Оригинальные и эстрадно-цирковые (спортивно-цирковые) жанры
~Оригинальный жанр надо понимать прежде всего как рабочее название, - писал С. Каштелян. - Возникшее когда-то давно, видимо, по необходимости как-то назвать ту область, которая никак не укладывалась в рамки привычных жанровых понятиЙ.
~Цирковые жанры или оригинальные жанры, - отмечает С. Макаров, - обобщенное наименование номеров, которые при всех отличительных особенностях каждого из них характеризуются единым выразительным средством - трюком. Номера "оригинального жанра", исполняющиеся в цирках, варьете, кабаре, мюзик-холлах Англии, Франции, Германии, обозначаются термином "artistik" (фр.). Отсюда "artiste" - искусник, мастер, то есть человек, достигший в каком-либо деле совершенства.
В лучших номерах "оригинального жанра" виртуозная техника владения трюками используется в единстве с пластикой, пением, танцем, словом, музыкой. Построенные на яркой индивидуальности исполнителя, сложном трюке, номера "оригинального жанра" соединяют в себе момент сенсационности со зрелищностью и развлекательностью»8.
ПАНТОМИМА- искусство сценического действия, которое находит исключительное выражение в движении человеческого тела, в пластике, без слов. Пантомима очень разнообразна: от классической философской пантомимы до буффонады и клоунады. Существует специальныЙ пластическиЙ язык пантомимы (шаг на месте, клетка, ходьба против ветра и т. д.). В пантомимическом номере очень часто используется прием игры с воображаемым предметом и партнером.
КЛОУНАДА- по преимуществу цирковой жанр, который, однако, исторически всегда существовал и на эстраде. Популярен жанр клоунады на эстраде и сегодня. Эстрадная клоунада не используется всем арсеналом выразительных средств цирка, а только частью их. Возникшая как простонародное балаганное искусство, клоунада сохраняет эти черты демократичности до сих пор. В основе клоунады - шутовское представление, которое исполняет клоун (клоуны), пользующиеся для создания характера своего клоунского персонажа - маской. Внутри клоунады существуют как бы свои «специализаЦИИ. Это клоуны-акробаты, клоунымимы, клоуны-музыкальные эксцентрики, клоуны-дрессировщиIШ, клоуны-эквилибристы, клоуны-жонглеры и т. д. На эстраде наиболее распространены следующие виды клоунады: клоунымимы, клоуны-музыкальные эксцентрики, иногда встречаются Iслоуны-акробаты и клоуны-гимнасты, жонглеры и эквилибристы.
МУЗЫКАЛЬНАЯ КЛОУНАДА (ЭКСЦЕНТРИКА)'- разновиднOCTb клоунады, которую часто выделяют в отдельный жанр; одинаково распространена как в цирке, так и на эстраде. В его основе - необычное, неожиданное, трюковое исполнение музыкальных произведений; с этой целью «не по назначеНИЮ используЮТСЯ дрова, бутылки, бокалы с водой, пилы и т. П., на которых исполняются различные мелодии; другой прием музыкальной эксцентрики - игра на музыкальном инструменте необычным способом (например, лежа на крышке рояля). Часто музыкальные эксцентрики играют только на отдельных частях инструмента или разбирают его по ходу номера; используются трюковые инструменты, из которых льется вода, летит конфетти и т. П., а также инструменты, которые разваливаются или взрываются по ходу исполнения музыкального номера. Часто используется приеМ, когда артисты «разговариваЮТ друг с другом при помощи музыкальных фраз, имеющих ассоциативно-смысловую интонаIЩIO. Еще один прием музыкальной эксцентрики - игра сразу на нескольких инструментах. По существу, музыкальные эксцентрики - это разновидность музыкальных клоунов; артисты этого жанра должны не только быть хорошими музыкантами-инструменталистами, но и владеть актерским мастерством, так как очень часто номера музыкальной эксцентрики предстают перед зрителями в сюжетной форме.
КУКЛЫ НА ЭСТРАДЕ- один из самых популярных жанров на эстраде; обладает всеми признаками и разновидностями кукольного театра (пальцевая кукла, кукла-перчатка, тростевая кукла, кукла-марионетка, большая планшетная кукла), но выступления строятся в форме эстрадных номеров.
