Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников
Класс
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников
Время для написания 2 часа (120 минут)
Задание №1
Какие из перечисленных терминов используются при описании экономической сферы?
1) наука, религия
2) собственность, рынок
3) семья, этнос
4) власть, партия
Задание №2
Игра, в отличие от иных видов деятельности, предполагает
1) передачу определенной информации
2) наличие воображаемой обстановки
3) общение с другими людьми
4) преобразование природной среды
Задание №3
Какой пример иллюстрирует влияние природных факторов на жизнь общества?
1) изучение природоведения школьниками
2) наличие воображаемой обстановки
3) разрушение цунами домов в поселке
4) вырубка леса под строительство коттеджей
Задание №4
Верны ли следующие суждения о межличностных конфликтах?
А. Межличностные конфликты могут продолжаться годами.
Б. При разрешении межличностного конфликта важно понять точку зрения другого человека.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Задание №5
Девятиклассник Алексей проявляет интерес к программированию и планирует по окончании учёбы профессионально разрабатывать компьютерные игры. На какой ступени образования находится Алексей?
1) основное общее
2) начальное профессиональное
3) полное (среднее) общее
4) среднее профессиональное
Задание №6
Верны ли следующие суждения о религии?
А. Каждая религия, как правило, содержит правила и нормы, которые должны соблюдать верующие.
Б. Религия может помочь людям обрести утешение в горе, жизненных неурядицах.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Задание №7
Как дефицит государственного бюджета оказывает влияние на экономику?
1) снижает мотивацию к труду
2) приводит к введению льготного налогообложения
3) уменьшает неравенство в доходах населения
4) сдерживает экономический рост
Задание №8
Правительство принимает меры по укреплению курса национальной валюты и снижению инфляции. Какая экономическая функция государства проявляется в данном случае?
1) защита конкуренции
2) правовое регулирование экономики
3) поддержание устойчивости финансовой системы
4) производство общественных благ
Задание №9
В парикмахерской работает 5 сотрудников, выполняющих стрижки и другие косметические процедуры. Какой показатель отражает производительность труда в парикмахерской?
1) каждый парикмахер периодически проходит переподготовку
2) каждый обслуживает за смену в среднем 19 клиентов
3) мастер использует профессиональные косметические средства
4) парикмахеры применяют в работе современное оборудование
Задание №10
Верны ли следующие суждения о факторах формирования спроса?
А. На формирование спроса оказывает влияние стоимость товара.
Б. На формирование спроса оказывают влияние культурные традиции общества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Задание №11
Что отличает семью от других малых групп?
1) совместное ведение хозяйства
2) общая трудовая деятельность
3) Общность политических убеждений
4) Единые эстетические предпочтения
Задание №12
Какую социальную роль могут исполнять подросток и взрослый?
1) депутат городского собрания
2) государственный служащий
3) сотрудник избирательной комиссии
4) член неформальной общественной группы
Задание №13
Верны ли следующие суждения о социальных нормах?
А. К социальным нормам относятся традиции и ритуалы.
Б. Социальные нормы призваны придавать общественной жизни стабильность и предсказуемость.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Задание №14
В отличие от государства, политическая партия
1) определяет внешнюю политику
2) выражает интересы общества в целом
3) ведет борьбу за получение политической власти
4) разрабатывает политические документы
Задание №15
Пропорциональная избирательная система отличается от мажоритарной тем, что
1) предусмотрено тайное голосование на избирательных участках
2) избиратель голосует за списки от избирательных объединений или партий
3) победителем признается кандидат, получивший большинство голосов в своем округе
4) выборы являются всеобщими и равными
Задание №16
Верны ли следующие суждения о демократическом государстве?
А. Демократическое государство может иметь только федеративное устройство.
Б. В демократических государствах регулярно проводятся свободные выборы в органы государственной власти и местного самоуправления.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Задание №17
Какие термины относятся к понятию «правонарушение»?
1) письменная форма, системность
2) договор, право собственности, возмещение ущерба
3) высшая юридическая сила, всенародное голосование
4) деяние, противоправность, виновность
Задание №18
К личным имущественным правам относится право на
1) результаты интеллектуальной деятельности
2) получение наследства
3) заключение договора дарения
4) владение земельным участком
Задание №19
Сидоров заключил договор на ремонт квартиры со строительной фирмой. Нормами какого права регулируются данные правоотношения?
1) административного
2) гражданского
3) Уголовного
4) Трудового
Задание №20
Верны ли следующие суждения о защите прав граждан?
