Собенности восприятия музыкального фольклора своего народа и других народов мира.
Обращение композиторов к родному фольклору и к фольклору других народов. Общность и интонационное своеобразие музыкального фольклора народов России и других народов мира, их ярко выраженная национальная самобытность.
Интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной музыки народов Крайнего Севера.
Основные понятия: Симфоническая сюита.
Музыкальный материал:
Шехеразада. Симфоническая сюита (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.
Знать/понимать: интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной народной музыки.
Уметь: по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая или народная на примере опер русских композиторов.
Урок 7. Жанры инструментальной и вокальной музыки
Развитие жанров светской вокальной и инструментальной музыки. Наиболее значимые стилевые особенности классической музыкальной школы.
Представление о существовании вокальной и инструментальной музыки, не связанной с какой-либо литературной основой (вокализ, песня без слов, баркарола как жанр фортепианной музыки); знакомство с вокальной баркаролой. Выяснение своеобразия и выразительности песни без слов и романса – инструментальной и вокальной баркаролы. Представление учащихся о роли литературы в появлении новых музыкальных жанров и произведений. Превращение песен в симфонические мелодии.
Основные понятия: Вокализ, песня без слов, баркарола
Музыкальный материал:
Вокализ. С. Рахманинов.
Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель» (фрагмент). Г. Свиридов.
Баркарола (Июнь). Из фортепианного цикла «Времена года». П. Чайковский.
«Песня венецианского гондольера» (№ 6). Из фортепианного цикла «Песни без слов». Ф. Мендельсон.
Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.
Баркарола. Ф. Шуберт, слова Ф. Штольберга, перевод A. Плещеева.
Знать/понимать: жанры светской вокальной и инструментальной музыки: вокализ, песня без слов, романс, серенада.
Уметь:выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе интонационной природы музыки, музыкальных жанрах. Размышлять о музыке, анализировать, высказывать своё отношение.
Урок 8. «Вторая жизнь» песни
Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: создание музыки в народном стиле, цитирование, варьирование.
Представление о музыке, основанной на использовании народной песни; о народных истоках профессиональной музыки: симфония, концерт, опера, кантата. Современные интерпретации классической музыки. Смысл высказывания М.И. Глинки: «Создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем». Раскрытие терминов и осмысление понятий: интерпретация, обработка, трактовка. Связь между музыкой русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством, отражающим жизнь, труд, быт русского народа.
Основные понятия: Цитирование мелодии. Аранжировка. Оригинал. Обработка. Переложение. Интерпретация. Симфония - действо.
Музыкальный материал:
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (фрагмент финала). П. Чайковский.
«Веснянка» украинская народная песня.
«Пер Гюнт» музыка к драме Г. Ибсена (фрагменты). Э. Григ.
Сцена «Проводы Масленицы». Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.
Знать/понимать: особенности русской народной музыкальной культуры.
Уметь: исследовать интонационно - образную природу музыкального искусства. Проявлять эмоциональный отклик на выразительность и изобразительность в музыке. Наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа.
Урок 9. Всю жизнь мою несу Родину в душе…
Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы, развитие традиций русской классической музыкальной школы.
Сопоставление образного содержания музыки, выявление контраста как основной прием развития произведения в целом. Определение средств музыкальной выразительности. Перезвоны. Звучащие картины. Значимость музыки в жизни человека, ее роли в творчестве писателей и поэтов, а также ее национального своеобразия. Музыка. Природа родной страны, судьба человека… Вдохновение композиторов, поэтов, писателей, их размышления о смысле жизни, о красоте родной земли, о душевной красоте человека и талантливых людях, которыми может по праву гордиться Отечество.
Основные понятия: «Зерно»-интонация.
Музыкальный материал:
«Перезвоны». По прочтении В. Шукшина. Симфония-действо для солистов, большого хора, гобоя и ударных (фрагменты). B. Гаврилин
«Снег идет». Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, слова Б. Пастернака.
Запевка. Г. Свиридов, слова И. Северянина.
Знать/понимать:стилевое многообразие музыки 20 столетия, находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.
Уметь: сопоставлять образное содержание музыкального произведения, выявлять контраст, как основной прием развития произведения, определять средства выразительности, подчеркивающие характер музыкального произведения; размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения; участвовать в коллективной исполнительской деятельности.