Классицизм как универсальная художественная система
При Людовике XIV пафос государственности становится основным содержанием эпохи. Строгая регламентация устанавливается во всех областях жизни. От человека требуют прежде всего выполнения государственных обязанностей. Все, что не соответствует государственным интересам, объявляется неразумным. В философии, в литературе и искусстве устанавливается господство разума, что соответствовало стремлению абсолютизма к достижению в обществе социальной "гармонии" путем подавления всяких "неразумных" действий и отдельного индивида, и народа в целом.
Отражая веление времени, в XVII в. сначала во Франции, а затем и в других странах создается особое литературное направление - классицизм. Оно тесно связано с рационалистическими, метафизическими представлениями о жизни. Его теоретики были убеждены, что существует абсолютная, идеальная красота и абсолютный вкус. Их воплощение они находили в произведениях Гомера, Эсхила, Софокла и других писателей классической древности и стремились подражать им в своем творчестве. Отсюда они получили название классиков, а позднее (в советском литературоведении 30-х годов) - классицистов.
Эстетика классицизма требовала от писателей идеализации жизни. Она изгоняла из литературы все повседневное, плебейское, подчиняла деятельность художника тираническим правилам, строго определяла границы отдельных жанров, ввела обязательные языковые нормы, регламентировала творческий процесс и т. д.
Эстетическая теория классицистов с ее установкой на подражание античным образцам мешала искусству сблизиться с живой действительностью, ориентировала его прежде всего на изображение идеальных, возвышенных сторон жизни. Она рассматривала писателя как пропагандиста морально-политических истин, видела его задачу в прославлении добродетелей и развенчании пороков. Большой популярностью в период классицизма пользуется сатира, ставящая своей целью, как пишет Кантемир, "забавным слогом исправить нравы человеческие". Сатирику вменяется в обязанность борьба с недостатками, приобретенными человеком в процессе дурного воспитания, а не с теми, которые коренятся в его натуре
Сильное влияние на развитие литературы оказал Буало. Но тем не менее не следует ставить знак равенства между его учением и творчеством великих писателей классицизма (Корнеля, Расина). Несмотря на свои монархические иллюзии, Корнель и Расин отражали правду жизни. Все лучшее, что создано в трагедийном жанре Корнелем и Расином, так или иначе отражает, пусть в отвлеченной форме и часто вопреки намерениям авторов, недовольство народных масс гнетом государственной машины. Расину, близко стоявшему к королю, не были чужды симпатии к монархии. Его идеалом была личность, в которой человеческое не было бы противопоставлено государственному. Но он осознавал невозможность гармонического слияния личных и общественных интересов при абсолютизме и как художник показал враждебность монархического строя всему человеческому в человеке. В творчестве Расина явственно слышится голос осуждения деспотических форм правления ("Британию", "Андромаха"), где свободно чувствуют себя насильники и сластолюбцы (Нерон, Пирр) и стеснены люди благородных мыслей и душевных порывов. В центре его трагедий, в противоположность Корнелю, стоит не герой, наделенный "стальным сердцем", а мятущаяся, страдающая женщина, которая служение долгу воспринимает как трагическую необходимость.
Расин не доверял всемогуществу разума и не принимал корнелевского решения проблемы о соотношении личного и государственного, связанного с рационалистическим подавлением "естественного начала". Его герои оказываются не в состоянии подавить в себе человеческое и часто гибнут в трагических обстоятельствах. Для них не характерен пафос аскетического самоограничения и холодного стоицизма. В их душе идет борьба естественных и гражданских начал, придающая им черты подлинной трагичности.
Еще более критично был настроен к современному ему обществу Ж. Б. Мольер. Он один из наиболее демократически мыслящих писателей Франции XVII в. Мольер критиковал социальный паразитизм и моральную распущенность дворянства (Дорант, Доримена, Дон Жуан), скудоумие французского мещанина и его глупые претензии на аристократичность (Журден, Жорж Данден), показал обесчеловечивающий характер накопительства, высмеял напыщенную и вычурную придворную культуру, пригвоздил к позорному столбу католических святош с их ханжеством и лицемерием.
