Вступительное слово учителя.

Казаковской Лидией Алексеевной

Цели урока: ознакомить с народными лирическими песнями;

развивать творческие способности учащихся;

развитие навыка работы в группах.

Вступительное слово учителя.

Известный собиратель русского фольклора XIX века П.Н.Рыбников писал: «Начиная от колыбели, песня провожает русского человека до детских игр, к забавам молодых лет, к первому пробуждению любовного чувства. Она в трогательных образах представляет девушке горький переход от девичьей воли к замужнему безволью. Но она же подсказывает мужу и жене задушевные речи любви…; песня оживляет тяжёлую будничную работу на страдах в непогоду и зной, в душной избе при свете лучины и праздничный отдых в хороводе или в беседах».

2.Выступления творческих групп:

а) первая группа.

Русская народная песня пришла к нам из далёкой древности. Ещё в начале первого тысячелетия нашей эры греческие, римские и арабские историки писали о славянских песнях.

Русские песни начали собирать ещё в XVII веке, а настоящее их исследование началось в первых десятилетиях XIX века.

Обширны группы песен, не связанных ни с обрядами, ни с пляской. Это лирические песни, медленные, протяжные, песни-раздумья, песни-сетования. Лирические бытовые песни пели, для того чтобы передать свои чувства, мысли, переживания. Песен было много, много поют и сейчас.

(Исполняется песня «Ты взойди-ка, красно солнышко»)

Ты взойди-ка, красно солнышко,

Над горой взойди высокою,

Над дубравушкой над зелёною,

Над полянушкой над широкою.

Обогрей нас, добрых молодцев,

Добрых молодцев, сирот бедных,

Сирот бедных, солдат беглых,

Солдат беглых, беспачпортных.

Как по Волге, Волге-матушке

Повыше было села Лыскова,

Пониже села Юркена,

Против самого села Богомолова.

Вытекала тут речка Кержешка.

И по речушке бежит лодочка,

Бежит-то лодочка не ловецкая,

Не ловецкая – молодецкая,

Молодецкая, воровская,

Посередь лодки стоит дерево,

На дереве тонкий парус,

Под парусом тонкий шатёр,

Под шатром лежит дорогая кошма,

Под кошмой лежит золота казна,

На казне лежит платье светлое.

На нём сидит красна девица,

Сидит девица, призадумалась,

Призадумавшись,притомившися.

Не хорош-то ей сон привиделся:

Атаманушке быть зарезану,

Есаулушке быть повешену.

Молодцам-гребцам во тюрьме сидеть,

А мне, девушке, быть на волюшке,

На родимой на своей сторонушке,

У своих батюшки и у матушки.

Эту песню могла исполнять девушка,тоскующая о добрых молодцах. Песня проникнута чувством любви, печали, переживания, тревоги, душевного беспокойства. Олицетворения позволяют передать эмоциональное состояние героини. Чёткая композиция даёт возможность представить основные события песни.

б) вторая группа.

Но не только грустными песнями славится русский песенный фольклор. На игрищах сельчане веселились и пели от всей души, плясали, водили хороводы.

( Исполняется песня «С горки на гору ходила»)

С горки на гору ходила,

Мои ноженьки болят.

Чернобрового люблю я,

Чернобровеньким корят.

Ох ты, миленький ты мой,

Да ты в деревне, я в другой.

Ты в деревне, я в другой,

Редко видимся с тобой.

И кто это узаконил

По любови тосковать?

Разволнуется сердечко-

Не мила родная мать.

Экий ветер, что за буйный,

Когда дует, когда нет?

Что за милый, за постылый,-

Когда любит, когда нет?

Мой милёнок, как телёнок,

Только веники жевать!

Проводил меня до дому,

Не сумел поцеловать.

Нету лета без июля,

А июля без цветов;

Нет любви без поцелуев-

В поцелуе вся любовь.

Купи, миленький, ботинки

На резиновом ходу,

Чтобы дома не слыхали,

Когда с улицы приду.

Я-то лично не красива,

Зато завлекательна,

Одного не завлеку,

Троих – обязательно.

Подожди, милый, жениться.

Походи по улице,-

Ещё перина не готова-

Пёрышки на курице.

Эту песню могли исполнять девушки, выходившие замуж. Песня наполнена весельем, любовью, добротой, задорностью. Шутливые сравнения помогают понять весёлый нрав девушки, её любовь к жизни .Это песня-частушка, в которой последующая строфа дополняет предыдущую.

в) третья группа.

Как ни тяжела была жизнь народа, неистребимой оставалась шутка.

Шуточные песни – особая группа лирических песен. Народ трунил над незадачливыми женихами, спесивыми невестами, неумелыми стряпухами.

( Исполняется песня «Во деревне-то было в Ольховке» )

Во деревне-то было в Ольховке,

Во деревне-то было в Ольховке.

Припев: Лапти, да лапти, да лапти мои,

Эх, лапти, да лапти, да лапти мои,

Эх, лапти мои, лапти липовые,

Вы не бойтесь, ходитё,

Тятька новыя сплятё!

Эх, ну! Тьфу!

Там жил-был парень Андреяшка,

Полюбил Андреяшка Парашку.

Припев.

Он носил ей дороги подарцы:

Всё прянцы да баранцы.

Припев.

Не велел ему тятька жениться,

Не велел ему тятька жениться.

Припев.

Эх, заплакал тут наш Андреяшка,

А за ним заревела Парашка.

Припев.

Эту песню могли исполнять на празднике. Песня проникнута тонким юмором. Народ высмеивает таких, как Андреяшка и Парашка, так как в русских Ольховках ценились смелость, удальство, оптимизм.

Во второй половине XIX столетия в народе появились частушки. Этот жанр народной песни процветает до сих пор.

( Исполняются частушки, которые сочинили учащиеся.)

Притворилась я больной:

Школа надоела.

Папа вылечил ремнём –

Вот и вся затея.

Подружки любят школу

И учат на «отлично»,

А я люблю халву

И очень симпатична!

Делал алгебру я дома –

Там заданий выше дома!

Я учил, учил, учил –

В школе двойку получил!

Гелий, магний, водород…

Кто же тут чего поймёт?

Ну и что, что спутал формулу,

Подъезжает к школе скорая.

В школе пишем и читаем,

А на музыке поём,

Замечанья получаем,

Но на каникулах вздохнём!

В школе многое узнали,

В школе многое нашли.

В школе с детством распрощались,

В школе стали старше мы!

Слово учителя:

Как память о прошлом старинные песни сохранили своё значение в современной жизни. Истинные произведения искусства переживают время первоначального создания.

Мы сегодня ещё раз прикоснулись к сокровищнице устного народного творчества:

к несказанно прекрасному миру народной песни. Песни разнообразны, как труд людей, их обычаи и обряды. Слушайте же их, узнавайте, пойте!

Сентябрь 2012 года

Наши рекомендации