ТАНТАМОРЕСКА- на ширме высотой по плечи закрепляются куклы с маленькими руками и ногами. Один актер просовывает голову в отверстие и управляет руками куклы, а другой ногами. Создается комическое сочетание короткого кукольного условного тела и живого лица актера. Тантамореска всегда объединяется с другими эстрадными жанрами, чаще с речевыми (сатирический монолог, пародия, куплет). Иногда исполняется комический танец.
СИНХРО-БУФФОНАДА- по внешним признакам очень походит на пародию. Но если в пародии (как разновидности речевых жанров) артист пародирует весь комплекс выразительных средств пародируемого - речь, пение, пластику, - то в синхробуффонаде пародируется исключительно пластичеСI{ое поведение персонажа. Речь или пение в синхро-буффонаде принадлежат оригиналу пародии и чаще всего записаны на фонограмму, под которую выступает синхро-буффонист.
АКРОБАТИКА'- цирковой и эстрадно-цирковой жанр. Существуют следующие виды акробатики.
Партерная- от слова parterre, т. е. - на земле:
а) прыжковая акробатика; ее элементы - кульбит (переворОТ в группировке вперед или назад), курбет (прыжок в стойку на руках и обратно), колесо (переворот в сторону с последовальной опорой на каждую руку и ногу), копфшпрунг (переворот прыжком вперед с опорой на голову), фордершпрунг (перевоpOT прыжком вперед с опорой на руки), ляг-скач (подъеМ-ВСКОI{ положения лежа на лопатках при помощи резкого маха ногами), флик-фляк (переворот прыжком назад с опорой на прямые Руки), сальто (разнообразные виды переворотов тела в воздухе , опоры, в том числе с пируэтом), рондад (пере ворот вперед разворотом на 180 градусов, служит связующим элементом для перехода к прыжкам спиной к направлению разбега); включает в себя сольные и групповые прыжки, прыжки с трамплина и IIО/(КИДНОЙ доски; плечевая акробатика (групповые прыжки с переходом на плечи партнера), икарийские игры (прыжки с под(,раеыванием партнера ногами из положения лежа на специальной подставке - тринке), прыжки на батуте'; темповая и каскадII:IН акробатика (серии быстро чередующихся прыжков и других Ilpll,CMOB через друг друга, исполняются без остановки - в тем"(', каскады - разнообразные прыжки-падения).
б) Силовая акробатика; она основана на использовании толь1111 L:ИЛОВЫХ элементов без темповых движений (толчков, прыжков, подбрасываний). Ее разновидности: парная силовая акробатика (основной элемент - стойка на руках в разнообразных видах и комбинациях), групповая силовая акробатика (в основе построение групповых пирамид при помощи силовых приемов).
в) Пластическая акробатика, основанная на проявлении гибJ(ОL:ТИ (прогибы в разных вариантах вперед и назад); в профессиональном жаргоне иногда называется «каучук»" (прогибы на:I:Щ) или клиш (прогибы вперед); делится на сольную, парную и I'РУППОВУЮ; основная форма выступления в этом виде акробатики - пластический этюд; довольно часто встречается на эстраде.
Вольтижная акробатика.Основана на перебрасывании и подбрасывании верхнего исполнителя нижним; бывает парной и
, Спортивно-цирковые жанры характеризуются более подробно, так как необходимо полно раскрыть трюковую специфику каждого, а это требует детального описания. Вторая причина, по которой этим жанрам уделено так много места, - раскрыть специфику их существования на эстраде в отличие от цирка: из огромного трюкового арсенала циркового искусства обращается внимание на то, что органично может быть перенесено на эстраду. Таким образом, место, отведенное характеристике эстрадно-цирковых (спортивных) жанров, обусловлено необходимостью систематизировать материал применительно к эстраде, чего ранее никогда не делалось. Кроме того, нужно дать человеку представление о терминологии, используемой в этих жанрах, которая разнообразнее, сложнее и специфичнее, чем в остальных.
, Батут - специальное пружинящее устройство, способное подбрасывать IIртнста на достаточно большую высоту.
