Тиснение, гравировка, штамповка
А.А.Ладанюк.Е.А.Кошмина
ЮВЕЛИРКА» ИЗ КОЖИ
Сегодня на исходе нашего технического века, принесшего человечеству открытие синтетических материалов, наиболее ценными все же остаются материалы и формы природные. Не иссякает интерес и к коже. В ручной обработке есть своя удивительная прелесть. Мастер забывает о достижениях цивилизации и становится вровень со многими поколениями творцов, сохранивших свое искусство в течение столетий. Методы обработки кожи почти не изменились. Но изменился человек и его мировосприятие. Появились новые техники, новые стили. Ведь каждый настоящий художник всегда ищет и создает новое, в любом материале воплощает свое понимание мира. Но только в совершенстве овладев техникой, можно создать истинное произведение искусства.
Не бойтесь нетрадиционных решений, смелее сочетайте природные и искусственные материалы. Не забывайте о том, что любой природный материал, в том числе и кожа, — это только форма. Но важен и творческий подход. Не торопитесь сразу воплощать свои идеи. Проживите их, ощутите внутреннюю гармонию именно этих форм и красок. Вначале вам наверняка не избежать желания натурально передать окружающий мир, каждую веточку, цветок. Но со временем вы научитесь создавать и абстрактные формы, варьировать смелые сочетания.
Обработка кожи — сложный трудоемкий процесс, поэтому необходимо прочувствовать присущие ей особенности: пластичность, нежность, удивительную красоту. Из кожи можно создать любое украшение — неповторимую оригинальную вещь, нужно лишь приложить к этому желание, терпение и любовь. Мы надеемся, что наша статья поможет вам раскрыть и полюбить этот удивительный материал.
Все народы, населяющие нашу Землю, так или иначе занимались кожевенным производством. Ведь зачастую кожа была единственным доступным материалом. Из нее шили одежду и обувь, предметы быта и украшения, создавали музыкальные инструменты и даже жилища. В разных уголках нашей планеты находят кожаные изделия, принадлежащие к различным эпохам.
Каждая культура накладывает неизгладимый отпечаток на любое произведение искусства, любое ремесло, в том числе и кожевенное.
Так южные народы любят яркие сочные краски, звонкие сочетания. Кожевенные изделия африканских племен напоминают росписи первобытных пещер, т.к. в этих краях жаркий климат, из кожи здесь изготавливают в основном предметы быта.
Большое развитие кожевенное производство получило в странах с суровым холодным климатом. Завораживают красотой изделия якутских и чукотских мастеров. Из кожи кроили они одежду, обувь, даже мячи. Многовековые традиции сохраняются и поныне. Эти народы любят геометрические узоры, украшенные вышивкой. Каждая деталь тщательно продумана и имеет определенный символический смысл. Сочетания цветов обычно контрастны. Якутские мастера украшают свои изделия металлическими пластинами, бисером.
Неповторимы изделия венгерских мастеров. В этой стране кожевенное производство издавна ценилось и пользовалось популярностью. Узоры просты и изысканны, в каждой вещи найдена та неуловимая грань, которая вводит незатейливый узор в ранг высокого искусства. Запоминаются характерные формы и отделка: мешочки, различные варианты кисточек.
Археологи Белоруссии до сих пор находят изделия, относящиеся к глубокой древности. Обувь необычно расшита яркими шелковыми и шерстяными нитками. Пестрые декоративные цветы образуют радостный орнамент. Белорусские кожевенники любили использовать тисненые растительные узоры.
Украинские изделия выделяются обилием металлических бляшек и заклепок, собранных в сложнейшие орнаменты. Распространены пояса с элементами украшений под конскую сбрую, широко применяются металлические пряжки, цепочки.
Казахи, кроме традиционных для всех народов кожевенных изделий, изготавливали из кожи еще и сосуды, которые хорошо сохраняли воду, футляры, охотничьи пояса.
Киргизы производили красивые сумки, чехлы, футляры, сосуды, украшенные тиснением, оплеткой, металлическими накладками. Яркие сочетания коричневых и оранжевых оттенков придают каждому изделию удивительную праздничность.
Издавна развивалось кожевенное ремесло и на Руси. Русичи ходили в кожаной обуви, изготавливали из кожи сбрую, ремни, колчаны, щиты и многое другое.
В Прибалтике наряду с удивительными кожаными украшениями до сих пор сохраняются и развиваются традиционные тиснения и гравировки переплетов.
Общие сведения о коже
На качество кожи влияют многие факторы: возраст и пол животных, условия их содержания, выделка шкур. В зависимости от возраста животных различают несколько видов кож: выпарка — кожица неродившегося животного; опоек — кожа новорожденного; выросток — кожа трехмесячного животного на растительном вскармливания, неблюй — кожа шестимесячного животного; полу кожник — кожа однолетнего животного, шкура полного развеса — кожа крупного рогатого скота.
Различают кожу и по качеству выделки. Сафьян и марокен вырабатываются из слабо прожированной и окрашенной в яркий цвет козлины. Бывают они разных цветов: красного, желтого, зеленого и черного. Шагрень — мягкая шероховатая козлина или овчина. Пергамент (телячью кожу) в былые времена в сыром виде натягивали на раму и использовали для письма. Пергамент на картонной основе используется и по сей день для переплетов. Юфть — премированная кожа, дубленная корой ивы, бывает красного, черного и бежевого оттенков. Изготавливается из кожи лошадей, оленей, свиней. Очень толстая юфть (до 3 мм) выдерживает высокое тиснение, гравировку.
