Общая характеристика культуры Нового времени
Период Нового времени охватывает три века – XVII, XVIII и XIX вв. Сложность и противоречивость явлений и процессов, происходивших в художественной культуре – характерная черта этого периода.
В свою завершающую стадию вступил процесс смены феодальных отношений капиталистическими. Он начался ещё в эпоху Возрождения, но в XVII в. достиг большой остроты. Развитие торговли, накопление торгового капитала втягивало хозяйства крестьян и феодалов в рыночные отношения. Новый формирующийся класс буржуазии начинает играть заметную роль в жизни всех европейских стран.
Период конца XVI – XVII вв. богат на исторические события. В конце XVI в. произошла первая буржуазная революция (1566-1609). Случилось это в Нидерландах, а закончилось образованием буржуазной республики Голландии. Что касается южных провинций, то они так и остались под протекторатом Испании. Южные провинции получили название Фландрии. Эта разница в исторической ситуации оказала большое влияние на развитие художественной культуры Голландии и Фландрии. Имевшие сходные традиции в развитии искусства в прошлом, после революции и завершения освободительного движения художественная жизнь приобрела черты своеобразия (искусство Голландии будет развиваться под знаком реализма, а фламандское будет симпатизировать стилю барокко).
В других странах господствовали феодальные отношения, формой правления являлся абсолютизм. Самый яркий расцвет абсолютизм получил в это время во Франции, которая надолго стала образцом подражания для многих монархов. Абсолютисткие режимы укрепились и во многих более мелких государствах Центральной Европы, в Скандинавских странах, в России. Причём, если сильный абсолютизм Франции одновременно и сдерживал развитие капиталистических отношений, и способствовал их развитию Ришелье при Людовике XIII), то в тех странах, где он был довольно слаб (Испания, Италия) общество и экономика находились в состоянии упадка. Большим потрясением для европейских стран стала Английская буржуазная революция, в ходе которой был казнён король Карл I (1649).
В Италии и Испании католическая церковь, желавшая реванша после проигрыша движению реформации, устроила настоящие гонения на неугодных. С перерывами с 1545 по 1563 гг. заседал Тридентский собор, который закрепил средневековые догматы католицизма, подтвердил верховенство римских пап, усилил гонения на еретиков и ввёл строгую церковную цензуру. Результат: сожжение Джордано Бруно в Риме (1600), запрещение учения Коперника, суд над Галилео Галилием (1633).
Несмотря на эти гонения, возврат к средневековой всеобщей и непоколебимой вере уже был невозможен, так как эпоха Возрождения сильно расшатала традиционные мировоззренческие основы общества. Новые принципы взгляда на мир были сформулированы в трудах учёных того времени. Среди них надо назвать Френсиса Бэкона (1561-1626), который провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой, а опыт главным источником знаний о ней, и Рене Декарта (1596-1650) объявившего разум (а не веру) человека главным инструментом познания мира. В орбиту человеческого познания всё более активно включался не только земной мир, но и пространство Вселенной: Галилео Галилей и Иоганн Кеплер развили и обосновали гелиоцентрическое учение Коперника. Новые оптические приборы сделали возможным наблюдение жизни не только макро-, но микромира. Механика Исаака Ньютона (1642-1727) послужила основой материалистического взгляда на природу как на единый механизм, управляемый общими законами.
Перемены произошли не только во взглядах на мир, но и на общество. Томас Гоббс (1588-1679) в своих трудах («Левиафан») впервые представил государство не как божественное создание, а как результат «общественного договора», то есть как порождение сознательной деятельности. Это, в свою очередь, лишало власть божественного ореола и делало монарха всего лишь должностным лицом не только с определёнными правами, но и обязанностями.
Успехи науки расширили и усложнили представление о мире как о безграничном, противоречивом, но едином. Человек стал представляться не стоящим над миром, а находящемся в тесной связи с ним, то есть зависимым от него. Это заставило людей, во-первых, отказаться от антропоцентризма (понимания человека как центра и высшей цели мироздания), а во-вторых, пристальнее вглядеться в окружающую их действительность. Именно поэтому искусство XVII века обнаруживает в своём развитии тесную, активную и многостороннюю связь с реальной действительностью. На это, например, указывает несравненное богатство жанровой системы, по сравнению с предыдущими периодами.