Здравым смыслом, остроумием, моральным здоровьем Мольер наделяет людей из народа. Таковы в его комедиях слуги, оказывающиеся, как правило, умнее своих господ, ловкие, смешливые служанки - Дорина из "Тартюфа", Николь из "Мещанина во дворянстве". Правда, иногда Мольер изображает слуг в комическом виде, но все же главным объектом его сатирического осмеяния является незадачливый буржуа, подражающий дворянам, и потерявший совесть или неприспособленный к жизни аристократ.
Итак, для классицизма характерен разрыв личного и общественного. Он сформировался тогда, когда резко обозначилась враждебность феодально-монархического строя народу, когда выполнение долга перед государством неизбежно требовало принесения в жертву "человеческого в человеке".
Русский классицизм XVIII в., представленный именами Кантемира, Тредиаковского, Ломоносова, Сумарокова, был также тесно связан с просветительской идеологией. Русские классицисты защищали идеи "просвещенной монархии", критиковали правителей-тиранов. Их герои были одномерными, построенными по принципу господства одной "страсти".
Своеобразие русского классицизма состояло в его национальном колорите, в том, что его произведения создавались на материале не древней Греции и Рима, а отечественной истории (оды: "Петриада" Ломоносова, "Хорев", "Синав и Трувор", "Дмитрий Самозванец" Сумарокова и т. д.) и были проникнуты патриотическим духом. Насыщая свое творчество национально-патриотическими мотивами, русские классицисты приближали тем самым литературу к демократическому читателю. Они стремились воздействовать не только на разум, но и на чувства и тем самым в какой-то мере выходили за пределы рационалистической эстетики.
Литература Просвещения как художественная система. Направления в литературе Просвещения.
Просвещение - идейное и общественное движение в странах Европы и Америки, связанное с общими переменами в условиях жизни под влиянием разложения феодальных и утверждения капиталистических производственных отношений. Оно получило распространение в основном в период между "славной революцией" 1688 г. в Англии и революцией 1789 - 1799 гг. во Франции и оставило неизгладимый след в науке, литературе, искусстве, политике ("просвещенный абсолютизм"), но главным образом в истории общественно-политической мысли и общественного движения. Просвещение явилось политической идеологией, философией и культурой эпохи крушения феодализма и утверждения капиталистического общества. Поворот от Возрождения к новой эпохе в мировоззрении - это поворот от безграничной веры в возможности человека как центра мироздания, от убежденности в гармоничности окружающего мира к разочарованию, отчаянию, скепсису, трагическому противостоянию человека и мира, а затем новому пониманию человека как частицы огромного и разнообразного мироздания, природной и социальной среды. Научные открытия необычайно глубоко раскрывали человеку многообразие его окружения. Изобретение микроскопа и телескопа, позволивших увидеть движение микробов и лунные горы, открытие практически всего земного шара (кроме Антарктиды): новых племен, народов, стран и культур, животных и растений в результате кругосветных плаваний практически направило научные умы к бесконечно далекому и бесконечно малому. Это позволило величайшим ученым своего времени (Галилею, Кеплеру, Ньютону, Декарту и др., а затем и ученым-энциклопедистам XVIII в.) рассматривать мир в его единстве и движении на основании всеобщих, познанных человеком законов развития природы, общества и сознания. Таким образом, были созданы первые собственно философские системы, отделенные как от религии, так и от поэтического восприятия действительности, основанные на методах точных наук.