групповой, но чаще используется групповая, т.к. парная вольтижная акробатика значительно снижает возможности использования трюков и зрелищность номера. На эстраде встречается, но редко, т. к. требует достаточной высоты площадки.
Воздушная акробатика. Элементы и трюки воздушной акробатики исполняются на снарядах, подвешенных к колосникам (на сценической площадке) и к куполу (в цирке). Этот вид акробатики - по преимуществу цирковой жанр, но встречается и на эстраде, особенно в специально оборудованных зданиях мюзик-холлов.
а) акробатика на рамке - небольшом подвешенном прямоугольнике;
б) акробатика на штамберте (закрепленная на высоте перекладина) - различные пирамиды на снаряде, похожие на пирамиды партерной акробатики.
ГИМНАСТИКА
Партерная гимнастика. Ее элементы исполняются на снарядах, закрепленных на манеже (в цирке) или на планшете сцены (на эстраде). Используются турники, кольца, брусья и другие специальные снаряды, которые часто трансформируются по сравнению с чисто спортивными - бывают круглыми, шестигранными, треугольными, многоуровневыми и т. д. Разновидностью жанра является партерный полет, аппаратура которого состоит из трапеции инеподвижной рамки-ловиторки; на эстраде партерный полет практически не встречается.
Воздушная гимнастика. Номера в этом преимущественно цирковом жанре исполняются на снарядах и аппаратах, подвешенных к куполу (в цирке) или колосникам (на сценической площадке). На эстраде такие номера требуют специально оборудованных помещений, поэтому если и исполняются, то чаще всего в стационарных мюзик-холлах. Воздушная гимнастика включает в себя разделы: гимнастика на трапеции (одинарной, двойной или доппель-траппе, групповой); гимнастика на корд де волане - провисшем канате; гимнастика на корд де пареле - вертикально висящем канате; гимнастика на воздушных турниках; гимнастика на рамке; гимнастика на бамбуке - металлическом шесте, подвешенном вертикально; воздушные полеты - на эстраде не исполняются.
ЖОНГЛИРОВАНИЕ- жанр, основанный на ловкости, на умении подбрасывать и ловить одновременно несколько одинаковых или разных предметов. Жанр очень популярен не только в цир1«:, но И на эстраде. Различают следующие виды жонглирования:
соло-жонглирование, где реквизитом служат палочки, мячи, Illарики и шары, булавы; нужно различать жонглирование (подбрасывание и ловля) и выбрасывание (только одновременное Набрасывание предметов, без их ловли); рекордным классом яв1IIIется жонглирование восемью одинаковыми предметами (на репетиции некоторым артистам удавалось жонглировать десятью предметами, в представлениях это не удавалось - мешало вол11I~llие) и выбрасывание одиннадцати; при жонглировании разными предметами их количество сокращается чаще всего до трех, II~I'I'!> разных предметов в жонглировании - чрезвычайно высокий класс мастерства;
групповое жонглирование - основано как на приемах соло-жонглирования, так и на приемах перекидки предметов; наиболее распространенный реквизит для группового жонглировавания'- булавы, палочки, кольца;
антипод - жонглирование ногами; антиподисты выступают, IIt'Ж;t на специальной подушке-подставке (тринке); в этом виде '1\(lIII'лирования применяется не только подбрасывание предме11111,110 И различные их вращения; реквизит антиподистов - бо11"(' крупные предметы - шары, барабаны, цилиндры, шестигранIIIIКИ; для театрализованных номеров в этом жанре часто исполь1\' IIIТСЯ бытовые предметы - стулья, кровати, ширмы, чемоданы, lIiН"l'ольные лампы, тумбочки и т. д.