Существуют несколько видов кож, различаемых по виду сырья: лайка — тонкая эластичная кожица из выпарки или опойка; шивро и козлина вырабатываются из козлиных шкур; шеврит получают из овчины. По сравнению с шивро, шеврит менее эластичен.
Велюр — кожица хромового дубления, отшлифованная со стороны низдры (т.е. верхней стороны кожи). Замша — кожица жирового дубления натурального цвета: от светло-золотистого до коричневого. Вырабатывается из шкур лося, дикой козы или оленя. Лицевая сторона имеет большие поры, легкая, мягкая, сильно растягивается. Спилок — отделенный на двоильной машине от натуральной замши слой. По спилку делается мерия — естественный рисунок кожи животного.
Для каждого изделия тщательно отбирайте материал. Начните с выбора кожи. Для бижутерии хороша мягкая эластичная кожа, способная передать самый тонкий орнамент. Перчатки обычно шьют из лайки. Этот материал точно повторяет изгибы и движения пальцев. Сумки рекомендуется шить из плотной жесткой кожи. Если вы используете мягкую кожу для кошельков и косметичек, обязательно проложите ее плотным материалом.
Рис. 1
Инструменты
Почти в каждом доме имеется набор инструментов, предназначенных для обработки металла и дерева: отвертки, гвозди и другие металлические приспособления. Вам пригодятся металлические трубочки, детали из конструкторов. Даже при небольших усилиях из них можно сделать вполне пригодные инструменты. Большинство необходимых инструментов можно сделать самим. Если вы решили серьезно заняться кожей, приобретите несколько ножей. Кривой нож (рис. 1,а) подходит для разнообразных линий, округлые линии прорезайте поворотным ножом (рис. 1,6). Прямым ножом прорезайте прямые линии, ремни, шнурки (рис. 1,в). Сапожный безрукоятный нож с односторонней заточкой (рис. 1,г) удобен для шерфования (утончения) и обработки толстой кожи. Для шерфования пригоден и нож в форме полумесяца (рис. 1,д).
Для тонкой кожи приготовьте портновские ножницы и ножницы «зигзаг».
Для точки ножей и других инструментов вам понадобятся бруски и шкурки.
Косточка (рис. 1,к) предназначена для разглаживания мягкой оплетки и подчеркивания рельефов. Сделайте ее из деревянного брусочка или веточки. Крестовое шило (рис. 1 ,ж) используется для шитья и продевания ремешков. Круглое — для тонких мелких работ и наметки. Прямые линии проводите по металлической линейке. Предметы из маникюрного набора, скальпели и пинцеты помогут декоративно обработать изделие.
Рис. 2
Недостаточно иметь только металлический молоток. Во многих операциях незаменим деревянный. Именно деревянным молотком обколачивают места склеек, плетеных вставок, выполняют штамповку. Он не повредит кожу (рис. 2,а). Существуют некоторые инструменты, специально, предназначенные для обработки кожи. Это пробойники и фестоны (рис. 2,6). Для оплетки изделий незаменимы пробойники диаметром 2, 3 и 4 мм. Пробойниками диаметром 1 и 2 мм, а также фигурными пробойниками часто украшают бижутерию. Пробойники 10 — 15 мм и большего диаметра удобны для круглых деталей и жареных «пуговиц». Пробойниками 20 — 30 ммразмечают круги, которые потом вырезают ножницами. Из гвоздей с большими шляпками можно выпилить штампы (рис. 2,в). Для разметки на юфти и нежной коже лучше пользоваться роликом (рис. 2,г). Он почти не оставляет следов. Круги расчерчивайте циркулем-измерителем. Им же удобно размечать расстояние между отверстиями при перфорации (пробивании отверстий). С инструментами для декоративной отделки (тиснение, гравировка) мы познакомим вас позднее (рис. 2,д).
Пробойные клещи (рис. 2,е) состоят из пробойников от 1 до 6 мм. Клещи ускоряют работу и удобны для обработки выгнутых деталей. Разрезы для плетеных узоров сделайте при помощи остро наточенных отверток. Влажную кожу натягивайте маленькими гвоздиками. Это сделает поверхность ровнее. Все операции лучше производить на оргстекле или плотном картоне (если вы не имеете специального стола). Отверстия пробивайте только на резиновой шайбе или толстой мягкой коже. Иначе пробойники быстро затупятся. Шерфование производите на мраморной плитке.
Правка инструментов
Инструменты с плоскими сторонами правят на кожаном ремне, смоченном маслом. Остальные инструменты подтачивайте на оселке (мелкозернистом бруске). Нож со скошенным острием, стамеску, резак держите на оселке под углом заточки и выполняйте мягкие вращательные движения. Поворотный нож правят с обеих сторон. После правки проведите инструментом по кожаному ремню, но только в одном направлении. Это сделает лезвие ножа более гладким. Следите, чтобы инструменты не ржавели и всегда находились в наточенном состоянии. Иногда протирайте их смоченной в масле тряпкой. После этого тщательно его сотрите, чтобы на коже не появились жирные пятна (рис. 3).