XVII в. начался творчеством Шекспира и Сервантеса, а XVIII в. закончился Гойей, Давидом и Великой Французской революцией. Можно с уверенностью говорить о сложении на протяжении этих двух вв. общеевропейского стиля в искусстве и о четкой художественной географии этого периода. В XVII в. главными центрами развития архитектуры были Италия, Франция и Германия, литературы - Франция, Англия и Испания, живописи - Италия, Франция, Испания, Голландия, Фландрия, в каждой из которых был свой "золотой век". В XVIII в. Франция становится общепризнанным художественным центром Европы, законодательницей мод и вкусов во всех областях жизни. Наряду с Францией выдвигаются Англия, Австрия и Германия, тогда как Италия, Испания, Голландия и Фландрия теряют свои позиции в художественной жизни. В XVIII в. на культурной карте Европы появляется Россия в качестве равноправного партнера, в результате реформ Петра I перешедшая на европейский художественный язык. А в конце века интересные художественные процессы начинаются в получивших независимость Американских Соединенных Штатах.
Эпоха Просвещения дала миру величайших мыслителей - Руссо, Вольтера и Дидро, которые заставили по-новому оценить возможности человеческого разума и поставили во главу угла высокие этические нормы и представления "здравого смысла". В обществе начинают стираться сословные рамки, изменяется отношение к искусству, которое раньше сводилось к диалогу: заказчик - художник. Теперь очень важным становится общественный суд зрителей. Возникают знаменитые Салоны, которые так тщательно анализирует Дени Дидро.
Конец века знаменуется возникновением еще одного стиля - романтизма, оказавшегося потенциально очень богатым, особенно в Англии, Германии и России.
XVIII в. - это век высочайшего развития театра и музыки. Общепризнанными музыкальными центрами Европы становятся Германия и Австрия, подарившие миру Баха, Генделя, Глюка, Гайдна, Моцарта, раннего Бетховена. Яркие образы просветительской художественной литературы дали Вольтер, Руссо, Дидро, Бомарше во Франции; И. Гете, Ф. Шиллер в Германии; С. Ричардсон, Г. Филдинг, Т. Смоллетт, Р. Шеридан в Англии и др. Во Франции XVII в. - век театра. Театр стал искусством высокой пропаганды, более действенным чем книжная литература, так как он обращался к массе зрителей и требовал у них немедленного непосредственного отклика. С театральных подмостков звучали речи трагических героев, в которых прославлялись доблести, необходимые для укрепления нации и государства, бичевались общественные пороки.
Одним из виднейших деятелей этого искусства явился Пьер Корнель. Его трагедии стали образцом нового направления в литературе - классицизма. Они взывали не столько к чувствам человека сколько к его разуму, ведь именно разум повелевает человеку исполнить свой долг и подавляет ненависть или любовь.
В пьесах другого видного поэта-драматурга того времени - Жана Расина - непревзойденный мастер стиха, тончайший психолог.
В русской литературе представители: Тредиаковский, Ломоносов, Кантемир, Сумароков, Фонвизин (комедия «Недоросль»), Радищев, Державин (поэт), Карамзин.
Системы стихосложения.
Метрика – это основной раздел стиховедения и, следовательно, основная область исследований стиховедов, интересующихся непосредственно стихосложением.
Стихосложение – способ интонационного упорядочивания речи, при котором она делится на отрезки, уравниваемые по времени произнесения. На письме это деление проявляется с помощью графической формы текста: речь представлена в виде столбцов относительно равных строк, или стихов (отсюда и название). Интонационное деление может не совпадать с синтаксическим, но оно всегда проявляется в периодичности появления в речевом потоке пауз, каждая из которых сигнализирует о конце стиха.
В метрическом стихосложении фиксируется только совокупная просодическая длина стиха, независимо от его слогового состава. Такая система может существовать только в языках, где присутствует оппозиция долгих и кратких слогов, а ударение является мелодическим (т.е. звуковысотным) и таким образом, в отличие от динамического (т.е. силового, акцентного), не является ритмообразующим фактором (например в древнегреческом, латинском, фарси). Наибольшее развитие метрика получила в античном стихосложении и арабском стихосложении.