Железный кронштейн (XVII в.)
86. Декоративный элемент с использованием скручивания и горновой сварки
Запас температуры должен оставаться в средней части инструмента, поэтому при закалке пользуются клещами с узкими губками. Большие плоскости холодных губок клещей отбирают теплоту в зоне прикосновения. Для закалки более мелких изделий можно использовать клещи с массивными губками, изделие в этом случае нагревают вместе с клещами. Прием с клещами применяется при местном отпуске, когда в каком-то участке стального закаленного изделия нужно сделать отверстие, а его твердость не позволяет это сделать. Для этого берут клещи нужного размера, нагревают их до красного или светло-красного каления и захватывают металл в зоне будущего отверстия.
За отпуском металла можно следить по цветам побежалости. Этот прием используется при отпуске тонких стальных изделий — кос, пил и т. д.
Температура отпуска и цвета побежалости для некоторых инструментов приведены в табл. 16.
В процессе нагрева стальных изделий происходит их окисление и обезуглероживание. Получение на поверхности окалины идет за счет образования оксидов железа.
Образование на поверхности ркалины приводит к угару металла, искажению геометрической формы изделий, уменьшению теплопроводности, что понижает скорость нагрева изделия. Кроме того, повышается твердость и затрудняется механическая обработка. Окалина удаляется с изделий либо механическим, либо химическим путем (травлением).
Таблица 16
Температура отпуска, °С | Цвет побежалости | Название инструмента |
Светло-желтый | Токарные и строгальные резцы для обработки чугуна и стали | |
Темно-желтый | Чеканы для чеканки по литью ф | |
Коричнево-красный | Плашки, метчики, сверла, резцы для обработки меди, латуни, бронзы | |
Фиолетовый | Инструмент по дереву, зубила для обработки стали | |
Синий | Чеканы для чеканки из листовой меди, латуни и серебра |
Обезуглероживание состоит в выгорании углерода с поверхности изделия. Обезуглероженный слой обладает пониженной твердостью и прочностью.
Интенсивность, с которой происходит окисление и обезуглероживание, зависит от состава печной атмосферы и температуры нагрева. Чем выше нагрев, тем процессы идут быстрее.
Чтобы избежать образования окалины, мелкие изделия (чеканы, стамески и т. п.) помещают в отрезок трубы и вместе с трубой закладывают в горн. Иногда при закалке применяют пасту следующего состава (г): жидкое стекло — 100, огнеупорная глина — 75, графит — 25, бура — 14, карборунд — 30, вода — 200. Пасту наносят на изделие и дают просохнуть, затем изделие нагревают обычным способом. После закалки изделие промывают в горячем содовом растворе.
Для предупреждения образования окалины на инструментах из быстрорежущих сталей их иногда покрывают бурой. Для этого инструмент, нагретый до 850°С, погружают в насыщенный раствор или порошок буры.
* * *
В наше время больших научных и технических достижений древнее ремесло кузнеца не исчезло. Изделия современных кузнецов находят применение в нашем быту. Творения, созданные руками художников-кузнецов, гармонично сочетаются с фасадами и внутренней архитектурой зданий, являясь одновременно самостоятельным художественным произведением. Ажурный орнамент кованых решеток красиво сочетается со стройными линиями современной архитектуры. Умелое использование новых видов обработки металла — электросварки, газовой, автогенной и т. д. — дают художникам-кузнецам более широкие возможности использования и применения своего ремесла.
Старые технологические приемы оживают вновь при восстановлении разрушенных памятников культуры. Кузнечное дело, как и всякая рукодельная работа, является средством пропаганды эстетической мысли и чувств и не теряет своего значения в период высокоразвитой промышленности.
В заключение на рис. 85 и 86 показаны некоторые древнерусские кованые изделия, выполненные из деталей и собранные горновой сваркой или на заклепках.
* * *
В заключение следует отметить, что для успешной работы в области художественной обработки металлов, прежде всего необходимо овладеть простейшими слесарными операциями, т. е. уметь работать зубилом, молотком, напильником, сверлом, шабером и др.
Навыки по выполнению этих слесарных работ необходимы мастерам и художникам прикладного искусства, так как они постоянно применяются при первоначальной обработке деталей, их сборке и монтировке в целые готовые изделия.
Например, кованые художественные изделия: решетки, кроншнейны, ограды, . каминные принадлежности и др., выполненные из отдельных частей, собирают также и на резьбовых соединениях.
