Кн. 1 аналитика прекрасного
Полтавцева О.Н.
ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ И. КАНТА
КРИТИКА СПОСОБНОСТИ СУЖДЕНИЯ Ч.1
РАЗДЕЛ 1 АНАЛИТИКА ЭСТЕТИЧЕСКОЙ СПОСОБНОСТИ СУЖДЕНИЯ
КН. 1 АНАЛИТИКА ПРЕКРАСНОГО
1. Знать наизусть 4 момента и соответствующие им дефиниции прекасного.
[ПЕРВЫЙ МОМЕНТ СУЖДЕНИЯ ВКУСА ПО [ЕГО] КАЧЕСТВУ
§ 1. Суждение вкуса есть эстетическое суждение]
2. Посредством каких 2-х способностей души мы соотносим наше представление и судим о прекрасном?
3. Имеет ли суждение вкуса отношение о объекту?
4. Каким суждением не является суждение вкуса?
5. Какое “жизненное чувство” лежит в основе наших представлений о прекрасном?
[§ 2. Удовольствие (Wohlgefallen), которое определяет
суждение вкуса, свободно от всякого интереса]
6. Какая способность является определяющим основанием нашего интереса к чему-либо?
7. В каком случае суждение не является “чистым суждением вкуса”? Почему? Объяснить на примере (суждения разного рода о дворце).
[§ 3. Удовольствие от приятного связано с интересом]
8. 2 значения слова “ощущение”; связь объективного и субъективного ощущения с познанием.
9. Как Кант определяет Приятное?
[§ 4. Удовольствие от хорошего связано с интересом]
10. Определение хорошего.
11. 2 значения хорошего.
12. Отличие удовольствия от приятного от удовольствия от прекрасного.
13. Отличие приятного от хорошего. Общее между ними.
14. Отношение между счастьем и благом.
[§ 5. Сравнение трех специфически различных видов удовольствия]
15. Выводные опредления Прекрасного, Приятного и Хорошего. Дополнительные критерии их различения.
16. Дефиниция прекрасного, выведенная из первого момента.
[ВТОРОЙ МОМЕНТ СУЖДЕНИЯ ВКУСА, А ИМЕННО ПО ЕГО КОЛИЧЕСТВУ
§ 6. Прекрасное есть то, что без понятий представляется как объект всеобщего удовольствия]
17. Выведение определения Прекрасного, данного в названии § 6. из дефиниции 1-го момента. Схема рассуждения.
18. Какая всеобщность − субъективная или объективная − присуща суждению вкуса. Что означает такая всеобщность и почему для суждения вкуса требуется именно она?
[§ 7. Сравнение прекрасного с приятным и хорошим по вышеуказанному признаку]
19. В отношении какого из понятий верно суждение “каждый имеет свой вкус”?
20. Различие между общезначимыми и всеобщими правилами; их отношение к приятному, прекрасному и хорошему. Что означает выражение “всеобщяя значимость через понятие”?
[§ 8. Всеобщность удовольствия в суждении вкуса представляется только как субъективная]
21. Что такое чувственный вкус и вскус рефлексии?
22. Можно ли от субъективной, т.е. эстетической общезначимости заключить (перейти без ущерба для смысла суждения) к логической? каков характер связи между логическим и эстетическим суждениями?
23. В чем специфика идеи согласия в суждении вкуса?
24. Как проверить чистоту суждения или способ, которым удостоверяется истинность или ложность суждения вкуса?
[§ 9. Исследование вопроса: предшествует ли в суждении вкуса
чувство удовольствия оценке предмета, или же наоборот?]
25. Каков ответ Канта на вопрос § 9; с помощью каких ключевых понятий дается объяснение?
26. Дефиниция прекрасного, выведенная из второго момента
[ТРЕТИЙ МОМЕНТ СУЖДЕНИЯ ВКУСА ПО ОТНОШЕНИЮК ЦЕЛЯМ,
КОТОРЫЕ ПРИНИМАЮТСЯ В НИХ ВО ВНИМАНИЕ
§ 10. О целесообразности вообще]
27. 2 вида целесообразности. Что такое формальная целесообразность?
