Экзамен проходит в форме письменного тестирования. Допускается возможность выбора студентом формы экзамена в виде устного ответа на билет при согласовании с преподавателем
Примеры заданий теста:
1. Соотнесите частное с общим
1. свобода, индивидуализм, гениальность. 2. … | a) характеристики романтизма b) характеристики реализма с) … |
2. Что означает это определение? Выберите правильные ответы
1. Метакатегория, с помощью которой обозначается предмет эстетики и выражается сущностное родство и системное единство всего семейства эстетических категорий 2. … | a) эстетическое b) трагическое c) … |
3. Установите принадлежность открытий или прав -
1. право художника на свободу творчества 2. … | а) романтизм b) реализм |
4. Исключите лишнее имя или понятие -
1. трагическое, комическое, дионисийское, безобразное
2. …
5. Самый (ая)...
1. Самый «романтический» мыслитель 2. …. | а) Шопенгауэр, б) Шеллинг, в) Шпенглер |
6. Категория … присутствует в суждениях 1. «мимесис». 2. … | а) Аристотеля b) З. Фрейда c) К. Ясперса |
7. К … имеют отношение 1. методу реализма 2. … | а) Ф. Кафка, b) А. Сент-Экзюпери, c) А. Солженицын. |
Оценивание по итогам тестирования: по 1 баллу за каждый верный ответ, максимальное количество баллов соответствует общему количеству вопросов в заданиях. Например: Заданий: 7. Количество вопросов в каждом: 7. Максимальное количество баллов: 49. Оценивание: до 25 баллов – «неудовлетворительно», от 26 до 33 – «удовлетворительно», от 34 до 41 балла – «хорошо», от 42 до 49 баллов – «отлично.
Вопросы к экзамену:
1. Предмет эстетики. Эстетическое как универсальная категория.
2. Система эстетических категорий и понятий.
3. Прекрасное и безобразное как информация о естественных качествах явлений.
4. Возвышенное и низменное как отражение качеств природного и социального.
5. Трагическое и комическое как отражение несовершенства бытия и человека.
6. Особенности проявления прекрасного и безобразного или трагического и комического или возвышенного и низменного в конкретном произведении искусства (по выбору студента).
7. Особенности проявления прекрасного и безобразного или трагического и комического или возвышенного и низменного в конкретном произведении современной массовой культуры (по выбору студента).
8. Эстетическое сознание и эстетическая деятельность.
9. Уровни и структура эстетического сознания.
10. Эстетика и этика. Эстетическое (красота) и этическое (добро).
11. Эстетические аспекты повседневности: идеал, стиль, мода, вкус.
12. Эстетическая культура личности и процесс ее формирования.
13. Искусство как предмет эстетического анализа.
14. Морфология искусства: родовая, видовая.
15. Жанр как морфологическое понятие эстетики.
16. Природа художественного образа.
17. Процесс художественного творчества: от замысла до воплощения.
18. Личность художника. Талант художника.
19. Специфика художественного творчества.
20. Категория художественного метода.
21. Художественные направления, школы, стили.
22. Искусствоведение как теоретическая форма осмысления искусства.
23. Основные этапы развития эстетической мысли.
24. Чувственно-материальная направленность эстетики античности. Сократ, Платон, Аристотель.
25. Европейская эстетическая мысль средневековья и Возрождения.
26. Арабо-мусульманская эстетика.
27. Проблемы «естественного», разумного и чувственного в эстетике Просвещения.
28. Эстетика родоначальника немецкой классической философии И. Канта.
29. Эстетическое как высший акт разума в философии Ф. Гегеля.
30. Эстетика немецких просветителей: И. Гердер, И. Гете, Г. Лессинг, Ф. Шеллинг, Ф. Шиллер.
31. Эстетические идеи К.Маркса, Ф.Энгельса.
32. Эстетические идеи выдающихся представителей русского искусства XVIII-XX вв.
33. Эстетика у истоков культурологической мысли в работах отечественных ученых второй половины ХХ века.
34. Философы ХХ-ХХI века об искусстве и художественном творчестве.
Темы для углубленного самостоятельного изучения
Творческая личность в искусстве.
Художественный образ.
Литература
Основная:
1. Борев, Ю.Б. Эстетика: Учеб. по курсу «Эстетика» для студ.вузов - М.: Высш.шк., 2002. – 512 с. или Он же. [Электронный ресурс] http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Borev/_Index.php, режим доступа свободный, проверено 20.01.2015(раздел «Художественное творчество»).
2. Бычков, В. В. Эстетика. М.: Гардарики, 2008. – 573 с. Замена:http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Buchkov_Aesthetics/Bychkov_index.php или http://www.philosophy.rusoil.net/pages/331/Byhchkov.pdf (параграф 2 «Основные принципы искусства» главы III «Искусство»).
3. Злотникова Т.С. Человек. Хронотоп. Культура. Ярославль: изд. ЯГПУ, 2011 (раздел I «Человек, творчество, произведение).
Дополнительная литература:
4. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – СПб. : Университет. кн., 1998 – 397 с.
5. Франкл, В. Человек в поисках смысла. – М. : Прогресс, 1990 – 366 с.
6. Фрейд, З. Психология бессознательного. – М. : Просвещение, 1990 - 447 с.
7. Фромм, Э. Бегство от свободы. – М. : Прогресс, 1990 – 269 с.
8. Эстетика: словарь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://aesthetics.academic.ru/#, свободный. Проверено 14.07.2014.
9. Юнг, К. Проблемы души нашего времени. – СПб. : Питер, 2002 – 352 с.