СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ. Отпечатки рук глиняный период
Отпечатки рук глиняный период
(объемное изображение)
↓
Барельеф
контурный рисунок
объемный рисунок(цвет)
композиция
пещера Альтамира 1875 г. Испания , Марселино Саутуола
пещера Тассили 1933 г. Африка
пещера Ласко 1940 г. Франция
пещера Каповая 1959 г. Южный Урал , река Белая
Скульптура– небольшого размера каменные и костяные статуэтки с максимально упрощенными деталями
· Палеолитические Венеры («Виллендорфская Венера»)
· Полиэйконические фигурки (многоликие)
· фигурки животных
Архитектура – «огромные камни»
МЕГАЛИТЫ (8-1 тыс. до н.э.)
МЕНГИРДОЛЬМЕН
КАРНАК КРОМЛЕХ
Стоунхедж, Англия
Угадайка «Искусство первобытного общества»
1. Следы когтей диких животных на стенах пещер. ПАЛЕОЛИТ
2. Гигантские каменные сооружения, возведенные ГРИФФАДЫ
древними людьми /общее название/. Альтамира
3. Пещера, в которой впервые были обнаружены рисунки МЕНГИР
первобытного человека; где, в каком году обнаружена. МЕГАЛИТЫ
4. Древнее погребальное сооружение из огромных КАРНАК
каменных блоков. КРОМЛЕХ
5. Археологическая эпоха, во время которой зародилось ДОЛЬМЕН
изобразительное искусство. МЕАНДРЫ
6. Окаменевшие отпечатки пальцев древнего человека на
стенах пещер.
7. Простейшее мегалитическое сооружение из одного
блока камня, вертикально вкопанного в землю.
8. Аллея из каменных блоков, вертикально вкопанных в землю.
9. Сооружение из каменных блоков, расположенных по кольцу.
2.1.Искусство Византии
Византия обогатила наследие мирового искусства новыми образами.
Два источника
Античность Ближний Восток
скульптура и архитектура живопись, философия
пышная зрелищность + утонченная духовность
Особенно важную роль в художественной и общественной жизни сыграло христианство.
Византия – вост.часть Римской империи после её распада (4-15в.в.)
Столица – г. Константинополь (ранее Византий) (330 г.н.э.)
I.Архитектура - римские традиции
(форум с колоннадой, дворцы, мозаика, ант.храмы,
то есть акцент на наружное пластическое решение)
новые типы храмов
Христианская базиликаБаптистерий(греч.-лат.)
(в плане – вытянут. крест, церковь для обряда крещения
символ христианства) (в плане – квадрат или круг,
. 4 столба –опоры, сверху купол).
Появление и развитие идеи христианского храма на рубеже V-VI веков как подобия небесного града Иерусалима.
Скромная внешняя отделка сооружения и богатое внутреннее убранство – важная черта византийской архитектуры.
Символическое значение частей храма.
Мозаики в интерьере византийских храмов
Проверочная работа №2
1.Восточная часть Римской империи, отделившаяся в автономное государство.
2.Столица Византиийской империи.
3.Великий римский император, узаконивший христианство, в честь которого названа столица Византии.
4.Нарисовать план базилики.
5.Нарисовать план баптистерия.
6.Три основных части христианского храма (основное помещение, притвор, алтарь) Расположить их в последовательности от входа.
7.Полуцилиндрический выступ алтарной части храма.
8.Самая верхняя часть храма.
Шедевром византийской архитектуры бесспорно считается храм Софии Константинопольской.
Храм Святой Софии в Константинополе, арх.Анфимий и Исидор, 532-537 г.г. (длина 77м., диам.купола 31,5м., 4 столба опоры + декор: кружево, цветной мрамор, мозаика, позолота);
иллюзия чуда, непостижимости, нерукотворности;
крестово-купольный тип храма
(внешняя выразительность + богатый интерьер)
Самостоятельная работа: посмотреть в Интернете документальный фильм «София Константинопольская»
Византийская иконопись.
