В.А.Моцарт. Симфония №40, Рондо (ля-минор).
Л.Бетховен. Увертюра «Эгмонт».
РОМАНТИЗМ
Главной темой следующего урока становится романтизм. Новый стиль в искусстве приходит независимо от желания или прихоти отдельных, пусть даже весьма одаренных личностей. Как истинно большие художники, они особенно остро ощущают перемены, происходящие вокруг них в общественной и политической жизни, и непосредственно выражают своим творчеством новые настроения, новые явления в жизни.
Когда мы говорим о пришедшем на смену венскому классицизму романтическом направлении, это особенно наглядно видно при сопоставлении творчества Бетховена и Шуберта.
В течение пятнадцати лет (1812 – 1827) оба жили в Вене, оба писали симфонии (Девятая симфония Бетховена рождалась одновременно с «Неоконченной» Шуберта), сонаты, квартеты и другую камерную музыку. И тем не менее Бетховен считается представителем классицизма в музыкальном искусстве, а Шуберт принадлежит совершенно новому направлению в искусстве – романтизму.
Романтизм – идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII – начала XIX века и получившее развитие в первой половине XIX века.
Молодость Бетховена протекала в год общественного подъема, сопровождавшего Великую Французскую революцию, во многом подготовленную идеями просветителей. И как бы ни менялось в последующие тридцать лет мировоззрение композитора, революционные идеи, идеи борьбы за справедливость, равенство и братство человечества будут пронизывать все его творчество.
Шуберт и по возрасту (он был на четверть века моложе Бетховена), и по своим творческим устремлениям принадлежал к другому поколению. Он формировался в эпоху наполеоновских войн, то есть в те годы, когда революционный подъем, которым жила вся Европа, сменился глубоким разочарованием в идеалах справедливости, рациональности бытия, просветительстве.
Представители нового поколения, к которым принадлежал и Шуберт, совершенно по-иному ощущали себя как личности. Шуберт не зависел, как Бетховен, от прихоти поддерживающих его меценатов. Иным было окружение Шуберта, тесно связанного с венской разночинской средой, очень пестрой по своему составу и демократичной.
Не удивительно, что такими разными оказались творческие манеры двух этих композиторов. Бетховен, образно говоря, выражал чаяния всего человечества и обращался своими произведениями ко всем людям планеты. Шуберт, как и другие композиторы-романтики, в своих сочинениях раскрывал тончайший душевный мир отдельной личности и адресовал свое творчество как бы близкому ему человеку. Он выражал не патетику великих свершений, как Бетховен, а драматизм обычных судеб и отношений. Центром всех жанров у Шуберта стала песня. Песенность пронизывает его фортепианные миниатюры и сонаты, симфонии, камерные сочинения.
Конечно, было бы ошибкой думать, что смена стилей в европейском искусстве произошла мгновенно. В творчестве позднего Бетховена уже явно ощущается наступление нового времени. В такой же мере в произведениях Шуберта – первого яркого представителя реализма – проступают черты венского классицизма.
В музыке романтизм сформировался в 1820-х гг. и сохранил свое значение вплоть до начала XX века. Перемены, происходящие в общественной и политической жизни, породили новые настроения, новые веяния в культуре и искусстве.
Идеалы романтического искусства были основаны на стремлении к свободе, независимости личности, на противопоставлении возвышенного рутине жизни. Для творчества композиторов-романтиков характерно обращение к жанрам, связанным с литературой, к музыкальной программности, использование более свободных, по сравнению с их предшественниками (например, венскими классиками) форм. В своих произведениях, пронизанных яркой эмоциональностью и лиризмом, они стремились передать все богатство внутреннего мира человека.
Романтизм отразил разочарование самых широких кругов в итогах Великой французской революции 1789-1794гг., в идеологии Просвещения и буржуазном прогрессе. Поэтому ему свойственны критическая направленность, отрицание обывательского прозябания в обществе, где люди озабочены лишь погоней за наживой. Отвергаемому миру, где все, вплоть до человеческих отношений, подчинено закону купли-продажи, романтики противопоставили иную правду – правду чувств, свободного волеизъявления творческой личности. Отсюда проистекает их пристальное внимание к внутреннему миру человека, тонкий анализ его сложных душевных движений. Романтизм внес решающий вклад в утверждение искусства как лирического самовыражения художника.
Первоначально романтизм выступил как принципиальный противник классицизма. Античному идеалу было противопоставлено искусство средних веков, далеких экзотических стран. Романтизм открыл сокровища народного творчества – песен, сказаний, легенд. Однако противоположность романтизма классицизму все же относительна, так как романтики восприняли и развили дальше достижения классиков. На многих композиторов большое влияние оказало творчество последнего венского классика – Л. Бетховена.
Принцип романтизма утверждали выдающиеся композиторы разных стран. Это К. М. Вебер, Ф. Шуберт, Г. Берлиоз, Ф. Мендельсон, Р. Шуман, Ф. Шопен, Ф. Лист, Р. Вагнер, Дж. Верди.
Все эти композиторы восприняли симфонический метод развития музыки, основанный на последовательном преобразовании музыкальной мысли, порождающей внутри себя свою противоположность. Но романтики стремились к большей конкретности музыкальных идей, более тесной связи с образами литературы, других видов искусства. Это привело их к созданию программных произведений. Программная музыка – это инструментальная музыка, написанная на определенный сюжет. Этот сюжет может быть изложен в специальной программе («Фантастическая симфония» Г. Берлиоза) и отражен в названии произведения («Франческа де Римини»).