ДРЕССУРА (ДРЕССИРОВКА)- жанр, основанный на подчине1111).1 животных воле человека или использовании их инстинк1IIIIIIOrO поведения и условных рефлексов для создания такого 1I1I("Jaтления; отдельные разделы дрессировки - дрессировка illlЩllЫХ и домашних животных, иногда выделяют дрессировку ~II'IIКИХ животных. Особо сложная разновидность жанра - дрес'1IpllBKa смешанных групп животных, в особенности хищников, IIMI'("I'C с такими видами, которые в живой природе являются их 1I11(IЫ1IСЙ. Основной метод работы дрессировщика - выработка \' 11\ IIIIOТНЫХ И птиц устойчивых условных рефлексов на основе 11, IIрИрОДНЫХ инстинктов, которые заставляют их выполнять IIlIlн')(еленные действия; на эстраде этот жанр представлен до1111111,1 f() широко, но, в отличие от цирка, на эстраде почти отсутI IIIY!'T работа с хищниками и не представлена дрессура больших групп животных; чаще эстрадный артист-дрессировщик работает с одним или небольшой группой домашних животных или птиц; часто артисты других жанров используют элементы дрессировки в некоторых фрагментах своих номеров; номера с дрессировкой нередко делаются сюжетными, что позволяет ставить небольшие сюжетные сценки, создавать впечатление диалога артиста и животного и т. д.
ЭКВИЛИБР- основой мастерства исполнителей в этом жанре является удержание равновесия, номера строятся на демонстрации умения удерживать равновесие в необычном положении, на необычном снаряде; эквилибристика подразделяется на два вида - партерную и воздушную;
партерная эквилибристка- исполняется непосредственно на манеже (в цирке) или на настиле площадки (на эстраде); различают следующие виды партерной эквилибристики:
а) ручной эквилибр, в основе которого - равновесие в стойке на руках (на двух или на одной) в различных положениях, на разных опорах, как в статике, так и в разнообразных вращениях;
б) эквилибр с першами и лестниuами; перш - длинный шест (наиболее часто применяется перш из дюралевых труб); балансирование першей осуществляется в вертикальном положении на лбу (лобовой перш), на поясном упоре (поясной), на плече (плечевой), на одной руке (ручной), в зубнике (зубной), на ногах (ножной); этот вид эквилибра исполняется как соло, так и в паре или группе; в последнем случае функции исполнителей разделяются на верхнего (балансировщика) и нижнего (держащего перш или лестницу);
в) эквилибр на переходной лестниuе, т. е. на такой лестнице, которая укреплена вертикально на площадке с помощью растяжек; иногда лестницы устанавливаются в два яруса - одна над другой или в форме стремянки; на переходных лестницах эквилибристы работают парой - верхний и нижний; основные трюки верхнего - стойки на руках, на голове и на одной руке в различных комбинациях с нижним;
г) эквилибр на вольностоящих лестниuах; здесь снаряд ничем не закреплен; номера чаще исполняются группой и включают в себя элементы парной акробатики, жонглирования; существуют три вида вольностоящих лестниц - одинарная (до 3-х метров), двойная (до 2,2 метра), редко используется третья лестница (меньшего размера со специальными упорами); эквилибр вольностоящих лестницах существует как чисто цирковой, так 11:)страдно-uирковой жанр;
д) эквилибр на канате (канатоходиы); в эстрадно-цирковых Жанрах представляют интерес только партерные канаты, укрепляемые на небольшой высоте; канаты могут закрепляться не кольцо вертикально, но и наклонно; иногда используют шпрунг11II11aTbI, которые на концах снабжены специальными амортизаторами, что позволяет подбрасывать артиста вверх; балансирование осуществляется с помощью длинного шеста-балансира; 11I'llOлняемые на канате трюки подразделяются на отрывные осо("'11110 на шпрунг-канате) и неотрывные; номера исполняются как (0,/10, так и группой; групповой эквилибр на канате позволяет исполь,зовать арсенал акробатических трюков, жонглирование; воз~II ))1(110 сочетание эквилибра на канате с эквилибром на перше;
е) эквилибр на проволоке - выделен в отдельный жанр, так Лощадь опоры минимальна; различают натянутую (тугую) 11(:lIободно висящую про волоку, которая прогибается под тяже11'1,10 артиста; проволока бывает одинарная и двойная, горизонтальнаяая и наклонная; часто балансировщик помогает себе специальным веером, зонтиком и т. П.; В этом виде эквилибра часто исполНЯЮТСЯ танцы на проволоке (тугой); свободно висящая Ill'Оllолока дает большие возможности для клоунады, т. к. шатIIOIH нроволока очень выигрышна в театрализованных номерах коМ('ЮIИНОГО плана;
ж) эквилибр на шаре - бывает сольный и групповой; втоl'0j'l сложнее, но более зрелищный, т. к. позволяет дополнительно привлечь арсенал выразительных средств акробатики и жонглирования;
:1) эквилибр на катушке (катушках) - здесь в качестве снаря11;111 реквизита используется полый цилиндр (или несколько) длиlIoi'1 /(0 30 см и 1S см в диаметре, а также дощечка, которая кладет круглую поверхность катушки; жанр очень распространен на эстраде; основной трюк - балансировка в различных положениях на нескольких катушках, свободно стоящих друг на друге; 1I\II11JJибр на катушках часто сочетается с жонглированием.