Рис. 3
Дополнительные материалы
Для склеивания кожи используются специальные клеи. Канцелярский, БФ, клеи для ткани и бумаги непригодны. Лучший клей — «Момент». Он очень пластичен, не трескается при изгибах, прекрасен для склеивания поясов, крышек сумок и других подвергающихся деформации деталей. «Момент» быстро сохнет, поэтому используйте его для декорирования кожи, закрепления складок и других подобных операций. Чтобы сильно не загрязнять кожу, старайтесь сразу же удалять излишки клея. Клей «Уникум» очень хорошо склеивает детали, влагоустойчив, но имеет неприятный запах и долго сохнет. «Феникс» также влагоустойчив, застывает несколько быстрее и довольно легко удаляется. «DUOSAN» и «Мастер» хорошо скрепляют детали, но нешщстич-ны, при изгибах быстро растрескиваются. Если вам необходимо ровно сшить кожаные детали друг с другом, до шитья смажьте сшиваемые части резиновым клеем, т.к. он легко удаляется. Мокрую кожу заворачивайте в складки, используя ПВА. Но не забывайте, что этот клей со временем теряет свои свойства.
Обыкновенные кремы для обуви (типа «Сочи») и вазелин хорошо отполируют кожу и придадут изделию законченность, скроют потертости. Касторовое или машинное масло размягчит кожу и сделает ее более пластичной. Для окраски кожи подготовьте анилиновые и растительные красители, заготовьте кору некоторых деревьев, отбеливатели, зубной порошок.
Пояса и сумки можно отделать с помощью кнопок, замочков, блочков и т.д. Наверняка у вас сохранились старые вещи, вышедшие из употребления. Вам пригодится их фурнитура. Для браслетов и обручей приготовьте пластмассовые и металлические основы, для их прокладки подойдут тонкий поролон или синтепон.
К сожалению, в последнее время большинство магазинов, специализирующихся на продаже сырья и промышленных отходов, закрываются. Поэтому подобрать нужные материалы становится все труднее. Не выбрасывайте старые вещи, кожаные сапоги, перчатки. Даже самые потрепанные и невзрачные на первый взгляд предметы пригодятся в работе. Стоит только захотеть.
Приемы обработки кожи
Реставрация
Кожа — очень прочный материал, но при длительном использовании и плохом уходе изнашивается. Прежде всего это относится к обуви. Мы дадим вам несколько советов о том, как правильно ухаживать за кожей.
Чистка кожи производится после удаления с нее пыли и грязи. Жирные пятна удаляют тальком или раствором щавелевой кислоты. Постоянно смазывайте кожу кремом. Царапины аккуратно подкрасьте анилиновым или нитрокрасителем. Сушите кожу только при постоянной температуре. Сначала тщательно промойте кожу в мыльной воде, прополоскайте с уксусом и сушите врастяжку, прибив гвоздиками к доске и протерев раствором лимонной кислоты (20 г на 1 л воды). Про-жируйте кремом. Деформированные изделия можно прогладить не сильно разогретым утюгом. Между утюгом и кожей проложите бумагу или тряпку. Обработка кипяченым молоком придаст изделиям некоторый блеск. Протирайте вещи вазелином или яичным белком. Лайку чистите смесью 1 части скипидара и 2 частей бензина. Замшу чистят раствором 1 чайной ложки питьевой соды на стакан молока. Замша станет глаже, если вы подержите ее некоторое время над паром и прочистите резиновой щеточкой. Если старая кожа сильно потерлась на краях, обработайте ее тесьмой или кантом. Отбеливать кожу нужно при температуре 40 — 50°С. Четверть пакетика отбеливателя «Лилия» разведите в 1 л воды, увлажненную кожу опустите в раствор и оставляйте в нем до полного остывания. Любую тонкую кожу можно сделать мягкой, если долго мять руками. При этом старайтесь ее не растягивать. Не выкидывайте старые кожаные вещи. Голенища сапог обычно сохраняются лучше всего. Вырежьте ножом лучшие куски. Они пригодятся для украшений и вставок.
Окрашивание
Если вы хотите заново покрасить кожу, сначала снимите старую краску ацетоном или растворителем. Нитрокрасите-ли невозможно удалить полностью. В наше время кожу окрашивают с помощью искусственных препаратов, но существуют многовековые традиции окраски кожи. В средние века кожевенники при дублении использовали дубовую кору, желуди, кору каштанов, ивы, сосны, ели. Не выделанную кожу окрашивали растительными отварами. Для получения желтого цвета готовили отвары из ромашки или незрелых плодов черного тмина. Красный окрас достигали, используя соки диких яблок, гранатов или вермут. Коричневые оттенки получали, варьируя концентрацию отвара желудей. Для получения насыщенного коричневого цвета в отвар из желудей иногда добавляли незрелые грецкие орехи. В зеленый цвет кожу окрашивали медным порошком. В каждом доме есть свои рецепты окраски яиц к Пасхе. Попробуйте поэкспериментировать и с кожей. Искусственные красители найти и приготовить проще. Но не забывайте, что кожа — натуральный материал, и естественная окраска смотрится всегда выигрышнее. Не торопитесь сразу окрашивать большие куски, сначала попробуйте на маленьких кусочках. Мы предлагаем вам несколько вариантов окраски анилиновыми красителями.
Один пакетик красителя разведите в 0,3 л кипятка и процедите. В раствор температурой 45 — 50°С, опустите намоченную и разглаженную кожу. Избегайте заломов. Оставьте кожу в растворе до остывания. Краситель лучше закрепить фиксатором, (т.е. закрепителем). Его можно приобрести в магазинах химических реактивов или заменить лаком для волос или уксусом. Если вы опустите в горячий краситель сухую, сильно смятую кожу, то получите модную ныне «варенку».
