Пейзаж с желтым домом (Зимний пейзаж).Около 1906 Катя
Малевич. До и после квадрата
Вступление. Автопортрет. 1910-1911. Лена
«Человек смотрит в телескоп на звезды, но забывает о том, что он сам – звезда», - говорил Казимир Малевич. Согласно этим словам, запечатлел он себя на автопортрете не скромным начинающим художником, каким видели его тогда окружающие, но исполненным грандиозных сил творцом, повелителем красочных стихий. Наделенный вселенской значимостью, торжественно неподвижный Малевич, являет себя в некоем предстоянии не столько уже перед зрителем, сколько чуть ли не перед Вечностью, констатируя тем самым факт рождения Мастера, «Казимира Великого», «Председателя Мирового Пространства», будущего создателя самойрадикальной картины в истории мировой живописи.
«Черный квадрат», образ которого впервые появился в качестве сценической декорации к постановке футуристической оперы «Победа над Солнцем» в 1913 году, по существу, разделяет творческий путь Малевича на принципиально разные этапы.
До квадрата – это период, за который молодой живописец одолевает путь постижения разнообразных новаторских «измов» в искусстве рубежа XIX – XX веков и приходит к одной из самых существенных систем – супрематизму, - оказавшей глубокое влияние на весь ход художественного процесса прошлого столетия.
После квадрата – это время, когда насладившись пустотой бескрайнего пространства супрематических миров, Малевич вернулся из абсолютно белого неба, восстановил горизонт и воздвиг над ним заправленные пустотой безликие фигуры «землянитов». Фигуративность соединилась с беспредметностью, породив уникальные произведения второго крестьянского цикла.
Русскому музею принадлежит самая полная в мире коллекция работ Малевича, позволяющая воссоздать эволюцию творчества художника, по которой можно изучать историю искусства начала XX века.
Особенностью, предлагаемой Вашему вниманию выставки «Малевич. До и после квадрата», является уникальная видео-запись футуристической оперы «Победа над Солнцем», премьера которой состоялась в Петербурге 100 лет назад.
До квадрата
Пейзаж с желтым домом (Зимний пейзаж).Около 1906 Катя
Чаще всего мы ассоциируем Казимира Малевича с его квадратами, кругами и прочими геометрическими композициями. И гораздо реже вспоминаем, что начинал творец бессмертного «Черного квадрата» с искусства классического, переосмыслил разные живописные направления и только потом изобрел свой супрематический мир.
Самым ранним сознательным, серьезным увлечением Малевича становится импрессионизм. Впервые попав в Москву в 1904 году, в знаменитом Щукинском собрании он увидел полотна Клода Моне, с видами Руанского собора. Этот момент, названный им «великим событием», художник не забывал никогда. «Впервые я увидел светящиеся отражения голубого неба, - вспоминал он, - написанные чистыми сочными тонами. После этого я стал импрессионистом». А в автобиографических записках упоминал, что в начале 1900-х в свои летние приезды из Москвы в Курск он «продолжал писать импрессионизм». Этот период увенчался несколькими полотнами, в которых воспроизведение натурного пейзажа неразрывно слилось со стремлением (быть может, еще недостаточно осознанным, но тем не менее очевидным) с помощью краски создать драгоценную, вибрирующую цветовыми нюансами живописную фактуру. Таков любовно сотканный из коротких энергичных мазков «Пейзаж с желтым домом», написанный в 1906 году, удивительный по тонкости цветовых сочетаний. Он выполнен в пуантелистической манере, основанной на письме раздельными мазками чистой краски в виде точек, которые наносятся на холст в расчете на их оптическое смешение в глазу зрителя. Мимолетный взгляд на произведение фиксирует лишь пестроту цветовых пятен, и только при более внимательном рассматривании формы принимают знакомые очертания, складываются в понятное изображение, не противореча художественной задаче - передать сюжет через цветовые отношения.