АТЛЕТИКА- в основе жанра лежит демонстрация необычной физической силы; в старом цирке одним из видов атлетики 11111,/1:\ борьба; сегодня атлетика подразделяется на два вида - силовые жонглеры и атлеты:
силовые жонглеры- номера этого жанра строятся на подбрасывании тяжелых предметов; чаще всего артисты работают соло или парой; в качестве реквизита используют гири, ядра, штанги, исполнители гнут железные пруты и гвозди, разгибают подковы и т. Д.;
атлеты- номера этого жанра демонстрируют физическую силу в образно-художественной форме: это - русские богатыри, античные атлеты, оживающие скульптуры и т. п.
фОКУСЫ- в основе этого жанра создание иллюзии появления, перемещения (в том числе и полеты), исчезновения предметов, животных и даже людей; номера этого жанра популярны на эстраде и очень часто театрализованы - артист создает характер, место действия, присутствует событийный ряд, он часто вступает в непосредственное общение со зрителями, как в разговоре, так и приглашая их на эстраду для демонстрации фокусов; в номерах чаще всего артистам помогают ассистенты, которые выполняют функции не только непосредственного помощника, но и призваны в нужный момент отвлекать внимание зрителей; жанр подразделяется на два вида - манипуляцию и иллюзию:
манипуляция(второе название - престидижитация)основана исключительно на виртуозной технике пальцев, ловкости и координации рук; в качестве реквизита используются, как правило, небольшие предметы - карты, шарики, монеты, платки и т. П.; во время выступлений манипуляторы пользуются специальными отвлекающими движениями, которые называются пассами;
иллюзияоснована на использовании специальной аппаратуры, которая позволяет артисту вводить зрителя в заблуждение (ширмы, короба, зеркала, столы и т. д.); выразительная иллюзия чаще всего возможна, когда с артистом работает группа ассистентов, часто используются двойники-близнецы; выступления иллюзионистов, из-за большого количества участников, аппаратуры и реквизита, чаще всего проходят не в форме номера, а в виде аттракциона, занимающего целое отделение концерта; характерной особенностью таких номеров является использование артистов-лилипутов.
ВЕНТРОЛОГИЯ (ЧРЕВОВЕЩАНИЕ)- этот жанр основан на умении говорить без помощи артикуляции губ, что создает впечатление, будто слова произносит не один человек, а несколько; чаше всего вентрологи выступают с куклой, с которой артист ведет репризный диалог, при этом кукла «говорит» за счет чревовещания, а артист - своим голосом; иногда, хотя и очень редко, вентрологи выступают с «говорящими животными»; при работе над жанром требуется соблюдать особую деликатность и чувство меры, чтобы не ВОЗНИI<ало ощущения «занимательной патологии».