А. Важную роль в отстаивании законных прав граждан играет адвокатура.
Б. В случае незаконного увольнения работник имеет право обратиться в суд.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Задание №21
В списке указаны черты сходства и отличия семьи и других малых групп. Выберите и запишите в таблицу сначала порядковый номер черт сходства, а затем – черт отличия
1) прямые личные контакты
2) общность интересов
3) ведение совместного хозяйства
4) кровнородственная связь
Черты сходства | Черты отличия | ||
Задание №22
Установите соответствие между примерами проступков и их видами: к каждой позиции данной в одном столбце, подберите позицию из другого столбца
Примеры:
А) незаконная перепланировка квартиры
Б) пропуски занятий без уважительной причины
В) нарушение правил торговли
Г) неисполнение долгового обязательства
Виды проступков:
1) гражданско-правовой
2) административный
3) дисциплинарный
Запишите выбранные цифры
А | Б | В | Г |
Задание №23
Прочитайте текст, каждое положение которого обозначено буквой
А. В связи с мировым экономическим кризисом в экономической науке большое внимание уделяется вопросу об участии государства в экономических процессах.
Б. На наш взгляд, у ряда экономистов и политологов наблюдается синдром почти полного неприятия государства в качестве действенного участника экономических отношений.
В. Думается, такая позиция является односторонней.
Определите, какие положения текста
1) отражают факты
2) выражают мнения
Запишите под буквой цифру, обозначающую его характер
А | Б | В |
Задание №24
Прочитайте текст. Проанализируйте данные таблицы и выполните предлагаемые задания
Международная организация в 2000 и 2010 годах проводила в стране Х. опрос совершеннолетних людей, имеющих детей. Им был задан вопрос: «Допускаете ли вы использование физических наказаний как средства для воспитания детей?». Результаты опросов представлены в таблице.
Варианты ответа | 2000 г. (%) | 2010 г. (%) |
Да, это очень действенный метод воспитания | ||
Нужно использовать очень осторожно и лишь в крайних случаях, когда другие методы не эффективны | ||
Это недопустимо, так как нарушает права ребенка на физическую неприкосновенность | ||
Затрудняюсь с ответом |
Найдите в приведенном ниже списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы.
1) Количество опрошенных, которые не смогли определить свое отношение к проблеме, увеличилось
2) В целом увеличилось число родителей, считающих телесные наказания недопустимыми в отношении детей ни при каких обстоятельствах
3) Количество сторонников телесных наказаний сократилось в полтора раза
4) Почти каждый четвертый в 2000 году оправдывает применение физической силы по отношению к детям осторожно и в особо серьезных случаях.
5) В целом родители стали чаще применять телесные наказания в 2010 году, чем в 2000 году.
Ответ_________________
Задание №25
Результаты опросов были опубликованы в СМИ и прокомментированы. Какие из приведенных ниже выводов вытекают из полученной информации? Запишите цифры, под которыми они указаны
1) В стране Х. происходит демократизация отношений между детьми и родителями, что проявляется в отказе от физических наказаний детей.
2) Для успешного решения семейных проблем следует развивать систему социального обеспечения пищей, одеждой, жильем.
3) Несмотря на положительную динамику, телесные наказания применяются в стране Х.
4) Государство Х. должно разработать систему мер, защищающие права детей, в том числе и от насилия со стороны родителей и воспитателей.
5) Проблема взаимоотношения родителей и детей является частной, она не терпит вмешательства со стороны государства и общества.
Ответ__________________
Задание №26
Прочитайте текст и выполните задания
Эстетическое сознание занимает важное место в жизни человека и общества. Его корни находятся в первобытном обществе и проявляются в народном творчестве (фольклоре) – песнях, плясках, мифологических сказаниях, пословицах, поговорках, наскальных рисунках и т.д. Начиная с рабовладельческого общества оно проявлялось как профессиональное искусство. И поныне, одновременно с профессиональным творчеством продолжает существовать народное творчество, привлекающие к себе одинаковое внимание людей во время фестивалей, «конкурсов песни», праздников, выставок и т.д.