2 вариант — окрашивание в растворе денатурата. На 1 л воды и 200 мл денатурата разведите соответственно: 40 г желтого, темно-красного или коричневого красителей: 20 г синего, красного или лилового. Порошок высыпьте в таз. Добавьте денатурат и помешайте на огне. Постепенно вливайте воду. Доведите до кипения, после охлаждения отфильтруйте. Если приготовленный раствор обладает металлическим блеском, значит, краска излишне густа. Разбавьте ее теплой водой и приступайте к окраске.
«Мрамирование» достигается опрыскиванием сухой скомканной кожи через пульверизатор. Затем кожу обязательно обработайте закрепителем (фиксатором).
Можно использовать трафареты и растворы типографских красок. Не всегда стремитесь равномерно покрыть кожу. «Неправильная» окраска может создать новый узор.
Перфорация и оплетка
Перфорация (пробивание отверстий) выполняется пробойниками. Углы изделия нужно слегка закруглить ножом или ножницами, т.к. острый угол невозможно оплести. Разметьте места будущих отверстий по линейке или циркулем-измерителем. Для точной разметки длинных изделий, например поясов, лучший инструмент — долото.
Рис. 4 Рис. 5
Если вы скрепляете две детали оплеткой, то помимо скругления углов утончите край ножом. Особенно это рекомендуется при оплетке бижутерии. Склейте по краю обе стороны изделия изнанкой внутрь и начинайте оплетку. Концы спрячьте между деталями, смазав клеем.
Рис. 6
Рис. 7
Ремешок для оплетки вырежьте из мягкой кожи. Для этого по краю имеющегося куска или по спирали, привязав ручку к спице, вырезать ленту (рис. 4). Оплеточная лента часто рвется, поэтому важно незаметно и прочно срастить концы. Оба ремешка расположите на ровной гладкой доске и сшерфуйте концы, т.е. утончите кожу на 13 — 15 мм один с лицевой стороны (низдры), другой — с изнаночной (бахтармы) (рис. 5). Нанесите клей и крепко сожмите. Для того чтобы лента стала менее ломкой, протрите ее воском. Для оплетки подбирайте прочную кожу, ведь ее основная функция — крепко соединять детали. Умело подобранная оплетка может одновременно и необычно украсить ваше изделие. Обязательно продумайте цветовое сочетание оплетки и основного материала, ее ширину и расстояние между отверстиями и краем. Наиболее простая оплетка — в край (рис. 6). Она просто исполняется и крепко соединяет детали. Крупная оплетка из толстой кожи может украсить любую сумку или пояс. Длина оплеточной ленты должна быть в 3 раза больше оплетаемого края. На рис. 7 представлены оплетки с различной шириной ремешка. Элегантную венецианскую оплетку выполните из очень мягкой и тонкой кожи. Размер отверстий подберите в 2 — 3 раза меньше ширины ленты. Благодаря этому оплетка уложится в мягкие красивые складки. В угловые отверстия вводите ремешок 2 — 3 раза. Перекрещивающаяся оплетка не только украсит изделие, но и придаст соединению прочность. Эффектно смотрится оплетка, выполненная в 2 этапа (см. рис.7). Немного сложнее выполняется оплетка из 2 ремешков (рис. 8). Для узловых оплеток длина ремешка должна превышать длину изделия в 5 — 6 раз (рис, 9, 10).
Можно оплести край «елочкой» (рис.11). Из 2 ремешков можно сделать сложную оплетку (рис. 12). Старайтесь не путать ремешки. Это совсем несложно сделать, если для оплетки вырезать ремешки разных цветов.
Соединение двух деталей
Соединять детали можно различными способами. У каждой хозяйки найдутся крючки, петельки, замочки, металлические кольца. Кнопки и замочки лучше установить в мастерской. В бижутерии прочность соединений — не самое важное, поэтому допустимо скрепление клеем без дополнительного сшивания (см. рис. 13). Все детали, выполненные из кожи, аккуратно склеиваются с изнаночной стороны. Несложно разрезать петельку от крючка на две равные половинки; это просто и красиво (рис. 14). Крючки любого размера применяйте в поясах, сумочках, украшениях. Крючок сначала пришейте к кусочку ткани и только потом прикрепите к изделию через прорезь. Мы предлагаем несколько соединений кисточками (рис. 15).
Рис. 8
Украшения в обтяжку
Оплетка требует длительного времени, поэтому в бижутерии чаще применяют обтяжку (рис. 16). Все украшения на основе обтягивают кожей с обеих сторон. Мягкая кожа лучше тянется и более пластична, она незаменима для обтягивания заготовок со скругленными краями. Основу вырежьте из картона или пластмассы. Для тонких изящных деталей, например, подвесок или колье, постарайтесь подобрать металлическую форму. Подготовьте основу, положите детали из кожи, обязательно учитывая припуски на подгибку. Для серег достаточно припуска в 5 — 6 мм. Для крупной бижутерии (браслеты) оставляйте на припуски не менее 1 см. Изделие всегда выиграет, если к основе вы прикрепите поролон. Простейший способ — односторонняя обтяжка. Для изнанки выкраивайте детали без учета припуска. Припуски всегда сшерфовывайте и подравнивайте. Благодаря этому место соединения станет совсем незаметно. По краю можете приклеить тонкую полоску. Соединение двух обтянутых основ придает украшению прочность. По краю прикрепите кант. Можете украсить изделие бахромой, кисточками, узелками, фонариком (рис. 17). Для ровной обтяжки углов и деталей с округлыми краями рассеките припуски или вырежьте треугольнички. Иногда обтяжку начинают с изнанки. Лицевую сторону закрывают декором.
