Древний Рим: общая характеристика культуры
Древнейшие памятники на территории Италии относятся к периоду палеолита. В VII - VI веках до н.э. искусство Рима, отражая простой и суровый уклад жизни, было проникнуто духом практичности. Большую роль в формировании искусства Древнего Рима сыграло искусство этрусков, а также самобытные искусства многих италийских племён и народов (например, сабинян, откуда родом, по легенде были жёны первых римлян). Огромное влияние на развитие римского искусства оказало искусство греческое. Однако, вбирая разнообразные элементы, римское искусство сохраняло свои оригинальные художественные черты. В основе римской художественной культуры лежат суровая проза, точность и историзм мышления. Трезвое, рационалистическое восприятие действительности определило практический склад римской культуры, который сказался во всём - в нормативном представлении о целесообразном миропорядке, в скрупулёзности римского права, учитывающие все жизненные ситуации, в интересе к точным историческим фактам, в примитивной конкретности религии с божествами, покровителями отдельных видов человеческой деятельности (боги удачи, добродетели, первого крика ребёнка и т.д.), в остром и суровом реализме, который составил основу римского искусства.
Римская империя как единое государство существовала с 31 г. до н. э. по 395 г. н. э. Даже в наши дни вся область распространения римского господства — от Шотландии до Дуная и от Рейна до северной Африки — изобилует памятниками эпохи римской империи: храмами, дорогами, общественными зданиями, оборонительными сооружениями.
К началу нашей эры под властью Рима находились огромные территории, в том числе и все земли, прилегающие к Средиземному морю. Под властью Рима оказались страны с древней и развитой культурой. Все это культурное разнообразие, угрожающее самой римской идентичности (можно упомянуть, к примеру, многостороннее влияние культуры Греции, так волновавшее римских моралистов), должно было быть преодолено и объединено неким высшим принципом. Таким принципом стала власть, высший носитель которой, император, обожествлялся и являлся объектом поклонения на всей территории империи.
Однако власть была лишь проводником более высокой ценности — закона и права, которые должны быть привнесены в жизнь покоренного народа римским завоеванием. Вряд ли будет преувеличением сказать, что вся система римского права развилась как ответ на «культурную полифонию» включенных в империю народов. Кроме того, Рим всегда уделял большое внимание зримым и осязаемым признакам своего господства, прежде всего в форме архитектуры.
Имея подобные составляющие государственного единства, Рим мог спокойно открыться культурному влиянию покоренных им народов. В первую очередь это относится к Греции, влияние которой на Рим началось задолго до установления империи. Греческий язык был языком культурной элиты (его статус был подобен статусу французского языка в русской культуре 19 века), греческая эпическая поэзия и греческий театр (правда, главным образом, комический), греческие архитектурные ордера и скульптура были примерами для подражания.
Влияние на римскую культуру стран Востока было представлено главным образом распространившимися уже в Ранней империи восточными культами: египетскими Сераписом и Исидой, фригийской Великой Матерью и др. Все заимствования, однако, накладывались на субстрат собственно римской культуры.
Вместе с тем римская культура периода империи имела свой собственный стержень, а именно — идею направленного исторического процесса и идею государства как олицетворения разумного начала, правящего миром.
Подобные идеи содержатся в римской эпической поэзии («Энеида» Вергилия), в исторических сочинениях Тита Ливия, Тацита, Светония и др. и в «Географии» Страбона. Как сама римская империя, ставшая для потомков образцом государственного устройства, так и рожденные ею идеи прогресса, политического устройства, сочетающего власть одного и участие во власти всех, вдохновляли людей во все исторические эпохи, включая современную.