В табл. 17 даны диаметры сверл для получения отверстий под метрическую резьбу, а в табл. 18 указаны диаметры отверстий для нарезания соответственной резьбы на болтах и винтах.
В табл. 19 приведены характеристики марок обыкновенных углеродистых сталей, которые являются основным материалом для художественной ковки.
Таблица 17
Диаметр резьбы, мм | Диаметр сверла, мм | ||||||||||||
под чугун и бронзу | под сталь и латунь | ||||||||||||
2,0 | 1,6 | 1,5 | |||||||||||
2,3 | 1,9 | 1,9 | |||||||||||
2,6 | 2,15 | 2,15 | |||||||||||
3,0 | 2,5 | 2,5 | |||||||||||
3,5 | 3,0 | 3,0 | |||||||||||
4,0 | 3,3 | 3,5 | |||||||||||
5,0 | 4,1 | 4,2 | |||||||||||
6,0 | 4,9 | 5,0 | |||||||||||
8,0 | 6,7 | 6,7 | |||||||||||
10,0 | 8,3 | 8,4 | |||||||||||
12.0 | 10,0 | 10,1 | |||||||||||
14,0 | 11.7 | 11,9 | |||||||||||
16,0 | 13,8 | 13,9 | |||||||||||
18.0 | 15,1 | 15,4 | |||||||||||
20,0 | 17,1 | 17.4 | |||||||||||
22.0 | 19,1 | 19,4 | |||||||||||
24,0 | 20,5 | 20,6 | |||||||||||
27,0 | - | 23,8 | |||||||||||
30.0 | - | 26,3 | |||||||||||
36,0 | - | 31,8 | |||||||||||
Таблица 18 | |||||||||||||
Диаметр резьбы, мм | Диаметр стержня, мм | Диаметр резьбы, мм | Диаметр стержня, мм | ||||||||||
2,0 | 1,6 | 12,0 | 11,88 | ||||||||||
3,0 | 2,4 | 14,0 | 13,88 | ||||||||||
4,0 | 3,92 | 16,0 | 15,88 | ||||||||||
5,0 | 4,92 | 18,0 | 17,88 | ||||||||||
6,0 | 5,92 | 20,0 | 19,86 | ||||||||||
8,0 | 7,90 | 22,0 | 21,86 | ||||||||||
10,0 | 9,90 | 24,0 | 23,86 | ||||||||||
Марка стали | Химический состав, % | Степень закаливаемости | Цвет условной окраски | Применение | |||||||||
углерод | марганец | кремний | |||||||||||
СтО | ДО 0,23 | — | — | Не закаливается | Хорошо сваривается, вязкая; применяется для художественных, кузнечных и гибочных работ в виде прутков, полос, проволоки, а также листов | ||||||||
Ст1 | 0,07-0,12 | до 0,5 | — | » | Белый | ||||||||
Ст2 | 0,09-0,15 | до 0,5 | — | » | Желтый | ||||||||
СтЗ | 0,14-0,22 | до 0,6 | до 0,3 | » | Красный | ||||||||
Ст4 | 0,18-0,27 | до 0,7 | до 0,3 | Слабо зака- ливается | Черный | Профильный прокат, уголок, тавр, швеллер, трубы, болты, заклепки | |||||||
Ст5 | 0,28-0,37 | до 0,8 | до 0,35 | » | Зеленый | Крупные поковки | |||||||
Стб | 0,38-0,50 | до 0,8 | до 0,35 | Хорошо закаливается | Синий | В художественной промышленности употребляется редко | |||||||
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Артамонов М. И. Сокровища Саков. М., 1975.
Бреполь Э. Теория и практика ювелирного дела/Пер. с нем. Л., 1973.
Бутт Л. М., Поляк В. В. Технология стекла. М., 1960.
Варгин В. В. и др. Технология эмалей и эмалирование металлов. М., 1958.
Гольберг Т. Г., Мишуков Ф. Я. и др. Русское золотое и серебряное дело XV-XX вв. М., 1967.
Дринберг А. Я., Гуревич Е. С., Тихомиров А. В. Технология неметаллических покрытий. Л., 1957.
Камнев П. В. Ручная и мелкая свободная ковка. Л., 1947.
Колчин Б. А. Мастерство древних кузнецов. По следам древних культур. М.-Л., 1950.
Колчин Д. А. Черная металлургия и металлообработка в Древней Руси. М., 1953.
Ланцетти А. Г., Нестеренко М. Л. Изготовление художественного стекла. М., 1972.
Марченков В. И. Ювелирное дело. М., 1975.