Рис. 9
Рис. 10
Рис. 11
Рис. 12 Рис. 13
Рис. 14
Рис. 15 Рис. 16
Термическая
И влагообработка кожи
Кожа прекрасно деформируется под воздействием воды и тепла. После этого она хорошо держит форму, особенно жесткие материалы. Если в вашем изделии задуманы выпуклые участки, используйте формование. Заготовьте деревянную болванку по форме предмета. Можете ее заменить похожей по очертанию твердой вещью чуть большего размера, чем изделие. Края болванки скруглите, чтобы не испортить изделие. Кожу аккуратно увлажните с внутренней стороны. Форму многократно вталкивайте в изделие, пока оно не растянется (рис. 18,а). Удивительные изделия вы можете создать из, казалось бы, ни на что не пригодной жесткой кожи. Выполните заготовку оригинальной формы с несколькими прорезями. Изделие сильно намочите и согните руками в разные стороны (рис. 18,6). После высыхания изделие сохранит новую форму.
Толстая и жесткая кожа легко поддается термообработке. Простейший вариант -г- жареные «пуговицы». Вырежьте крупными пробойниками несколько кружков различного диаметра, расположите их на нагретой сковородке (чугунной) или плитке. Когда сковородка раскалится, уменьшите газ. Постепенно кружок равномерно выгнется вверх и примет полусферическую форму (рис. 18,в). Старайтесь не пережарить кожу. Если же края «пуговиц» потемнели или обуглились, сточите их стамеской или наждачной бумагой. С помощью этого эффекта можно создавать различные орнаменты. Поэкспериментируйте с формой, но учтите, что при термообработке кожа стремится принять круглую форму. Светлая кожа сильно обугливается, особенно юфть, но это качество можно использовать в декоре. Неповторим такой декор в сочетании с выжиганием. Лакированная кожа выгибается быстрее обычной, но ее края часто желтеют или собираются в гармошку. Выпуклые детали набейте наполнителем. Для этого используйте целлюлозные ячейки из-под явд,, раэрсжтль их на кусочки и поместите в деталь, залейте клеем «Момент». Так постепенно заполните «пуговицы» до самого верха. С помощью термообработки вы можете сделать браслеты, подставки, тарелочки. Для браслета вырежьте кожаную полоску, скруглите и поджарьте края. Сомкните заготовку в кольцо и закрепите резиночкой (рис. 18,г). Поместите будущий браслет ребром на сковородку и обжарьте с двух сторон. Обугливание используйте в декоре. Можно сделать браслет в форме змейки. Скрутите узкую длинную полоску из толстой кожи по спирали, закрепите резиночкой, поджарьте.
Рис. 17 Рис. 18
Жмурка (драпировка)
Мягкая кожа очень пластична и легко драпируется в складки. Плавная драпировка украсит любое изделие. Сожмурить кожу нетрудно с помощью пинцета и шила (рис. 19). Лопаточка из маникюрного набора продавит углубляемые участки, не повредив поверхность. Сначала попробуйте сожмурить кожу на газете или на листе бумаги. Только когда вы придадите коже нужную форму, приклеивайте декор к основе. Лучший клей для драпировки — «Момент». Можно собрать сложный декор из нескольких деталей. Сначала сшерфуйте и подгоните края. После выполните жмурку по рисунку. Если вы импровизируете на готовой основе, то постепенно подгибайте края, не намазывая клеем всю поверхность, иначе кожа обязательно испачкается. В тех местах, где приклеивается жмурка, снимите верхнюю часть основы или поскребите по ней острым ножом. Шероховатая поверхность добавит прочности. В украшениях всегда подгибайте края внутрь, иначе декор быстро отлетит. С помощью клея и инструментов можно создать любую форму: складки, завитушки (рис. 20), листочки, лепестки (рис. 21) и многое другое.
Для того чтобы сделать кант, приготовьте тонкую длинную полоску. Начинайте ее сворачивать на клей в трубочку. Когда вы смастерите кант нужной толщины, обрежьте его ножом. Кант прикрепляйте так, чтобы срез всегда оставался невидимым. Попробуйте свернуть кант по спирали. Вы получите ажурные завитки различных форм. Из маленьких кусочков придумайте листочки. Для листочков вырежьте заготовку, подгоните края и пинцетом придайте ей форму. Сначала защипните центральную линию, от нее обозначьте прожилки. Постарайтесь передать движение настоящих живых листьев. Розочку можно сделать из толстого мягкого канта или тонкой полосочки. Не склеивайте ее сразу пополам. Сначала выполните серединку цветка. Плотно склейте кожицу в несколько оборотов. Затем выполняйте расходящиеся лепестки. Прикрепите нижние участки полоски так, чтобы образовались мягкие волны. Чуть сожмуривайте и изгибайте кожу, одновременно приклеивая ее вокруг венчика. Ваша розочка будет неотличима от настоящей.
Рис. 19 Рис. 20
Рис. 21
Красивая жмурка может заменить любой декор. Чаще применяйте драпировку различных цветов в браслетах и заколках. В мелкой бижутерии достаточно только подогнуть и приклеить декор. В поясах и сумках драпировка обязательно пристрачивается.
