Эволюция образного сознания

Мышление ч-ка развивается => меняется худ сознание, меняются типы худ образов. В основе худ образа лежит способность познания одного предме6та через другой, т е способность взаимоотражения. Выясняя, что вступало в отношения взаимоотражения, можно выявить осн вехи развития образного сознания.

1. ДРЕВНИЙ ПЕРИОД: основа обр сознания – природа и(=)человек. Человек еще не выделился из природы, сознание его не самостоятельно. Для ч-ка было естественно отражать др ч-ка ч-з природу и наоборот. Первым образом стал фетиш – неодушевленный предмет, наделенный человеческими свойствами, которых у него нет. Человек наделил его силой – обобщением. Сочетание общего и конкретного стало фантастикой, которая стала первичным способом познания мира.. на этом этапе еще не отличается разумное и эмоциональное, фантастическое и естественное.

2. ДРЕВНИЙ ПЕРИОД: человек -> творец. Человек переходит к созданию вещей, что кардинально изменило сознание ч-ка, т к сначала появляется идея, а затем вещь. Чтобы создать вещь, ч-к должен ухватить сущность вещи. В сознании ч-ка понятие о вещи отделяется от самой вещи => формируется мифологическое сознание. В мифологич образе единичное и общественное тесно связаны. . природное и личное в мифологич образе связаны фантастически, через фантастически искаженный образ. На стадии производства вещей ч-к выделяет себя не только из природы, но и из общества

3. АНТИЧНОСТЬ: первая стадия, отразившая гармонию между людьми и обществом. В основе этой гармонии простота производственных отношений. В античном полисе еще не так много вещей второй природы, для того чтобы они довлели над людьми. Личное растворяется в общественном => абсолютная демократия. Гармония понимается как согласие всех вещей, понятий и представлений. В античном образе общее и отдельное совпадают. Антич образ обладает пластичностью, единством и проч. Но в Древнем Риме гармония уже разрушается: она не строится на рабстве и насилии.

4. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ: происходит деление гармонии на идеал и действительность(реальность). Идеал – Бог, традиционная реальность.Античность идеала не знала, гармония мыслилась реальной. В это эпоху пришло сознание того, что раб – человек, а человек – раб Божий. Такое перевертывание было весьма существенобог не только на небе, но и в душе ч-ка – это совесть ч-ка. => сопоставление Юогочеловек и Бог в человеке. – система перевертываний, которая легла в основу христ образа. Общее и единичное здесь связаны способом логического подчинения, они сосуществуют, но различны.

5. ВОЗРОЖДЕНИЕ: переломная эха в развитии образного сознания. Формируется ренессанский реализм. В средневековье ч-к делится на тело и душу, в возрождении ч-к становится единым, целым, мерилом всех вещей, он в центре мирозданья, что формирует гуманистический принцип искусства. Ощущение безграничных возможностей человека. В античности личное растворялось в обществе, теперь объектив поворачивается к человеку от общества. Для античности гл идея – идея гармонии, для возрождения – стремление к гармонии человека с миром. Это определяет тип худ образа. Это всегда индивидуальная концепция мира, которая выражается в прохождении ч-ка через мир => энциклопедичность этого образа. Красота тперь не типическое соразмерение частей, а единство худ проблемы. Этого противоречия не знала античность. Противоречие внутри худ образа раздваивает его => создаются парные образы (Фауст – Мефистофель). Возникает самодвижение образа, детерминированность образа обстоятельствами и психологией. Но здесь еще нет детализации, социального детерминизма.

6. КЛАССИЦИЗМ: 17 век в Европе – 18 век в России. Возникает в эпоху абсолютизма. Складывается огромное государство. Объектив передвигается в сторону общества => гражданский пафос, искусство образцов, иерархичность. Характер образа обусловлен тем, что ч-к принимает т зр общества, смотрит на себя глазами общества. Начинается классификация людей – ч-к теряет единство и целостность. Он изображается не в динамике, а в статике. Это носитель 1-2х свойств, по которым его можно дифференцировать. Мир регламентирован = противоречия выливаются в внешнюю сюжетную симметрию.

7. РОМАНТИЗМ: произошло разрушение феодальной системы. На арену вышла буржуазия. Эпоха национальных потрясений, революций. => радостное ощущение возможностей ч-ка. Личность начинает ценить сама себя, на первый план выходят нравственные ценности ч-ка. => разрыв между обществом и личностью. Искусство становится бунтом ч-ка – образ исключительной личности, образ бунтаря-одиночки. С др стороны исключительная личность эгоцентрична и индивидуалистична. Другой образ – романтическая ирония. Это пародия на действительность и самопародия – фантастика (Гоголь). Это тоже протест: неразумная сущность мира выражается в фантастике, основа которой очень реальна. Важная черта романтич образа – многозначность

8. РЕАЛИЗМ: в буржуазном обществе ч-к превращается в обезличенного индивида, отчужденного от общества. Общественные интересы и интересы личности еще никогда так не отчуждались. Сущность мира и внешние проявления жизни не совпадают. В это время все человеческие отношения заменяются социальными, производственными, измеряются чистоганом. Реалистическое ис-во поворачивается к тому , что дает поверхность жизни – к факту. Фактография соединяется с научностью. Исследование не ведется художественным способом. Правда жизни выступает как некое отношение между образами. На поверхности образа – правда факта и детали, а подспудно – правда сущности, целого. Факт осваивается для отображения общечеловеческих идей

9. МОДЕРНИЗМ И ПОСТМОДЕРНИЗМ: это отражение жизни целой эпохи, реакция на ужасы действительности 20 века. В сознании людей мер воспринимается как хаос, отсутствуют закономерности развития. Меняются акценты: диалектика случайного выходит на первое место. – кризис сознания, .подрывается вера в способность ч-ка, подрыв авторитетов, недоверие к самой действительности. Но модернизм еще не доходит до крайностей на этом пути: он пытается конструировать некую реальность, которая противостоит действительности => критический субъективизм в сознании.