Медведюк Н. И., Суслов П. В. Колхозный кузнец. М., 1959.
Мачабели К. Ираклий Очиоури. М., 1970.
Мишуков Ф. Я. Техника декоративной обработки металлов. М., 1946.
Мишуков Ф. Я., Постникова-Лосева М. М. Русское ювелирное искусство X — XII вв. — В сб.: Русское декоративное искусство. Т. 1. М., 1962.
Платонова Н. Г. Усольская эмаль. — Труды ГИМ. Памятники культуры, вып. XXVIII. М., 1959.
Полубояринова М. Д. Стеклянные браслеты древнего Новгорода. — В сб.: Новые методы в археологии. М., 1963.
Постникова-Лосева М. М., Платонова Н. Г., Ульянова Б. Л. Золотое и серебряное дело XV — XX вв. М., 1983.
Постникова-Лосева М. М. Русская золотая и серебряная скань. М., 1981.
Постникова-Лосева М. М. Русское ювелирное искусство, его центры и мастера XVI-XIX вв. М., 1974.
Разина Т. М. Русская эмаль и скань. М., 1961.
Рындина Н. В. Технология производства новгородских ювелиров. Материалы и исследования по археологии СССР. М., 1963.
Сергеева М. Из истории русской эмали. — Среди коллекционеров, 1922, № 5-6.
Селиванкин С. А. Производство ювелирных изделий. М., 1951.
Селиванкин С. А., Власов И. И. и др. Технология ювелирного производства. Л., 1978.
Суслов И. М. Ростовская эмаль. Ярославль, 1959.
Суслов И. М. Ростовская финифть. — В сб.: Русский художественный металл. М., 1958.
Сергеев Б. Чеканка по меди. Ташкент, 1960.
Счелов И. М. Ростовская эмаль. Ярославль, 1959.
Справочник по производству стекла, т. I, II. М., 1963.
Уткин П. И. Русские ювелирные украшения. М., 1970.
Флеров А. В. Материаловедение и технология художественной обработки металлов. М., 1981.
Флеров А. В. Чеканка по металлу. — Художник, 1970, № 9 — И.
Холодилин Н. Н. Эмалирование железа и чугунных изделий М 1959.
Хохлова Е. Н. Художественные изделия из металла. М., 1959.
Шапиро А. А. Учебник сельского кузнеца. М., 1971.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Василенко В. М. Ростовская финифть. Народное искусство СССР в художественных промыслах. Т. 1. М., 1940.
Кубе А. Н. Лиможские эмали XV-XVII вв. М.-Л., 1937.
Лиллико Дж. В. Приемы ручной ковки. М., 1932.
Померанцев Н. Н. Русский мастер-чеканщик XVI в. - Среди коллекционеров, 1923, № 6.
Пупарев А. А. Художественная эмаль. М., 1948.
Рыбаков Б. А. Ремесло Древней Руси. М., 1948.
Сергеева М. Из истории русской эмали. — Среди коллекционеров 1922, № 5-6.
Тихомирова Т. Н. Устюжские эмали XV11I в. с серебряными накладками. - Труды ГИМ, вып. XIII, М., 1941.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
Введение
Глава первая Горячая эмаль
§ 1. Изготовление эмалевой массы
§ 2 Металлы для эмалирования и инструменты
Инструменты и приспособления
§ 3. Технология эмалирования
Подготовка изделия под эмаль
Наложение эмали
Обжиг эмали
Отделка изделия
§ 4. Классификация эмалей
Выемчатые эмали
Перегородчатые эмали
Сплошные эмали
§ 5. Технология живописи по эмали
Подготовительные работы
Собственно живопись
Обжиг
§ 6. Эмалирование черных металлов
Эмаль по алюминию
§ 7. Краткая история русского искусства эмали
Глава вторая Художественная чеканка
§ 1. Материалы для чеканных работ
§ 2 Инструменты и приспособления
§ 3. Технология чеканки
§ 4. Разновидности чеканных работ
§ 5. Чеканка по литью.............
Глава третья . . . Художественная ковка
§ 1. Материалы для свободной ручной ковки
§ 2 Нагревательные устройства
§ 3. Инструменты
§ 4. Технология ковки
§ 5. Приемы сборки кованых изделий
Ковка соединительных элементов и украшений
Клепка
Горновая сварка
Пайка латунью
§ 6. Термическая обработка (закалка и отпуск)
Рекомендуемая литература
Дополнительная литература
ББК 85.12
Т38 УДК 739