Профессиональное искусство существует в единстве и многообразии своих видов, выражающих богатство и многогранность самой действительности. Разновидностями искусства являются: художественная литература, живопись, музыка, театр, кино, телевидение, танцы, скульптура. Важное место в ряду искусств занимают декоративно-прикладное искусство и архитектура, самым тесным образом связанные с материальной культурой. Искусство отражает широкий круг явлений окружающего мира: природу, людей и их поступки, мысли, переживания, отношения, условия жизни. Следует подчеркнуть, что искусство выделяет в качестве главной стороны своего предмета – человека. Общим для всех видов искусства является художественно-образный характер отражения жизни и эстетическая форма выражения идей и чувств общественного человека. При всем различии литературы и живописи, музыки и изобразительных искусств в их основе находится художественный образ, который дает объективную картину действительности и её субъективное, индивидуально-неповторимое видение и переживание художника. Каждый из видов искусства имеет свои особые средства создания художественного образа: в литературе – слово, в живописи – цвет, в музыке – звукоинтонации, в скульптуре – объемно-пространственные формы и т.д.
Искусство, как форма общественного сознания имеет ряд особенностей, – оно включает в себя три момента: эстетический, познавательный и идеологический.
Искусство – одно из проявлений эстетической деятельности человека, форма эстетического познания действительности. Красивые предметы и явления, законы красоты существуют в самой объективной действительности. Н.Г.Чернышевский в своей диссертации «Эстетическое отношение искусства к действительности» подчеркивал: прекрасным является сама жизнь, та жизнь, которой она должна быть. В идеале существует известная триада: Истина, Добро, Красота. Широкое распространение получил тезис Ф.М.Достоевского: «Красота спасет мир», что означает – мир может быть спасен истиной и добром, составляющими в совокупности прекрасное. Составными частями понятия красоты являются гармония, совершенство, мера. Итак, эстетический момент – это познание прекрасного, наслаждение им и изменение действительности по законам красоты.
Искусство, наряду с наукой, является средством познания действительности человеком. Иначе говоря, оно включает в себя познавательный момент. Например, благодаря роману Л.Н.Толстого «Война и мир» люди получают не только эстетическое наслаждение, но и достоверные знания, в частности, об Отечественной войне 1812 года, которую вел героический российский народ против иноземных французских агрессоров. Через многочисленные художественные произведения, посвященные Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, мы узнаем об агрессии против СССР другого вероломного западного хищника – фашистской Германии, события того трагического времени – трудности войны, великую Победу советского народа, спасение им других народов Запада и т.д.
Искусство включает в себя идеологический момент. Искусство потому и есть форма идеологии, что его содержание осуществляет связь с известным идейным осмыслением, объяснением. В искусстве всегда, как правило, содержится оценка изображаемого, которая представляет не просто личную, субъективную оценку, но и выражает отношение той социальной группы, с позиций которой выступает творец – писатель, художник и т.д. Так, в художественных произведениях дается высокая положительная оценка героическим поступкам солдат в справедливых войнах, в то же время категорически осуждается предательство, измена Родине.
Общепризнанными образцами художественности и народности являются произведения великих русских писателей: А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, А.П.Чехова, А.М.Горького, М.А.Шолохова и др.
Задание №26а
Выделите основные смысловые части текста. Составьте план текста.
Задание №26б
Сформулируйте определение искусства с позиций содержания текста.
Задание №26в
Когда возникло искусство и какую роль оно играло в древнем обществе?
Задание №26г
Какие функции выполняет искусство?
Задание №26д
Согласны ли вы с высказыванием Ф.М. Достоевского «Красота спасет мир»? Приведите три аргумента.
Задание №27
Творческая часть
Напишите сочинение-эссе по одному из предложенных высказываний:
1. Крушанов А.А.«Дискриминируемым и фактически брошенным обществом и властью оказалась мужская часть населения России. «Мужской вопрос», отравляющий жизнь и самих российских женщин, не должен оставаться во власти невидимой руки стихии (мол, это проблема самих наших мужчин – неудачников и лузеров), но должен быть темой, требующей пристального и целевого общественного и государственного внимания».
2. Кондрашин И.И.«Мораль, разум и патриотизм являются естественными для каждого нормального человека атрибутами».
3. Михайлова Р.В.«Смысл земной жизни человека заключается в том, что он должен творить добро другим, одновременно борясь со своими недостатками и пороками».
4. Уайтхед А.Н.«Креативность есть актуализация потенциальности, а процесс актуализации – это и есть событие опыта».
В сочинении-эссе вы должны продемонстрировать:
1. Знание социальных фактов.
2. Владение теоретическим материалом (понятия, термины и др.).
3. Аргументированность суждений и выводов.
4. Знание мнений ученых-обществоведов.
5. Внутреннее смысловое единство, соответствие теме.
6. Оригинальность решения проблемы, аргументации.