Декоративная обработка
Кожа — дорогой и необычайно красивый природный материал. Используйте ее естественные качества и особенности. Хорошо выделанная новая кожа с интересной фактурой сама по себе красива и не нуждается в дополнительных украшениях. К сожалению, найти достойный материал очень сложно. Большинство материалов, имеющихся в нашем распоряжении, незначительного размера и имеют дефекты. В таких случаях орнамент наиболее оправдан. Постарайтесь так украсить кожу, чтобы прикрыть ее недостатки и создать единую композицию. Украшения должны подчеркивать характер изделия, придавать ему выразительность. Не забывайте, что кружевные отверстия, ажурная резьба ослабляют материал, а аппликация, наоборот, придает ему прочность.
С древнейших времен известно множество приемов декоративной обработки кожи: крашение, драпировка, термообработка, формование, тиснение и штамповка, резьба и гравирование, аппликация и вышивка, золочение и серебрение, интарсия, выжигание, батик, украшения плетеными узорами. Можно долго перечислять всевозможные виды. Мы попытаемся рассказать о вышеназванных наиболее полно.
Плетенки
Любую работу украсит декоративная оплетка внутри изделия. Для того чтобы сделать прорези, вам понадобятся остро наточенные отвертки шириной 3 — 5 мм и прямой нож.
Шахматная оплетка (рис. 22). Приготовьте три ремешка разного цвета, сделайте прорези ножом, пропустите в них ремешки в шахматном порядке. Концы оплетки всегда приклеиваются к изнаночной стороне основы. Сделайте отверткой горизонтальные прорези, проденьте в них кожаный ремешок. На основе этой заготовки выполняются разные варианты оплетки (рис. 23,24).
Рис. 22 Рис. 24
Рис. 23 Рис. 25
Для мережки сделайте ножом длинные прорези (3 см) на расстоянии 3 — 4 мм друг от друга. Каждую вторую полоску скрещивайте с предыдущей. Между ними протягивайте ремешок. Для узора «елочка» (рис. 25) сделайте три ряда горизонтальных прорезей. Первый и последний горизонтальные ряды выполните как указано на рисунке. Вставьте в прорези полоску. Концы каждый раз вводите с лица в середину и выводите в крайние прорези, не перекрещивая между собой. Из одного ремешка можно выполнить и более сложные узоры. Скрещивающиеся плетенки (рис. 26, 27) украсят любой переплет. Плетенка из двух ремешков показана на рис. 28. Ее можно выполнить и по кругу.
Плетеные косички
Для ремешков выберите мягкую эластичную кожу без лохматой бахтармы. Выполнение косички начните с того, что разрежьте длинную полоску кожи на несколько ремешков. Если у вас нет куска нужной ширины, вырежьте отдельные ленты и крепко склейте их с одного края. Простейший узор из трех ремешков плетется как обыкновенная коса (рис. 29). По этому же принципу сплетите косичку из пяти ремешков (рис. 30). Можно сплести узор посложнее (рис. 31). Начните плетение с перекрещивания крайних полос и далее воспроизводите узор точно по рисунку. Косичку из четырех полосок (рис. 32) начинайте, наоборот, со скрещивания центральных полос. Эта строгая оплетка украсит любое изделие для мужчин. Аналогичное изделие можно выполнить из любого количества полос (рис. 33). Из таких косичек можно сделать цельный плетеный пояс, ручки для сумок, ремешки и многое другое. Для «афганки» (рис. 34) годится только мягкая кожа без бахтармы. Два длинных тонких ремешка рассеките прорезями. При ширине ремешка 1 см прорези и расстояние между ними будут равны 5 мм. Для завершенности декоративного оформления можно сплести узел даже из одного ремешка. Последовательность выполнения работы указана на рис. 35. Не перепутайте последовательность операций.
Рис. 26
Рис. 27
Тиснение, гравировка, штамповка
Рельефная обработка может выполняться несколькими способами: тиснением, гравировкой, штамповкой. Тиснение и гравировка — сложные операции, для их выполнения требуются серьезная подготовка и опыт. Эти виды обработки кожи издавна использовались в кожевенном производстве и очень ценились. С их помощью отделывали переплеты, шкатулки, различные украшения, сумки, футляры и многое другое. Из-за трудоемкой работы и прочности готового изделия такие предметы были очень дороги. Прекрасные образцы тисненых и гравированных предметов вы можете увидеть в творчестве британских, прибалтийских мастеров. Сейчас редко встречаются оригинальные художественные произведения, все эти операции выполняют машины. Если вы решили серьезно заняться именно этим видом обработки кожи, обязательно посмотрите каталоги с изделиями прибалтийских художников. Именно они сохраняют и развивают традиции кожаных переплетов. Изучите книги с репродукциями работ древних мастеров.
Рис. 28
Рис.29 Рис. 30
Рис. 31
Несколько слов хочется сказать о выборе кожи. В современных условиях трудно подобрать необходимый материал. Поэтому можете использовать юфть и кожаные стельки. Но для выполнения действительно художественных работ постарайтесь серьезно отнестись к выбору кожи. От этого зависит долговечность и качество вашей работы. Для тиснения лучше использовать кожи толщиной 0,8 — 1,2 мм. Для гравировки пунктиром и штампования пригодна кожа 1,5 и 3 — 4 мм. Лучший материал — кожа из шкур телят. Кожа бычков имеет красивый внешний вид и требует минимального декора. При изготовлении поясов, женских сумок, альбомов, переплетов, футляров пригодна коровья кожа толщиной 2,5 — 4 мм. Прочная и сравнительно недорогая овечья кожа толщиной 1,2 — 2 мм хороша для мелкой ручной обработки.