Роль церковного интерьера в византийском храме многогранна,
с одной стороны – чисто декоративная функция,
с другой – дополнение религиозного учения для верующих,
с третьей – воспитание искусством, прославление небесных сил.
Важной чертой византийской живописи является появление условности, т.е. действительность изображаются не через образ, а через его духовность, эмоции; скрадывается его телесная и подчеркивается духовная сущность (акцент на глаза, на жесты).
В стенных и плафонных росписях византийских храмов воплощается синтез искусств.
Формы византийской живописи
монументальная храмовая станковая живопись миниатюра
. (иконопись) от книги-свитка
. икона (греч.) – образ, к книге-«кодексу»
. изображение; традиции (сшитые вместе
.фрескамозаика фаюмского портрета листы с текстом и
(темпера по (смальта - (энкаустика) иллюстрациями)
штукатурке) сплав стекла
с минеральными
красками)
Особенность иконописных изображений, в том, что они являются посредниками между видимым и невидимым миром в эпоху средневековья.
Роль иконописца – вещать о святых истинах воздействуя через восприятие изображения зрительно, а не через слух, в этом значении уподобляясь священнику.
Изменение языка изображений святых от реалистических индивидуальных образов до изобразительных элементов, которые приобрели характер условных знаков, закрепленных в каноне.
Развитие главного образа византийской культуры – образа Иисуса Христа - от юноши пастуха до возникновения образа Бога - грозного, непримиримого судьи.
Именно Византия выработала все прообразы (архетипы) - постоянные иконографические схемы, от которых не полагалось отступать при изображении священных сюжетов, поскольку в живописи утвердилась идея воссоздания в иконе «божественного прообраза».
Эти схемы перешли потом в русскую иконопись, отчасти и в западное средневековое искусство, хотя там применялись гораздо свободнее и быстро изменялись.
Стиль византийского искусства становится все более строгим и каноническим.
Традиции поздней античной живописи использовались Византией как исходный пункт. Особенно замечательны византийские мозаики – самое характерное создание византийского гения. Техника мозаик сложна и требует большого искусства. Мелкие разнообразные кубики смальты, из которых выкладываются изображения на стене, мерцают, вспыхивают, переливаются, отражая свет. Византийские мозаичисты умели извлекать великолепные живописные эффекты из особенностей смальты, очень точно рассчитывая угол падения света и делая поверхность мозаики не совсем гладкой, а несколько шероховатой.
Время почти не властно над мозаикой старинных мастеров : когда ее очищают от застарелой пыли и копоти, она оказывается такой же сияющей и звучной по цвету, какой была много веков назад. Равенна хранит единственный в своем роде комплекс византийских памятников V-VII веков.
Тесный и слабо освещенный, он украшен внутри удивительными мозаиками, о которых трудно сказать, обращены ли они больше к эллинистическому прошлому или к средневековому будущему. У них не золотой фон, как принято было впоследствии, а синий: из густой мерцающей синевы выступают по античному задрапированные фигуры христианских мучеников, расстилаются сказочные ландшафты рая с золотыми оленями и птицами.
В полукруглой люнете у входа в мавзолей изображен «Добрый пастырь в райском саду» - это Христос, но безбородый и юный. Его окружают овцы, доверчиво берущие пищу у него из рук. Тип молодого Христа – редкий в иконографии 6 так изображали его в первые века христианства, когда античные представления о вечной юности, как атрибуте божества, еще не были вытеснены суровым культом «старчества».
Более поздний цикл мозаик – в равеннской церкви Сан Витале. Среди ее мозаик – портретные изображения Юстиниана и Феодоры с их придворной свитой. Здесь уже чувствуется дух византийского церемониала, официальность, парадность, возведенная в ранг сверхземного, полубожественного.