§ 11. Суждение вкуса имеет своей основой только формуцелесообразности предмета
(или способа представления о нем)
28. Касается ли эстетическое суждение понятия о свойствах предмета, его возможности быть таким, а не другим и причин этой возможности?
[§12. Суждение вкуса покоится на априорных основаниях]
29. Какой вид удовольствия вызывает моральное суждение, а какой эстетическое?
30. Какую каузальность (= стремление к какому следствию) имеет удовольствие от прекрасного?
[§ 13. Чистое суждение вкуса не зависит от действия того, что возбуждает и трогает]
31. Каковы основания варварского вкуса и чистого эстетического.
32. Кантовская оченка возбуждающего и трогательного в искусстве.
[§ 14. Пояснение примерами]
33. Различие эмпирического и чистого суждения вкуса.
34. Суть ложного представления о красоте у большинства людей.
35. В каком случае правомерно говорить о цвете или звуке как о прекрасном?
36. Допустимо ли возбуждающее в искусстве?
37. Что является показателем эстетического в изобразительных искусствах, зодчестве, садоводстве и музыке?
38. Разлдичие между убранством и прикрасой.
39. Одна лиоснова у чувства прекрасного и чувства возвышенного?
[§ 15. Суждение вкуса совершенно не зависит от понятия о совершенстве]
40. Какой род целесообразности (в отличие от целесообразности в искусстве) предполагает понятие доброго (хорошего)? Каких 2-х видов она бывает?
41. Каково существующее (общепринятое) представление о близости понятия красоты и понятия совершенства? (в рамках обсуждения двух векторов: красота и полезность; корасота и совершенство)
42. Количественное и качественное совершенство вещи.
43. Разведение понятий красоты и совершенства; раскрытие их специфического различия.
[§ 16. Суждение вкуса, в котором предмет признается прекрасным
в зависимости от определенного понятия, не есть чистое суждение]
44. Преходящая и свободная красота. примеры и аргументация.
45. Как Кант оценивает совмещение (соприсутствие) интеллектуального и эстетического удовольствий от предиета?
46. Прикладное и чистое суждение вкуса.
[§ 17. 0б идеале красоты]
47. Существует ли объективное правило, определяяющее, что именно прекрасно? Может ли приобрести вкус путем подражния другим? Что является свидетельством наличия вкуса у человека?
48. Что является прообразом вкуса − идея или идеал? Определения идеи и идеала.
49. Фиксированная и неопределенная красота.
50. Идеал красоты. Идеал совершенства.
51. Можно ли назвать человека с совершенно правильными чертами лица красивым? Почему?
52. Отличие идеи нормы прекрасного от идеала прекрасного.
53. Дефиниция прекрасного, выведенная из этого третьего момента.
[ЧЕТВЕРТЫЙ МОМЕНТ СУЖДЕНИЯ ВКУСА
ПО МОДАЛЬНОСТИ УДОВОЛЬСТВИЯ ОТ ПРЕДМЕТА
§ 18. Что такое модальность суждения вкуса?]
54. Какой необходимостью (несколько видов не обладает удовольствие от Прекрасного?
55. [по § 20] Какой общий принцип определяет необходимость суждения вкуса (и удовольствия от предмета)
56. [по § 22] Как действует принцип “общего чувства” на модальность согласия других людей?
57. Дефиниция прекрасного, выведенная из четвертого момента
[Общее примечание к первому разделу аналитики]
58. Какой вид воображения вступает в игру при восприятии Прекрасного?
59.Как согласуются свобода и закономерность в суждении вкуса:
60. Красивы ли правильные геометрические фигуры: Почему не нравятся косые углы садовой площадки или асимметрия во внешности животного? Как суждение вкуса будет соотноситься с заданной правильностью линий?
61. Какова расстановка сил применительно к суждению вкуса: рассудок служит воображению или воображение рассудку?
62. Можно ли применить понятие красоты в суждении о контурах мерцающего пламени или текущего ручейка?