Лучшее приспособление для работы — гравировальный нож (рис. 36,а). Острым концом продавливайте рельеф, тупым углубляйте и скашивайте края. С помощью гравировального пунктира или шила за-тонируйте фон (рис. 36,6). Эти же операции вы можете выполнить с помощью узких шерфовальных ножей или скальпеля, поворотного ножа (рис. 36,в). Используйте предметы маникюрного набора, шило.
Рис. 32
Рис. 33
Рис. 34
Перед обработкой специально подготовьте кожу. Легкую тонкую кожу увлажните со стороны бахтармы губкой. Тяжелую толстую кожу сначала тщательно вычистите, детали опустите на 1 — 2 минуты в воду. Затем разложите кожу на гладкой поверхности мраморной плитки. Мокрую толстую кожу на ночь заверните в бумагу, это придаст ей мягкости.
Рис. 35
Орнамент сначала прорисуйте на бумаге. Переведите рисунок на кальку, прикрепите ее клейкой лентой или скрепкой к заготовке и осторожно продавите острым инструментом на кожу. Недопустимо использование копировальной бумаги и повторное проведение по линиям на кальке. Традиционное плоское тиснение бывает контурным и рельефным. При контурном тиснении видимый на коже рисунок углубляйте острым концом гравировального инструмента до тех пор, пока рисунок не проявится слегка со стороны бахтармы. Если кожа высохнет, опять ее увлажните.
Рис. З6 Рис.37
Рис.38 Рис.39
Рельефное тиснение продолжает контурное. Скосите и придавите кожу вокруг контуров ложкообразным концом инструмента. Вы можете выполнить тиснение штампами. Их несложно изготовить самим. Вам потребуются обыкновенные гвозди. Из шляпок выпилите различные штампы (рис. 37). Перед тиснением штампами также увлажните кожу. Поставьте штампы в вертикальное положение и получите оттиск.
Проще выполнить выпуклый орнамент. Мы предлагаем вам несколько вариантов (рис. 38). В первом случае заготовку с готовым тиснением узором уложите вверх бахтармой на ладонь. Вдавливаемые участки должны находиться над углублениями ладони. Выдавливайте рельеф до максимального растяжения несколько раз подряд. Рельеф со стороны бахтармы смажьте ПВА или резиновым клеем. Углубления заполните ватой или смесью х/б ватина и разведенной в воде муки. Для второго варианта вам потребуются рельефные заготовки из картона или пластмассы. Кожу (лучше всего юфть) размочите в горячей воде и расправьте на рельефе. Рельеф обожмите лопаточкой, начиная с выемок. Когда изделие высохнет, сшерфуйте края на 6 мм и повторите весь процесс, предварительно смазав изнанку клеем. Оставьте изделие сохнуть на сутки.
Для получения рельефа на толстой коже используйте деревянную подставку или толстый линолеум. В них сделайте углубления по узору рельефа. Обе стороны кожи слегка смочите клеевой водой и положите на подставку лицевой стороной вниз. Рельеф поколачивайте молотком, затем с изнанки вдавливайте узор вокруг рельефа. После этого работу переверните, оставьте под прессом для просушки.
Резьба
На тяжелой коровьей коже выигрышнее выглядит резьба. Для резьбы приготовьте поворотный нож (см. рис. 36,в). Правильное положение поворотного ножа во время работы указано на рис. 39. Переведите рисунок на кожу, прорежьте линии и углубите их. Обычно кожу прорезают в половину толщины. Линии надрезов не должны пересекаться! Резьбу начинайте с линий рамки (если таковая имеется). Поворотный нож двигайте только по направлению к себе. Нож должен плавно, без задержек врезаться в кожу. Прямые линии лучше исполнить с помощью направляющего устройства. Кожу обдавите вдоль надрезов. Некоторые участки можете затушевать штампами. Интересно отделать изделие «под старину». Для этого подчеркните контраст между темной углубленной и светлой выпуклой поверхностями. Разведите краситель и нанесите кисточкой на работу.
Гравировка
Начните с тщательной проработки цветного эскиза. Перенесите узор на кальку, а с нее — на чуть увлажненную кожу. Вырежьте линии на треть толщины.
Рис. 40 Рис.41
Постепенно смачивая кожу водой, начните разводить линии (рис. 40). Сгладьте острые углы и высушите изделие. С помощью синтетических анилиновых красителей, акварели, чернил окрасьте некоторые участки. Попробуйте обработать поверхность тональным кремом. С помощью рейсфедера заполните красителем канавки.
Выжигание
Некоторые работы можно преобразить с помощью выжигания. Лучший материал — юфть и жесткая кожа. Необычно смотрятся модели изогнутых форм, украшенных выжиганием (см. рис. 18). Заготовку сначала пожарьте, края можете утемнить. Продумайте узор, разработайте эскиз, перенесите его на кальку, а затем аккуратно на кожу. Кожа быстро плавится. Старайтесь ее не пережечь. Слегка подтони-руйте фон, подкрасьте изделие морилкой или коричневой акварелью. Придумайте разные узоры для бабочек (рис. 41). Можете придумать заколки в форме листьев. Дубовая веточка с резными листьями и рельефными желудями выполнена из жесткой кожи (рис. 42, а), ее обязательно украсьте выжиганием. Можно использовать и гравировку, но это потребует гораздо более длительного времени.