На высшую ступень поднимается византийская живопись в следующем столетии. «Ангелы небесных сил» церкви Успения в Нике. Четыре крылатые фигуры, со знаменами и державами в руках, одетые в роскошные одежды придворных телохранителей, выступали на темно-зеленом фоне алтарного свода. Золотой фон всегда применялся византийскими мозаичистами: он замыкал изображаемое пространство, не нарушая плоскость стены, и вместе с тем рождал ощущение дышащего, таинственного, мерцающего неба. Удивительные лица этих воинственных ангелов: они все еще чем-то напоминают об античном идеале красоты –нежными овалами, классическими пропорциями и чертами, хотя чувственный рот становился у них слишком маленьким , а взгляд – пристальным и как бы гипнотизирующим.они исполнены в мягко-живописной манере, в самом деле напоминающей импрессионистическую, - оливковые, розовые, бледно-сиреневые и белые кубики смальты расположены как в беспорядке, а в действительности с тонким расчетом: на расстоянии они сливаются и создают иллюзию нежного живого лика. Перед нами совершенный пример «одухотворенной чувственности».
Святой Лука как первый иконописец. Икона «Владимирской Богоматери». Взаимоотношение между изображением и молящимся.
Самостоятельная работа: посмотреть в Интернете (YouTube) видеоролик «Равеннское пение» (римовизантийское), V-VIII вв.»; рассмотреть мозаики Равенны, их колорит.
Проверочная работа № 3
1.Каковы роли церковного интерьера в Византийском искусстве?
2.Важная черта византийской живописи.
3.Монументальная византийская живопись, роспись темперой по штукатурке.
4.Частица мозаики, сплав стекла с минеральными красками.
5.Станковая живопись Византии, изображение святых персонажей и религиозных событий.
6.Тип книги, сменивший книгу-свиток в Византийской книжной миниатюре.
7.На ранних изображениях Христос представлен в виде….
8.Постоянная иконографическая схема.
В византийском орнаменте осуществилось слияние эллинистических и восточных традиций; орнамент состоял из сплетений звериных (птиц, грифонов, барсов) мотивов, стилизованных растительных побегов, в частности, виноградных лоз; формы утрачивают объемность, становятся более плоскими.
Характерные черты и мотивы орнаментального искусства Византии: причудливую узорчатость, заимствованную у персов; изображения животных на византийских тканях, заключенные в геометрические фигуры -круги или многоугольники; сильно стилизованные растительные формы, которые разделяются на простейшие элементы (пальметику, полупальметику и вьющийся стебель); древовидные композиции.
Наиболее употребляемые цвета в византийском орнаменте: ярко-зеленый, ярко-красный, фиолетовый, пурпурный.
Заимствованные и по-своему переработанные орнаментальные формы других народов, сложившись в своеобразный византийский стиль, оказали влияние на искусство стран Западной Европы и Востока, и в особенности - на русское искусство. Самостоятельная работа: копирование мотива византийского орнамента по выбору.
СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ.
Средневековое искусство – явление феодальной эпохи.
Особенности с-векового искусства Западной Европы.
1. Близость к народному творчеству
(в основе – языческая мифология; любовь к яркой узорности; художники – ремесленники из низших сословий).
2. Тесная связь с религией
(иск-во под контролем церкви, отсюда: идеал – бессмертная душа, основная тема – противоречивость человеческой жизни).
3. Незавершенность, разнородность художественных школ.
Этапы развития ср.-век. искусства Западной Европы.
I.Становление ср.-век. искусства (дороманский период)–5-10вв.
II.Зрелое ср.век. искусство - ---------------------------------10-15вв.
1. Романский стиль –--------------------------- 10-12вв.
2. Готический стиль – --------------------------13-15в.в.
Дороманское искусство.
Раннехристианское искусство (до 410г.)
I.Архитектура – храмы-базилики (см. Древний Рим), катакомбы.
баптистерий-
храм крестильня
II. Живопись – фрески религиозного содержания (условность, символы, архетип); книжная миниатюра, яркая, нарядная, графичная.
Меровингское искусство (5-8 в.в.)
Меровей I – вождь 1-ой королевской династии во Франкском государстве.
I.Архитектура – забвение римских традиций, упадок техники.
1. Гробницы с выдолбленными куполами.
2. Церкви по типу базилик, небольшие, грубые.
II.Живопись – книжная миниатюра (декоративность, яркий цвет; рукопись – драгоценность).
