1 I 1'; 1 жении что-то преувеличивается или преуменьшается, что-то 11' 1,;lжается, что-то смещает те или иные части, - возникает смех.
Если режиссер эстрадного номера не может быть таким зерI ,III()M, которое искажает, смещает, преувеличивает, преуменьша, 1, ему на эстраде делать нечего.