ИМИТАЦИЯ (или звукоподражание)- этот жанр необходимо отличать от разновидности того же названия в разговорных жанрах; в оригинальных жанрах это именно имитация звуков, IIРИ помощи которых создаются звуковые картинки (например, ,\ Утро в деревне» - поют петухи, мычит корова, слышны голоса II'I'IЩ и т. д.); часто номера этого жанра исполняются в форме "'Iеловек-оркестр», когда артист подражает голосам и тембрам различных инструментов оркестра,
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СВИСТ- искусство исполнения мелодии (' IIОМОЩЬЮ свиста, Такой свист является своего рода трюком, так как исполнение мелодий возможно в необычном музыкальном ,диапазоне, отличном от привычных тесситур вокального голоса; 110 этой причине относится к оригинальным жанрам. Часто со1/I,aCT необычную и оригинальную мелодическую трактовку муIl.\Iсального произведения. В качестве музыкальной основы исIIО.1lЫУЮТСЯ произведения короткой музыкальной формы (или фрагMeHTbI больших форм, - например, ария из оперы), попурpll. Обязательным условием является популярность и узнаваемость музыки, как современной, так и классической. Как прави110, артист выступает в сопровождении концертмейстера, неболь11101'0 ансамбля или под инструментальную фонограмму,
МНЕМОТЕХНИКА- основана на искусстве запоминания, 11110гда ее еще называют «отгадыванием мыслей на расстоянии»; "омер обычно работается парой - один исполнитель стоит на эстраде и «отгадывает», к кому из зрителей подошел его партнер, ,'1'0 профессию, пол, возраст, как зовут этого зрителя, какой у него 11 руках предмет, и т. Д.; В таких номерах действует скрытая форМа;, передачи ответов - фразы-вопросы строятся таким образом, '!то по их построению «отгадывающий» получает подсказку: например, если говорится: «Ну, скажи, кого я взял за руку», то IIIН'ЮIИцание «ну!» в начале фразы для «отгадывающего» озна'1:11''1', что это девушка; если же вместо «ну!» звучит «вот!», это 'II<"IIH - юноша и т. Д.; В качестве таких тайных знаков используются и определенный порядок слов в вопросе; по существу угадывание:!> происходит за счет зашифрованного кода, известного только артистам, но которому придается вид нормального разговора; жанр требует тренировки памяти, так как надо быть готовым к самым неожиданным вопросам и, следовательно, помнить редко употребляемые кодовые слова.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОПЫТЫ- очень похожи на мнемотехнику, но включают в себя более тонкую систему обмена знаками; здесь имеет значение не только речь, но движения, мимика, интонация; часто в этом жанре используется гипноз.
ЖИВАЯ СЧЕТНАЯ МАШИНКА (МАТЕМАТИЧЕСКИЙ НОМЕР)демонстрация искусства быстрого и точного счета; артисты, работающие в этом жанре, должны обладать природными способностями такого рода и уметь вести непринужденный разговор со зрительным залом.
ХУДОЖНИК-МОМЕНТАЛИСТ- демонстрация искусства создать моментальный портрет одного или нескольких зрителей (чаще всего в форме дружеского шаржа); исполнитель должен обладать не только собственно художественными, но актерскими способностями, так как жанр требует живого импровизированного общения с публикой.
ИГРА С ЛАССО И АРКАНАМИ- демонстрация ловкости в захватывании различных предметов при помощи реквизита, указанного в названии жанра; близко к этому жанру примыкает ИГРА С КНУТАМИ,разница в том, что здесь предметы чаще не захватываются, а сбиваются кнутом или бичом, причем в довольно опасных ситуациях, - например, кнутом выбивается сигарета изо рта ассистента, сбивается с головы яблоко и т. П.; по преимуществу цирковой жанр, но встречается и на эстраде.
ДЪЯБОЛО- в основе жанра лежит игра со специальным волчком в форме небольшой катушки; волчок раскручивается тонким шнурком, который прикреплен к двум палочкам; исполнитель, держа эти палочки, подбрасывает и ловит волчок-дъяболо обратно на шнурок, делает различные вращения; такие номера чаще исполняются парой, что позволяет добавить к трюковому арсеналу различные перекидкИ.
ИГРА С ХУЛА-ХУПАМИ (БОЛЬШИМИ ОБРУЧАМИ)-- исполняется только женщинами; основные трюки - вращение одного, а затем нескольких обручей вокруг тела и частей его - шеи, рук, ног; используется и жонглирование большими обручами; успех
таких номеров в большой степени зависит от совершенства и красоты телосложения молодой артистки, кpyroBыe и быстрые движения тела которой должны быть эротичны, так как сам по себе трюковой арсенал жанра однообразен и весьма ограничен в комбинациях; на эстраде жанр встречается довольно часто.