III. Художественные ремесла – «звериный стиль» (орнамент, узоры с изображением сказочных зверей) – украшения из драг. металлов, церковная утварь, оружие.
Каролингское искусство (8-9 в.в.)
Карл Великий – глава империи франков.
«Академия» монаха Алкуина – школа «свободных наук»: риторики, грамматики и прочих
I.Архитектура – монастыри, церкви-базилики, дворцы, укрепления.
II.Скульптура – изделия из слоновой кости.
III. Живопись – мозаики, фрески, миниатюра (свобода, динамика, орнамент, символы).
IV. Художественные ремесла – литье, чеканка, гравировка, эмаль.
9 век – смерть Карла Великого распад империи образование 3-х сильных государств: Франции, Германии, Италии.
Романское искусство.
Период феодальной раздробленности; сильнейшее влияние католической церкви; государства – отдельные враждующие поместья; стихия жизни – набеги и сражения, отсюда:
характерные черты романского стиля – воинственность + потребность самозащиты; покровители искусства – монастырские ордена, а исполнители (строители, живописцы, переписчики рукописей) – простые, суеверные люди из низших сословий.
I.Архитектура – основной вид искусства.
1. Романский город – укрепленное поместье – БУРГ + хаотическая городская застройка.
2. Культовые сооружения: храм – крепость Бога (суровая простота + тяжеловесная мощь); основной тип храма – 3-х нефная базилика с башнями и апсидой.
а) Вормский собор – геометризм, статичность, цельность масс, скромный декор.
3. Светские сооружения: замок – крепость рыцаря
пфальцы замки феодалов
императорские замки (башня - донжон+палас –
каменн. прямоуг. здание)
а) Императорский замок-дворец в Гессене.
б) Феодальный замок в Тракае.
II.Скульптура – душа средневековья, «каменная библия» для неграмотных;
цель скульптурного декора – поучать верущих и украшать храм; художественные особенности – нарушенные пропорции, неуклюжесть, но выразительность и экспрессия; элементы «звериного стиля» (фантастические животные, резные узоры).
Застылость,
отвлеченность образов
наивность, экспрессия,
яркие характеры,
(рельефы дверей
ц. Св.Михаила в Гильдесхейме)
человечность, мягкость,
сдержанность чувств
(статуи собора в Шартре)
III.Живопись – книжная миниатюра: красочная, нарядная, но плоская, стилизованная, с обилием мелких деталей; нет перспективы, объема, искажены пропорции.
IV.Художественные ремесла – культовый характер (предметы церковной утвари: чаши, распятия, реликварии и т.п.)
Светское искусство: мебель, ткани, посуда.
Готическое искусство.
Готика (от названия германских племен готов, но неточное) – художественнный стиль, заключительный этап в развитии ср.векового искусства стран Западной Европы (сер.12-15в.в.); родина готики – Северная Франция.
Культовое искусство, т.к. главная идеологическая сила – церковь, отсюда – религиозная тематика, условность худож. языка, символы, аллегории.
Светское искусство, т.к. тесно связано с жизнью ср-век. города.
13-14в.в. рост городов, антицерковные, антифеодальные настроения, первые университеты – оплоты вольнодумия расцвет с\в культуры: светской литературы и поэзии, театрального искусства (мистерии и фарсы), музыки (многоголосые церковные гимны).
Важная черта готического искусства – единство легенды и реальности; приблизить к зрителю облик священного персонажа, осовременить его.
От стилизации, условности – к реалистическому изображению.
Периоды развития: ранняя (12 век)
зрелая (13-14 века)
поздняя, «пламенеющая» (15 век)
I.Архитектура – основной вид искусства.
1. Собор – синтез искусств (арх.+скульпт.+жив.+д.п.и.): сложное
арх. решение, целый мир скульптурных изображений (около 10.000 статуй), витражная живопись, многочисленные предметы церковной утвари;
- центр городской жизни (богослужения, диспуты, собрания, мистерии),
отсюда – длина собора около 130м., вместительность – до 9000 человек;
- символ Вселенной (сложность и противоречивость).
