Iii. вокально-хоровой анализ

Произведение «Ильмень - Озеро» написано для 8-миголосного мужского хора, с divisi в партиях Т и В.

Диапазоны хоровых партий:

Iii. вокально-хоровой анализ - student2.ru

Диапазон хора:

h - h1

Диапазон хора составляет 2 октавы. Крайние звуки используются эпизодически. Поэтому рабочий диапазон а б – g1. Если говорить о тесситурной составляющей, то необходимо отметить, что басы, в отличие от теноров, поют только в примарной зоне и их партия вследствие этого не представляет сложность. Теноровая партия более разветвлена, и в ней есть ряд моментов, которые представляют известные тесситурные проблемы.

Исполнение основного мелодического материала поручено партии Т1 ( за исключением эпизодов с имитационной полифонией, где тема проходит в партии В), остальные же голоса выполняют функцию гармонического сопровождения.

Приёмы звуковедения в произведении legato, non legato, marcato. Выбор композитором звуковедения напрямую зависит от содержания литературного текста.

Звуковедение legato используется с 1 по 12 тт. Прием звуковедения legato, является одним из важнейших средств выразительного исполнения мелодии. Этот прием отражает главное в процессе пения - непрерывность, плавность, напевность.

С 13 по 24 тт. характер звуковедения non legato. Прием звуковедения nonlegato означает - не плавно, не связно, предусматривает некоторое подчеркивание каждого звука мелодии, но с обязательным сохранением её непрерывности.

Ну и в заключительных тактах с 25 по 40 звуковедение marcato. Это звуковедение с подчёркнутой твёрдой атакой каждого звука.

Тональность в произведении мажорная, поэтому характер звука «светлый». Он характеризует мощь озера и гордость народа за свою Родину.

При исполнении хоровой миниатюра используются все виды певческого дыхания: общехоровое, по партиям и цепное.

Пример :

общехоровое

Пример :

По партиям

Пример :

Цепное

Произведение содержит ряд значительных трудностей, которые возникнут при его исполнении. В первую очередь интонационного плана.

Строй хора - одно из базовых, фундаментальных понятий музыкальной теории, а так же является одним из основных элементов хоровой звучности. Даже при первом знакомстве с данным произведением мы можем заметит множество трудностей связанные со строем.

Во-первых, перед нами сочинение a’cappella (пение a’cappella является наивысшей формой хорового исполнительства).

Во-вторых, сложность могут вызвать вступления партий на разные доли такта:

Пример

Такие фрагменты можно использовать хормейстером в качестве учебного материала в виде упражнений на различные слоги.

Внимание нужно обратить на фальцетное пение в партии Т, что требует от исполнителей очень тонкого, «острого» интонирования.

Пример

Нельзя упускать из вида те моменты когда в партиях встречается хоровая педаль. Удержаться на одном звуке очень сложно

Пример

Правильное певческое дыхание является основой формирования вокально-хоровой техники, а также одним из факторов способствующих устойчивости интонации и его, несомненно, следует «тренировать». Руководителю следует добиться от исполнителей пения «на опоре».

Под ансамблем в любом виде искусства подразумевается стройное единство и согласованность деталей, образующих единую композиционную целостность. Ансамбль хора является синтезом таких частных ансамблей, как интонационный, тембровый, динамический, ритмический и дикционный.

Совершенно очевидно, что голос, ведущий тематический материал, должен быть выделен в контексте общего звучания. Главная задача дирижёра – суметь объединить все партии в единую целостную структуру. В установке темпового единства весьма важен выбор правильного темпа(Moderato = 70 ). Особую трудность представят следующее темповое указание ritenuto. Для слаженного единовременного его исполнения необходимо, чтобы все исполнители были крайне внимательны и пели «по руке».

На протяжении произведения мы можем встретить разновременные вступления партий. Чтобы добиться в этих местах ритмического ансамбля, дирижёру следует отработать в медленном темпе все вступления.

Хоровое искусство основано на синтезе музыки и слова. Ясная чёткая дикция помогает лучше понять слушателям содержание хорового произведения. При пении всё внимание фиксируется на устойчивость звуковых интонаций.

Сущность певческой дикции заключается в максимальном пропевании гласных и быстром чётком произношении согласных, присоединении их внутри слова и при окончании к последующим гласным звукам. Характер певческой дикции зависит от характера музыки хорового произведения, его образного содержания.

Гласные следует произносить звонко, интонационно чисто, округлённо и ровно. При пении ётированных гласных «я», «е», «ё», «ю» (которые состоят из полугласной «й» и гласных «э», «у», «о», «а»). Полугласный «й» произносится очень коротко, а следующий звук чётко артикулируется и предельно распевается.

Следует обратить внимание на точность произношения и высокое интонирование сонорных согласных в словах: «подморозило», «раскинулось», « словно» и т.д.

При исполнении произведения следует помнить правило: «согласные оканчивающие слог в середине слова, при произношении переносятся к следующему слогу, а оканчивающие слово при тесном смыке слов – к следующему слову».

Например: « Ут-ро-мза-во-ди-по-дмо-ро-зи-ло-и-ра-ски-ну-ло-сьвда-льи-ширь».

Исполнение данного произведения подвластно профессиональному мужскому хору.

Наши рекомендации