ВРАЩАЮЩИЕСЯ ТАРЕЛОЧКИ (КИТАЙСКИЕ ТАРЕЛОЧКИ)нOMepa этого жанра строятся следующим образом: исполнитель lIa нескольких тростях (рекорд - 22), которые установлены на !lодставке, раскручивает тарелки, которые в силу естественных прИЧИН постепенно замедляют вращение и стремятся упасть; чтобы не допустить этого, исполнитель постоянно подкручивает трости; от исполнителя требуется актерское умение заставить зрителеЙ переживать - упадут или не упадут тарелочки, успеет 11,11 и не успеет он подкрутить трости.
СВЕРХМЕТКИЕ СТРЕЛКИ- артисты этого жанра демонстриру10'1' уникальную меткость в стрельбе из разного оружия, не обязатеЛЬНО огнестрельного; на профессиональном жаргоне жанр иногда называют «Вильгельм Телль».По преимуществу цирковой жанр, на эстраде встречается, но очень редко, что вызвано, в первую очередь, невозможностью обеспечить требования безопасности.
Танец на эстраде
Основные положения для конспектирования:
- понятие <1жаНР1> на эстраде имеет двойственное толкование: первое - объединение номеров по признаку выразительных средств, при помощи которых создается художественный образ, второе - объединение номеров по характеру их эмоционального воздействия; режиссер номера создает художественный образ посредством специфических выразительных средств определенного жанра, а также определяет характер эмоционального воздействия номера;
- традиции эстрадного искусства определяют эстрадный жанр в первую очередь как специфику выразительных средств номера;
- синтетический эстрадный номер следует определять как номер определенного жанра с использованием вспомогательных выразительных средств; создавая синтетический эстрадный номер, режиссер должен выделить главное выразительное средство жанра, отводя другим вспомогательную роль;
- актерское мастерство исполнителя номера не должно затушевывать выразительные средства жанра, а естественным образом сливаться с ними, образуя органичный синтез актерского искусства и технологии выразительных средств эстрадного жанра;
- специфика отдельных жанров, представленная и классифицированная во 2-й главе, отражает специфику подхода режиссера к постановочной работе над номером определенного жанра в отборе выразительных средств.
- емые произведения подбираются таким образом (особенно в сольном инструментальном исполнительстве), чтобы музыкант мог продемонстрировать виртуозную технику владения инструментом; театрализация в этом жанре - редкость, но известны успешные примеры даже оркестрового исполнительства в театрализованной форме.
Особое место в эстрадном вокальном и музыкальном инструментальном исполнительстве занимает джаз, но подробная характеристика его - прерогатива музыковедов. Впрямую темы данного учебного пособия касается эстрадный джаз-оркестр, отличительной особенностью которого является, помимо репертуара, общение оркестрантов и дирижера с публикой, раскованная манера поведения на эстраде вплоть до исполнения танцевальных элементов, разыгрывание небольших сценок, даже сюжетных.
Это короткий номер, который проявляется в разновидностях жанров собственно хореографического искусства: классический, народный, историко-бытовой, характерный, бальный, модерн, джаз-танец, стэп и т. д. В эстрадном танце часто используется выразительный арсенал других жанров эстрады, особенно акробатики и пантомимы. Поэтому эстрадный танец часто стремится ввести в структуру номера трюк Нередко эстрадный танец выстраивается в форме сюжетной сценки.
в этой книге не будут подробно рассматриваться жанры инструментальной эстрадной музыки, куклы на эстраде и эстрадный танец. Каждый из этих жанров отражает мощную проекцию отдельных видов искусств (кукольный театр, танец, музыка) на эстраду. И работа над номерами этих жанров - дело специалистов в этих жанрах. Балетный номер ставит всегда балетмейстер, над музыкальным номером работает дирижер. Номер с куклой может поставить только специалист в области кукольного театра. Однако первый раздел учебного пособия, думается, может быть полезен и для этих специалистов, так как здесь анализируются общие законы создания эстрадного номера (особенно его драматургии), которые одинаковы во всех жанрах.