Каркасная конструкция собора (динамика, легкость, увеличенный интерьер).
Нервюры – ребра столбов или арок, принимающие на себя силу тяжести свода.
Аркбутаны – косые арки, передающие силу тяжести свода на наружные столбы.
Контрфорсы – мощные наружные столбы.
а) Собор Парижской Богоматери.
б) Часовня Сент-Шапель (2-х ярусная капелла и реликварий с венцом Христа).
в) Амьенский собор (h=145м.; готический Парфенон).
Найти и зарисовать изображения этих трех сооружений ниже.
2. Градостроительство: центр – собор или замок ратуша (здание для работы городских властей), беффруа(дозорная башня и в монастыретоже) торговые ряды жилые дома(цеховые или артельные) мощные стены+проездные башни.
II. Скульптура – расцвет монументальной ск-ры (статуи, горельефы).
Застылые, столпообразные фигуры
Подвижность, отделение от стены
Физическая красота, духовность, чувства
Новые темы: материнство, душевная стойкость, мученичество
III.Живопись – условность, плоскостность, графичность.
1. Монументальная живопись – росписи алтарей (Восточная Европа)
2. Станковая живопись – картины на религиозные темы («Мадонна с младенцем», «Пьета», «Воскресение Христа»); портреты, пейзажи.
а) Ван Эйк - «Гентский алтарь»
3. Книжная миниатюра – «голос эпохи», галерея крошечных картин, ярких, сияющих, наивных, исторически точных; светские хроники и церковные книги (библия, завет)
а) Братья Лимбурги – «Часослов герцога Беррийского»
Страница – как готический храм; одноцветный фон орнамент . пейзаж; плоскость объем перспектива.
4. Витражи (vitre, франц. – стекло) – окна-картины из кусочков цветного стекла, скрепленных свинцовыми полосками; интенсивный, глубокий цвет, позднее – живопись по стеклу; большие площади (до 2600 кв метров, витражи собора в Шартре), «Готическая роза» над порталом собора.
IV.Декоративно-прикладное искусство – «золотой век» художественной промышленности;
от церковной утвари – к светским предметам быта (мебель, зеркала, гобелены, шкатулки и прочее)
Общие характерные черты ДПИ: фантазия, мастерство, богатство декора.
а) Гобелены «мильфлёр»(миллион цветов – фр.)
«Дама и единорог».
ГОТИКА – предвестие РЕНЕССАНСА.
Итоги периода:
1. Интерес к внутреннему миру личности.
2. Интерес и желание передать детали в реалистичной манере.
3. От безымянных художников – к художнику-личности.
Угадайка «Искусство Средневековой Западной Европы».
1.Художественный стиль в искусстве Западной Европы, характерными чертами которого являются легкость, динамика, богатый декор.
2. Художественный стиль в искусстве Западной Европы, характерными чертами которого являются суровоя простота, тяжеловесная мощь, статичность.
3.В романской архитектуре: круглая или прямоугольная в плане башня.
4.В романской архитектуре: укрепленное поместье феодала.
5.В романской архитектуре: имераторский замок-крепость.
6.В романской архитектуре: каменное здание светского характера.
7.В готическом соборе: окно-картина, выполненное из кусочков цветного стекла, скрепленных свинцовыми полосами.
8.Королевская династия раннего средневековья, во времена правления которой в искусстве Западной Европы наблюдается мощный подъем.
9.Первая королевская династия во Франкском государстве, родоночальником которой явился франкский вождь Меровей.
10.В готической архитектуре: наружная косая арка, передающая тяжесть свода на опорные столбы.
11.В готической архитектуре: мощный наружный столб.
12.В готической архитектуре: ребро столба или арки, расположенное внутри здания и принимающее на себя тяжесть свода.
АРКБУТАНЫ
ВИТРАЖ
ГОТИКА
КОНТРФОРСЫ
ПФАЛЬЦ
БУРГ
ЗАМОК
ПАЛАС
МИНИАТЮРА
ДОНЖОН
РОМАНИКА
Меровинги
Каролинги
НЕРВЮРЫ