Семинар № 20. Искусство Англии эпохи Возрождения.
Цели:
2. Рассмотреть особенности развития искусства Англии эпохи Возрождения.
Время: 2 часа
Вопросы для обсуждения:
1. Приобщение Англии к ренессансной идеологии. Кратковременность и противоречивость Возрождения в Испании.
2. Значение церковной реформы Генриха VIII.
3. Позднеготическая традиция и архитектура Англии XVI века.
4. Англия и Италия. К вопросу о взаимодействии двух культур.
Литература:
Основная
1. Виппер Б.Р. Английское искусство. М.,1945.
3. Всеобщая история искусств. Т.III М.,1962.
4. Воронина Т.С. Искусство Англии (Памятники мирового искусства), М., 1992.
Материалы для самостоятельной работы
Самостоятельная работа предполагает изучение студентами программного учебного материала во внеаудиторное время. Она может включать:
· работу с учебной литературой по темам, которые были предметом обсуждения на лекциях;
· изучение литературы при подготовке к практическим занятиям;
· реферирование библиографических источников по вопросам, которые требуют самостоятельного освоения;
· выполнение контрольных заданий во время или после изучения темы;
· устные или письменные ответы на предлагаемые вопросы для самопроверки;
· подготовку итогового комплексного задания.
Тема 1. Общая характеристика искусства эпохи Возрождения.
Вопросы для самоконтроля
1. Топография, хронология искусства Возрождения.
2. Происхождение термина «Возрождение».
3. Исторические предпосылки искусства Возрождения.
4. Северное Возрождение – топография, хронологические границы.
Тема 2. Возрождение в Италии. Искусство Италии второй пол. XIII-XIV вв.
Вопросы для самоконтроля
1. Характеристика искусства Италии как родины Возрождения.
2. Периодизация искусства Италии эпохи Возрождения.
3. Роль гуманизма в становлении нового ренессансного искусства.
4. Роль античности в сложении ренессансного искусства.
5. Средневековая традиция и искусство Возрождения.
6. Понятие «Проторенессанс».
7. Главные стилистические особенности искусства этого периода.
Тема 3. Искусство Италии. Раннее Возрождение.
Вопросы для самоконтроля
1. Характеристика искусства Раннего Возрождения.
2. Роль античной традиции в становлении архитектурного стиля Брунеллески.
3. Роль средневековой архитектурной традиции Италии в сложении стиля Брунеллески.
4. Новая пространственная концепция Брунеллески.
5. Проблема центрально-купольного здания.
6. Теоретические трактаты Альберти.
7. Античная традиция и архитектурный стиль Альберти. Поиски новой типологии.
8. Сложение типа ренессансного палаццо.
9. Разработка типологии загородной виллы.
Тема 4. Скульптура Италии XV века
Вопросы для самоконтроля
1. Сложение скульптурной школы Флоренции и причины ее расцвета.
2. Значение конкурса 1401 года для развития скульптуры Флоренции.
3. Роль античной традиции в становлении ренессансного стиля в скульптуре Италии Раннего Возрождения.
4. Реформаторская сущность творчества Донателло.
5. «Живописный рельеф» в контексте стилистических исканий Раннего Возрождения.
6. Основные тенденции в скульптуре Флоренции второй половины XV века. Мастерская Андреа Верроккьо.
Тема 5 . Живопись Флоренции первой половины-середины 15 века.
Вопросы для самоконтроля
1. Ведущая роль Флорентийской школы живописи.
2. Перспективные картины Брунеллески. Значение этих демонстраций для
флорентийской живописи.
3. Реформаторская сущность искусства Мазаччо.
4. Новые принципы взаимодействия живописи и архитектуры.
5. Перспективное пространство и способы его сакрализации в алтарной живописи.
6. Значение тезиса Альберти «картина – окно в мир».
Тема 6. Живопись Флоренции второй половины 15 века.
Вопросы для самоконтроля
1. Основные тенденции в живописи Флоренции.
2. Кризисные явления в живописи Флоренции конца столетия.
3. Проблема стиля в творчестве Боттичелли.
Тема 7.
Искусство Средней Италии вне Флоренции.
Вопросы для самоконтроля
1. Ведущая роль умбрийской школы.
2. Значение умбрийской школы в подготовке классического стиля.
3. Соотношение в искусстве Пьеро делла Франческа видимого (пространственно-пластическая реальность ) и абсолютного, вневременного.
4. Трактаты Пьеро делла Франческа – «О перспективе в живописи», «Книжица о пяти правильных телах».
5. Алтарный образ в творчестве Пьетро Перуджино. Пейзаж как образ мира.
6. Лука Синорелли и флорентийская школа (круг Верроккьо-Антонио Полайолло).
7. Пинтуриккьо и новые орнаментальные мотивы в живописи Италии.
Тема 8. Искусство Северной Италии.
Вопросы для самоконтроля
1. Готическая традиция в искусстве Северной Италии.
2. Школа Скварчоне.
3. Истоки стиля Андреа Мантенья.
4. Перспективные построения Мантеньи.
5. Мантенья и античность.
6. Сплав разнородных традиций в искусстве Феррары.
7. Ассимиляция разнородных тенденций в искусстве Венеции XV века.
8.Ренессансная архитектура Венеции. Преемственная связь с готической традицией.
9.Особенности ренессансной архитектуры Венеции.
10.Живопись Венеции. Цветовое видение мира.
11.Антонелло да Мессина в Венеции.
12. Джентиле Беллини как родоначальник ведуты и венецианской жанрово-исторической картины.
13. Джованни Беллини. Развитие в творчестве мастера композиции с парапетом на первом плане и создание на ее основе картины нового типа.
14. Джованни Беллини и становление венецианского колоризма.
15. Сценический принцип построения композиции у Витторе Карпаччо.