Постмодернизм идет дальше: сознание сливается с письменным текстом.. человек необъясним, субъект растворен => отсутствие автора, текст автономен, растворение героя в тексте, исчезновение характера., цитатное мышление.

Тематика искусства слова.

Слово Тема («тематика» - от греч. то, что положено в основу). В искусствоведении и литературоведении оно используется в разных значениях, которые можно свести к двум:

1.Термин именуют наиболее существенные компоненты художественной структуры, аспекты формы, опорные приемы. В литературе это – значение ключевых слов, то, что ими фиксируется. Жирмунский мыслил тематику как сферу семантики художественной речи. В данной терминологической традиции тема сближается с мотивом. Это активный, выделенный, акцентированный компонент художественной ткани.

2.Другое значение восходит к теоретическим опытам прошлого столетия и связано не с элементами структуры, а впрямую с сущностью произведения, как целого. Тема как фундамент художественного творения – это все то, что стало предметом авторского интереса, осмысления и оценки. Данный феномен Тимошевский назвал главной темой произведения. Эту же мысль выражают и современные ученые: «Тема – установка, которой подчинены все элементы произведения». С этой точки зрения в художественных произведениях прямо или косвенно преломляются и бытие, как целое, и его определенные грани: феномен природы и человеческой жизни.

Художественная тематика сложна и многопланова. На теоретическом уровне ее правомерно рассмотреть как совокупность трех начал:

1. Это онтологические и антропологические универсалии;

2. Локальные культурно-исторические явления.

3. Феномены индивидуальной жизни в их самоценности.

В художественных произведениях запечатлеваются константы бытия, его фундаментальные свойства. Это прежде всего такие вселенские и природные начала (хаос, космос, движение – неподвижность, жизнь – смерть, огонь - вода) все это – комплекс онтологических тем искусства. Богат и значим антропологический аспект художественной тематики. Он включает себя:

§ собственно духовные начала человеческого бытия с их антиномиями (гордыня и смирение, греховность и правдивость и т.д.)

§ сферу инстинктов, связанную с душевно- телесными устремлениями человека (либидо, жажда власти, алчность)

§ то, что определяется в людях их полом (мужество, женственность) и возрастом (детство, юность, зрелость)

§ это надэпохальные ситуации человеческой жизни, исторически устойчивые формы существования людей (труд – досуг, будни – праздники)

Эти названные бытийные начала, прихода в искусство составляют комплекс вечных тем. В своем обращении к вечным темам искусство оказывается сродным и близким онтологически ориентируемой философии и учениям о природе человека.

Наряду с универсалиями вселенского, природного и человеческого бытия, искусство и литература запечатлевают культурно-историческую реальность в ее многоплановости и богатстве. Литературой постигаются черты племен, народов, наций. Присущий подобным общностям тип сознания, укорененные в них культурные традиции, бытовой уклад отзывается в плодах художественной деятельности. Надо сказать, что произведения запечатлевают не одни только особенности жизни той страны и того народа, которым принадлежит автор. Существенным звеном художественной тематики оказывается еще и явление исторического времени. Искусство (от эпохи к эпохе) осваивало жизнь народов, регионов, человечества в ее динамике

Наряду с вечными универсальными и национально-историческими темами в искусстве запечатлен неповторимый, духовно-биографический опыт самих авторов. Эта сторона тематики искусства может быть названа экзистенциональной. (Пример: «Божественная комедия» Данте) Художественное самопознание и запечатление авторской экзистенции доминирует в лирике (пример: Поэма без героя Ахматов и Демон Лермонтова). Все роды тематики сопряжены с обращением авторов к внехудожественной реальности. В составе реальности художника, писателя интересует не столько эмпирическая поверхность (число единичное, случайное) сколько глубина. Ему присуще проникновение в них. Глубины внехудожественной реальности – один из главных объектов художественного познания. Но в составе художественной тематики есть и иная сторона. Искусство порой сосредотачивается на самом себе. Об этом свидетельствует:

1. Литературные произведения о художниках (Гоголь «Портрет» тема искусства)

2. В произведениях стилизационного и пародийного характера, которые были весьма влиятельны в первые десятилетия 20-го века. Внимание писателей сосредотачивается на предшествовавших словесно-художественных формах.

Центр тематики составляет внехудожественную реальность. Аспекты художественной тематики не изолированы друг от друга, они взаимодействуют, составляя сплавы (пример: «Евгений Онегин» - многоплановую картину современности и средоточие фольклорных и мифопоэтических начал.)

Тематика с ее различными гранями воплощается в произведениях эксплицитно (Пример: крестьянская жизнь в поэзии Некрасова) и имплицитно: (Пример: Тема противостояния хаоса и космоса у Достоевского)

Суммируя все это можно сказать, что важнейшую «сверхтему» искусства и литературы составлял человек в различных ее ипостасях.

Наши рекомендации