Некоторые проблемы современного этапа развития дизайна




Некоторые проблемы современного этапа развития дизайна - student2.ru Некоторые проблемы современного этапа развития дизайна - student2.ru Некоторые проблемы современного этапа развития дизайна - student2.ru Некоторые проблемы современного этапа развития дизайна - student2.ru Некоторые проблемы современного этапа развития дизайна - student2.ru Таким образом, наступление техномира на природные и культурные ценности, кризис «интернационального стиля» обусловили возросший интерес к материальному миру как отражению культурных традиций, его этнокультурному своеобразию. Специалисты видят в этом один из возможных путей гуманизации современной предметно-пространствен­ной среды, придания ей культурной и духовной осмысленности. В на­стоящее время проблемы культурной идентичности заняли одно из ве­дущих мест в сфере практического и теоретического развития проект­ной культуры. Особое внимание уделяется вопросам, так или иначе свя­занным с проблемами национального своеобразия, с традициями наци­ональной культуры. И подобный интерес - не анахронизм, не простое увлечение фольклором.

Как известно, сейчас повсеместно распространена практика приглаше­ния иностранных дизайнеров для работы в бюро, на фирмах, для препода­вания в учебных заведениях. Наибольшей популярностью пользуются спе­циалисты из Японии, Италии, Финляндии - тех стран, где особенно силь­ны исторические традиции материальной культуры. Этот процесс проти­востоит утверждению «интернационального стиля», стирающего этнокуль­турные особенности.

Представляется, что японский дизайнер, работающий, например, во Франции или США, привносит в создаваемые им вещи элементы многове­ковой японской культуры, расширяя духовное содержание предметного мира тех регионов, в которых функционируют эти вещи. И это естественно в современных условиях тотальной открытости, доступности культур, лег­кости получения информации. Именно это позволяет плодотворно разви­ваться взаимопониманию и взаимообогащению культур на самых разных уровнях, в том числе и в дизайне. Не случайно во многих дизайнерских школах сегодня большое внимание уделяется изучению истории, культу­ры, природных условий, духовного опыта и традиций материальной куль­туры государств «третьего мира», чья культура до недавнего времени не входила в духовное сознание «цивилизованного мира». В характерном для дизайна последних лет стремлении к гуманизации проектной деятельнос­ти обращение к региональной проблематике оказывается очень плодотвор­ным. Характерным подтверждением тому служит путь дизайна таких ныне ведущих в области художественного проектирования стран, как Финлян­дия, Япония, Италия.

Следует подчеркнуть, что история дизайна, как ее понимают в Ита­лии, Финляндии и Японии, - это прежде всего история национально­го дизайна, коренящегося в традициях материальной культуры этих стран, совершенно не схожих ни по природным, ни по историческим, ни по социокультурным параметрам. Италия и Япония, являясь реги­онами с древнейшими культурными традициями, резко противостоя­ли друг другу по степени контактности, открытости относительно дру­гих культур. Что касается Финляндии, то здесь активное становление

в проектной культуре национального самосознания, процесс воссоз­дания (а часто - реконструкции) культурных традиций осознанно на­чался лишь с конца XIX в. Тем не менее, несмотря на такую несхожесть, именно дизайнеры этих стран, находящихся в авангарде мирового ху­дожественного проектирования, легко понимают друг друга, тяготеют друг к другу, находят общие позиции по ключевым вопросам своей де­ятельности, общие точки соприкосновения. В Японии, например, твор­чество известного итальянского дизайнера Бруно Мунари считают близким философии дзэн.

Дизайн, осознающий свою этнокультурную идентичность, встроенность в процесс общекультурного развития, прежде всего подчеркивает свое на­циональное своеобразие, выделяющее его в ряду других культур. Италь­янские исследователи дизайна считают, что в настоящее время в Италии дизайн существует как реальная культура, способная иметь собственную историю и отличающаяся, например, от «нордического дизайна». В этом же ключе осознается и специфика национального дизайна в Финляндии и Японии.

В Скандинавии никогда не существовало такого разрыва между ремеслом и промышленностью, как это было в Западной Европе. И именно этому обстоятельству, как представляется, мы обязаны «зо­лотым веком» финского дизайна. Вот откуда проистекает самобыт­ность скандинавского дизайна. Японские специалисты постоянно подчеркивают отличие японской материальной культуры от западной, настаивая в то же время на ее универсализме, способности «япони-зировать» многочисленные элементы западной цивилизации. Суть японского традиционализма заключается в убеждении, что новое не может существовать за счет старого, но оно существует благодаря старому, произрастает из него.

В Финляндии, Японии и Италии, как и во многих других странах, под­держивается широкий культурный контекст традиционного быта народа. Важно, что это не только музеефицированные произведения искусства и народного ремесленного творчества, но и постоянно продуцируемые и вне­дряемые в быт образцы традиционной мебели, посуды, одежды и пр. В Ита­лии и Японии традиции ремесленного производства практически не пре­рывались. Что же касается Финляндии, то здесь они вводятся в культур­ный оборот целенаправленно и всячески культивируются. Таким образом, в едином жизненном пространстве органично сосуществуют старые (или воспроизведенные по старым образцам) и новые вещи, образуя своеобраз­ную духовную среду, питающую поиски дизайна и влияющую на реальную жизнь людей.

Важным показателем осознания историко-культурной преемствен­ности в дизайне, как уже отмечалось, является рассмотрение его ос­нов, истоков, предыстории в сфере традиционной материальной куль­туры, прикладного искусства, ремесленного творчества. Именно в рус-

Наши рекомендации