Рис.42
Интарсия
Этот процесс основан на инкрустации. Придумайте рисунок и перенесите его симметрично на два куска кожи разного цвета. Оба рисунка должны идеально совпадать. Острым ножом вырежьте узор на обеих заготовках и поменяйте их местами (рис. 42,6).
Необычность придаст вашему изделию снятие верхнего слоя кожи. Переведите на заготовку рисунок, контурные линии проведите острым ножом, не прорезая кожу насквозь. Введите в один из углов рисунка наклонно нож и постепенно начинайте отслаивать кожу. Оголившиеся участки покройте желатином и окрасьте.
Золочение
В некоторых украшениях уместен узор, выполненный золочением. Золочение хорошо смотрится на темном глубоком фоне. Обычно так украшают пояса, колье, серьги. Для этого приобретите термофольгу. Один слой термофольги состоит из лавсановой пленки, другой (нижний) — из металлической пудры. Термофольгу вместе с калькой прикрепите к коже, проведите по рисунку выжигатель-ным аппаратом. Иглу не нагревайте излишне сильно, так как пленка легко может прожечься насквозь. Для получения особо тонкого рисунка лучше использовать иглу, Нагрейте ее на газу или свечке. Возможны импровизации. Кончиком нагретого утюга вы сможете позолотить большие участки декора. Комбинируя положение кончика утюга, вы можете создать красивые композиции.
Рис. 43
Батик
В последнее время многие мастера все чаще применяют батик. Прекрасные работы представлены на последних выставках эстонских мастеров. Эту технику используют в настенных панно, при изготовлении переплетов. Украшения, изготовленные в технике батика, пользуются большой популярностью. Техника подобна росписи на ткани. Неокрашиваемые участки покройте горячим воском. Можно смешать разогретый воск с керосином в соотношении 2:1. Раствор наносите кистью. Когда воск застынет, окрасьте незащищенные участки. Для имитации эффекта трещин аккуратно раскалите воск в нескольких местах и распылите краситель из пульверизатора.
Цветы из кожи
Цветы можно выполнить из любой кожи. Начните с самого простого способа. Разметьте на основе круги различного диаметра циркулем-измерителем. Вырежьте их ножом или ножницами «зигзаг».
Сделайте так радиальные надрезы, чтобы не порвать кружки. Соедините все детали ниткой. Серединку украсьте бусинкой (рис. 43,а). Можете усложнить модель. Продумайте цветок с лепестками различной длины и очертаний, соедините их вместе нитками и посадите на клей (рис. 43,6). Такие цветы можно использовать в серьгах и украшениях. Мы рассказали об абстрактных моделях. Можно изготовить изделия, имитирующие живые. Подберите юфть и другие кожи растительного дубления разных оттенков. Годятся и мягкие кожи естественных окрасок. Сначала внимательно изучите живые цветы и растения. Продумайте, из каких деталей они состоят. Такие цветы лучше выполнять без подгибки. Чтобы края не лохматились, снимите бахтармы и обработайте кромку морилкой. Лепестки намочите и придайте им заданную форму; проработайте прожилки. Для. формовки подготовьте пинцет и шило. Чтобы ускорить работу, высушите детали под лампой. Высохшие лепестки и листья смажьте ПВА или бустилатом (см.рис.21). Можете собрать сложную цветочную композицию из мелких деталей, прикрепленных к плотной основе. Эта техника позволит вам создать необычный комплект.
Отделочные операции
Каждое готовое изделие требует дополнительной отделки. Во время работы вы можете случайно пролить клей, на коже часто выступают жирные пятна, светлая кожа быстро пачкается, бахтарма обычно сильно лохматится. Сначала скосите края. Для этого вам пригодится нож с односторонней заточкой. Уложите кожу бахтармой вверх на мраморной плитке. Нож под наклоном плавно двигайте к краю (рис. 44,а). Можете использовать другой способ. Надрежьте кожу на расстоянии 10 мм от кромки, в надрез вставьте отточенную стамеску и плавно подталкивайте ее вперед.
Рис. 44
Некоторым деталям не требуется оплетка. Но и им лучше придать законченный вид. Можно выполнить тисненый узор роликом (рис. 44,6). Для этой же цели удобно использовать деревянный инструмент. Двигайте им вдоль кромки взад-вперед, пока линия не станет достаточно глубокой (рис. 44,в). Край отполируйте деревянным бруском. Мягкую кожу лучше обрабатывать кантом (рис. 44,г). Фигурный край несложно выполнить фестонами или ножницами «зигзаг».
Чистку лучше производить раствором щавелевой кислоты (1 ч.л. на 0,5 л воды). Тампоном с помощью пинцета протрите поверхность. Это выведет жирные пятна и отпечатки пальцев, а также удалит грязь. Изысканную красоту придаст изделию лакирование. Но для этого требуется специальный лак. Нанесите лак на кожу с помощью тряпочки. Оставьте на сутки сохнуть. Идеальную завершенность любому изделию придадут вощение и полировка. Нанесите разогретый воск и полируйте чистой тряпочкой или овчиной. Кромку можно подкрасить морилкой или обработать выжиганием.