Новый стиль имел совершенно определенные черты, которые так ярко проявились в творчестве композиторов-романтиков: Паганини, Вебера, Берлиоза, Шопена, Мендельсона, Шумана, Листа, Вагнера, Верди, Брамса. Следует подчеркнуть, что в период романтизма связь музыки с другими искусствами не ограничивается традиционными жанрами (песня, опера, оратория). Спектр этих связей в романтическом искусстве огромен. Творческое общение между людьми разных искусств приводит к взаимному обновлению средств музыкального искусства. Например, Шопен, этот «чистый гений гармонии», как писал о нем Лист, под впечатлением литературных баллад своего земляка, великого польского поэта Адама Мицкевича, создает совершенно новый музыкальный жанр – инструментальную балладу. Музыкальная тематика обогащает творчество Гейне, Стендаля, Жорж Санд. Лист, горячий поборник программной музыки, пишет музыкальные произведения, прообразами которых были творения литературы («Соната по прочтении Данте », «Сонет Петрарки»), живописи(«Обручение по Рафаэлю», «Мыслитель» – по впечатлениям от скульптур Микеланджело).Роберт Шуман много сил отдал музыкально-литературной деятельности, бичуя в своих статьях мещанскую культуру, горячо поддерживая новые таланты, настоящее, большое искусство. Литературную деятельность вели Лист, Берлиоз, Вагнер.
Новые черты, присущие романтизму, проявляются и в музыкальном языке. И в камерно-вокальном репертуаре, и в инструментальной музыке особое распространение получает миниатюра. Более разнообразным спектром красок зазвучал оркестр. По новому раскрылись возможности таких инструментов, как фортепиано и скрипка. Кульминационного момента в своем развитии достигает виртуозная музыка: композиторы-романтики создают произведения, которые и по сей день считаются труднейшими в сольном и камерном репертуаре.
Но главное завоевание романтической музыки проявилось в чутком, тонком и глубоком выражении внутреннего мира человека, диалектики его душевных переживаний. В отличие от классиков, романтики не столько утверждали конечную цель человеческих стремлений, обретаемую в упорной борьбе, сколько развертывали бесконечное движение к цели, которая постоянно отодвигалась, ускользала. Поэтому так велика в произведениях романтиков роль переходов, плавных смен настроений. Для музыканта-романтика процесс важнее результата, существеннее достижения. Они, с одной стороны, тяготеют к миниатюре, часто включаемой ими в цикл других, часто разнохарактерных пьес, с другой утверждают свободнее композиции, в духе романтических поэм. Именно романтики разработали новый жанр – симфоническую поэму. Чрезвычайно велик вклад композиторов-романтиков и в развитие симфонии, опер, балета.
Середина XIX века, на которую пришлось развитие романтизма, оказалась очень важным этапом в жизни Европы. Революции, национально-освободительные войны, научные подъемы и многие другие события особым образом влияли на эволюцию романтического искусства. Монументальность, поистине романтический размах, присущие творениям Берлиоза, Верди, Вагнера – это одно из ярких преломлений революционных событий и национально-освободительных движений в романтизме. Демонизм произведений Паганини, Мейербера, Листа – это тоже характерное проявление романтизма.
Также нужно отметить еще и своеобразие национальных особенностей романтической музыки. Романтики часто обращались к фантастике, в чем находил отражение их протест против прозы реальной жизни. При этом они часто опирались на собственный фольклор. Для русских композиторов творческой опорой стала русская народная сказка.
Среди композиторов II половины XIX века, в чьем творчестве романтические идеи способствовали утверждению гуманистических идей, – Р. Штраус, А. Брукнер, Г. Малер, И. Брамс, Э. Григ, Б. Сметана, А. Дворжак и др.
В России отдали дань романтизму едва ли не все великие мастера русской классической музыки. Велика роль романтического мироощущения в произведениях основоположника русской музыкальной классики М. И. Глинки, особенно в его опере «Руслан и Людмила». В творчестве его великих продолжателей при общей реалистической направленности роль романтических мотивов была значительна. Они сказались в ряде сказочно-фантастических опер Римского-Корсакова, в симфонических поэмах Чайковского и композиторов «Могучей Кучки». Романтическое начало пронизывает сочинения А. Н. Скрябина и С. В. Рахманинова.
Итак, романтизм – очень сложное и разнообразное течение в музыке. К концу XIX века, однако, начинается его разветвление. Одной из ветвей позднего романтизма становится веризм, представителями которого были итальянские композитор Пуччини ( «Богема», «Тоска», «Чио-Чио-сан», Москаньи («Сельская честь»). Для творчества композиторов-веристов характерно стремление изображать жизнь такой, какой она есть, без прикрас. Для веристских опер характерна подчеркнутая эмоциональность, особое внимание к личным переживаниям героев. Герои опер – простые люди – крестьяне, актеры, студенты, их жизнь.
Другой ветвью, гораздо более перспективной, идущей от Верди и Бизе, стал реализм. Реализм – правдивое, объективное отображение действительности, который в середине XIX века перерос в критический реализм. – отличительная черта которого – жизненная достоверность изображения, обличение социального зла и несправедливости. Основоположником русской реалистической школы стал М. И. Глинка. Глубокое проникновение в русскую действительность, изображение тяжелой жизни народа, сцены из народной жизни нашли свое отражение в творчестве А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова.
Произведения, рекомендованные для прослушивания: